Правовая природа общего собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения

(Ковалев А. М.)

("Российская юстиция", 2008, N 7)

Текст документа

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОБЩЕГО СОБРАНИЯ УЧАСТНИКОВ

ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

А. М. КОВАЛЕВ

Ковалев А. М., судья Ростовского областного суда.

С введением 28 января 2003 г. в действие Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ (далее Федерального закона) установлено, что решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности.

Вместе с тем Федеральный закон как в изначально действовавшей редакции, так и в последующих редакциях от 7 июля 2003 г. N 113-ФЗ, от 18 июля 2005 г. N 87-ФЗ не дает понятия правовой природы общего собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Не дано такого понятия, во всяком случае, мне не встречалось, и в юридической литературе, посвященной вопросам общего собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Отсутствие в Федеральном законе понятия общего собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения порождает неопределенность на практике.

Такую ситуацию необходимо исправлять, и как можно быстрее, поскольку неопределенность в решении участниками общей долевой собственности вопросов владения и пользования приводит к злоупотреблению правом, не способствует развитию и совершенствованию правоотношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Существующее положение на практике создает ряд проблем, связанных с пониманием места и роли общего собрания участников долевой собственности, возможностью оспаривания и отмены его решений.

Суды принимают к производству иски о признании недействительными решений (протоколов) общих собраний участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения и рассматривают их по существу, исходя из обязательности решений общих собраний для участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения. При этом суды проверяют на предмет законности не вопросы, по которым приняты решения общим собранием, а процедуру проведения общего собрания и принятия решения, то есть порядок созыва, соблюдение кворума и т. п.

В случаях оспаривания решений общих собраний в судах возникает неясность, кто является надлежащим ответчиком по делу, одни считают, что это председатель собрания, другие - все участники собрания, третьи - председатель и секретарь собрания, четвертые - сельскохозяйственная организация, в пользовании которой находится земельный участок, пятые - инициаторы созыва и проведения собрания, шестые - участники собрания, голосовавшие "за" или "против" принимаемого решения и т. д. Здесь же уместным будет отметить и то, что при оспаривании в суде решений (протоколов) общих собраний часто применяется обеспечительная мера в виде запрета государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Следствием этого на длительное время "парализуется" оборот земельного участка, поскольку рассмотрение дел в судах, как правило, происходит не один месяц, и причиной тому является не всегда волокита в рассмотрении подобного рода дел судами. Более частой причиной "парализации" оборота земельного участка является то, что с иском, при подаче которого принимается указанная обеспечительная мера, обращаются сначала один или группа участников, затем другие и так далее, а общее количество участников, которые потенциально могут заявить подобный спор, составляет значительное число. В результате складывается ситуация, при которой годами решение общего собрания остается неисполнимым и в конечном итоге, по сути, утрачивает свое предназначение, данное в Федеральном законе.

Представляется правильным считать, что общее собрание участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения не подлежит оспариванию в судебном порядке отдельно от спора о порядке владения и пользования общим земельным участком.

Предлагаемая позиция основана на том, что ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая способы защиты гражданских прав, не содержит сведений об осуществлении защиты таких прав путем признания решения общего собрания недействительным и допускает иные способы, предусмотренные законом.

Федеральный закон не предусматривает оспаривания в суде решения общего собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

В этой связи при несогласии с решением общего собрания участник общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения не имеет права на судебную защиту путем признания недействительным решения (протокола) общего собрания. Названный участник не лишен судебной защиты путем оспаривания не самого решения общего собрания, а установленного решением общего собрания порядка владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности. Данный способ способствует достижению цели оспаривания, которой является не само по себе решение общего собрания, а вопросы владения и пользования общим земельным участком, требующие в силу Федерального закона согласованного решения участников общей долевой собственности.

При недостижении согласованного решения по вопросу повестки дня общего собрания, когда оно обязательно по закону, такой вопрос непосредственно решается в судебном порядке, при котором и подлежит установлению соблюдение предписанной в ст. 14 Федерального закона процедуры проведения и принятия решения общим собранием участников долевой собственности. Например, если участник долевой собственности не согласен с решением общего собрания по вопросу местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, по основаниям нарушения предписанной законом процедуры принятия решения, то он не лишен права обратиться в суд непосредственно с требованием об определении местоположения выделяемого земельного участка.

