Правовые аспекты повышения эффективности реализации природного газа

(Духович Д. В., Лахно П. Г., Русанов А. Н.) ("Энергетическое право", 2010, N 1) Текст документа

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИРОДНОГО ГАЗА

Д. В. ДУХОВИЧ, П. Г. ЛАХНО, А. Н. РУСАНОВ

Духович Д. В., заместитель начальника Отдела программ развития регулируемого сектора рынка газа ООО "Межрегионгаз".

Лахно П. Г., доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Русанов А. Н., аспирант кафедры статистики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Фундаментом современной цивилизации является энергетика. Так, в XX в. при росте численности населения планеты в 3,8 раза объем используемых энергетических ресурсов увеличился в 15 раз и достиг около 13 млрд. т условного топлива в год. При этом потребление энергоресурсов в мире за 1970 - 2007 гг. более чем в 2,3 раза превысило суммарный показатель за 1901 - 1920 гг. В мировом масштабе среди первичных источников энергии ведущее место занимает нефть - 35%, на уголь и газ приходится соответственно 24% и 21%. Из 230 стран мира 99 добывают углеводороды. При этом за последние 20 лет потребление природного газа в мире возросло в 3 раза <1>. -------------------------------- <1> См.: Тетельмин В. В., Язев В. А. Нефтегазовое дело. Полный курс: Учеб. пособие. Долгопрудный: Издательский дом "Интеллект", 2009. С. 18 и след.

Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа (23% - около четверти разведанных запасов газа сосредоточено в России) и по объемам его ежегодной добычи, обеспечивая 25% мировой торговли этим энергоносителем, доминируя как на европейском газовом рынке, так и на рынке стран Содружества Независимых Государств. В общем объеме потребления газа в странах зарубежной Европы (включая Турцию, но не учитывая страны Содружества Независимых Государств) на российский газ приходится около 30%. Обладая уникальной газотранспортной системой, Россия также играет важную роль в обеспечении поставок центральноазиатского газа в Европу и страны Содружества Независимых Государств <2>. -------------------------------- <2> См.: раздел IV п. 2 ЭС-2030 - Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.

Добыча природного и попутного газа в России достигла в 2007 г. 653 млрд. куб. м, из которых 192 млрд. куб. м было поставлено за рубеж. Для экспорта газа на главном европейском направлении создана инфраструктура сверхдальнего трубопроводного транспорта. В результате в объеме потребления этого вида топлива в Европе четвертую часть составляет российский газ <3>. -------------------------------- <3> См.: Тетельмин В. В., Язев В. А. Указ. соч.

Крупнейшая в мире глобальная энергетическая компания - ОАО "Газпром" (17% мирового и 84% российского объема добычи газа; потенциал ежегодной добычи - 600 млрд. куб. м. газа; владелец крупнейшей газотранспортной системы (далее - ГТС) протяженностью около 160 тыс. км) <4>. -------------------------------- <4> См.: Газпром в вопросах и ответах. Добыча. Сайт ОАО "Газпром". URL: http://www. gazpromquestions. ru/?id=37.

Кроме ОАО "Газпром" в России имеются независимые производители газа. Одни из них, перерабатывая попутный нефтяной газ, производят сухой отбензиненный газ и подают его в ЕСГ в общий поток природного газа. Другие, эксплуатируя собственные газовые месторождения, производят природный газ в качестве основного продукта. Одним из главных приоритетов, закрепленных в Энергетической стратегии России, является развитие рыночной инфраструктуры энергетики (рыночные механизмы, институты открытой торговли энергоресурсами, инфраструктура их транспорта). Особое значение придается программе повышения цен на газ и механизмам минимизации негативных социально-экономических последствий общего роста цен на энергоресурсы <5>. -------------------------------- <5> См.: раздел II ЭС-2030.

Реализация этих мер затрудняется тем, что согласно Энергетической стратегии пока не в полной мере обеспечивается формирование целостной и апробированной нормативно-законодательной базы, создание энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли <6>. -------------------------------- <6> См.: Раздел II ЭС-2030. Правовое регулирование становления и развития рынка природного газа, рынков нефти и нефтепродуктов см. в совместном проекте кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Института предпринимательского, конкурентного и энергетического права Свободного университета Берлина: "Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовой аспект"; "Deutsch-Russisches Energierecht. Ein Rechtsvergleich. Herausgeber: Franz Jurgen Sacker/Petr G. Lakhno, Beck Verlag, Munchen 2010"; Гаврилина Е. А., Лахно П. Г. Правовое обеспечение становления и развития энергетических рынков в России (нефти, нефтепродуктов и природного газа) // Предпринимательское право. 2009. N 3. С. 46 - 54; Ньюшлосс Дж. Конкурентный рынок газа в России // Энергорынок. 2007. N 2(39); Канделаки Т. Л. Нефтяной рынок - тенденции спроса и предложения // Инфо-ТЭК: аналитика, документы, факты. 2009. N 5. С. 6 - 9.

