Особенности правового регулирования ярмарочной торговли в современной России

(Батрова Т. А.) ("Юрист", 2010, N 2) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЯРМАРОЧНОЙ ТОРГОВЛИ <*> В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Т. А. БАТРОВА

Батрова Т. А., доцент кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала МосУ МВД РФ, кандидат юридических наук.

Ярмарочная торговля приобретает все большее значение в хозяйственной жизни России. В статье рассматриваются особенности правового регулирования данного вида деятельности. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной и в правотворческой деятельности.

Ключевые слова: ярмарочная торговля, товары, торговое место, ярмарка.

Fair sale becomes more and more important in economic life of Russia. The article deals with the peculiarities of legal regulation of the said type of activity. The author's conclusions might be used in law-application and law-making activities.

Key words: fair sale, goods, trade place, fair.

В настоящее время правовая регламентация ярмарочной деятельности осуществляется на региональном уровне. При этом степень конкретизации соответствующих положений и трактовка используемых понятий существенно различаются. Иногда ярмарка определяется как самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей, продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг) и формирования местных, региональных хозяйственных связей <1>. Но гораздо чаще под ярмаркой понимается мероприятие, организуемое органами исполнительной власти края или органами местного самоуправления в целях создания условий для удовлетворения потребительского спроса населения на товары, работы и услуги вне пределов розничных рынков и имеющее временный характер <2>. -------------------------------- <1> См.: Об организации деятельности ярмарок на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 20 июля 2007 г. N 102-ОЗ // URL: www. dumahmao. ru/zclass/economicandenterpriseactivity/otherkindsofeconomicactivity/otherkindsofeconomicactivity_24.php; Порядок организации деятельности ярмарок на территории Московской области: утв. Постановлением Правительства Московской области от 21 августа 2008 г. N 702/28 (в ред. Постановления Правительства МО от 15.01.2009 N 27/52). <2> См.: Порядок организации деятельности ярмарок на территории Красноярского края: утв. Постановлением Совета администрации края от 29 мая 2007 г. N 207-п; Порядок организации деятельности ярмарок на территории Алтайского края: утв. Постановлением администрации края от 7 мая 2007 г. N 180 // Алтайская правда. 2007. 17 мая; Порядок организации деятельности ярмарок, проводимых на территории Астраханской области: утв. Постановлением Правительства Астраханской области от 22 июня 2007 г. N 226-П (в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 09.08.2007 N 336-П) // URL: www. pravoteka. ru/docs/astrakhanskaya_oblast/304.php; Порядок организации деятельности ярмарок на территории Ростовской области: утв. Постановлением администрации Ростовской области от 16 мая 2007 г. N 196 // URL: www. donland. ru/content/info. asp? partId=5&infoId=13739&topicFolderId=33&topicInfoId=0; Порядок организации деятельности ярмарок, организуемых органами исполнительной власти Республики Калмыкия или органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер: утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 августа 2007 г. N 302 // URL: www. regionz. ru/index. php? ds=154558; Порядок организации деятельности ярмарок на территории Магаданской области: утв. Постановлением администрации Магаданской области от 13 сентября 2007 г. N 313-па (в ред. Постановлений администрации области от 06.12.2007 N 417-па, от 27.07.2009 N 361-па).

В Московской и Липецкой <3> областях ярмарки классифицируются по двум основаниям: времени проведения и видам товаров. В первом случае различают: 1) сезонные ярмарки, организуемые в целях реализации сезонного вида товаров, выполнения сезонных работ, оказания сезонных услуг, проведение которых приурочено к определенным периодам, временам года, сезонам; 2) праздничные ярмарки, проведение которых приурочено к праздничным дням; 3) ярмарки выходного дня, проведение которых приурочено к выходным дням. Виды реализуемых на них товаров дают основания делить ярмарки на сельскохозяйственные, продовольственные, специализированные, универсальные <4>. -------------------------------- <3> См.: Порядок организации деятельности ярмарок на территории Липецкой области: утв. Постановлением администрации Липецкой области от 24 августа 2009 г. N 304 // URL: www. regionz. ru/index. php? ds=349262. <4> См.: Порядок организации деятельности ярмарок на территории Московской области: утв. Постановлением Правительства Московской области от 21 августа 2008 г. N 702/28 (в ред. Постановления Правительства МО от 15.01.2009 N 27/52).

