Торгово-промышленная политика и промышленное законодательство Российской империи XIX - начала XX века
(Ковалева Н. В.) ("История государства и права", 2010, N 1) Текст документаТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Н. В. КОВАЛЕВА
Ковалева Наталья Витальевна, доцент кафедры гражданского права и процесса КГТУ, кандидат юридических наук.
Статья посвящена исследованию торгово-промышленной политики и промышленного законодательства Российской империи XIX - начала XX в. Рассмотрены принципы, лежащие в основе проводимой Россией политики в торгово-промышленной сфере как в период первой половины XIX в., так и во второй половине XIX - начале XX в., их влияние на формирующееся промышленное законодательство страны.
Проводимая государством политика в экономической сфере неизменно влияет на все общественные институты, определяет наиболее значимые, стратегические направления развития страны, реализация которых способствует достижению поставленной цели - экономического процветания нации. Одним из важнейших инструментов, определенным механизмом осуществления такого рода мероприятий, становится формирование законодательства в данной сфере. В XIX - начале XX в. осуществляемая Россией торгово-промышленная политика оказывала огромное влияние на разработку промышленного законодательства. В этот период были сформированы определенные приоритеты экономического становления империи. Государственное управление промышленным сектором экономики, преимущественно казенными предприятиями, не всегда являлось эффективным и прибыльным для казны. В связи с этим предпринимались попытки создать благоприятные условия для успешного функционирования частных промышленных предприятий, небольших заводов и фабрик. В настоящее время идет реализация государственных программ, способствующих наиболее эффективному функционированию отечественной промышленности, что делает актуальным и своевременным изучение процессов, происходивших в России XIX - начала XX в. Обращение к опыту России второй половины XIX - начала XX в. обусловлено рядом объективных причин. В рассматриваемый период Российская империя за короткий срок сумела превратиться из отсталой, аграрной страны в промышленно развитую державу. На общеимперском уровне были выработаны основные направления промышленной политики. Выдающиеся экономические успехи России заслуживают особого внимания с правовой точки зрения, так как в это время было сформировано законодательство, регулирующее промышленное производство. Традиционно к политике относится то, что связано с общественными интересами и управлением, где в качестве посредника и регулятора взаимодействия различных интересов выступает государство. Управляющее воздействие оказывается на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития. Рассматривая современные определения политики, можно указать, что ее определяли как "объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом, с помощью использования властных механизмов" <1>. Определенное отождествление политики и власти оправданно. Так, ученый Вебер определял сущность политики как стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти <2>. -------------------------------- <1> См.: Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: НОРМА, 2003. С. 1, 4. <2> См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 646. Власть рассматривается как политическое господство, государственное управление и его органы. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Шведова Н. Ю. М., 1996. С. 83. В политологии категория "власть" - основополагающая, дающая ключ к пониманию сущности политики, всех политических явлений и институтов. Гармоза П. В. Власть как категория юридической науки // Государство и право. М.: Наука, 2008. N 5. С. 83.
Не менее интересными представляются высказывания, что политикой считают ограничение применения социальной власти <3> или что вся политика есть не что иное, как средство сохранения и расширения собственности <4>. Также термин "политика" в теории и на практике чаще всего употребляется в значении целенаправленной деятельности людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений и как характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований <5>. -------------------------------- <3> См.: Гудин Р. И., Клингеман Х. Д. Политическая наука как дисциплина // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. И. Гудина и Х. Д. Клингемана. М., 1999. С. 33. <4> См.: Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1: Введение и общая часть / Под ред. и с доп. М. Б. Горенберга. 6-е изд. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1909. С. 81. <5> См.: Российская правовая политика: Курс лекций. С. 3.
Проводя параллели с правовой политикой, можно указать, что торгово-промышленная политика может являться видом политики как родового интеграционного понятия, а если политику рассматривать как умело сбалансированную систему интересов и приоритетов <6>, то торгово-промышленная политика должна представлять собой данный баланс в промышленной и торговой сферах. -------------------------------- <6> См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 638, 639.
