Генеральные транспортные соглашения
(Величко Л. А.) ("Транспортное право", 2009, N 4) Текст документаГЕНЕРАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
Л. А. ВЕЛИЧКО
Величко Л. А., аспирант кафедры гражданского права и процесса ГОУ ВПО "Ульяновский государственный университет".
В современных условиях, когда отсутствует существовавшее ранее централизованное планирование перевозок, а организационные договоры приобрели значение нормальных гражданско-правовых договоров, обеспечивающих регулирование отношений, связанных с организацией систематических перевозок, имеет место недооценка правового значения организационных договоров, и в первую очередь генеральных транспортных соглашений. Цивилистической доктриной в качестве организационного договора признается взаимное соглашение двух или более сторон, направленное на организацию, упорядочение взаимоотношений и создание предпосылок, необходимых и достаточных для вступления его участников в иные общественные отношения имущественного характера <1>. -------------------------------- <1> См.: Васева Н. В. Имущественные и организационные гражданско-правовые договоры // Гражданско-правовой договор и его функции: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск: УрГУ, 1980.
Вместе с тем обоснованной является детализация данного понятия, данная Б. И. Пугинским, в той части, что формулировку "создающее предпосылки" гораздо правильнее заменить на "определяющее процедуру возникновения и общие условия исполнения конкретных имущественных обязательств в последующем либо направленное на повышение эффективности этой деятельности" <2>. -------------------------------- <2> URL: http://www. pravoteka. ru/lib/kommercheskoe - pravo/0001/82.php
В целом наличие таких договоров свойственно развитым рыночным правопорядкам, и в российском праве их статус еще не в достаточной мере устоялся. Вместе с тем транспортные уставы и кодексы уже в течение нескольких десятилетий предусматривают заключение организационных договоров. Таким образом, организационные договоры являются весьма распространенной группой, нуждающейся в самостоятельном детальном рассмотрении. При этом справедливо, на наш взгляд, уточнить, что указанный тип договоров как таковой "уже давно обоснованно в цивилистической науке представляет собой не "меморандум" ("соглашение о намерениях"), а "вполне состоявшееся соглашение с определенным содержанием" <3>. -------------------------------- <3> Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 2. М., 2005. С. 81. (Классика российской цивилистики).
В данной статье речь пойдет о такой разновидности организационных договоров, как генеральные соглашения. Начнем с того, что под генеральным соглашением (договором) следует понимать организационный договор, определяющий наиболее общие условия взаимосвязанной деятельности, которые не могут быть предусмотрены субъектами в разовых (отдельных) договорах, направленный на организацию устойчивых продолжительных деловых связей, определяющий процедуру возникновения и общие условия исполнения конкретных имущественных обязательств в последующем либо направленный на повышение эффективности этой деятельности, для чего заключаются сателлиты (договоры-приложения), отдельные (как правило, принципиальные) условия которых согласовываются в основном (базовом) договоре. Если говорить о генеральных соглашениях в сфере транспорта, то понятие генерального договора должно распространяться на: договоры генерального фрахтования; договоры об организации перевозок грузов; договоры об организации перевозок пассажиров; договоры об организации буксировок; договоры на организацию транспортно-экспедиционного обслуживания и т. п. По нашему мнению, целью всех указанных договоров является создание системы устойчивых связей, общих "правил игры", которым в дальнейшем подчиняются взаимоотношения сторон. Договоры такого рода, с одной стороны, ставят будущую деятельность их участников, их правовые возможности, в определенные юридические рамки, а с другой - имеют субсидиарное применение для восполнения недостатка регламентации тех или иных конкретных отношений, относящихся к тому типу, регламентации которых и посвящены данные договоры. По сути своей они напоминают нормативные акты, в частности, своей ориентацией в будущее и своим расчетом на неоднократное, изначально неопределенное число случаев применения <4>. -------------------------------- <4> См.: Беседин А. Н. Система гражданско-правовых договоров (отдельные договорные типы и виды) // Российское право в Интернете. 200. N 3.
Говоря об отграничении генеральных договоров от схожих с ними в силу родовой принадлежности юридических конструкций, необходимо отметить следующее. Недопустимо прежде всего смешение генеральных и предварительных договоров. В предварительном договоре заключение основного договора (на базе первоначального предварительного) должно быть в обязательном порядке (это и составляет его цель), в организационном же такой обязательности нет (его цель - создание системы взаимодействия, модели поведения сторон). Например, в случае неисполнения обязанности грузоотправителя предъявить груз к перевозке в соответствии с поданной заявкой, равно как и в случае неисполнения обязанности перевозчика подать транспортное средство под погрузку, отношения между сторонами могут прекратиться с уплатой штрафа нарушившей стороной (ст. 794 ГК). В этом случае конкретный договор перевозки грузов не будет заключен вообще. Поэтому договор об организации перевозок грузов не влечет за собой неизбежность заключения реального договора перевозки грузов. Но необходимо отметить, что в данном случае говорится об отсутствии обязанности в конструкции генерального соглашения заключать договоры-сателлиты. Вместе с тем возможно существование обязательных генеральных соглашений. Так, к указанной категории можно отнести узловые соглашения. Прежде всего, как указано в одной из наиболее авторитетных работ по договорному праву, заключение узловых соглашений является для участников соответствующих правоотношений обязательным <5>. -------------------------------- <5> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. С. 531.
