"Все за одного" - новые правила в строительной отрасли

(Хованская Т.) ("Корпоративный юрист", 2010, N 1) Текст документа

"ВСЕ ЗА ОДНОГО" - НОВЫЕ ПРАВИЛА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Т. ХОВАНСКАЯ

Хованская Татьяна, руководитель практики коммерческой/промышленной недвижимости и строительства юридической фирмы Goltsblat BLP.

По замыслу законодателя саморегулируемые организации призваны уменьшить влияние государства на хозяйственную деятельность, способствовать дебюрократизации экономических процессов и повысить ответственность участников строительного бизнеса перед потребителями. Однако на сегодняшний день новое законодательство рождает больше вопросов, чем ответов, касательно грядущих изменений в сложившейся системе отношений. Ряд таких вопросов автор затрагивает в своей статье.

Вот уже несколько лет развитие законодательства двигалось по пути сокращения государственного контроля за деятельностью профессиональных участков строительного комплекса путем замены системы государственного лицензирования в области проектирования и строительства системой корпоративного контроля (самоконтроля), который должен обеспечиваться саморегулируемыми организациями. Начиная с 2007 г. предпринимались попытки исключить из перечня лицензируемых видов деятельности проектирование и строительство зданий, а также инженерные изыскания, в связи с чем было внесено множество изменений в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". И наконец, 2009 г. был объявлен переходным, по истечении которого лицензирование указанных видов деятельности полностью уйдет в историю. А на смену ему должен прийти более профессиональный и эффективный и менее коррупционный корпоративный контроль своих же коллег - участников саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования и осуществления инженерных изысканий.

Общеправовые основы саморегулирования строительного комплекса

Саморегулируемой организацией строительного комплекса признается некоммерческая организация, основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и/или юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций (п. 17 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Порядок и условия для приобретения некоммерческими организациями, объединяющими субъектов строительной деятельности, статуса саморегулируемых установлены Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях), а также новой гл. 6.1, внесенной в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от 22 июля 2008 г. "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Саморегулируемая организация создается в форме некоммерческого партнерства. Затем она должна достичь соответствия установленным Законом требованиям относительно минимального количества ее членов, наличия компенсационного фонда определенного размера, а также утверждения ряда обязательных документов. Некоммерческая организация, соответствующая этим условиям, приобретает статус саморегулируемой путем внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций строительной сферы. Его ведение поручено Ростехнадзору <1>. -------------------------------- <1> Постановление Правительства РФ N 864 от 19.11.2008.

В зависимости от выполняемых работ саморегулируемые организации строительной сферы могут основываться на членстве: 1) лиц, выполняющих инженерные изыскания; 2) лиц, подготавливающих проектную документацию; 3) лиц, осуществляющих строительство. При этом на практике многие организации строительного комплекса осуществляют все перечисленные виды деятельности, имея одновременно государственные лицензии как на проектирование, так и на инженерные изыскания и строительство. Таким компаниям, по-видимому, придется становиться членами сразу нескольких саморегулируемых организаций, что повлечет за собой значительные расходы в виде регулярных членских взносов, а также взносов в компенсационные фонды. Подрядчик, не являющийся членом саморегулируемых организаций всех трех видов, не может выступать стороной по так полюбившимся инвесторам строительным контрактам типа turnkey, предусматривающим его ответственность как за проектирование, так и за строительство объекта вплоть до ввода в эксплуатацию. В том случае, если компании строительного комплекса не будут совмещать членство в саморегулируемых организациях всех трех видов, юристам, по-видимому, придется в целях защиты интересов заказчиков-инвесторов разрабатывать новые формы строительных контрактов со множественностью лиц на стороне подрядчика. Кроме того, качество работ по проектированию напрямую зависит от качества инженерных изысканий. Ранее проектные организации, как правило, имели лицензию и на их выполнение. Объединение названных видов деятельности представляется целесообразным еще и потому, что на государственную экспертизу, как правило, подаются одновременно и проектная документация, и результаты инженерных изысканий. Заказчик при этом, с одной стороны, не хочет принимать в качестве результата работ подрядчика результаты инженерных изысканий до их оценки государственной экспертизой, а с другой стороны, не заинтересован в прохождении последней в два этапа (на первом ею оцениваются результаты инженерных изысканий, представленные одним подрядчиком, а на втором - проектная документация, подготовленная другим подрядчиком на основе ранее выполненных инженерных изысканий), так как этот процесс увеличивает срок предстроительной инвестиционной фазы. Следует отметить, что на рассмотрение в Государственную Думу РФ внесены три законопроекта "О внесении изменений в главу 6.1 Градостроительного кодекса РФ", каждый из которых предлагает ввести четвертый вид саморегулируемых организаций строительного сектора, так называемые комплексные, основанные на членстве лиц, выполняющих как инженерные изыскания, так и подготовку проектной документации и строительство. Вместе с тем обсуждается ограничение права на участие в них либо по территориальному, либо по отраслевому признакам. Пока трудно прогнозировать, какой законопроект "доживет" до статуса закона.

