Срочный рынок в перспективе

(Ротко С., Тимошенко Д.)

("ЭЖ-Юрист", 2008, N 26)

Текст документа

СРОЧНЫЙ РЫНОК В ПЕРСПЕКТИВЕ

С. РОТКО, Д. ТИМОШЕНКО

Светлана Ротко, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового и административного права Ростовского государственного экономического университета, председатель третейского суда при МОО "ВП ЮФО".

Денис Тимошенко, ответственный секретарь третейского суда при МОО "ВП ЮФО".

Срочный рынок в России еще очень молод, так как лишь совсем недавно законодатель стал говорить о необходимости правового урегулирования рынка производных финансовых инструментов. Уже можно засвидетельствовать несколько абсолютно верных законотворческих действий по данному вопросу, в частности, вытекающие из срочных сделок требования стали подлежать судебной защите. Однако неизбежно необходимы и другие перемены.

Пункт 2 ст. 1062 ГК РФ является исключением из общего правила п. 1 ст. 1062 ГК РФ, гласящего, что требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите. Согласно п. 2 указанной статьи сделки, предусматривающие обязанность стороны или сторон уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции или от значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, либо от наступления иного обстоятельства, которое предусмотрено законом и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, пользуются судебной защитой, однако только в случае, если хотя бы одной из сторон сделки является юридическое лицо, получившее лицензию:

на осуществление банковских операций или лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

на основании которой возможно заключение сделок на бирже (для сделок, заключенных на бирже).

Требования, связанные с участием граждан в указанных сделках, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже.

Как отмечает Федеральная служба по финансовым рынкам РФ, объемы торговли производными финансовыми инструментами на рынках развитых стран с каждым годом все более превышают объемы торговли реальными активами.

Сделки на бирже

Статья 8 Закона "О товарных биржах и биржевой торговли" определяет следующие виды биржевых сделок:

простые (кассовые) сделки характеризуются тем, что они связаны со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара и исполнение по данным сделкам происходит немедленно;

для срочных сделок характерен отсроченный срок исполнения. Срочные сделки, в свою очередь, делятся на форвардные (связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки); фьючерсные (связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара); опционные (связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара).

Важно отметить, что указанный выше Закон допускает заключение и других сделок в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленных в правилах биржевой торговли.

Данная классификация не является исчерпывающей, она представляет собой лишь макет системы под названием "производные финансовые инструменты".

Законы для финансов

Следует учитывать, что ФСФР высказывалось мнение о необходимости принятия специального Закона "О производных финансовых инструментах", который даст общее определение производных инструментов и определения их основных видов, установит права и обязанности сторон по сделкам с ними, определит допустимые базовые активы. Предметом регулирования этого Закона должны быть сделки, обязательством по которым являются передача определенных в них активов в определенный срок в будущем и (или) расчеты одной из сторон или обеих сторон, в зависимости от изменений стоимости определенных в них активов (базисных активов).

Важно, что по вопросам правового регулирования срочного рынка и производных финансовых инструментов уже велась законодательная работа. В частности, в Государственную Думу РФ на рассмотрение вносились проект Федерального закона N 147313-3 "О срочном рынке" и проект федерального закона N 340630-3 "О производных финансовых инструментах".

Тем не менее после многочисленных обсуждений ни один из проектов не стал законом, что свидетельствует не только о том, что данные проекты обладали некоторыми недостатками, но и о том, что в настоящее время российский финансовый рынок приближается к уровню развития мирового рынка. При этом законодательная база, регулирующая российский финансовый рынок, не готова поспевать за развитием мирового финансового рынка, а те отдельные нововведения, которые все же получают правовую оболочку, вынуждены еще на протяжении некоторого времени подвергаться новым законодательным изменениям, а если уж таковые невозможно принять, то вопросы правового регулирования начинают решать компетентные органы, давая свои разъяснения и комментарии.

Как справедливо отмечают специалисты ФСФР, при разработке законодательной базы для регулирования срочного рынка производных финансовых инструментов необходимо учесть практический опыт функционирования российских рынков производных в части правил заключения сделок, обеспечительных мер и иных применяемых технологий.

Представляется, что наряду с использованием практического опыта развития финансового рынка необходимо учесть и зарубежный, в частности американский, опыт правового регулирования производных финансовых инструментов, но при этом российский законодатель должен понимать, что наша правовая система регулирования финансового рынка существенно отличается от американской. Именно в контексте вышесказанного приобретают все большую актуальность слова М. Анселя: "...изучение зарубежного опыта открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны".

Производные ценных бумаг

Можно сколько угодно говорить о правовой природе срочных сделок, особенностях связанного с ними гражданского оборота, а также особенностях судебной защиты по срочным сделкам (одним словом, изучение производных финансовых инструментов сделок вызывает интерес в свете нынешнего развития финансового рынка). Однако хотелось бы остановиться и на рассмотрении производных финансовых инструментов как ценных бумаг, тем более что на это заставляют обратить внимание не только цивилистическая доктрина и сегодняшние действия законодателя, но и потребности хозяйственного оборота.

Именно на возможность законодательного закрепления некоторых деривативов в качестве производных ценных бумаг хотелось бы обратить внимание.

При исследовании вышеуказанного вопроса нам следует обратиться еще к одному законопроекту о производных финансовых инструментах, а именно к проекту Федерального закона N 309366-3 "О производных финансовых инструментах". В данном проекте интересна ст. 6, определяющая форму производных финансовых инструментов: в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами, соглашением сторон, производный финансовый инструмент может быть оформлен путем выдачи ценной бумаги. На наш взгляд, под случаями, предусмотренными законом, разработчики проекта понимали возможность существования и законодательного закрепления некоторых производных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг.

Об указанной возможности удостоверения прав по производному финансовому инструменту было упомянуто и в проекте Федерального закона N 309572-3 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации", в котором предлагалось закрепить производные финансовые инструменты в качестве отдельной главы Гражданского кодекса РФ. В частности, в статье проекта, касающейся формы производных финансовых инструментов, указывалось, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом или договором, права сторон по производному финансовому инструменту могут быть удостоверены ценной бумагой (ценными бумагами). Кроме того, к ценным бумагам, содержащим условие об обязательстве, соответствующее определению производного финансового инструмента, применяются правила, регулирующие производные финансовые инструменты, с учетом требований законодательства о ценных бумагах.

Производные финансовые инструменты имеют все шансы качественно перейти в производные ценные бумаги. Их эволюция как финансовых инструментов должна протекать в рамках рынка ценных бумаг. Если ГК РФ распространяет свое действие на "непоименованные" договоры, то Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 никак не может распространить свое действие на "непоименованные" производные ценные бумаги, а как бы этого хотелось, хотя бы лишь для того, чтобы устранить некоторые проблемы в гражданско-правовом обороте до того момента, когда их все же признают ценными бумагами.

------------------------------------------------------------------

Название документа