К вопросу о периодах возникновения и развития правовых актов, регулирующих отношения на транспорте дореволюционной России (историко-правовой аспект)

(Агекян Л. М.) ("История государства и права", 2013, N 20) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПЕРИОДАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Л. М. АГЕКЯН

Агекян Лаерт Мишаевич, соискатель ученой степени доктора транспорта.

Обращение науки к историко-правовому анализу, пересмотр существующих подходов к допущенным реформаторами прошлого ошибок, а также к достигнутым ими успехам становятся необходимыми, методологически значимыми условиями обоснования новых путей к решению проблем построения оптимальной модели государственного управления и правового регулирования на транспорте современной России. Цель данной статьи - ознакомить читателя с материалами из подготовленной к печати автором монографии "Историко-правовые воззрения основных правовых актов регулирования деятельности путей сообщения, транспорта в периоды становления и развития Российского государства".

Ключевые слова: пути сообщения, транспорт, правовое регулирование, периоды становления и развития, транспортное право дореволюционного периода Российского государства.

On the issue of periods of arising and development of legal acts, regulating relations on transport in pre-revolutionary Russia (historical-law aspect) L. M. Agekyan

The aim of the article is to provide the reader with some material from the monograph "Historical and legal views of the basic legal acts for regulation communications and transport activity during the time of The Russian State formation and development". The monograph is ready for publishing. The author of the article emphasizes that nowadays science pays more attention to historical and legal analysis and takes into consideration all achieved results in the past that are important in solving many problems in the state control and legal regulation in modern Russian transport.

Key words: ways of communication, transport, legal regulation, time of establishing and development, transport law in Russia before the Revolution.

Пути сообщения, транспорт являются сложным многоотраслевым организмом. В силу географических и экономических условий России ее пути сообщения и транспорт всегда играли государствообразующую роль, объединяя отдельные части страны и ее население в единое государство <1>. -------------------------------- <1> Путятин В. Д. Историко-правовые и экономические аспекты становления и развития государственного управления и правового регулирования путями сообщения и транспортом дореволюционной России: Препринт монографии. Нерюнгри - Новосибирск, 2009.

Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность <2>. -------------------------------- <2> Кузнецова Т. А., Путятин В. Д. Целостность Российского государства: история и современность. К 1150-летию зарождения Российской государственности: Учебное пособие. Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2012.

Самым древним видом транспорта в нашей стране является водный (речной) транспорт. Водные артерии, выходящие в моря, обеспечивали оживленный внутренний товарооборот между различными регионами страны, а также внешнюю торговлю с сопредельными государствами. Протяженность водных путей России составляла 1214558 км. Эти дороги в отличие от сухопутных являлись сезонными и в нашем климате по большей части малопригодными для проезда. Но в зимнее время водные пути сообщения становились зимниками - особым видом северных дорог. Заботились наши предки о сухопутных путях сообщения. Строили волоки между реками, укатывали дороги между поселениями. Постоянно и основательно прокладывать сухопутные дороги стали с образованием в XI веке государства Киевская Русь. Без надежных путей сообщения ее правителям (князьям) невозможно было собирать подати с подвластных племен и своевременно отражать вражеские набеги. Первое упоминание о поездке князя за сбором дани по дорогам Руси мы находим в "Поучении" Киевского князя Владимира Мономаха, адресованном им своим детям. Упоминание о дорожных работах мы находим в "Повести временных лет" 1015 г., киевский князь Владимир, собираясь в поход на своего сына Ярослава, княжившего в Новгороде, приказал слугам: "Теребите пути и мосты мостите". В XI веке власть попыталась законодательно закрепить статус "мостников" - мастеров по строительству и ремонту мостовых и мостов. Первый на Руси письменный свод законов - Русская Правда - содержит "Уроки мостникам", в которых, помимо прочего, устанавливались тарифы на различные дорожные работы. Как справедливо отметил И. В. Спирин, "...для каждого вида транспортного сообщения - пригородного, внутри княжества, между княжествами, международного - правовые нормы формировались на основе обычаев торгового оборота, то есть обычное право..." <3>. -------------------------------- <3> Спирин И. В. История развития транспортного права // Автотранспортное право: Учебник. М., 2004. С. 30.