Изложенная позиция согласуется с п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Также в подтверждение, что решение общего собрания участников долевой собственности не подлежит оспариванию в судебном порядке, можно привести и положения абз. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона, применительно которому в случае, если согласие участников долевой собственности на совершение указанной сделки не достигнуто, часть участников долевой собственности, выразивших несогласие с совершением указанной сделки, вправе выделить земельный участок или земельные участки в счет своих долей с соблюдением правил, установленных ст. 13 Федерального закона, и распорядиться выделенным земельным участком по своему усмотрению.

Нередки случаи, когда по одному и тому же вопросу, скажем, об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей, имеются два и более противоречивых решения общих собраний. Более того, последующие решения общих собраний содержат сведения об отмене ранее принятых решений. Причем с формальной точки зрения все решения общего собрания правомочны, так как соблюдены требования Федерального закона к их созыву, наличию кворума, принятию и оформлению решения. При этом из протоколов первого и последующих общих собраний и приложений к ним видно, что в них принимали участие и голосовали за противоположное первому решению в числе других и те участники, которые ранее принимали первое решение. Мотивы принятия противоположного решения таких участников долевой собственности могут быть разные, и они не влияют на действительность общих собраний, так как Федеральный закон не содержит ограничений для повторного участия в голосовании и принятия повторных решений, противоположных первым, по одному и тому же вопросу между теми же или другими участниками общей долевой собственности. В результате возникает ситуация, при которой участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, определившие местоположение выделяемого в счет земельных долей земельного участка в соответствии с ранее принятыми решениями общих собраний, не могут реализовать свое право на выделение земельных долей в натуре, а возможно, вообще будут лишены произвести окончание процедуры выделения земельных долей в натуре на согласованных условиях относительно местоположения земельного участка, вследствие чего такие участники понесут непредвиденные и невосполнимые убытки, связанные с межеванием выделяемого земельного участка, постановкой его на кадастровый учет и государственной регистрацией, а это немалые денежные затраты, помимо этого, теряется устойчивость правоотношений участников долевой собственности и их доверие к реализации оборота земель сельскохозяйственного назначения на практике.

При наличии же в Федеральном законе понятия общего собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения возникновения подобных ситуаций можно было бы избежать, так как законодательное закрепление данного понятия давало бы четкое представление о возможности и порядке оспаривания и отмены его решений.

Анализ Федерального закона дает основание считать, что по своей правовой природе общее собрание участников долевой собственности в сфере правоотношений, возникающих из оборота земель сельскохозяйственного назначения, не является органом управления.

Общему собранию в Федеральном законе посвящена ст. 14, пункт первый которой, о чем уже упоминалось, гласит, что решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности.

Здесь будет уместным вспомнить, что в юридической литературе под владением понимается осуществление физической власти над вещью, а пользованием является извлечение из вещи полезных свойств.

Заложенная в Федеральном законе идея владения и пользования общим земельным участком по соглашению его участников общей долевой собственности не нова.

В статье 247 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех его участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Однако в отличие от общего подхода к владению и пользованию общим имуществом, находящимся в долевой собственности, по согласованию всех его участников Федеральный закон допускает владение и пользование общим земельным участком при отсутствии согласованной воли всех участников долевой собственности. Достаточно принять решение с соблюдением кворума общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, а не всеми этими участниками.

Подтверждением сказанному является то, что согласно абз. 2 п. 1.1 статьи 14 Федерального закона общее собрание участников долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности на этот земельный участок, составляющие не менее чем 20% их общего числа или владеющие более чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности на этот земельный участок, присутствующие на таком собрании и владеющие в совокупности более чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком собрании участники долевой собственности на этот земельный участок.