Требования к саморегулируемым организациям строительного комплекса

Количественный ценз

Количественный порог для создания саморегулируемой организации весьма высок. В соответствии с положениями ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемые организации в сфере инженерных изысканий и подготовки проектной документации должны объединять в своем составе не менее 50 индивидуальных предпринимателей и/или юридических лиц, а в сфере строительства - не менее 100. Специалисты выделяют несколько проблем, связанных со столь высоким количественным цензом. Во-первых, во многих регионах может попросту не найтись такого числа инженерных изыскателей, проектировщиков и строителей. Во-вторых, многие строительные компании представляют собой холдинги, состоящие из ряда юридических лиц, выполняющих различные виды строительных работ и связанных между собой разнообразными внутрикорпоративными связями. Для продолжения своей деятельности всем таким небольшим и узкопрофильным субъектам придется стать участниками саморегулируемой организации. При этом возможно, что значительное число последних окажется аффилированными лицами, которые учитываются как одно лицо при определении числа членов саморегулируемой организации (п. 3 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ). Снова возникает проблема численного барьера. Проблема аффилированности имеет еще и финансовую составляющую: аффилированные лица в рамках саморегулируемых организаций будут нести финансовые обязательства каждое в полном объеме, однако для целей принятия решений по управлению будут наделены только одним голосом на всех, рассматриваясь как одно лицо. Во избежание проблем, связанных с аффилированностью, юридические лица одного строительного холдинга, по-видимому, будут вынуждены путем слияний преобразовываться в более крупные многопрофильные юридические лица, что потребует существенных изменений и переустройства корпоративной структуры холдингов. Кроме того, это может привести к уменьшению количества участников строительного комплекса, работающих в соответствующем регионе, и недостатку потенциальных членов саморегулируемых организаций.

Финансовый ценз

Еще одним обязательным условием является наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов соответствующей саморегулируемой организации. Для саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий и подготовки проектной документации данные взносы должны составлять не менее чем 500 тыс. рублей с одного члена. Соответственно, их минимальный компенсационный фонд должен быть равен 25 млн. рублей. Компенсационный фонд строительных саморегулируемых организаций должен быть сформирован в размере не менее чем 1 млн. рублей на одного члена и составлять как минимум 100 млн. рублей. Если же документами саморегулируемой организации установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, то финансовый ценз снижается: на одного члена инженерно-изыскательских и проектных компаний - 150 тыс. рублей, строительных саморегулируемых организаций - 300 тыс. рублей. Как мы видим, с одной стороны, финансовый ценз для вступления в состав саморегулируемой организации весьма высок. Вспоминая же об обязательности данных финансовых затрат для каждой, даже небольшой узкопрофильной компании, можно сделать вывод о том, что не для всех ныне работающих в строительном секторе лиц данный финансовый ценз будет доступен. С другой стороны, сам по себе компенсационный фонд, сформированный за счет минимальных взносов, может оказаться недостаточным для возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Так, вред от ошибки проектировщика может в разы превысить 25 млн. рублей. Кроме того, говоря о финансовых обязательствах членов саморегулируемой организации, необходимо помнить о том, насколько доступным будет строительный рынок для вновь создаваемых компаний. Не станет ли столь высокий финансовый ценз ограничением для входа в строительную сферу новых участников и, как следствие, причиной монополизации рынка строительных услуг? Итак, при столь существенных затратах достаточность компенсационного фонда тем не менее вызывает сомнения. Страхование же гражданской ответственности влечет за собой уплату страховым компаниям по соответствующему договору взносов, не подлежащих возврату ни при каких обстоятельствах, и таким образом увеличивает издержки на услуги организаций строительного комплекса. В качестве компромиссного подхода представляется целесообразным создание системы коллективного страхования, предусмотренной Законом о саморегулируемых организациях, либо формирование неких страховых пулов на общеотраслевом уровне, что объединило бы финансовые ресурсы всех подобных компаний соответствующей отрасли.