Изначально транспортная деятельность выражалась в деятельности транспорта для государственных нужд (транспорт использовался для обороны государства, перевозок и снабжения государственного аппарата) и для нужд купеческих (когда транспорт использовался для собственных и торговых нужд частных лиц). Именно поэтому правовое регулирование общественных отношений в деятельности транспорта началось с регламентации судоходства и транспортировки грузов по водным путям. Русь была расположена на великом морском пути "из варяг в греки", вследствие чего активно использовалось речное и морское судоходство, о чем свидетельствуют первые источники права - договоры русских с греками при князе Олеге и при князе Игоре (конец 800-х - начало 900-х гг. н. э.). В частности, ряд исследователей называют одним из первых актов морского права на Руси договор киевского князя Олега с Византией 911 г., на основании которого утверждались правила защиты от разграбления потерпевших аварию купеческих судов и помощи пострадавшим <4>. -------------------------------- <4> Синенко А. Ю. Транспорт России. История правового регулирования: сборник транспортных уставов, кодексов. М., 2008. С. 8.

В целом же в период зарождения Киевского государства правовое регулирование общественных отношений в транспортной деятельности развивалось на основе обычаев делового оборота вместе с торговым и таможенным правом. В XIV - XVII веках деятельность транспорта наряду с обычаями делового оборота начинает регламентироваться специальными нормами, носящими транспортный характер, которые разрабатывались по следующим направлениям: 1) обложение транспортными налогами; 2) устройство общегосударственных путей сообщения; 3) казенные натуральные транспортные повинности; 4) перевозка почты <5>. Так, для государственной и частной переписки в 1555 г. был организован Ямской приказ. Статья 30 "Указ о езде" Судебника царя Ивана III вводила тарифы для пересылки почтовых грузов из столицы в другие города, а Судебник 1589 г. царя Федора Иоанновича устанавливал технические требования, предъявлявшиеся к дорогам, и закреплял наказание за несвоевременный ремонт дорог. В XVII веке для перевозки почты и пассажиров А. Л. Ординым-Нащокиным была организована почтовая служба, по путям которой осуществлялась также и перевозка товаров купеческим транспортом. Уложение 1649 г. в главе IX "О мытах и о перевозке и о мостах" впервые закрепило свободу судоходства по рекам, вводя запрет на строительство плотин и мельниц, затрудняющих проход лодок <6>. -------------------------------- <5> Спирин И. В. Указ. соч. С. 31 - 34. <6> Однако данный правовой акт не смог решить актуальную проблему борьбы со злоупотреблениями при перевозке водными путями, в связи с чем были приняты в последующие периоды становления развития Российского государства ряд Указов "О мытах и перевозах": от 30 апреля 1654 г., от 5 июля 1734 г., от 12 сентября 1743 г., от 20 декабря 1762 г. Следует отметить, что данным Указом были отменены все внутренние пошлины и упразднены сами внутренние таможни. Эта мера положительно отразилась на судоходстве, но, конечно, не могла устранить всех причин, тормозящих его развитие.

В начале XVIII века правовое регулирование общественных отношений в транспортной деятельности начинает обретать черты относительно стройной системы норм. Этому способствовала активная внешняя политика Петра I, как видного государственного деятеля, для проведения которой необходимо было оптимизировать состояние транспортной сферы. В связи с этим была учреждена Коммерц-коллегия, ведающая государственным регулированием транспортной деятельности и осуществляющая надзор за торгово-промысловым судоходством. Государство активно поддерживало развитие путей сообщения и в правовом, и в финансовом отношении. В этот период приоритетным направлением считался водный транспорт, поскольку строительство и содержание дорог было нерентабельным <7>, и их эксплуатация осуществлялась указами Государя на основе проездной платы, собираемой на ремонт и содержание дорог <8>. В этой связи не случайно, что именно в царствование Петра I начинает активно развиваться российское морское законодательство, свидетельством чего явилось издание 20 июля 1720 г. Устава о эверсах <9>, который подробно определял взаимоотношения судохозяина и грузоотправителя, устанавливал время нагрузки и разгрузки, распределял издержки по нагрузке и разгрузке. При повреждениях ущерб, понесенный эверсом, приходился на судохозяина, а убыток по товару нес купец. Получение груза подтверждалось распиской <10>. -------------------------------- <7> Спирин И. В. Указ. соч. С. 31. <8> Так, Указом от 2 октября 1718 г. устанавливалась плата за пользование дорогой, проложенной вдоль берега Невы, дифференцированная в зависимости от числа лошадей в экипаже, а богомольцы и пешеходы от платы освобождались. <9> ПСЗРИ. N 3615. <10> Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. 3. Вексельное право. Морское право. М.: Статут, 2003. С. 182.