Большинство российских производителей газа находятся в Западной Сибири и имеют транспортную связь с магистральными газопроводами ОАО "Газпром" и с абсолютно большей частью потребителей газа РФ. Это является предпосылкой для организации конкуренции на рынке. Однако ее реализация сильно затруднена разными условиями работы ОАО "Газпром" и независимых производителей. Ранее имели место отдельные случаи возникновения конфликтных ситуаций относительно доступа газа независимых производителей в магистральные трубопроводы ОАО "Газпром". При этом ОАО "Газпром" указывало на отсутствие свободных мощностей на соответствующих участках ЕСГ, а независимые производители утверждали, что свободные мощности имеются. Однако эти случаи были единичными. Проблема в реальности имеет другой масштаб и характер. Ежегодно ОАО "Газпром" и Минэнерго России по согласованию с МЭРТ России разрабатывают Баланс газа по Российской Федерации, в котором указываются объемы добычи газа ОАО "Газпром" и независимых производителей обеих категорий. На ресурсы газа, получившие отражение в Балансе газа по РФ, собственником ЕСГ России - ОАО "Газпром" предоставляется доступ и договор на транспортировку. Дополнительным условием доступа газа независимых производителей является представление ими договоров на поставку газа потребителям. Сложившаяся система обеспечила в период с 1998 по 2008 г. независимым производителям возможности для ускоренного наращивания добычи. Более высокие темпы прироста добычи газа, чем у ОАО "Газпром", в определенной степени были связаны с тем, что независимые производители не вкладывали средства в развитие магистрального транспорта. Ориентировочно к 2005 г., с учетом полного закрытия потребностей Украины среднеазиатскими поставками газа, на внутреннем рынке сложилась ситуация, при которой стал ощущаться избыток газа. Избыточные ресурсы газа стали вытеснять альтернативные виды топлива (мазут, уголь, пропанобутановую смесь), что снижало уровень энергобезопасности, тормозило установленный Правительством РФ график индексации (роста) цен на газ, вывод российского рынка на безубыточную продажу газа. Сохранение этих тенденций в условиях, когда природный газ в России продавался по ценам в 5 раз более низким, чем в ЕЭС, исключало возможность развития рыночных реформ в экономике России, освоения новых месторождений и расширения масштабов газификации. В складывающихся условиях дальнейший рост добычи газа независимыми производителями означал необходимость консервации вновь освоенных мощностей по добыче газа ОАО "Газпром". Это подтверждалось на практике: в последние годы ОАО "Газпром" ежегодно снижало добычу газа на 8 - 10 млрд. куб. м против возрастающих годовых планов. При этом независимые производители сохраняли добычу газа практически на плановом уровне. В ситуации избытка ресурсов на всех производителей газа (и на ОАО "Газпром", и на независимых производителей) накладываются ограничения не на доступ в ЕСГ России, а на включение в Баланс газа. Эти действия соответствуют нормативно-правовым актам РФ и международной практике. В качестве компромисса в отношении партнеров, не вкладывающих средства в развитие новых магистральных сетей и в развитие газификации, обеспечивающей подключение новых потребителей, ОАО "Газпром" приняло меры по вхождению в долю новых газодобывающих предприятий (ООО "НГК "ИТЕРА", Береговое), приобретению газа по долгосрочным договорам по взаимовыгодным ценам (ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "НОВАТЭК"). В целом эти меры были достаточно взаимовыгодны, создали надежные предпосылки для наращивания добычи газа независимыми производителями, сыграв для них положительную роль и в условиях кризиса. Однако необходимо признать, что они привели к торможению развития конкуренции в сфере газоснабжения, создали трудность для запуска и работы основных инструментов рыночных преобразований - Электронной торговой площадки (ЭТП) и Биржи газа. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что рассмотрение проблемы доступа в отрыве от политики непрерывного сближения цен на рынках газа России и сопредельных стран (т. е. политики наращивания цен на внутреннем рынке) и от утвержденных Правительством РФ инвестиционных программ ОАО "Газпром" без принятия независимыми производителями обязательств по инвестированию своих средств в развитие газоснабжения и переработки газа нелогично. Поэтому даже при наличии свободных мощностей ГТС ОАО "Газпром" вопрос доступа независимых производителей целесообразно рассматривать только при выходе на равные условия работы по сбыту газа. Для этого ОАО "Газпром" и независимые производители должны работать по рыночным ценам, самостоятельно искать потребителей, нести равную ответственность за надежность поставок газа и осуществлять инвестиции, исходя из рыночных сигналов. Процесс создания подобных равных условий должен быть организован по следующим направлениям: - совершенствование Порядка разработки Баланса газа; - переход на равнодоходные (далее - свободные) цены ОАО "Газпром"; - создание спотового рынка в объемах 10% от годового потребления газа, на котором все независимые производители и ОАО "Газпром" могли бы конкурировать; - принятие всеми производителями газа обязательств по развитию системы газоснабжения России. Наряду с перечисленными проблемами имеются недостатки в тарифно-ценовой политике, создающие трудности во взаимоотношениях с независимыми производителями. С ГТС также связаны месторождения бывших среднеазиатских республик СССР, что позволяет России импортировать газ, добываемый в Туркмении, Узбекистане и Казахстане. В 2008 г. у этих государств закуплено соответственно 42,3, 14,2 и 9,6 млрд. куб. м газа. Одновременно имеется возможность предоставлять услуги по транспортировке углеводородов, принадлежащих этим странам, за пределы Российской Федерации. Сравнительно небольшие объемы газа, добываемые в Якутии, на Дальнем Востоке и районе Норильска, не имеющих связи с ГТС, пока используются на нужды этих регионов. Вместе с тем особое внимание сегодня уделяется развитию газовой промышленности на Востоке страны. Осуществляются крупномасштабные меры по газоснабжению Дальнего Востока, развитию экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что важно для диверсификации направлений экспорта природного газа из России. ОАО "Газпром" в 2008 г. из добытых 567,9 млрд. куб. м газа на российский рынок поставлено 287,0 млрд. куб. м газа, на рынки стран СНГ и Балтии - 96,5 млрд. куб. м и в дальнее зарубежье - 184,4 млрд. куб. м. Независимые производители весь добываемый газ реализуют на внутреннем рынке <7>. Это соответствует Закону РФ от 18 июля 2006 г. N 117-ФЗ "Об экспорте газа", который снял вопросы неопределенности в регулировании экспорта газа; предотвращения конкуренции на экспортных рынках между экспортерами российского газа; стимулирует развитие газовой отрасли и эффективное использование природных ресурсов; способствует оптимизации расширения трубопроводной системы; обеспечивает максимальный доход от реализации газа на экспорт <8>. -------------------------------- <7> См.: Протокол годового Общего собрания акционеров ОАО "Газпром" от 26 июня 2009 г. N 1. URL: http://www. gazprom. ru/f/posts/73/922420/protokol. pdf. <8> СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3293. Подробнее см.: Гладков А. Нужно ли принятие подзаконных актов к Закону "Об экспорте газа"? // Энергетическое право. 2007. N 1. С. 31 - 35.