Как указывают со ссылкой на В. А. Егиазарова В. В. Витрянский и М. И. Брагинский, "узловое соглашение - это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевалочные пункты (железнодорожные станции, порты, пристани) обязуются за плату перемещать грузы с одного вида транспорта на другой на основании обязательных технологических правил с целью продолжения процесса доставки груза" <6>. Нацеленность указанного соглашения на организацию работы транспортных организаций различных видов по передаче грузов с одного вида транспорта на другой для обеспечения своевременной доставки их получателям и определяет их отнесение к категории организационных. Порядок же исполнения узловых соглашений, выражающийся в специальных документах - передаточных ведомостях, удостоверяющих факт приема-передачи груза с одного вида транспорта на другой (фактически - сателлиты) - позволяет отнести их к категории генеральных соглашений. Аналогичную логику можно проследить и в отношении договоров на эксплуатацию подъездных путей и по подаче и уборке вагонов. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2008 (6-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <6> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 534 (цит. по: Егиазаров В. А. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 1999. С. 124 - 125).
Вторым отличием генеральных соглашений от предварительных договоров является то, что задача предварительного договора - связать волю контрагентов на будущее, обязав каждого из них друг перед другом заключить предусмотренный им основной договор. Как и генеральные соглашения, предварительный договор ориентирован в будущее, но не рассчитывается на неопределенное число случаев применения, а прекращается однократным исполнением - заключением основного договора по требованию одной из сторон <7>. -------------------------------- <7> См.: Беседин А. Н. Указ. соч.
Это означает, что действие генеральных соглашений распространяется на отношения сторон в течение достаточно длительного периода времени. Подтверждение тому можно найти и в законодательстве. Так, в ч. 1 ст. 798 ГК указывается, что долгосрочные договоры об организации перевозок могут заключаться при систематических перевозках грузов. Более того, ч. 2 названной статьи устанавливает, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать (а не принять), а грузовладелец - предъявлять (а не предъявить) к перевозке грузы в обусловленном объеме. Следовательно, договор об организации перевозок предполагает заключение не одного, а множества договоров, что не в полной мере согласуется с буквальным смыслом ст. 429 ГК, в соответствии с которой по предварительному договору стороны обязуются заключить (а не заключать) в будущем договор (а не договоры) о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором <8>. -------------------------------- <8> См.: Морозов С. Ю. Транспортное право: Учебник. М.: ИГ "Юрист", 2005. С. 147.
Кроме того, как указывает В. В. Витрянский, "смысл предварительного договора состоит в том, что стороны договариваются о том, на каких условиях и в какой срок должен быть заключен основной договор, причем форма предварительного договора должна отвечать требованиям, предъявляемым к основному договору (ст. 429 ГК). Как уже отмечалось, реальный договор перевозки грузов не может рассматриваться в качестве основного (главного) договора по отношению к договору об организации перевозок грузов, напротив, реальный договор перевозки груза оформляет конкретные действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов. Форма реального договора перевозки груза (транспортная накладная) никак не может служить формой договора об организации перевозок грузов. То обстоятельство, что договор об организации перевозок грузов предшествует заключаемым для его исполнения договорам перевозки конкретных партий грузов и зачастую предопределяет их условия, не дает оснований считать его предварительным договором". Указанные опорные точки, а также сами формулировки понятий договоров на организацию перевозок (например, согласно ст. 68 КВВТ перевозчики, грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать договоры об организации перевозок грузов; при заключении договора об организации перевозок грузов перевозки грузов в определенном рейсе осуществляются в соответствии с договором перевозки груза, заключенным на основании договора об организации перевозок грузов) не позволяют отнести договоры на организации перевозок к разряду предварительных договоров. Аналогичного рода тезисы можно привести, отграничивая правовую конструкцию генеральных соглашений от соглашений о намерениях (или протоколов с той же направленностью). Вторые также не имеют своей целью создание системы связей и удовлетворяются единожды. Также важно отметить, что генеральные транспортные соглашения должны отграничиваться и от транспортных услуг. Главной целью транспортной услуги является перемещение, т. е. услуга по осуществлению движенческой функции из одной точки в другую. Весьма интересно в этой связи рассмотреть понятие экспедиционных услуг. Так, в силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" под ТЭД понимается порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Возникает вопрос: организация перевозки в данном случае является услугой или целью договора? Обязанность экспедитора оказать услугу по организации перевозки не должна трактоваться слишком широко и не может в себе содержать ни самостоятельного обязательства по перевозке грузов, ни обязательства локомотивной тяги (буксировки). Она не может иметь своим содержанием перевозку грузов, с которой связан договор транспортной экспедиции. Таким образом, экспедиторская услуга по организации перевозки не охватывает собственно перевозку