В отличие от периода правления Петра I, законодательное регулирование которого осуществлялось в жестких императивных формах во всех сферах деятельности, царствование Екатерины II ознаменовалось либерализацией хозяйственных отношений и подъемом экономики, в т. ч. и в области транспорта. Толчком к этому послужил вышедший в 1775 г. манифест, дозволявший свободное заведение любых предприятий, что, в свою очередь, стимулировало развитие транспортной системы. Именно с того времени началось создание стройной государственной системы содержания дорог и сети государственных почтовых станций и почт. Перевозка пассажиров по дорогам производилась на так называемых почтовых по установленным правилам обслуживания (транспорт общего пользования) или на собственных экипажах проезжавших людей. Были введены единые правила обслуживания, формы проездных документов - паспорта, подорожные накладные на груз <11>. Сухопутные пути сообщения находились в ведении Камер-коллегии, перевозки по ним регулировались общим коммерческим правом. Издавались императорские указы, регламентирующие постройку, ремонт и проезд по дорогам. -------------------------------- <11> Спирин И. В. Указ. соч. С. 32.

Дальнейшее развитие кораблестроения и усложнение морских торговых отношений привело к изданию в 1781 г. Устава о купеческом водоходстве <12>, состоявшего из трех частей, образцом для которого послужил французский Морской устав 1681 г. Ordonnance de la marine <13>. Нужно заметить, что Устав о купеческом водоходстве не был исключительно актом морского законодательства, поскольку область его применения охватывала также отношения, связанные с перемещением по внутренним водным путям, что отличало данный акт от французского Ordonnance de la marine, служившего ему прообразом. -------------------------------- <12> ПСЗРИ. N 15176 и 15285. <13> Подробнее об этом см.: Захватаев В. Н. Коммерческий кодекс Франции. Морской ордонанс 1681 г. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 496 - 561.

Промышленное развитие в XIX веке вызвало к жизни новые виды транспорта (железные дороги, паровое судоходство) и привело к расширению транспортных коммуникаций, что обусловило необходимость в принятии специальных законов, регламентирующих функционирование транспортной отрасли. Речь в первую очередь идет о принятии в 1857 г. Устава путей сообщения Российской империи <14>, а также Общего Устава Российских железных дорог 1885 г. <15>. -------------------------------- <14> Якушев А. А. Устав путей сообщения (СЗРИ. Т. XII. Ч. 1. Ст. 1 - 895) с разъяснениями Правительствующего Сената. СПб.: Типография Д. В. Чичинадзе, 1904. 289 с. <15> ПСЗРИ. Т. XII. Ч. 1. Ст. 1 - 187.

Изданный в 1857 г. Устав путей сообщения в дальнейшем подвергался изменениям в 1886, 1887 и в 1893 гг., и вместе с разъяснениями Правительствующего Сената и с приложениями ряда законоположений из других уставов и уложений, затрагивающих своей правовой регламентацией разнородные общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности транспорта <16>, образовал Свод учреждений и уставов путей сообщения <17>. -------------------------------- <16> Так, например, ст. ст. 105 - 324 Устава торгового регламентировали гражданско-правовые отношения найма судна для перевозки товаров, ответственность за принятый к перевозке товар и за немореходное состояние судна, аренду судна и т. д. <17> Свод представлял по своей сути транспортный кодекс. Он подробно регулировал создание учреждений управления путями сообщения (водными и сухопутными, включая железнодорожные), широкий круг вопросов эксплуатации различных путей сообщения общего пользования (как государственных, так и частных); включал нормы землеотвода, обустройства и содержания дорог, финансирования дорожных работ (в т. ч. и взимание годового шоссейного сбора), ресурсного обеспечения дорожных работ, передвижения по дорогам, регулирования и надзора за дорожным движением полицейскими чиновниками и офицерами путей сообщения, по надзору за правильностью использования земель транспорта, проверке состояния дорог и принятии оперативных мер по устранению задержек в движении, обеспечении сохранности железных конструкций мостов и путепроводов. Устанавливались меры уголовной и административной ответственности за нарушение правил о содержании дорог в исправности и правил, установленных для езды по почтовым и железным дорогам, за уклонение от уплаты дорожного сбора, за незаконное взимание дорожного сбора.

Особенно значимым событием в этот период явилось зарождение нормативной базы функционирования железнодорожного транспорта. Первыми документами, регламентировавшими деятельность железнодорожного транспорта в России, стали Устав Царскосельской железной дороги, первой в России, принятый в 1837 г. <18>, и Устав Главного общества Российских железных дорог, содержащий план обширного железнодорожного строительства в стране <19>. Как справедливо отмечается в научной литературе, каждый устав акционерного общества рассматривался как отдельный правовой акт, подписанный лично царем <20>. -------------------------------- <18> ПСЗРИ. 1837. N 10409. <19> ПСЗРИ. 1857. N 31448. <20> Ковальчук М. А. Государственно-правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта России (1836 - 1917). Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2007. С. 26.