Осуществляемая в Российской Федерации политика модернизации национальной экономики требует особого внимания к повышению эффективности использования природных ресурсов. Главный внутренний вызов заключается в необходимости выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей роли в рамках предусмотренного Концепцией перехода на инновационный путь развития экономики. Главный внешний вызов заключается в необходимости преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы, а также обеспечения вклада энергетического сектора страны в повышение эффективности ее внешнеэкономической деятельности и усиление позиций России в мировой экономической системе. В газовой промышленности - базовой отрасли народного хозяйства страны решение этой задачи в значительной степени связано с совершенствованием ценообразования при реализации добываемых ресурсов. Это напрямую связано с созданием благоприятной общей экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе) <9>. -------------------------------- <9> См.: раздел V п. 1 ЭС-2030.

Механизмы ценообразования на газ, поставляемый потребителям внутри России, коренным образом отличаются от принципов формирования цен на газ, продаваемый за рубеж <10>. -------------------------------- <10> См.: Гельвановский М. Мы заложники "глобального казино" // ИнфоТЭК: аналитика, документы, факты. 2009. N 6. С. 9 - 11.

Из всех видов топливных ресурсов, используемых внутри страны, государственное регулирование сохранено только на природный газ <11>. Сегодня Федеральной службой по тарифам (ФСТ России) устанавливаются оптовые цены на газ <12> (исключая газ, добываемый независимыми производителями), тарифы на транспортировку газа по магистральным газопроводам <13> для независимых организаций, тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым транспортным организациям и газораспределительным сетям, а также розничные цены на газ для населения <14> и размер оплаты за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа <15> (при регулировании оптовой цены на газ). -------------------------------- <11> Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 175. <12> См.: Приказ ФСТ РФ от 18 декабря 2009 г. N 440-э/2 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации"; Приказ ФСТ РФ от 5 июля 2007 г. N 156-э "Об утверждении Положения об определении формулы оптовой цены на газ" // Информационный бюллетень ФСТ РФ. 2009. N 48. <13> См.: Приказ ФСТ от 23 августа 2005 г. N 388-э/1 "Об утверждении методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 44. <14> См.: Приказ ФСТ от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12 "Об утверждении методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 52. <15> См.: Приказ ФСТ от 17 сентября 2008 г. N 173-э/5 "Об утверждении методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа" // Российская газета. 2008. N 215. 15 октября.

До октября 1996 г. регулируемые цены подлежали ежемесячной корректировке в соответствии с индексами цен на промышленную продукцию, которые определялись по данным Госкомстата России. Это в определенной мере позволило соблюдать паритет цен на газ и цен, формируемых на основе рыночных механизмов на другие ресурсы (в т. ч. конкурентные виды топлив). При этом цены на природный газ дифференцировались по семи ценовым поясам, в зависимости от удаленности потребителей от мест добычи. С октября 1996 г. до ноября 1999 г. индексация цен на газ была прекращена, тогда как цены на альтернативные виды топлива под влиянием рыночных механизмов продолжали расти. В результате за 1996 - 1999 гг. цены в промышленности выросли в 2,2 раза, цены на газ поднялись всего на 1,2%. Начиная с 2000 г. индексация регулируемых оптовых цен на газ производится ежегодно. Однако произошедшие за предыдущие годы изменения до сих пор не позволили восстановить экономически обоснованные соотношения цен на газ и другие виды котельно-печного топлива. Вследствие поставки газа на внутренний рынок по заниженным регулируемым ценам ОАО "Газпром" с 2000 г. недополучило в сравнении с уровнем цен самофинансирования свыше 1,4 триллиона рублей выручки <16>. -------------------------------- <16> См.: Доклад начальника Департамента экономической экспертизы и ценообразования ОАО "Газпром" Е. Е. Карпель, "Проблемы ценообразования на газ на внутреннем рынке" на VII Международном форуме "Газ России - 2009", ноябрь 2009 г. URL: http://www. gazpromvideo. ru/index. php? id=gaz-rossii-2009-2.

В стране из-за дешевизны газа сформировалась монотопливная структура баланса топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), в котором доля газа приблизилась к 55%. В результате трудности создаются не только для ОАО "Газпром", но и тормозится дальнейшее развитие национальной экономики, повышение конкурентоспособности бизнеса, стимулирование у потребителей использования энергосберегающих технологий и т. п. Энергоемкость и газоемкость на единицу ВВП (объем потребленного газа на единицу произведенной продукции) в России существенно превышает аналогичные показатели за рубежом: так, газоемкость на единицу ВВП больше, чем в Италии, в 9,2 раза, Германии - 13,6, Франции - 21,0 раза. В европейских странах стоимость газа, приведенная к стоимости киловатт-часа, в 2 - 2,5 раза ниже стоимости электроэнергии, в России - в 6 раз. При этом темп опережения объемов потребления газа на внутреннем рынке за последние 10 лет превысил темп роста его добычи в 2,3 раза <17>. -------------------------------- <17> См.: Там же.

Вместе с тем следует отметить, что сравнение с ВВП разных стран, имеющих отличную от России структуру этого показателя, не всегда корректно и может не дать объективных сигналов для реальной оценки эффективности энергопотребления и выработки политики в области ценообразования на топливные ресурсы. Так, по мнению ряда российских экспертов <18>, для России, использующей большую часть своих энергоресурсов на внутренние нужды, искусственная увязка внутренних цен с мировыми, которые подвержены резким колебаниям, как в конвертируемой валюте, так и в пересчете на рубли, не целесообразна. Уровень и соотношение цен на энергоносители должны зависеть не только от затрат на их производство, транспортировку, потребности в капиталовложениях, но и от общего уровня цен в стране. -------------------------------- <18> Волконский В., Кузовкин А. Сколько стоят топливо и энергия? // Электронный журнал энергосервисной компании "Экологические системы". 2003. N 6 (июнь). URL: http://esco-ecosys. narod. ru/frames/site_map. htm.