В Астраханской области в основу их деления положен уровень организации, позволяющий выделять соответственно: 1) областные ярмарки, организатором которых является Министерство экономического развития Астраханской области; 2) городские, районные, поселковые, мини-ярмарки - "зеленые ряды", вещевые ярмарки, организатором которых является орган местного самоуправления Астраханской области. В Тверской области тот же критерий позволил выделить областные, межмуниципальные и муниципальные ярмарки <5>. -------------------------------- <5> См.: Порядок организации деятельности ярмарок на территории Тверской области: утв. Постановлением администрации Тверской области от 15 октября 2009 г. N 445-па.

По-разному определяется и круг лиц, вовлеченных в ярмарочные мероприятия. Наиболее широко он представлен в Московской области, где выделяются организатор, администратор и участник ярмарки, а также продавец. Еще большую сложность представляет трактовка используемых понятий. Так, в одном случае организатором ярмарки признается исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ или орган местного самоуправления муниципального образования (Астраханская, Липецкая, Московская, Ростовская области, Алтайский край, Красноярский край). В другом - организация или индивидуальный предприниматель, определенные соответствующими правовыми актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, ответственными за организацию и проведение ярмарки <6>, что, как представляется, более соответствует принципам рыночной экономики. Вряд ли стоит связывать возможность проведения ярмарки исключительно с инициативой властей, находящей свое воплощение в издании соответствующим органом местного самоуправления или исполнительным органом государственной власти правового акта о проведении ярмарки, что, разумеется, не исключает необходимости согласования места, времени и условий ее проведения. -------------------------------- <6> См.: Порядок организации деятельности ярмарок на территории Рязанской области: утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 3 апреля 2007 г. N 87 // Рязанские ведомости. 2007. 10 апр.; см.: Порядок организации деятельности ярмарок на территории Республики Дагестан: утв. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 июля 2007 г. N 178 // URL: www. dagbusiness. su/index. php? option=com_content&task=view&id=67&Itemid=183; Порядок организации деятельности ярмарок на территории Магаданской области: утв. Постановлением администрации Магаданской области от 13 сентября 2007 г. N 313-па (в ред. Постановлений администрации области от 06.12.2007 N 417-па, от 27.07.2009 N 361-па) // URL: www. regionz. ru/index. php? ds=304497.

Явная нецелесообразность возложения функций по организации рыночных мероприятий привела законодателя в Московской области к мысли о необходимости введения фигуры администратора ярмарки, на которого возлагается обязанность: оборудовать доступное для обозрения место, на котором размещается информация об организаторе ярмарки с указанием его наименования, юридического адреса, о режиме работы ярмарки, о правилах продажи отдельных видов товаров, адресах и телефонах контролирующих органов; обеспечить выполнение участниками ярмарки и продавцами требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных российским законодательством требований; произвести разметку и нумерацию торговых мест согласно схеме размещения торговых мест на ярмарке; оборудовать место проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора в соответствии с требованиями санитарных правил и организовать уборку и вывоз мусора; обеспечить установку в доступном для покупателей месте контрольных весов, соответствующих метрологическим правилам и нормам. Во всех случаях участие в ярмарке обусловлено получением специального разрешения, выдаваемого на основании заявления потенциального участника, а иногда и заключением договора о предоставлении торгового места. Предполагается, хотя далеко не всегда оговаривается, что продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарках осуществляется через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тонары, лотки, тележки и иные специальные легко возводимые сборно-разборные конструкции, мобильные объекты торгового обслуживания). Торговые места на ярмарке размещаются на основании схемы, разработанной и утвержденной организатором ярмарки, согласованной с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, охраной общественного порядка, органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Схема размещения торговых мест при проведении универсальных ярмарок должна предусматривать размещение торговых зон для реализации различных групп товаров (сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров, непродовольственных товаров, живой домашней птицы и скота, живой рыбы и т. д.) и выполнения работ, оказания услуг с учетом возможности подключения к источникам электросети. Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются. Торговые места должны иметь оформленные вывески с указанием информации об участнике ярмарки (для юридического лица - наименование и место нахождения; для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, дата и номер свидетельства о государственной регистрации). Торговое место должно быть оборудовано в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, Правил продажи отдельных видов товаров и оснащено: подтоварниками, стеллажами; соответствующим инвентарем (ножи, вилки, совки, разделочные доски и т. п. - для продовольственной группы товаров; вешала, демонстрационные стенды, кронштейны и т. п. - для непродовольственной группы товаров); специализированным холодильным оборудованием для продажи товаров, требующих определенных условий хранения; весоизмерительным оборудованием при продаже весовых товаров и другим измерительным оборудованием, прошедшим поверку в установленном порядке в органах Государственной метрологической службы и имеющим оттиски поверенных клейм <7>. -------------------------------- <7> См.: Порядок организации деятельности ярмарок на территории Липецкой области: утв. Постановлением администрации Липецкой области от 24 августа 2009 г. N 304; Порядок организации деятельности ярмарок на территории Московской области: утв. Постановлением Правительства Московской области от 21 августа 2008 г. N 702/28 (в ред. Постановления Правительства МО от 15.01.2009 N 27/52).

