Проблемы распоряжения средствами компенсационного фонда строительных саморегулируемых организаций

(Максуров А. А.)

("Право и экономика", 2010, N 2)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЕНСАЦИОННОГО ФОНДА

СТРОИТЕЛЬНЫХ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

А. А. МАКСУРОВ

Максуров Алексей Анатольевич, руководитель Ярославского представительства Юридической компании ЦФО; доцент Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Специалист в области теории государства и права, гражданского права. Кандидат юридических наук.

Родился 20 февраля 1976 г. В 1998 г. окончил Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Автор свыше 100 научных трудов, в том числе монографий "Координационная юридическая практика: понятие, структуры, функции" (2004), "Координационная юридическая практика: вопросы повышения эффективности" (2005), "Эффективность координационной практики" (2005) и учебника "Гражданское исполнительное право".

Как известно, начиная с 1 января 2010 г. стройотрасль перешла на саморегулирование. Власти передали права управления непосредственно строительным сообществам - саморегулируемым организациям (СРО).

Абсолютно все строительные лицензии отменены с начала 2010 г. Для того чтобы продолжить работу на рынке, всем желающим необходимо вступить в СРО и засвидетельствовать свою деятельность согласно новому законодательству, получив допуск на проведение определенных строительных работ, регламентированных Минрегионом России.

Никакого увеличения сроков функционирования старых лицензий не планируется, об этом свидетельствуют заявления властей на самом высоком уровне. Власть четко дала понять, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", обусловившего внедрение данной системы в стройотрасль, с 1 января 2010 г. лицензий больше не будет и проведение строительной деятельности будет осуществляться в дальнейшем лишь строительными агентами, вступившими в СРО и имеющими допуски СРО.

С точки зрения законодательства, ситуация в настоящее время выглядит следующим образом.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что с 1 января 2009 г. в строительстве вводится система саморегулирования, отменяющая с 1 января 2010 г. систему лицензирования работ в строительной деятельности.

При этом СРО законодательно наделены правом на выдачу свидетельств о допусках для осуществления определенных видов строительных работ, проведение которых влияет на безопасность объектов капитального строительства.

Статьями 55.2 и 55.3 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) установлено, что саморегулируемые организации - это организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.

К компетенции СРО относится установление размеров вступительного и регулярных членских взносов, порядка их уплаты, а также установление размеров взносов в компенсационный фонд, порядка его формирования, определение возможных способов размещения денежных средств (ст. 55.10 Градостроительного кодекса РФ, в ред. от 30 декабря 2008 г.).

Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о СРО) указывает, что саморегулируемая организация не вправе осуществлять следующие действия и совершать следующие сделки, если иное не предусмотрено федеральными законами:

1) предоставлять принадлежащее ей имущество в залог в обеспечение исполнения обязательств иных лиц;

2) выдавать поручительства за иных лиц, за исключением своих работников;

3) приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги, выпущенные ее членами, за исключением случаев, если такие ценные бумаги обращаются на торгах фондовых бирж и (или) у иных организаторов торгов на рынке ценных бумаг;

4) обеспечивать исполнение своих обязательств залогом имущества своих членов, выданными ими гарантиями и поручительствами;

5) выступать посредником (комиссионером, агентом) по реализации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг);

6) совершать иные сделки в случаях, предусмотренных другими федеральными законами.

Источники формирования имущества СРО определены в ст. 12 Закона о СРО. Определяя перечень источников формирования имущества СРО, норма ч. 1 ст. 12 воспроизводит и детализирует общую норму п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", определяющую перечень источников формирования имущества некоммерческой организации.

Так, в соответствии с указанной нормой Закона "О некоммерческих организациях" источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). В пункте 1 ч. 1 ст. 12 Закона о СРО уточнено, что речь идет о вступительных, членских и целевых взносах членов СРО. За счет взносов членов СРО в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона о СРО формируется компенсационный фонд СРО;

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

другие не запрещенные законом поступления.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Не обсуждая сейчас все нюансы размещения средств компенсационного фонда, отметим, что наиболее вероятным решением является передача средств компенсационного фонда управляющей компании (в том числе банку). К тому же это удачный способ обособить фонд (еще одно условие для получения статуса СРО) с помощью отдельного договора доверительного управления.

Доверительное управление - это потенциально более высокая доходность, чем по альтернативным финансовым инструментам. В условиях высокой волатильности на рынках СРО имеет возможность управлять рисками и диверсифицировать финансовые инструменты внутри портфеля. К тому же, если средства компенсационного фонда переданы в управление и если в результате управления возникает доход, выплаты на покрытие ущерба производятся не из самого фонда, а из дохода, полученного в результате инвестирования. Таким образом, получается, что члены СРО не должны снова восполнять фонд до первоначального размера, так как его размер в данном случае не станет меньше минимального.

Схема взаимодействия проста. Предположим, некоммерческим партнерством (или СРО) выбрана управляющая компания. В этом случае между организацией и управляющей компанией заключается договор доверительного управления. Также некоммерческое партнерство выбирает специализированный депозитарий и заключает договор на обслуживание. После того как специализированный депозитарий и управляющая компания выбраны, они заключают между собой договор, на основании которого осуществляется хранение и учет активов, в которые размещены средства компенсационного фонда.

При заключении договора с управляющей компанией средства компенсационного фонда перечисляются на отдельный счет-депо и учитываются на отдельном балансе. Предварительно учредители компенсационного фонда совместно с доверительным управляющим согласовывают инвестиционную декларацию, на основе которой будет осуществляться доверительное управление. Этому пункту следует уделить особое внимание, поскольку именно на этом этапе собственники компенсационного фонда определяют для себя приоритетные финансовые цели, на которые ориентируется управляющий при разработке инвестиционной стратегии.

Ежедневный контроль над операциями по инвестированию средств - один из важнейших этапов в обеспечении сохранности активов инвестора. Многолетняя практика, сложившаяся на рынке коллективных инвестиций, подтверждает эффективность применения независимой контролирующей организации. Действуя в интересах СРО, специализированный депозитарий контролирует действия управляющей компании на предмет соблюдения законодательства и утвержденной СРО инвестиционной декларации и уведомляет СРО и контролирующий государственный орган обо всех нарушениях, допущенных управляющим, формирует и представляет в СРО отчетность, в том числе позволяющую оперативно получать информацию о стоимости активов, в которые размещены средства компенсационного фонда, производить оценку эффективности деятельности управляющей компании.

Скорее всего, законодатель потребует именно передачи средств в доверительное управление. Не исключаем и более жесткого варианта: обязательной передачи средств на депозит банка.

Вместе с тем некоторые фонды сегодня предусматривают иные порядки размещения средств. Законно ли это - покажет время.

Название документа