В разных странах используются так называемые паритеты покупательной способности (ППС) национальных валют с долларом США, которые регулярно рассчитываются в рамках Программы межстрановых сопоставлений ООН <19>. Объективность международных сопоставлений цен и ВВП может оспариваться, однако и этот метод также показывает, что энергоемкость российского ВВП является одной из самых высоких в мире и существенно влияет на цены топливно-энергетических ресурсов. Основные причины повышенной энергоемкости российского ВВП - утяжеленная структура хозяйства (высокая доля добывающих отраслей и тяжелого машиностроения), северное расположение страны и большие затраты на транспорт. -------------------------------- <19> См.: Цена энергии. Международные механизмы формирования цен на нефть и газ. Секретариат Энергетической хартии. 2007.

Международное энергетическое агентство считает, что среди индустриальных стран энергоемкость ВВП России целесообразно сравнивать не с европейскими странами, а с Канадой, так как обе страны имеют наиболее сопоставимые климат, длину перевозок, запасы природных ресурсов и экспорт энергии. По расчетам этой организации, энергоемкость ВВП в России в 2,3 раза выше, чем в Канаде. В то же время, по оценке российских специалистов <20>, с учетом объективных факторов энергоемкость ВВП России должна быть выше, чем в Канаде, примерно на 30%. Это мотивируется тем, что фактически основная промышленность Канады расположена южнее 35-й параллели, а в России севернее, а среднее плечо перевозок энергоресурсов в Канаде в 2 - 3 раза меньше, чем в России. Поэтому реализация потенциала энергосбережения даже в размере 30% от нынешнего уровня потребления ТЭР позволила бы России приблизиться к уровню энергоемкости ВВП Канады. На это направлен Закон РФ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <21>. Согласно данному Закону под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Для достижения указанных целей - энергоэффективности и энергосбережения проводится энергетическое обследование, которое включает в себя сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможности энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. Для выполнения названных работ заключается энергосервисный договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчика. -------------------------------- <20> Волконский В., Кузовкин А. Указ. соч. <21> Собрание законодательства РФ. 2009. N 48. Ст. 5711.

Объективное восстановление справедливой оценки газа является главной проблемой в области ценообразования на газ на внутреннем рынке, и оно невозможно без перехода к рыночным методам. Цена на газ должна формироваться на основе оценки покупателем его реальных потребительских свойств в сравнении с другими видами энергоресурсов. Вместе с тем без системных регулирующих мер со стороны государства, объективно учитывающих специфику народного хозяйства России, достигнуть рационального соотношения цен на энергоресурсы пока будет затруднительно. Правительством РФ еще в 2006 г. был принят ряд решений, направленных на поэтапный переход к рыночным принципам ценообразования в газовой отрасли. Разрешена реализация газа ОАО "Газпром" на электронной торговой площадке ООО "Межрегионгаз" (ЭТП) по свободным ценам, уровень которых определялся на основе биржевых технологий <22>. Начата продажа части газа ОАО "Газпром" ряду категорий потребителей по договорным ценам, определяемым в регулируемом диапазоне. -------------------------------- <22> См.: Баранов В. Н. Биржевая торговля газом в России: прикладные аспекты развития // Энергетическое право. 2007. N 1. С. 12 - 16; Хренков Н. Рынок // Корпоративный журнал "Газпром". 2008. Ноябрь. N 11. С. 27 - 29; Он же: Свободный газ // Корпоративный журнал "Газпром". 2009. Ноябрь. N 11. С. 7 - 9.

Поставлена задача постепенного перехода к равнодоходным с экспортными ценам на внутреннем рынке газа. В начале 2007 г. на заседании Госсовета В. В. Путин отметил: "...газ у нас вообще рыночным товаром на внутреннем рынке не является, а вот цель, которую поставило перед собой правительство, - сделать этот вид энергоресурса равновзвешенным по ценам. Если это произойдет, тогда и баланс энергетический в стране должен быть другим, и лимиты будут не нужны" <23>. -------------------------------- <23> Заседание Президиума Госсовета РФ в Волгограде, 19 февраля 2007 г. // РИА "Новости". URL: http://www. rian. ru/politics/20070219/60979111.php.

Стратегической целью политики развития внутренних энергетических рынков является устойчивое удовлетворение внутреннего спроса на энергетические ресурсы высокого качества по стабильным и приемлемым для российских потребителей ценам на основе создания и развития энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли. Данная составляющая государственной энергетической политики является ключевой для развития энергетического сектора и экономики страны в целом. В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 г. были обеспечены: создание базовых институтов внутреннего энергетического рынка (биржа нефти и нефтепродуктов, экспериментальная электронная торговая площадка для торговли природным газом по не регулируемым государством ценам, система торговли электрической энергией на основе конкурентного отбора ценовых заявок участников рынка в режиме "на сутки вперед" и в режиме реального времени). Современные тенденции в этой сфере ориентированы на развитие биржевой торговли энергоносителями, а также на усиление государственного участия и контроля в нефтегазовом комплексе. Основными проблемами в указанной сфере являются: - несовершенство рыночной инфраструктуры (базовых рыночных институтов и механизмов биржевой торговли); - наличие регионального и технологического монополизма, а также недобросовестной конкуренции на внутренних энергетических рынках; - наличие диспропорций между внутренними ценами на основные энергоносители; - совершенствование государственного контроля над уровнем экономической концентрации на энергетических рынках и государственного регулирования естественных монополий в энергетическом секторе; - создание и развитие отечественных систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов <24>; -------------------------------- <24> См.: НП "Международная биржа нефтегазового комплекса". URL: http://www. fexer. ru/; ЗАО "Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа". URL: http://www. s-pimex. ru/. Для сравнения см.: Нью-Йоркская товарная биржа. URL: http://www. nymex. com/; Чикагская товарная биржа. URL: http://www. cme. com/.