Закономерен вопрос о принципах, которые лежали в основе проводимой торгово-промышленной политики в XIX - начале XX в. Первая половина XIX в. характеризовалась относительно невысокой активностью в промышленном секторе экономики, большинство предприятий были казенными, управление ими осуществлялось государством административно-командными методами. Этот период характеризовался заботой о фабричной промышленности, где изначально ориентир был направлен исключительно на обеспечение промышленности рабочими руками и на охрану от иностранной конкуренции <7>. Принцип всеобъемлющей государственной поддержки промышленности был продиктован относительной слабостью и неразвитостью последней и был вынужденной мерой. -------------------------------- <7> См.: Таль Л. С. Очерки промышленного права. Издание второе, значительно дополненное. М.: Московское научное издательство, 1918. С. 2.
Прослеживая действия российских царей на протяжении XVIII в., наблюдаем четкую картину, при которой покровительственные меры в промышленности давали положительные результаты лишь на самом зачаточном этапе <8>. -------------------------------- <8> Так, по Указу 10 февраля 1719 г., Указу 18 июля 1722 г., Указу 18 января 1721 г. фабрикантам предоставлялось право по увеличению количества работающих на фабриках различными методами, в том числе путем покупки к фабрикам и заводам населения целых деревень. В 1736 г. издан Указ, сделавший крепостными всех лиц, находящихся при фабрике на момент его издания // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. XXVIIа. СПб., 1899. С. 277.
Таможенно-тарифная политика правительства имела большое значение в судьбе промышленного развития России. Со времени правления Екатерины II постепенно были отменены крайности покровительства и опеки промышленности, введенные ее предшественниками, однако главным средством поощрения оставалось регулирование тарифов. Усиление высокого таможенного тарифа в 1797 г. сменилось уже в 1801 г. со вступлением на престол Александра I "многими облегчениями", при этом уже в 1810 г. правительство издает тариф строго запретительного характера. Только после 1815 г. таможенная политика изменяется с изданием чрезвычайно свободного тарифа 1819 г., по которому разрешается ввозить ранее запрещенные товары с незначительной пошлиной. С 1822 по 1850 г. правительство придерживается строго охранительной системы, а с изданием тарифа 1850 г. осуществляется переход к более умеренной охранительной системе. При составлении тарифа 1850 г. была предпринята попытка поощрить промышленность, уменьшив пошлины на подлежащие обработке предметы и главные фабричные материалы. Тариф 1857 г. вводил новую систему, при которой обложение пошлинами в высшем размере было в отношении "наиболее употребительных изделий, для ограждения тех отраслей русской промышленности, которые занимают большее число рук и удовлетворяют нуждам обширного класса потребителей". Назначение умеренных пошлин происходило для изделий, не представляющих "опасного соперничества изделиям русским", при этом были уменьшены пошлины и на вспомогательные для фабрик и ремесел материалы <9>. -------------------------------- <9> См.: Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. XXVIIа. СПб., 1899. С. 282.
По тарифу 1868 г. продолжилось уменьшение числа запрещенных к привозу статей, были уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутным границам. Основным принципом данного тарифа оставался принцип обложения сырых материалов, потребляемых фабриками и заводами, наименьшими пошлинами, полуобработанных продуктов - более высокой, обработанных - наивысшей. Однако изменение не в положительную сторону показателей торгового баланса России в этот период вынудило правительство вернуться к покровительственной политике. Серьезный пересмотр тарифного законодательства произошел в 1891 г., целью которого было приведение в систему предпринятых ранее мер в период с 1877 по 1890 г., а также "оказать возможно полное поощрение тем отраслям промышленности, которые, несмотря на прежние надбавки, еще недостаточно были защищены от конкуренции иностранного ввоза" <10>. -------------------------------- <10> Там же.
Для второй половины XIX - начала XX в. был свойственен подъем отечественной промышленности, положительным фактором для которого явилось среди прочих наличие свободных рабочих рук бывших крепостных крестьян. Однако уже к концу XIX в. Сергей Юльевич Витте в докладе императору указывал, что неустойчивая торгово-промышленная политика государства подобна тому хозяйству, которое вечно принимается за изготовление новых продуктов, отказываясь от окончания ранее начатых; как бы ни была совершенна техника в таком хозяйстве, оно всегда кончит разорением <11>. -------------------------------- <11> См.: Всеподданнейший доклад министра финансов Витте С. Ю. Николаю II о необходимости установить и затем непреложно придерживаться определенной программы торгово-промышленной политики империи // Материалы по истории СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Вып. VI. С. 173 - 195. URL: http://www. prometeus. nsc. ru/biblio/vitte/refer. ssi.