грузов. Данный вид услуги следует отличать, с одной стороны, от организации услуг, связанных с перевозкой, а с другой - от договора на организацию перевозок. Соответственно, существует ряд общих черт между генеральным соглашением и ТЭД, как то: упорядоченность действия, нематериальный результат, система связей сторон, система субдоговоров. Но достаточно ли данных признаков, чтобы признать ТЭД генеральным соглашением? Представляется, что нет. Сама направленность - предмет данных договоров - разнопорядковая. В первом случае (ТЭД) за организацию (создание системы) отвечает одно лицо (которому за это платят), во втором (генеральное соглашение) для организации системы отношений стороны заключают договор и в дальнейшем совместно отвечают за его реализацию. Следовательно, можно сделать вывод о двустороннем синаллагматическом характере генеральных соглашений. Соответственно, можно сформулировать следующие специфические черты генеральных соглашений. 1. Существенными условиями генеральных договоров являются: 1) условие о предмете, т. е. о тех будущих договорах, условия которых, если не будет согласовано иное, будут определяться на основе генерального договора; 2) существенные, обычные и случайные условия локальных договоров, которые планируется заключать на основании соответствующего генерального договора; 3) пределы действия генерального договора (будет ли он касаться локальных договоров о любых товарах, работах и услугах или только тех из них, предметом которых являются определенные товары <9>; количественные, ассортиментные, временные, пределы по условиям поставки и т. п.); -------------------------------- <9> Например, черный прокат, продовольственные товары, товары бытовой химии и т. д.
4) общие для всех будущих локальных договоров правила предъявления требований, исполнения обязательств, о санкциях, мерах оперативного воздействия и порядке разрешения споров. 2. Генеральное соглашение порождает правовые последствия в виде организационного правоотношения, содержанием которого являются обязанности сторон соблюдать установленную договором модель выполнения перевозочных обязанностей. 3. Генеральные договоры заключаются, как правило, в простой письменной форме. Локальные договоры, заключаемые в развитие и на основе генерального, на практике оформляются по-разному. Интересно, что оформление таковых единым, подписанным сторонами документом является едва ли не наименее распространенным способом их оформления. Главными же выступают обмен письмами (счетами и счетами-фактурами), конклюдентные действия (не только в качестве акцепта, но и в качестве оферты, примером которых может служить отгрузка товаров, соответствующих условиям генерального договора) и подписание так называемых протоколов согласования, т. е. соглашений по отдельным условиям локальных договоров - предмету, ассортименту, качеству, цене и т. п. 4. Двусторонне обязывающий характер, предполагающий ответственность каждой из сторон заключенного контракта за достижение заложенных в нем целей. 5. Крайне важно при заключении генеральных соглашений использование такой функции организационных договоров, как создание условий и предпосылок для последовательного совершенствования взаимоотношений сторон. В данном деле следует выделять два аспекта: 1) четкое определение условий и порядка действий, подлежащих учету при заключении и исполнении отдельных имущественных договоров; 2) включение в договоры обязанностей, предусматривающих меры по непосредственному совершенствованию взаимосвязанной деятельности. Таково, например, включение в организационные транспортные договоры условий о расширении фронтов одновременной погрузки и выгрузки, оборудовании их дополнительными механизмами для ускорения погрузочно-разгрузочных работ и др. В подобных случаях организационный договор начинает включать в себя отдельные элементы имущественного договора, однако общая цель - направленность на улучшение организации взаимосвязанной деятельности - остается неизменной. Между тем сущность договора определяется основной целью, а не сопутствующими условиями <10>. -------------------------------- <10> URL: http://www. pravoteka. ru/lib/kommercheskoe - pravo/0001/82.php
Судами в настоящий момент рассматривается значительное количество споров, вытекающих из тех либо иных организационных договоров. Вместе с тем при рассмотрении исковых заявлений, связанных с правовым институтом, не имеющим правового регулирования в действующем законодательстве, появляется немалое количество юридических коллизий и пробелов, не позволяющих однозначно толковать то либо иное обстоятельство, что ведет к нарушению принципа единообразия судебной практики и разночтению одних и тех же ситуаций разными лицами. Немало вопросов возникает и у сторон в процессе заключения подобного рода соглашений, поскольку признак "непоименованности" создает некоторую угрозу отношениям в части неоднозначности их толкования в дальнейшем. А учитывая, что стороны в дальнейшем не имеют объективной возможности предусмотреть все возможные ситуации, которые могут возникнуть из такого рода отношений, совершенно очевидным становится факт необходимости придания таким отношениям статуса урегулированных современным гражданским правом. Кроме того, встает вопрос о формировании некоторых единых подходов в установлении правил, которые бы распространялись на все организационные договоры в целом. Как известно, выявление общих типичных черт договоров и различий между ними облегчает для субъектов правильный выбор вида договора, обеспечивает его соответствие содержанию регулируемой деятельности, создает возможность на научной основе систематизировать законодательство о договорах, повышать согласованность нормативно-правовых актов.
Название документа