- совершенствование системы доступа к энергетической инфраструктуре; - формирование эффективной и стабильной системы тарифо - и ценообразования на энергетических рынках, взаимоувязанной с мерами по развитию конкуренции во всех потенциально конкурентных сегментах энергетических рынков, росту энергоэффективности и энергосбережению. Поставленные задачи будут решаться с использованием следующих мер и механизмов государственной энергетической политики: - законодательное обеспечение прозрачного и недискриминационного порядка доступа для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре (магистральным трубопроводам, электрическим и тепловым сетям), ужесточение антимонопольного законодательства в целях пресечения картельных сговоров и технологического монополизма, создание интегрированной системы мониторинга энергетических рынков; - стимулирование участия частных компаний в биржевой торговле энергоносителями, создание нормативных правовых основ для развития торговли энергетическими "деривативами" (фьючерсами, опционами и др.) за рубли и использование результатов биржевых торгов в качестве индикаторов для всей системы ценообразования на российские энергоресурсы <25>; -------------------------------- <25> См.: Куракин Р. С. Правовое регулирование биржевого срочного рынка. М., 2010.

- ликвидация перекрестного субсидирования на всех уровнях с сокращением государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий для населения на основе соблюдения принципа ограничения предельно допустимой доли затрат социально значимых категорий граждан на свое энергообеспечение; - постепенная либерализация внутренних рынков основных энергоносителей (газ, электроэнергия, тепло), стимулирование заключения долгосрочных договоров на поставку энергоресурсов <26>. -------------------------------- <26> См.: раздел V п. 4 ЭС-2030.

Важнейшее значение для определения ОАО "Газпром" стратегии развития рыночных отношений имело Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" <27>. Названным Постановлением ОАО "Газпром" было предоставлено право продажи сверхдоговорных объемов по предельным ценам, а ФСТ России поручено до 1 января 2011 г. в целях информирования участников рынка газа о принципах формирования цен на газ, применяемых начиная с 2011 г., определять порядок индикации оптовых цен на газ, реализуемый потребителям на внутреннем рынке (кроме населения), рассчитанных исходя из принципа обеспечения равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки. -------------------------------- <27> Собрание законодательства РФ. 2007. N 23. Ст. 2798 / СПС "КонсультантПлюс".

В процессе двухлетнего эксперимента были отработаны порядок проведения продажи/покупки газа в оперативном режиме на ЭТП ООО "Межрегионгаз".

Схема 1

Что получил рынок газа Российской Федерации

1. График роста регулируемых цен до 2011 г. 2. График роста регулируемых предельных цен до 2011 г. 3. Формулу цены на газ на период после 2011 г. 4. График роста гарантированных объемов поставки на последующие 2008 - 2010 гг. 5. Возможность оперативного доступа НП в ГТС ОАО "Газпром" через ЭТП ООО "Межрегионгаз". 6. Возможность продажи/приобретения дополнительных объемов газа по свободным ценам в режиме на: - месяц, - декаду, - сутки. 7. Возможность приобретения дополнительных (сверх традиционных) объемов газа по предельным ценам - 16 млрд. куб. м. 8. Индикация цен рынка на свободном секторе на очередной месяц.

Реализация вышеприведенных мероприятий существенным образом изменила характер рынка газа России. На схеме 1 наглядно показано, что потребитель получил достаточный объем информации для реализации инвестиционных проектов на среднесрочную перспективу, а также эффективные механизмы для приобретения газа по предельным и свободным ценам.

Схема 2

Основные данные по программе "Биржа газа"

1. Организаторы: ОАО "Газпром", АБ "Газпромбанк" (ЗАО), НП "МБНК"

2. Основной принцип: формирование торговой системы на действующих в России блоках: торговых платформ, технологий клиринга, систем организации транспортировки газа

3. Географическое расположение (с учетом ввода газовых объектов северо-запада России): г. Санкт-Петербург

4. Юридическая форма: закрытое акционерное общество

На новом этапе развития свободному сектору наряду с индикацией спотовых продаж, проводимых ЭТП, нужна своя система определения перспективных цен и система хеджирования (страхование от ценовых рисков). При этом более правильно предоставить возможность разрабатывать прогноз цен не государству, а самим участникам рынка, т. е. необходима организация в России специализированной Биржи по газу. Демократичность, высокий уровень заинтересованности участников биржевых торгов, возможность привлечения высококвалифицированных специалистов дают основания полагать, что результаты прогноза будут более объективными (схема 2). Принимая это во внимание, а также учитывая достигнутый высокий уровень развития электронных технологий спотовых продаж, ОАО "Газпром" приступило к созданию Биржи газа. Запуск Биржи газа планируется осуществить в ближайшее время. На первом этапе Биржа газа будет ориентирована на внутренний рынок, после запуска новых газотранспортных мощностей она сможет обслуживать внешних потребителей. Создание Биржи газа предусматривается осуществить совместно с ведущими производителями и потребителями газа, финансовыми и инвестиционными организациями.