В большинстве случаев законодатель определяет обязанности участников ярмарки, правда, делает это с разной степенью конкретизации. Как правило, на них возлагается обязанность соблюдать требования, предусмотренные законодательством, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, ветеринарии; соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров; своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую, достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров информацию о продукции и о ее изготовителях; в случаях, установленных законодательством, иметь в наличии документы, подтверждающие качество и безопасность продукции (сертификат или декларацию о соответствии, товаросопроводительные документы, медицинские книжки установленного образца, санитарный паспорт на автомашину). В некоторых случаях на них также возлагается обязанность иметь в наличии торговое оборудование, предназначенное для выкладки товаров (горки, подтоварники для хранения товарного запаса и др.); производить на торговом месте уборку мусора в течение рабочего дня и после завершения торговли (выполнения работ, оказания услуг); хранить в течение всего периода осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарке документы, подтверждающие предоставление торгового места <8>. -------------------------------- <8> См.: Порядок организации деятельности ярмарок на территории Московской области: утв. Постановлением Правительства Московской области от 21 августа 2008 г. N 702/28 (в ред. Постановления Правительства МО от 15.01.2009 N 27/52).

Иногда законодатель считает необходимым оговорить особенности ценообразования на ярмарке, подчеркнув, что товары здесь реализуются по свободно определяемым непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи ценам <9>, и очертить круг товаров, торговля которыми на ней не может осуществляться. Так, в Тверской области установлен запрет на ярмарочную продажу товаров, изъятых из оборота или ограниченных в обороте; драгоценных металлов и камней, а также изделий из них; дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу РФ и (или) Красную книгу Тверской области; а также пиротехнических изделий. Более широкий перечень установлен для Московской области, где на ярмарках, если иное не предусмотрено законодательством РФ, запрещается реализация: скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования для их хранения и реализации; драгоценных металлов, камней и изделий из них; растений, животных и птицы, добыча и реализация которых запрещена законодательством РФ, редких и исчезающих видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, а также подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; алкогольной и спиртосодержащей продукции; табачных изделий; мяса и субпродуктов сельскохозяйственных животных без клейм и ветеринарного свидетельства; непотрошеной птицы, за исключением дичи; яиц из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезу, а также с загрязненной скорлупой, с пороками, с насечкой, утиных и гусиных яиц; пищевых продуктов домашнего приготовления (салатов, кондитерских изделий с кремом, мягкого мороженого, безалкогольных напитков, дикорастущих свежих, сухих, маринованных и соленых грибов, всех видов консервированной в герметически закрытые банки продукции, студней, паштетов, мясных и рыбных кулинарных изделий и других эпидемиологически опасных продуктов); продажа продовольственных товаров непромышленного изготовления, не имеющих ветеринарно-сопроводительных документов, а также без соблюдения соответствующих условий для хранения и продажи; товаров, бывших в употреблении (нижнее белье, белье для сна, детское белье, домашняя обувь, товары личной гигиены). -------------------------------- <9> См.: Порядок организации деятельности ярмарок на территории Рязанской области: утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 3 апреля 2007 г. N 87 // Рязанские ведомости. 2007. 10 апр.; Об организации деятельности ярмарок на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 20 июля 2007 г. N 102-ОЗ; Порядок организации деятельности ярмарок на территории Республики Дагестан: утв. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 июля 2007 г. N 178.

Таким образом, приходится констатировать, что в отсутствие соответствующего федерального законодательства субъекты РФ подходят к регулированию ярмарочной деятельности крайне непоследовательно и противоречиво, зачастую не решая практических проблем, возникающих в этой сфере. В этом смысле показателен Закон Санкт-Петербурга, состоящий всего из трех статей, содержащих отсылки к документам, которые должны появиться в результате деятельности уполномоченных органов власти <10>. Тем самым ставится под сомнение возможность реализации такой важной цели развития ярмарочной торговли, иногда выделяемой законодателем, как развитие межрегиональных связей. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать принятие модельного нормативного акта федерального уровня, положения которого субъекты конкретизировали бы с учетом местных особенностей. -------------------------------- <10> См.: О порядке организации деятельности ярмарок на территории Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга.

Название документа