Такой подход представляется оправданным, так как при множественности лиц - участников общей долевой собственности, да еще и, по сути, разобщенных между собой, поскольку они стали сособственниками не в результате их объединения, а, напротив, вследствие "разрушения" сложившегося между ними уклада жизни как сельскохозяйственных работников при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных организаций и наделения земельными долями, на практике затруднительно и в большинстве случаев невозможно достичь согласия всех участников о порядке владения и пользования земельным участком. Другим оправданием такого подхода может являться то, что на практике очень тяжело собрать всех и согласовать со всеми участниками долевой собственности вопросы владения и пользования земельным участком по различным объективным причинам. В качестве таких причин могут быть неизвестность собственников всех земельных долей, так как с момента приобретения земельных долей и на дату вынесения вопросов на общее разрешение для их согласования часть собственников земельных долей умерли и никто до сих пор не оформил наследство, в том числе и как на выморочное имущество, другие сменили место жительства, и где они находятся, никто не знает, и т. п.

Также отличительной чертой от общего порядка согласования владения и пользования общим имуществом между участниками долевой собственности, имеющей немаловажное значение, является то, что не все вопросы по владению и пользованию общим земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения требуют достижения согласия между участниками долевой собственности.

Поскольку в силу ст. 14 Федерального закона (п. 1.2) решением общего собрания участников долевой собственности определяются:

- условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление;

- местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей;

- местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой находятся невостребованные земельные доли;

- местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в аренду;

- местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в уставный (складочный) капитал;

- местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в доверительное управление.

Необходимо заметить, что указанный перечень вопросов, подлежащих разрешению общим собранием участников долевой собственности, является исчерпывающим.

На практике часто участники долевой собственности оставляют без внимания исчерпывающий перечень вопросов, определенных Федеральным законом, и разрешают иные вопросы, что порождает ненужные споры в отношении владения и пользования общим земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения.

Например, решением общего собрания участников долевой собственности заявителю отказано в выделе земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения, с чем тот не согласился и обратился в суд с требованием о признании решения общего собрания недействительным. Суд возбуждает дело по заявлению о признании недействительным решения общего собрания, которым заявителю было отказано в выделении земельной доли в натуре, и дает оценку правомочности такого решения общего собрания. Однако правильным, думается, было бы в принятии такого заявления отказать со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по мотиву того, что заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. В данном примере решение общего собрания не является обязательным для заявителя как участника долевой собственности, изъявившего желание выделить земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения в натуре. В этой связи заявитель не лишен права на судебную защиту нарушенного права способом, предусмотренным в ст. 13 Федерального закона во взаимосвязи со ст. 14 этого же Закона, а именно просить суд определить местоположение выделяемого земельного участка в счет земельной доли.

Право общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, как было отмечено выше, изначально возникло при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций в порядке бесплатной передачи, то есть приватизации, в ходе которой участники правоотношений наделялись земельными долями. Это следует из смысла ст. 15 Федерального закона, согласно которой земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Приобретение участниками правоотношений земельных долей при приватизации сельскохозяйственных угодий, само по себе не влекло объединение участников долевой собственности в некое сообщество, при котором создавались органы управления. Участники долевой собственности объединены только одним - общим имуществом, имя которому сельскохозяйственный земельный участок. Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом применительно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Общее собрание не решает вопросы, связанные с распоряжением общим земельным участком, то есть не в полной мере реализует правомочия участника (участников) долевой собственности, предусмотренные в ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. ст. 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решение о владении и пользовании принимается исключительно по земельному участку, находящемуся в общей долевой собственности, а не в отношении земельных долей его участников и их субъектного состава.

Общее собрание участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения не определяет порядок управления общим земельным участком, не руководит деятельностью его участников, не образовывает исполнительных и ревизионных органов, не распределяет и не утверждает доходы и расходы от использования общего земельного участка между его участниками.

Отсюда вывод: общее собрание участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения является органом согласования отнесенных Федеральным законом вопросов владения и пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения между участниками долевой собственности. При этом принятое на общем собрании решение, оформленное протоколом, подтверждает согласованное волеизъявление участников долевой собственности по владению и пользованию земельным участком, находящимся в долевой собственности.

Исходя из изложенного, думается, было бы правильным внести в качестве дополнения в статью 14 Федерального закона предлагаемое понятие правовой природы общего собрания участников долевой собственности.

------------------------------------------------------------------

Название документа