Схема 3

ЭТП Биржа

Основные задачи:

Торговля Торговля фьючерсным контрак - физическими том с поставкой (по желанию объемами газа участников) физических объемов газа (1 - 2% от де - нежного оборота) по наступ - лению срока его действия

Сроки исполнения контрактов:

На следующий - день

На следующую - декаду

На следующий На следующий месяц месяц

- На следующие 1 - 36 месяцев

Основные итоги:

Регистрирует Дает прогноз цены на период цены спотово - до 36 месяцев. го рынка на Дает объективные индикаторы текущий месяц цены для взаиморасчетов на последующий месяц по долгосрочным договорам. Создает реальные условия для страхования (хеджирования) продавцов и покупателей от ущерба, связанного с резкими изменениями цен на спотовом рынке

При этом предполагается параллельная работа ЭТП (с поставкой на сутки, декаду, месяц) и Биржи газа (с продажей фьючерсных контрактов на 1 - 36 месяцев). Фьючерсный контракт может завершаться поставкой физических объемов газа. Для осуществления программы развития ЭТП и создания Биржи газа необходимо, чтобы Правительство России предоставило ОАО "Газпром" на постоянной основе право продажи по свободным ценам ресурсов газа на ЭТП и создаваемой Бирже газа. Предусмотрено, что становление биржевой торговли газом в России будет происходить поэтапно (см. схему 4) <28>. -------------------------------- <28> Схемы см.: Презентация зам. Председателя Правления ОАО "Газпром" В. Голубева. Перспективы развития российского газового рынка. VI Международный форум "Газ России - 2008". 18 ноября 2008 г. Москва.

Схема 4

Этапы развития биржевой торговли газом в РФ

I этап II этап III этап 2009 - 2010 гг. 2010 - 2011 гг. 2012 г.

Отработка технологии Совершенствование Внедрение биржевой торговли биржевой торговли биржевой фьючерсами в условиях в условиях применения торговли совершенствования равно выгодных цен на внешних Правил поставки газа на внутреннем рынках и оптимизации цен рынке газа и тарифов

Дальнейшее развитие правового регулирования, обеспечивающего создание условий для появления рыночных механизмов обращения газа, должно осуществляться по следующим направлениям: 1) определение правил функционирования внутреннего рынка газа; 2) регулирование отношений между ОАО "Газпром" и независимыми организациями; 3) правовое регулирование основ ценообразования на внутреннем рынке газа в России; 4) правовое регулирование вопросов реформирования газовой промышленности <29>. -------------------------------- <29> Подробнее см.: Гудков И. В., Лахно П. Г. Актуальные проблемы правового регулирования энергетических отношений // Энергетика и право / Под ред. П. Г. Лахно. М., 2008. С. 104 - 111.

Как отмечают специалисты, в III кв. 2009 г. подразделения ОАО "Газпром", используя данные о тенденциях на зарубежных рынках газа, продолжили работу по развитию биржевых форм торговли в РФ. Принято решение об усилении практической работы по подготовке участников рынка и организаций товарной Биржи газа. С этой целью сделано следующее: 1) продолжена работа по совершенствованию программно-аппаратного комплекса в части повышения автоматизации документооборота биржевых торгов; 2) завершена работа по организации обучения практическим навыкам торговли производными финансовыми инструментами на газ на базе НОУ "Корпоративный институт ОАО "Газпром"; 3) подготовлен бизнес-план проекта Биржи газа с расчетом инвестиций, срока их окупаемости и с определением рисков, которые могут ему сопутствовать; 4) подготовлена Программа действий ОАО "Газпром" по совершенствованию рынка газа, направленная на развитие биржевой и электронной форм торговли газом; 5) определены конкретные мероприятия по организации биржевой торговли газом. Подготовлены предложения потенциальным участникам торгов по основным условиям их функционирования; 6) составлена схема акционирования торговой части ЭТП. Проводимые ОАО "Газпром" практические мероприятия по совершенствованию рынка и созданию Биржи газа, расширение круга заинтересованных участников биржевой торговли позволяют надеяться на то, что это ускорит согласование постановления Правительства, посвященного развитию биржевой и электронной форм торговли газом <30>. -------------------------------- <30> См.: Петров А., Черный Б. Создание биржевых механизмов рынка газа в России и доминирующие тенденции мировых рынков // Рынок ценных бумаг. 2009. N 17. С. 62.

Он, в частности, предусматривает реализацию "Газпромом" и его аффилированными лицами начиная с 2009 г. до 10 млрд. куб. м газа ежегодно на ЭТП или Бирже газа. При этом после 2010 г. объемы реализуемого на этих площадках газа специально не ограничиваются, правда, при условии обеспечения выполнения обязательств по ранее заключенным договорам. Для достижения поставленных задач при выборе концепции формирования цен на газ ФСТ России начиная с 2006 г. придерживается принципа обеспечения равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки <31>. Специалисты этой службы считают, что экономически обоснованную цену на внутреннем рынке следует рассчитывать по следующей формуле <32>: -------------------------------- <31> См.: Хренков Н. Свободный газ: Интервью начальника Управления регулирования газовой и нефтяной отрасли ФСТ России Д. Волкова // Корпоративный журнал "Газпром". 2009. N 11. <32> См.: Доклад начальника Управления по организации электронных форм торговли газом ООО "Межрегионгаз" А. А. Петрова "Внутренний российский рынок газа: стратегия, модели и тенденции развития" на VII Всероссийском энергетическом форуме "ТЭК России в XXI веке", апрель 2009 г. // Сборник итоговых материалов VII Всероссийского энергетического форума "ТЭК России в XXI веке". URL: http://iprr. ru/index. php? option=com_content&task=view&id=144&Itemid=63.

РДЦ = ЭЦ - (ТТ + ТП + ТС), где РДЦ - равнодоходная (с экспортом) цена на газ; ЭЦ - экспортная цена газа ОАО "Газпром" в дальнее зарубежье в точке пересечения границ государств-потребителей; ТТ - разность величины транспортного тарифа на экспорт до границы государств-потребителей и внутренний рынок; ТП - эффективная ставка таможенной пошлины; ТС - таможенный сбор. Формула дифференциации РДЦ по субъектам РФ:

цена ФСТ для субъекта РФ РДЦсубъекта = РДЦр x ---------------------------, где средневзвешенная цена ФСТ для РФ на 2010

РДЦр - средневзвешенная РДЦ по России. При разработке сценарных условий функционирования экономики РФ на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 г. Минэкономразвития России, несмотря на наблюдающийся спад в развитии национальной экономики, предусмотрело существенные корректировки цен на этот вид топлива в 2010 - 2012 гг. Ожидаемая динамика изменения оптовых цен на газ в период до 2012 г. приведена на рис. 1.