Документы саморегулируемых организаций

По замыслу законодателя корпоративный контроль и саморегулирование в строительной сфере должны осуществляться в соответствии с правилами, установленными документами саморегулируемых организаций. Соответственно, приобретение последними статуса возможно только при условии разработки и утверждения на общем собрании членов следующих документов: 1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией своим членам свидетельств о допуске к работам; 2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов указанных компаний и правил саморегулирования; 3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, условий технических регламентов, стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования. Перечисленные документы должны быть представлены органу, осуществляющему ведение государственного реестра саморегулируемых организаций строительного комплекса, вместе с заявлением о включении в него <2>. -------------------------------- <2> Пункт 2 ст. 55.2 Градостроительного кодекса РФ, п. 6 Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 724 от 29.09.2008.

Помимо обязательных, саморегулируемая организация имеет право разработать следующие факультативные документы: 1) стандарты саморегулируемой организации - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за их выполнением; 2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением тех, которые определены законодательством РФ о техническом регулировании. Документы саморегулируемых организаций не должны устанавливать неравные условия для своих членов, а также противоречить требованиям законодательства РФ и основной цели, ради которой создаются названные компании строительного комплекса, а именно предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Документы саморегулируемой организации, как обязательные, так и факультативные, должны быть в трехдневный срок опубликованы на ее сайте в сети Интернет, а также направлены в орган надзора за саморегулируемыми организациями на электронном и бумажном носителях (п. 14 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ).

Свидетельство о допуске к работам

С переходом на саморегулирование строительной деятельности лицензии должны быть заменены свидетельствами о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. По-видимому, теперь в договорах строительного подряда вместо реквизитов лицензии будут указывать реквизиты свидетельства о допуске. По смыслу последнее приобретает статус первой. И если ранее осуществление проектирования и строительства без соответствующей лицензии создавало состав преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, то следует предположить, что в дальнейшем правоприменительная практика пойдет по пути расширительного толкования слов "специальное разрешение", включив в это понятие и свидетельство о допуске к работам. КоАП РФ уже дополнен специальной ст. 9.5.1, предусматривающей ответственность за выполнение проектно-изыскательских и строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске и/или с нарушением минимально необходимых требований к его выдаче. Помимо штрафов, там установлена возможность административного приостановления деятельности нарушителя на срок до девяноста суток. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлен Приказом Министерства регионального развития РФ N 274 от 9 декабря 2008 г. (далее - Перечень). В него попали все 5 основных и 1 специальный вид инженерных изысканий, 12 видов проектных и множество разновидностей строительных работ. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий (п. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, закон предусматривает обязательное выполнение основных (а в отдельных случаях и специальных) видов инженерных изысканий. При этом такие специальные виды, как геотехнические исследования, поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения, локальный мониторинг компонентов окружающей среды, разведка грунтовых строительных материалов, локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 20 от 19 января 2006 г., но не поименованные в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, могут выполняться любым лицом без специального допуска. Также не требует участия в саморегулируемой организации и выполнение работ по подготовке обязательного раздела проектной документации "Пояснительная записка", обобщающего все решения. Помимо проектно-изыскательских, ряд строительных работ, ранее требовавших лицензии, также не попал в Перечень и в соответствии с п. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, в редакции Федерального закона N 148-ФЗ от 22 июля 2008 г., может выполняться любым физическим и/или юридическим лицом, не являющимся участником саморегулируемой организации. Среди таковых оказались, в частности, выполнение функций генерального подрядчика, а также заказчика-застройщика строительства. Следует отметить, что на основании п. 2 ст. 3.2 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", в редакции Федерального закона N 148-ФЗ от 22 июля 2008 г., требования о лицензировании тех видов проектно-изыскательских и строительных работ, которые не упомянуты в Перечне, утвержденном Приказом Министерства регионального развития РФ N 274 от 9 декабря 2008 г., отменены уже с начала 2009 г. Начиная с 1 января 2010 г., в соответствии с новыми правилами регулирования строительной деятельности, генеральный подрядчик, принимающий на себя обязанность перед заказчиком построить объект "под ключ", по-видимому, должен будет иметь свидетельства о допуске ко всем видам работ, предусмотренным проектной документацией и оказывающим влияние на его безопасность. При этом необходимо иметь в виду, что строительная компания может быть участником нескольких саморегулируемых организаций (п. 7 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ), однако вправе иметь одно свидетельство о допуске к определенному виду работ, выданное только одной из них (п. 2 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ). В то же время каждая саморегулируемая организация самостоятельно определяет виды работ, решение вопросов по выдаче свидетельств о допуске к которым отнесено общим собранием ее членов к сфере деятельности, и не обязана брать на себя полномочия в отношении всех разновидностей, перечисленных в Перечне. Таким образом, видимо, закон предполагает, что в случае, если какая-либо саморегулируемая организация не взяла на себя полномочия принимать решение о выдаче допуска к определенному виду работ, в то время когда он предусмотрен проектной документацией и необходим для строительства объекта "под ключ", то ее участник, выполняющий функцию генерального подрядчика строительства такого объекта, просто вступит в другую организацию. Во-первых, такой подход повлечет за собой обязанность соискателя не только соответствовать требованиям к выдаче свидетельств о допуске ко всем видам работ, что представляется вполне логичным, но еще и заплатить за право их выполнять финансовым участием в двух и более саморегулируемых организациях, что явно не соответствует целям нового законодательства. Здесь также следует отметить, что переход из одной саморегулируемой организации в другую не облегчает финансового бремени, так как в случае прекращения членства по любому основанию, включая добровольный выход, не подлежат возврату ранее уплаченные вступительный, членские взносы и отчисления в компенсационный фонд (п. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ). Во-вторых, при такой "комплексной" системе допуска к осуществлению строительства объекта "под ключ" может возникнуть ряд сложностей и споров в случае возникновения оснований для привлечения саморегулируемых организаций, выдавших свидетельства о допусках, к субсидиарной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ, выполненных генеральным подрядчиком (ст. 60 Градостроительного кодекса РФ). С другой стороны, ранее подлежащие лицензированию функции заказчика-застройщика, а именно строительный контроль, предусмотренный ст. 53 Градостроительного кодекса РФ (либо более устоявшийся в практике термин - технический надзор), могут выполняться любым лицом, не являющимся участником саморегулируемой строительной организации, несмотря на то что данный вид деятельности является одним из важнейших условий безопасного и качественного строительства. На этих примерах можно видеть, насколько еще не проработано новое законодательство, призванное регулировать строительную деятельность, а значит, в будущем стоит ожидать множества его уточнений и изменений в процессе применения новых правил регулирования строительного процесса. Представляются целесообразными пересмотр и уточнение перечня работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнять которые могут лишь участники саморегулируемых организаций на основании соответствующих свидетельств о допуске. В частности, имеет смысл включить в него выполнение функций по осуществлению строительного контроля (функций заказчика-застройщика).

Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам

Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность, во многом напоминают ранее действовавшие лицензионные требования. Они определяются в документах саморегулируемой организации для каждого вида работ, оказывающих влияние на безопасность, и должны содержать: 1) квалификационные требования к работникам, в том числе: - о наличии образования определенных уровня и профиля; - о повышении квалификации и профессиональной переподготовке; - о наличии определенного стажа работы; 2) требование к численности работников; а также могут включать требования о: 1) наличии у соискателя имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ, без указания права, на основании которого он может его использовать; 2) достижении положительных результатов в ходе проверки квалификации работников соискателя. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске являются: 1) наличие у юридического лица не менее чем трех работников с высшим профессиональным образованием и стажем работы от трех лет или не менее чем пяти работников со средним профессиональным образованием и стажем работы от пяти лет; 2) наличие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут осуществляться им самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет; 3) обязанность не реже чем один раз в пять лет повышать квалификацию работников или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы, оказывающие влияние на безопасность. Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, специально устанавливаются Правительством РФ. Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих участников в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске при приеме в ее члены. Впоследствии контроль осуществляется регулярно, не реже чем один раз в год.

Компенсационный фонд и имущественная ответственность саморегулируемых организаций

Участие в саморегулируемой организации обусловлено внесением взносов в компенсационный фонд. Это не может быть сделано путем зачета встречных требований к ней ее участника. С формированием компенсационных фондов саморегулируемых организаций будут создаваться денежные активы, выбывшие из финансового оборота и требующие сохранности. Закон допускает размещение средств компенсационных фондов в активах, за исключением банковских счетов членов такой саморегулируемой организации и их ценных бумаг. При этом должен быть обеспечен быстрый (в течение десяти рабочих дней) возврат денежных средств в случае необходимости осуществления выплат из компенсационного фонда. Таким образом, можно ожидать формирования нового финансового института краткосрочных инвестиций средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций.