Рассматривая законопроекты, затрагивающие область промышленности и торговли России конца XIX - начала XX в., можно выделить следующие сферы с обозначением количества законопроектов: налоговые вопросы (92); рабочий вопрос (54); посессионные заводы (10); заказы Военного ведомства (34); средства и пути сообщения с подразделением на железные дороги (117), водные пути (37), порты и торговое мореплавание (35), торговое судостроение (14); банки и кредит (25); отдельные отрасли промышленности и торговли с делением на хлебное дело (10), нефтяную промышленность (14), каменноугольную промышленность (17), хлопководство (19), сахарную промышленность (11), винокуренную промышленность (48) <12>. Государство последовательно придерживалось политики определенной поддержки отечественного производителя, вкладывая средства в строительство транспортной инфраструктуры. -------------------------------- <12> Данные по количеству законопроектов ориентировочные. См.: Промышленность и торговля в законодательных учреждениях 1907 - 1912 гг. Совет Съездов представителей промышленности и торговли. СПб.: Электро-Типография Н. Я. Стройковой, 1912. С. 463 - 529.
В 1892 г., "вступив в управление Министерства финансов", С. Ю. Витте определил для себя обязанность выяснить основания торгово-промышленной политики своих предшественников и по возможности продолжить или закончить начатые ими преобразования, указывая, что государственно-экономические мероприятия проводятся в жизнь десятилетиями, и из всех торгово-промышленных систем самая вредная - неустойчивая, колеблющаяся <13>. В ущерб своим собственным нереализованным амбициям министр финансов России определил, что придется учитывать торгово-промышленную политику своих предшественников. Отход от этого принципа в угоду собственному тщеславию означал для России того периода серьезные экономические проблемы скатывания в пропасть нищеты и прозябания всей нации. Необходимо признать, что лишь последовательная, на протяжении не одного десятилетия преемственная промышленная политика может дать ощутимые результаты для всей экономики в целом. -------------------------------- <13> См.: Всеподданнейший доклад министра финансов Витте С. Ю. Всеподданнейший доклад министра финансов С. Ю. Витте Николаю II о необходимости установить и затем непреложно придерживаться определенной программы торгово-промышленной политики империи // Материалы по истории СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Вып. VI. С. 173 - 195. URL: http://www. prometeus. nsc. ru/biblio/vitte/refer. ssi.
На рубеже XIX - XX вв. важную роль играл принцип устойчивости проводимой политики. Актуален данный принцип и в настоящее время, когда России приходится догонять промышленно развитые страны в условиях жесточайшей конкуренции на мировых рынках. Совершенно справедливо было отмечено, что экономика, политика и иные социальные феномены не являются собственно объектом юридической науки и лишь исследуются ею в связи с их взаимозависимостью <14>. Изучение торгово-промышленной политики Российской империи XIX - начала XX в. важно и необходимо для понимания процессов, влияющих на формирование промышленного законодательства, к которым можно отнести следующие. -------------------------------- <14> См.: Власенко Н. А. Теория государства и права: Научно-практическое пособие для самостоятельной подготовки студентов всех форм обучения. М.: ИЗиСП; ИД "Юриспруденция", 2009. С. 281.
Торгово-промышленная политика России XIX в. выступала как потребность, в основе которой лежала сбалансированная система интересов и приоритетов, удовлетворяющая нужды различных субъектов, и прежде всего главного из них - государства. Принцип охраны отечественных предприятий от иностранных конкурентов был характерен для первой половины XIX в. Во второй половине XIX - начале XX в. был избран ориентир на проведение устойчивой торгово-промышленной политики, в числе сторонников которой был Сергей Юльевич Витте. Законодательное закрепление положений осуществления покровительственных мер в различных формах было необходимостью, однако анализ исторических фактов свидетельствует о том, что такие меры в промышленности давали положительные результаты лишь на этапе зарождения промышленного производства. Формирование промышленного законодательства Российской империи XIX - начала XX в. в определенной степени отражало проводимую государством торгово-промышленную политику, воздействие которой на важнейшие институты в обществе служило достижению успехов в промышленном секторе экономики и торговле.
Название документа