Динамика изменения оптовых цен на газ для промышленных потребителей РФ

14000

12000

руб./ 10000 1000 * куб. м 8000 * * * + Оптовая цена * (скорректированный темп 6000 / / роста) * * / / / Оптовая цена 4000 / / + (первоначальный + + (докризисный) темп роста) 2000 + + * Цена равнодоходности + + 0 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рисунок 1

Равнодоходная цена, рассчитанная по состоянию на конец 2009 г., несмотря на снижение цен на нефть с максимальных показателей, на треть превышает прогнозные оценки 2006 - 2007 гг., что несколько отодвигает реализацию планов. Вместе с тем среди программ, над которыми работают участники рынка, приоритетной признается программа внедрения РДЦ. При этом, чтобы использовать формулу цены, на практике необходимо вносить коррективы, делающие ее более гибкой. Так, ОАО "Газпром" предлагает модифицировать формулу, введя в нее дополнительные коэффициенты, определяемые на базе стоимости конкурентных видов топлива, или спросовых характеристик на газ, а также на начальном этапе перехода ввести понижающий коэффициент, учитывающий состояние экономики, в пределах 0,7 - 0,8. В то же время нельзя забывать, что могут использоваться и другие подходы к формированию экономически обоснованной цены на газ для внутреннего рынка. Так, предлагается внимательно проанализировать ожидаемые результаты осуществления либерализации цен на газ с точки зрения повышения доходности не только для ОАО "Газпром", но также для государства и хозяйствующих субъектов. О необходимости продолжать поиск оптимальных путей совершенствования внутреннего рынка свидетельствует то, что сегодня в трехлетнем бюджете страны отсутствует конкретизация планов по переходу на равнодоходность цен на газ. Серьезной критике эта политика подвергается со стороны бизнеса. Доминирующим механизмом торговли газом в Европе являются долгосрочные экспортные газовые контракты, в том числе заключаемые ОАО "Газпром". Базовой является так называемая Гронингенская модель, используемая в мировой практике уже почти 50 лет. Одним из стандартных условий таких контрактов является использование сторонами формул определения ЭЦГ (экспортная цена газа) на период поставки газа. В простейшем варианте формула корректировки ЭЦГ в зависимости от изменения рыночных цен на альтернативные виды топлива (газойль и мазут) может быть представлена в следующем виде <33>: -------------------------------- <33> См.: Андреев А. Ф., Лопатин С. Г., Маккавеев М. В., Победоносцева Н. Н. Основы менеджмента (нефтяная и газовая промышленность): Учебник / Под ред. А. Ф. Андреева. М.: Изд. "Нефть и газ" РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2007. С. 264.

a(GO)t b(M)t c(PPI)t ЭЦГt = ЭЦГo [-------- + ------- + -------- + ...], где (GO)o (M)o (PPI)o

ЭЦГt - цена природного газа в момент времени t; ЭЦГo - первоначально устанавливаемая цена газа; (GO)t - цена газойля в момент времени t*; (M)t - цена мазута в момент времени t*; (PPI)t - индекс цены производителя в момент t* (индекс инфляции); t* - согласованный временной период до момента времени t - лаговый эффект запаздывания момента определения цен на газ; ЭЦГo, (CO)o, (M)o и (PPI)o - значения соответствующих переменных в момент времени t = 0; a + b + c + ... = 1. Экспортная цена зависит от цен на мазут, газойл, и соответственно от цен на баррель нефти будет зависеть стоимость газа для российских потребителей. При этом в величине РДЦ фактически отразятся цены на нефть на мировых рынках с запаздыванием, которое может составлять значительные периоды. В то же время сегодня крайне затруднительно прогнозировать цены на нефть, курс рубля после 2010 г. Как уже сказано выше, формулы РДЦ без введения корректирующих коэффициентов, которые отражали бы реальное состояние российской экономики, ее способность воспринимать без ущерба для темпов развития очередную индикацию цен на газ, использовать практически будет нереально. С этой точки зрения нужно рассматривать также и формулы в экспортных контрактах, вырабатывать предложения по их модернизации. Следует отметить, что переход от директивных методов ценообразования при реализации газа, добываемого в России, требования к максимализации доходов от его продаж по-новому ставят задачи по совершенствованию методов экономико-статистического обеспечения этих процессов, созданию соответствующих математических моделей и т. п. РДЦ с учетом корректирующих коэффициентов может иметь статус предельных или годовых средневзвешенных цен. Задачу информирования участников рынка о рыночной цене газа, оперативно отражающей реальное соотношение спроса и предложения, должны решать ЭТП (электронная торговая площадка) и создаваемая Российская биржа газа. В ходе эксперимента на ЭТП <34> в период с ноября 2006 г. по декабрь 2008 г. было совершенно 3120 сделок, в которых участвовали 14 продавцов и 59 покупателей. Через площадку было реализовано более 13,3 млрд. куб. м газа, в том числе 7,5 млрд. куб. м, принадлежащих ОАО "Газпром", 5,8 млрд. куб. м - независимым производителям. Были опробованы технологии, позволяющие осуществлять продажи и поставки газа в режимах "месяц", "неделя", "сутки". -------------------------------- <34> См.: Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2007 г. N 851 "О продолжении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке в 2008 г." // Собрание законодательства РФ. 2007. N 51. Ст. 6365.

