Проблемы правового регулирования оборота моторного топлива

(Есин И. В.) ("Административное право и процесс", 2010, N 1) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА МОТОРНОГО ТОПЛИВА

И. В. ЕСИН

Есин И. В., аспирант кафедры международного права МГИМО(У) МИД России, главный юрисконсульт ОАО "Газпромнефть".

Принятие специализированного Технического регламента стало основой для формирования новой правовой реальности в области технического регулирования оборота моторного топлива в России. Новое законодательство способно значительно изменить отечественную нефтеперерабатывающую отрасль.

Двадцать второго января 2009 г. вступил в силу Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" <1> (далее - Технический регламент). Принятие Регламента многими специалистами было воспринято как своеобразный план Барбаросса по повышению качества и экологических характеристик топлива, производимого в России <2>. Это объясняется тем, что наряду с "повышенным риском причинения вреда при использовании" <3> всех видов моторного топлива, указанных в Техническом регламенте, одним из оснований его разработки стало стремление государства модернизировать отечественную нефтеперерабатывающую промышленность и адекватно гармонизировать соответствующую область технического регулирования с западными стандартами <4>. -------------------------------- <1> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118. <2> Мошкович М., Терешко Ю., Дарымова Ю. Готовы ли мы к евро-3? // ЭЖ-Юрист. 2008. N 39. <3> Заключение на проект Технического регламента от 28 декабря 2007 г. "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" // URL: http://www. gost. ru/wps/portal/pages. Notif. OrderAbout. <4> Лоцманов А. Н. Техническое право: о системных причинах кризисных явлений в ходе российской технической реформы // Журнал российского права. 2008. N 8.

Задачей настоящей статьи является правовой анализ некоторых проблем, возникающих в связи с применением ряда положений Технического регламента. Приступая к ее осуществлению, представляется необходимым охарактеризовать природу изучаемых норм. В отечественной правовой традиции технические нормы рассматриваются в связи с общественным развитием <5>. Как указывал В. А. Кучинский: "Регламентируя порядок обращения со средствами производства и устанавливая санкции за его нарушение, технические нормы регулируют именно общественные отношения, а не отношения с орудиями и предметами труда. В силу этого технические нормы являются нормами социальными" <6>. Получив же закрепление в правовом акте, технические нормы приобретают юридическую силу, становятся технико-правовыми, так как содержат общеобязательные предписания, исходят от государства и выражают его волю, имеют постоянный или временный характер, рассчитаны на многократное применение неограниченным кругом лиц, закрепляются в специальных нормативных правовых актах и обеспечиваются возможностью государственного принуждения <7>. Между тем отличительной чертой технико-юридических норм является тот факт, что они напрямую связаны с развитием науки и уровнем экономического развития страны. Эта особенность находит свое выражение в диалектике основных требований к техническому регулированию: -------------------------------- <5> Сиротин А. С. Право и технические нормы в развитом социалистическом обществе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1978. <6> Кучинский В. А. Личность, свобода, право. Минск, 1969. С. 162. См. также: Чернышов С. В. Нормативно-правовые средства и процессуальные формы регулирования социально технических отношений // История государства и права. 2008. N 24; Ершов О. Г. Об актах технического нормирования и правовом регулировании отношений в строительстве // Законодательство и экономика. 2007. N 10. <7> Терещенко Л. К., Калмыкова А. В., Лукьянова В. Ю. Техническое регулирование на современном этапе // Законодательство и экономика. 2007. N 4.

- соответствие уровню научно-технического развития страны и материально-технической базе экономики; - стабильно прогрессирующий пересмотр норм технических регламентов по мере роста научных достижений и экономических показателей в стране. Система технического регулирования, в том числе в области требований к видам моторного топлива, основана на положении п. "р" ст. 71 Конституции, в соответствии с которой вопросы технического регулирования находятся в сфере исключительного ведения Российской Федерации. В этой связи концептуальное значение в сфере технического регулирования имеет Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" (далее - Закон), который является специальным законом в сфере отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности продукции, работ, услуг и процессов <8>. Технический регламент определен в ст. 2 Закона как "документ, который принят международным договором Российской Федерации... или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования". Как указывает А. Ф. Ноздрачев, изложенное определение означает, что "не включенные в технические регламенты требования к продукции... правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер" <9>. При этом необходимо иметь в виду, что исходя из содержания ст. 2, п. 1 ст. 6 и ст. 7 Закона технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие разные виды безопасности продукции и процессов, т. е. "состояния, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений". -------------------------------- <8> Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: Сб. науч. тр. / Отв. ред. к. ю.н. О. А. Герасимов. Екатеринбург: Бизнес, менеджмент и право, 2007. С. 89. <9> Ноздрачев А. Ф. Федеральный закон "О техническом регулировании": от уточнения сферы действия - к эффективной реализации // Законодательство и экономика. 2008. N 8.