Имущественная ответственность саморегулируемых организаций

Саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим из-за причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов. Ее объем ограничен размером компенсационного фонда. Для наступления ответственности саморегулируемой организации достаточно факта причинения вреда тем видом работ, свидетельство о допуске к которому было выдано ей (ст. 60 Градостроительного кодекса РФ). Субсидиарная ответственность наступает в том случае, если основной должник (участник саморегулируемой организации) отказался удовлетворить предъявленное ему требование или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на последнее. При этом в ходе принятия решения о его удовлетворении саморегулируемая организация обязана предупредить своего члена, а также привлечь его к участию в судебном процессе в случае возникновения последнего (п. 3 ст. 399 ГК РФ). Кроме того, невозможно привлечь лицо к субсидиарной ответственности, если требование кредитора может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания с него средств (п. 2 ст. 399 ГК РФ). Таким образом, порядок привлечения к субсидиарной ответственности несколько сложнее, следовательно, заказчикам и инвесторам, имеющим претензии к своим контрагентам по строительным контрактам, следует предусматривать шаги, позволяющие обращать свои требования к саморегулируемым организациям, выдавшим соответствующие свидетельства о допуске к работам. В случае привлечения саморегулируемой организации к субсидиарной ответственности выплаты производятся за счет средств компенсационного фонда. При этом его размер не может быть менее минимального. В случае необходимости осуществления выплаты за счет средств компенсационного фонда участники саморегулируемой организации обязаны в течение двух месяцев пополнить его за счет своих взносов (п. 5 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ). В противном случае Ростехнадзор (орган, осуществляющий государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций строительного комплекса) вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из соответствующего государственного реестра (п. 7 ст. 55.19 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, недостатки в работах одного лица, повлекшие за собой выплату из компенсационного фонда, могут обернуться имущественной ответственностью всех членов саморегулируемой организации. Такая "круговая порука" должна стимулировать добросовестных участников строительного рынка изгонять из своих рядов непрофессиональных и/или недобросовестных "коллег". Однако это может повлечь за собой нарушение требований о количественном составе участников и, как следствие, исключение сведений о данной некоммерческой организации из государственного реестра. С учетом данных обстоятельств более вероятным становится "пассивное исключение" в форме приостановления/прекращения действия свидетельств о допуске к основным видам работ как мера дисциплинарного воздействия, без исключения из состава участников саморегулируемой организации (ст. 55.15 Градостроительного кодекса РФ). Саморегулирование в строительной сфере призвано в будущем в полной мере обеспечить предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ. Кроме того, оно нацелено на повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ). Для достижения указанных целей законодательно закреплены новые способы обеспечения имущественной ответственности участников строительной деятельности и их объединений. Однако не нужно считать, что государство полностью снимает с себя юридические последствия качества проектно-изыскательских и строительных работ. Наряду с саморегулируемыми организациями имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков, будут нести РФ/субъект РФ, если имеются положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и (или) проектной документации (ст. 60 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, ранее вошедшие в практику рекомендации для заказчиков строительства соглашаться на окончательную приемку результатов проектно-изыскательских работ только после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и итогов инженерных изысканий, а строительных работ - только после положительного заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации сохраняют свою актуальность и в новых условиях регулирования строительной деятельности.

Новый, 2010 год

Отмена лицензирования строительной деятельности и замена ее саморегулированием в нормотворческой деятельности и юридической литературе обсуждались довольно долго. Кроме того, для перехода от государственного регулирования к корпоративному законодатель предусмотрел достаточно продолжительный период - весь 2009 г. участники строительного сектора экономики могли выбирать: функционировать ли им на основании ранее выданных строительных лицензий или объединяться в саморегулируемые организации и получать свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов. Однако с окончанием переходного периода стало очевидно, что строительный сектор не готов в полной мере соответствовать новым требованиям. Недостаточное количество саморегулируемых организаций создает монополизацию строительного рынка. Крайне низок уровень качества их документов. Недостаточна информация о созданных саморегулируемых организациях, размещенная ими в сети Интернет. И все это сосуществует с глобальными кризисными явлениями на мировом и российском рынках, ставящими строительные организации на грань выживания. Несмотря на все это, принято решение не продлевать переходный период для более мягкого вхождения участников строительного комплекса в новые реалии функционирования рассматриваемого сектора российской экономики. Таким образом, остается пожелать компаниям скорейшего вступления в действующие либо быстрейшего объединения в собственные саморегулируемые организации в целях сохранения бизнесактивности в этот непростой для строительной сферы период. В свою очередь, заказчикам и инвесторам строительства хочется порекомендовать не только проверять наличие у своих подрядчиков свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность, но и внимательно изучать документы саморегулируемых организаций, их выдавших. По состоянию на декабрь 2009 г. в России зарегистрировано всего 8 саморегулируемых организаций по инженерным изысканиям, 75 по подготовке проектной документации и 106 по строительству. Реестр саморегулируемых организаций является открытым источником информации, с которым может ознакомиться каждый желающий на сайте Ростехнадзора.

Название документа