Специалистами ОАО "Газпром" дальнейшее развитие биржевых механизмов рассматривается как создание двух рыночных инструментов, дополняющих друг друга. Основные задачи ЭТП - торговля физическими объемами газа, Биржи - фьючерсами и опционами с возможностью поставок (по желанию участников) физических объемов газа при наступлении срока исполнения контракта <35>. -------------------------------- <35> См.: Петров А., Черный Б. Создание биржевых механизмов рынка газа в России и доминирующие тенденции мировых рынков // Рынок ценных бумаг. 2009. N 17 (ноябрь). URL: http://www. mrg. ru/docs/media/rcb/09.17.pdf.

Для торговли газом по биржевым технологиям в России предполагается уже в ближайшее время направлять до 35 млрд. куб. м (в 2012 г.) добываемого в стране газа. Эта пропорция соответствует мировой практике. В соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 5 февраля 1998 г. N 162, Баланс газа по Российской Федерации разрабатывается и утверждается Министерством топлива и энергетики РФ по согласованию с Министерством экономики РФ, исходя из ресурсов газа и прогноза потребности российских потребителей в топливно-энергетических ресурсах. Баланс газа по России носит для поставщиков и покупателей газа рекомендательный характер. Каких-либо ограничений нормативные акты не накладывают на порядок разработки Баланса газа. Отсюда Баланс газа на 2010 г. может быть разработан со значительным сокращением против уровня 2008 г. под ожидаемый факт потребления 2009 г., который должен считаться прогнозом потребности российских потребителей. Подобные действия соответствуют требованиям ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <36>. -------------------------------- <36> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.

Вместе с тем повышать эффективность российского рынка газа только за счет принятия мер, связанных с совершенствованием ценообразования, затруднительно. Так, кризис еще раз поднял проблемы несовершенства системы формирования годовых балансов добычи-потребления газа, а также неурегулированности взаимоотношений между ОАО "Газпром" и значительно укрепившейся за последние годы группой независимых производителей газа. Объем добычи газа ОАО "Газпром" за последние 10 лет практически не менялся: в 1999 г. добыто 546 млрд. куб. м, в 2007 г. - 548 млрд. куб. м газа. Эти показатели по группе независимых производителей составили соответственно 47 и 105 млрд. куб. м газа. Однако, если в связи с кризисом (снижением спроса на газ в Европе на 7,4% <37>) на 12% упала добыча газа в России и ОАО "Газпром" в 2009 г. вынужденно сократил добычу газа до 462,3 млрд. куб. м, крупнейшие независимые производители продолжают ее наращивать и в этом году: по расчетам, продажи газа НОВА-ТЭК в прошлом году увеличились не менее чем на 5%, ТНК-ВР - 10%, Роснефти - 6%. -------------------------------- <37> См.: Страхи титана // РБК daily. 2010. 21 января.

Высокие темпы прироста добычи газа независимых производителей газа во многом связаны с тем, что они не вкладывают значимых средств в развитие магистрального транспорта, программы газификации, не обременены обязательствами по приоритетному снабжению бюджетных потребителей комбыта и населения. При этом они не ограничены госрегулированием цен и могут проводить более гибкую ценовую политику. Например, продавать свой газ ОАО "Газпром" по ценам, которые обеспечивают доходность обеим сторонам (в поставках ООО "Межрегионгаз" в 2009 г. объем такого газа составил около 5%). Существуют противоречивые прогнозы по объемам поставок российского газа на внешний рынок до 2020 - 2025 гг. Так, ОАО "Газпром" считает, что доля его газа на рынке ЕС увеличится до трети. В то же время другие аналитики уменьшают этот показатель до 20% и более. В условиях обострения конкуренции между российскими производителями газа от государства требуется принятие объективных мер по справедливой балансировке объемов газа в ЕСГ, создание достаточных условий для устойчивого и прогнозируемого развития газовой отрасли и рационального использования ее потенциала. В связи с этим выведение регулируемых оптовых цен на газ на экономически обоснованный уровень, в том числе обеспечивающих равную доходность поставок газа на внешний и внутренний рынки, без принятия объективных мер по совершенствованию работы по балансам газа по Российской Федерации не приведет к созданию достаточных условий для устойчивого и прогнозируемого развития газовой отрасли, рационального использования ее потенциала. При этом принципы формирования Баланса в сочетании с политикой ценообразования на газ, используемой на внутреннем рынке, должны учитывать не только необходимость реализовывать крупномасштабные инвестиционные программы ОАО "Газпром", имеющие для энергобезопасности страны стратегическое значение, но и побуждать независимых производителей к принятию долговременных обязательств по направлению средств в развитие газоснабжения и переработки газа в Российской Федерации. При формировании цен на газ на основе рыночных методов должны будут поэтапно устраняться элементы субсидирования потребителей газа за счет заниженных регулируемых оптовых цен. Так, сегодня система перекрестных субсидий потребителей региональными ценами на газ, устанавливаемыми ФСТ России, на практике позволяет независимым производителям получать сверхприбыли при продаже большей части ресурсов в северных и восточных регионах страны с умеренным превышением рыночных цен над ценами ФСТ России. Осуществляемые в Российской Федерации меры по переходу на рыночное ценообразование при продаже добываемого в стране газа, по-видимому, не приведут в ближайшие годы к полной ликвидации государственного контроля за ними. Он сохранится при поставках газа населению, оказании услуг по транспортировке газа. Вместе с тем следует ожидать, что в целом в результате последовательной реализации политики по совершенствованию ценообразования при реализации газа, добываемого в России, будет дан мощный импульс механизмам регулирования цен через межтопливную конкуренцию, упорядочится работа спотового сегмента рынка газа, будет реально стимулировано использование потребителями энергосберегающих технологий. В итоге газовая отрасль внесет достойный вклад в модернизацию страны, повышение эффективности экономики и благосостояния народа.

Название документа