Рассматриваемый нами Технический регламент принят постановлением Правительства на основании абзаца 25 ст. 2 Закона. Данное обстоятельство, не умаляющее значения самого акта для отрасли, позволяет говорить о его временном характере, так как действующая редакция Закона предусматривает, что технические регламенты, принимаемые постановлениями правительства, имеют статус временных документов, на что недвусмысленно указывают положения п. 4 ст. 10 <10>. Под сферу применения указанного акта подпадают: авиационный и автомобильный бензин, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей, топочный мазут. -------------------------------- <10> Агешкина Н. А. Комментарий к Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СПС "КонсультантПлюс". 2008.

Безопасность данного моторного топлива по смыслу Технического регламента обеспечивается, во-первых, совокупностью требований к характеристикам моторного топлива и, во-вторых, представлением информации об их качестве потребителям. Совокупность данных требований составляет важную часть режима оборота продукции, подпадающей под действие Регламента. При этом согласно п. 3 под оборотом продукции понимается "нахождение продукции на стадиях транспортирования, хранения, оптовой и розничной торговли".

"Экологические классы" и проблемы их определения

Одной из основных новелл в области требований к показателям продукции по Техническому регламенту является введение четырех "экологических классов автомобильной техники", для которой предназначены автомобильный бензин или дизельное топливо. При этом с каждым экологическим классом корреспондирует определенный набор качественных показателей моторного топлива (например, массовая доля серы). Введение такой категории позволило разработчикам выстроить поэтапную до 2015 г. систему повышения требований к качеству топлива для автомобильной техники путем последовательного выведения из оборота бензина и дизельного топлива с более низкими качественными характеристиками (см. табл. 1).

Таблица 1

\ТОПЛИВО СРОКИ ВЫПУСКА В ОБОРОТ Массовая \ доля \ серы ЭКО-\ Автомобильный Дизельное ЛОГИ-\ бензин топливо ЧЕСКИЙ\ КЛАСС \ ТЕХНИКИ \

Класс 2 31.12.2010 31.12.2011 500

Класс 3 31.12.2011 31.12.2011 150/350

Класс 4 31.12.2014 31.12.2014 50

Класс 5 НЕ ОГРАНИЧЕН НЕ ОГРАНИЧЕН 10

Подобный подход использован и в отношении требований к судовому топливу, с той лишь разницей, что за основу здесь взята не категория "экологический класс техники", а показатель массовой доли серы (табл. 2).

Таблица N 2

СУДОВОЕ СРОК ВЫПУСКА В ОБОРОТ ТОПЛИВО Массовая доля серы (%)