Общий Устав Российских железных дорог 1885 г. являлся первым специальным кодифицированным источником железнодорожного законодательства и имел основополагающее значение для дальнейшего развития правовой регламентации деятельности железнодорожного транспорта в России и общественных отношений, складывающихся в ее процессе. Его особенность по сравнению с уставами, принятыми в советское время, заключалась в том, что он устанавливал единые правила перевозок как для казенных, так и для частных железных дорог. Общий Устав Российских железных дорог состоял из трех разделов: "О перевозке пассажиров и грузов по железным дорогам", "Правила о подсудности и давности железнодорожных исков и о порядке исполнения решений по искам к железным дорогам" и "Полицейские железнодорожные правила". Значение данного Устава состоит в том, что в нем были юридически закреплены многие понятия, которые используются и на современном этапе развития правового регулирования общественных отношений из деятельности железнодорожного транспорта, в частности: перевозки в прямом сообщении; узловая станция, ручная кладь, багаж; багажная квитанция; накладная на груз; расписание движения; договор перевозки; погрузка и выгрузка и др. Затрагивались вопросы экологической безопасности на транспорте и защиты прав пассажира и грузовладельца. По своему содержанию данный акт носил комплексный характер, в нем нашли свое отражение нормы разных отраслей права. Сходным комплексным характером обладал и уже отмеченный нами ранее Свод учреждений и уставов путей сообщения. Что касается правовой регламентации общественных отношений из деятельности водного транспорта, то на протяжении всего XIX века продолжал действовать Устав о купеческом водоходстве 1781 г., лишь некоторые части подверглись редакции. Конец XIX века был отмечен принятием 11 сентября 1896 г. министром путей сообщений князем М. И. Хилковым Постановления "О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах" <21>. С этого Постановления берет свое начало правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности отечественного автомобильного транспорта. -------------------------------- <21> Собрание узаконений и распоряжений Правительства. 1896. N 113. Ст. 1288. СПб., 1896. Ст. 4271 - 4277.

Таким образом, итогом законодательной работы, проведенной в XIX - начале XX века, стала достаточно разработанная передовая нормативно-правовая база, регулирующая отношения на транспорте Российской империи, что способствовало становлению российского транспортного права, а также прочному закреплению в науке его термина <22>. -------------------------------- <22> Стрельникова И. А. Понятие и место транспортного права в системе права России: Монография. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 14.

Литература

1. Захватаев В. Н. Коммерческий кодекс Франции. Морской ордонанс 1681 г. М.: Волтерс Клувер, 2008. 2. Ковальчук М. А. Государственно-правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта России (1836 - 1917). Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2007. 3. Кузнецова Т. А., Путятин В. Д. Целостность Российского государства: история и современность. К 1150-летию зарождения Российской государственности: Учебное пособие. Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2012. 4. ПСЗРИ. 1837. N 10409. 5. ПСЗРИ. 1857. N 31448. 6. ПСЗРИ. N 3615. 7. ПСЗРИ. N 15176 и 15285. 8. ПСЗРИ. XXII. Ч. 1. Ст. 1 - 187. 9. Путятин В. Д. Историко-правовые и экономические аспекты становления и развития государственного управления и правового регулирования путями сообщения и транспортом дореволюционной России: Препринт монографии. Нерюнгри - Новосибирск, 2009. 10. Синенко А. Ю. Транспорт России. История правового регулирования: Сборник транспортных уставов, кодексов. М., 2008. 11. Собрание узаконений и распоряжений Правительства. 1896. N 113. Ст. 1288. СПб., 1896. Ст. 4271 - 4277. 12. Спирин И. В. История развития транспортного права // Автотранспортное право: Учебник. М., 2004. 13. Статьи 105 - 324 Устава торгового регламентировали гражданско-правовые отношения найма судна для перевозки товаров, ответственность за принятый к перевозке товар и за немореходное состояние судна, аренду судна и т. д. 14. Стрельникова И. А. Понятие и место транспортного права в системе права России: Монография. М.: Юрлитинформ, 2009. 15. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. М.: Статут, 2003. Т. 3. Вексельное право. Морское право. 16. Якушев А. А. Устав путей сообщения (СЗРИ. Т. XII. Ч. 1. Ст. 1 - 895) с разъяснениями Правительствующего Сената. СПб.: Типография Д. В. Чичинадзе, 1904. 289 с.

Название документа