Перевозке опасных грузов - особое внимание

(Буртовой В. П.)

("Транспортное право", 2010, N 1)

Текст документа

ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ - ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

В. П. БУРТОВОЙ

Буртовой В. П., начальник отдела надзора за лицензированием и регистрацией судов Управления государственного морского и речного надзора Министерства транспорта РФ.

Повторив, что вопрос открытия ВВП России для судов под иностранным флагом требует решения целого комплекса мер, напомним, что утвержденный Минтрансом России план мероприятий в числе приоритетных задач ставит задачу по разработке проектов нормативных актов по внесению изменений и дополнений в Кодекс внутреннего водного транспорта и другие нормативные правовые акты в части установления правовой основы для плавания судов под флагом иностранных государств по внутренним водным путям Российской Федерации. Внесение соответствующих изменений в КВВТ РФ позволит привести в соответствие и остальные нормативные правовые акты, регулирующие порядок плавания по внутренним водным путям, устранить противоречия. Но этих мер недостаточно для решения вопросов, связанных с перевозкой опасных грузов. Рекомендации, касающиеся перевозки опасных грузов, включая опасные отходы и вещества, издаются и регулярно пересматриваются Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов Экономического и социального совета Организации Объединенных Наций, секретариат которого находится в ЕЭК ООН. Эти рекомендации служат основой для многих национальных правил, а также для международных правовых документов, касающихся перевозки опасных грузов морским и внутренним водным транспортом по всему миру. Европейское соглашение ВОПОГ регулярно совершенствуется и обновляется ЕЭК ООН.

"1 марта 2009 года Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) от 25 мая 2000 года, участницей которого является Российская Федерация, вступило в силу. Однако на национальном уровне пока сделано крайне мало для реализации положений данного Соглашения, - утверждает начальник отдела надзора за лицензированием и регистрацией судов Госморречнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Буртовой. - Компетентный орган не назначен, органа по освидетельствованию для целей осмотра судов тоже нет. Не определено лицо, уполномоченное выдавать свидетельства о допуске к плаванию: компетентный орган или орган по освидетельствованию. Не решена проблема по обучению экипажей судов для перевозки опасных грузов в соответствии с требованием ВОПОГ, нет единых программ обучения, остается неясным - возможно ли каждому судовладельцу самостоятельно обучать свои экипажи по своим программам в соответствии с рекомендациями ВОПОГ.

По данным Российского речного регистра, у нас пока нет ни одного судна, получившего свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов в соответствии с требованием ВОПОГ, как, впрочем, нет ни одного и обращения судовладельцев на получение такого свидетельства. На настоящий момент подготовлено всего 18 консультантов по вопросам безопасности с выдачей соответствующих свидетельств, и то они прошли только теоретический курс подготовки.

Стоит констатировать и тот факт, что у нас пока не подготовлено ни одного эксперта по опасным грузам, сдавшего соответствующий квалификационный экзамен. Опять же на первом плане стоит вопрос о компетенции органа на проведение этих экзаменов. Складывается ситуация, когда будут открыты внутренние водные пути для международных перевозок опасных грузов и к нам пойдут суда под иностранным флагом, мы будем не готовы их принимать и, более того, сами будем не готовы участвовать в международных перевозках по ВВП.

В заключение хотелось бы отметить, что Госморречнадзор считает позитивным активное обсуждение указанных проблем на круглых столах, семинарах с широким кругом представителей. Это позволит Минтрансу России подготовить необходимые поправки и изменения в российском законодательстве, которые впоследствии минимизируют проблемы правового характера в связи с открытием судоходства по внутренним водным путям Российской Федерации для судов под иностранным флагом и защитят интересы российских судовладельцев".

Название документа