3,5 До 31.12.2010

2 До 31.12.2012

1,5 С 1.01.2013

Существенной особенностью правового режима оборота моторного топлива согласно Регламенту являются исключения, допускающие в оборот топливо с некоторыми качественными характеристиками, не соответствующими Регламенту. К ним относятся: a) топливо, вырабатываемое по государственному оборонному заказу (п. 2); b) автомобильный бензин с октановым числом 80 и 92 (п. 5), а также дизельное топливо, используемое для сельскохозяйственной и внедорожной техники в соответствии с п. 11 Регламента, которые могут находиться в обороте до 22 января 2012 г. Важно отметить, что в отрасли долгое время шли споры по вопросу отнесения автомобильного бензина с октановым числом по исследовательскому методу 80 (АИ-80, "Нормаль-80") и с октановым числом 92 (АИ-92, "Регуляр-92") к определенному экологическому классу в соответствии с Техническим регламентом. При этом положения п. 5 Технического регламента о допуске в оборот бензина с характеристиками, не отвечающими приложению N 1, не связывают такое топливо с определенным экологическим классом автомобильной техники. В то же время требования п. 9 обязывают изготовителя (продавца) под угрозой административной ответственности указывать в сопроводительных документах к автомобильному бензину, в паспорте и его рекламе марку этого бензина и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен. В этой связи возник юридический вопрос: каким образом определять экологический класс автомобильной техники, для которой предназначен автомобильный бензин с октановым числом 80 (АИ-80, "Нормаль-80") и 92 (АИ-92, "Регуляр-92") по исследовательскому методу. Данный вопрос разрешается методом юридического анализа текста акта, который свидетельствует, что требования к характеристикам бензина по октановому числу в приложении N 1 сформулированы четко, нерасширительно, императивно. В том числе для автомобильной техники экологического класса 2 предусмотрен показатель по исследовательскому методу, равный не менее 92. Таким образом, марка бензина, характеристика которой по октановому числу менее пороговых значений приложения N 1 к Техническому регламенту, может классифицироваться только в рамках соответствующего экологического класса либо вне его. Иными словами, бензин с октановым числом по исследовательскому методу менее 92 формально не может соответствовать 2-му экологическому классу автомобильной техники. При этом положения п. 5 Технического регламента о допуске в оборот бензина с характеристиками, не отвечающими приложению N 1, не связывают такое топливо с определенным классом. Иными словами, в целях обеспечения соответствия требованиям законодательства представляется обоснованным не указывать экологический класс автомобильной техники для бензина, выпускаемого в соответствии с п. 5 рассматриваемого документа, а при оформлении документов о подтверждении соответствия на этот бензин ссылаться на п. 5 Регламента, за исключением бензина с октановым числом по исследовательскому методу "не менее 92", соответствующего классу 2 по всем показателям.

Доведение информации до потребителя

Выше указывалось, что важной составляющей режима оборота моторного топлива является представление информации о продукции потребителю (покупателю). Регламент обязывает как изготовителей, так и продавцов обеспечивать соответствующее документационное сопровождение моторного топлива, путем выдачи паспорта продукции, требования к которому установлены п. 29, а также ряда документов содержащих указанные в п. 30 сведения. В отношении автомобильного и дизельного топлива п. п. 9, 14 и 31 предусматривают дополнительные требования к изготовителям (продавцам), а именно наличие информации о марке и экологическом классе техники, для которой предназначен бензин и дизельное топливо, в паспорте продукции, рекламе, сопроводительных документах и информационных материалах, доступных для потребителя. Вместе с тем действующее законодательство не содержит формализованного определения "сопроводительных документов", требуемых в соответствии с положениями Технического регламента. Представляется, что выход из данного положения может быть основан, например, на правоприменительной практике арбитражных судов. Так, в Постановлении Президиума ВАС N 1219/98 от 26.09.2000, Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.10.2004 N А06-559/1-8/04, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15.02.2007 N Ф08-7127/2006 по делу N А53-5483/2006-С4-11 в качестве "сопроводительных документов" помимо паспорта качества продукции рассматривались акты приема-передачи продукции, товарные накладные.

Соотношение требований Технического регламента с внешнеэкономической деятельностью

Одним из практических вопросов реализации требований Технического регламента является применимость его требований к продукции, поставляемой на экспорт. Этот вопрос был тем более актуален, что в ряде государств - импортеров автомобильного бензина, дизельного, судового, авиационного топлива, а также топочного мазута российского производства требования технического регулирования ниже, чем в отечественном законодательстве. Коммерчески обоснованным представлялся подход, согласно которому требования акта не должны распространяться на продукцию, поставляемую на экспорт. Однако такая позиция с юридической точки зрения представляется безосновательной. Как выше указывалось, в соответствии с п. 3 Технического регламента под оборотом продукции понимается ее "нахождение на стадиях транспортирования, хранения, оптовой и розничной торговли". Так как продукция, отгружаемая на экспорт, непременно проходит такие стадии, как транспортировка и (или) хранение, на нее распространяются обязательные требования Технического регламента, в том числе те, которые выше аналогичных зарубежных требований (например, об отсутствии сероводорода в топочном мазуте). Данный вывод подтверждается и Законом ("О техническом регулировании"), один из принципов которого гласит, что техническое регулирование осуществляется в том числе в соответствии с принципом единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок. Учитывая вышеизложенное, с юридической точки зрения осуществление экспортных поставок рассматриваемых нефтепродуктов, произведенных в России и не соответствующих требованиям Технического регламента, влечет за собой риск принятия мер административной ответственности к изготовителю/продавцу.

Название документа