Свои отходы

(Ковалева Н.)

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 47)

Текст документа

СВОИ ОТХОДЫ

Н. КОВАЛЕВА

Наталья Ковалева, доцент кафедры гражданского права и процесса КГТУ, кандидат юридических наук.

ОАО "Речное пароходство Нефтегаза" осуществляет вывоз собственным транспортом своих же жидких бытовых отходов, а также отработанных ртутных люминесцентных ламп и автомобильных аккумуляторов и сдает их в специализированные организации. Кроме того, на судах в качестве кранцев используются автомобильные шины. Правомерно ли требование контролирующего органа, обязывающего предприятие иметь лицензию на транспортировку отходов I - IV классов опасности?

И. Лобанов, г. Тюмень

Чтобы однозначно установить, обязательно ли в данной ситуации оформлять лицензию, необходимо обратиться к понятиям, приведенным в ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон), согласно которой:

- отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Отнесение конкретных видов отходов к классам опасности осуществляется в соответствии с Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, которым утвержден федеральный классификационный каталог отходов. Каждому виду отходов присваивается код, 13-я цифра которого обозначает класс опасности (письмо Ростехнадзора от 20.09.2007 N 04-09/1343).

Таким образом, ОАО "Речное пароходство Нефтегаза" осуществляет транспортирование и, вероятно, использование отходов I - IV классов опасности, образующихся в результате деятельности предприятия. Установление факта использования отходов I - IV классов опасности будет зависеть от ряда факторов, в числе которых соответствие автомобильных шин законодательному определению понятия "отходы производства и потребления", а также характера их использования понятию "использование отходов". Иными словами, в случае, например, если автомобильные шины являются новыми и/или используются только для собственных нужд общества, есть возможность доказать отсутствие факта использования отходов I - IV классов опасности.

Необходимость оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению с отходами I - IV классов опасности предусмотрена ст. 9 Закона, п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Причем лицензия обязательна, если имеет место хотя бы один из вышеназванных видов деятельности, осуществляемой с отходами любых классов опасности, за исключением V класса. Порядок оформления лицензии введен Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524, Приказом Ростехнадзора от 10.12.2007 N 848.

В случае невыполнения установленных указанными нормативными актами обязанностей обществу грозит привлечение к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, а если деятельность с отходами I - IV классов опасности для предприятия является основной, то возможно привлечение и по ст. 14.1 КоАП (Постановление ФАС ПО от 07.07.2008 N А12-3389/08-С6). В силу ч. 4 ст. 14 Закона деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV классов опасности, может быть ограничена или запрещена при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с такими отходами.

Само по себе отсутствие лицензии на осуществление деятельности, связанной со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением отходов I - IV классов опасности, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (Постановления ФАС ВСО от 03.12.2007 N А33-9504/07-Ф02-7565/07, ФАС ВВО от 30.12.2008 N А17-4842/2007). Наличие такой лицензии исходя из подп. "б" п. 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461) является обязательным условием для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Обязанность по их разработке хозяйствующими субъектами установлена ст. ст. 24, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. ст. 11, 18 Закона. Именно отсутствие указанных нормативов, а также невыполнение иных обязанностей в сфере обращения с отходами служат достаточным основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ (Постановление ФАС ВВО от 05.05.2009 N А82-123/2009-39).

Следует также отметить, что в свете последних изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ в ч. 3 ст. 4 Закона, передача отходов специализированной организации правомерна лишь в том случае, если такая организация имеет действующую лицензию на осуществление деятельности с отходами соответствующего (не ниже) класса опасности (Постановление ФАС ЗСО от 19.01.2009 N Ф04-8147/2008(18786-А46-43)).

В зависимости от масштабов правонарушения существует возможность добиться освобождения от административного наказания в связи с малозначительностью даже в случае признания общества виновным в совершении правонарушения (Постановление ФАС УО от 29.12.2008 N Ф09-9892/08-С1). Также обоснованно обжалование постановления о привлечении к административной ответственности при неправильной квалификации правонарушения или допущении контролирующим органом иных ошибок (Постановление ФАС ВВО от 06.05.2009 N А31-493/2009).

Можно воспользоваться тем, что до внесения последних изменений в Закон существовало общее понятие "опасные отходы" без привязки к классу опасности и не было определения понятия "транспортирование отходов". Если правонарушение совершено/обнаружено в момент действия старой редакции Закона, указанные обстоятельства согласно ч. 4 ст. 1.5, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ можно толковать в пользу ОАО "Речное пароходство Нефтегаза" как неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Название документа