Проблемы правового регулирования грузооборота в морских портах России

(Бразовская Я. Е.) ("Транспортное право", 2009, N 4) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРУЗООБОРОТА В МОРСКИХ ПОРТАХ РОССИИ

Я. Е. БРАЗОВСКАЯ

Бразовская Я. Е., преподаватель НПОУ "Академический институт гуманитарного образования", ведущий специалист юридической фирмы "Санкт-Петербургская ассоциация морского права".

Известно, что транспорт оказывает существенное влияние на развитие экономики и внешней торговли. Особая роль в их развитии принадлежит морскому транспорту, неотъемлемой частью которого является береговая инфраструктура в виде морских торговых портов и транспортно-технологических портовых комплексов. При этом активность и эффективность внешней торговли находятся в неразрывной связи с техническим состоянием и производственной мощностью этой инфраструктуры <1>. -------------------------------- <1> См.: Актуальные проблемы развития и специализации морских торговых портов Северо-Западного региона в рамках общей концепции морской доктрины России. URL: file://localhost/C:/Documents%20and%20Settings/Billi/Мои%20документы/диссертация%20%20%20%20%20%20%20КТК/проблемы%20морских%20портов. html.

Морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса, обеспечивают связь различных видов транспорта, с их участием осуществляется 60% внешнеторгового грузооборота России. Одной из первоначальных функций порта была передача груза с одного транспортного средства, такого как морское судно, на другое - железнодорожный или автомобильный транспорт, и наоборот. На сегодняшний же день функции морского порта состоят не только в том, чтобы передать груз, но и в оптимизации, ускорении транспортировки груза в портах. Увеличение международной торговли для большинства портов мира потребовало перехода от портового бассейна и склада, расположенных в центре города, к созданию новых современных центров, расположенных на огромных новых участках. Однако опыт показал, что в дополнение к физическим изменениям моровые порты должны были пересмотреть подход к инструкциям и документами, вовлеченным в торговлю, существующие методы не удовлетворяли потребности бизнеса. Природа международной отгрузки связана с тем, что страны развивали таможню, иммиграцию и другие стандарты независимо друг от друга и судно, посещая несколько стран в течение рейса, должно заполнить многочисленное число форм, содержащих, как правило, идентичную информацию, представляемую различными способами. На сегодняшний день окончательно не удалось решить все существующие проблемы, связанные с излишним бюрократизмом, даже исходя из того, что появились международные конвенции и другие правовые документы, в которых собран и синтезирован мировой опыт, определяющий лицо таможенного регулирования начала XXI в. и направления его развития. Основная потребность как порта, так и грузовладельцев состоит в том, чтобы повысить эксплуатационную производительность и обмен информацией, а также сократить время стоянки судов при заходе в морские порты и при выходе из них, что связано с оформлением большого количества документов и прохождением большого количества портовых и государственных процедур. Это в настоящее время одна из важнейших функций порта в пределах системы материально-технического обеспечения и снабжения. Основополагающим документом, определяющим национальную политику нашей страны в области морского транспорта, является Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации в июле 2001 г. Практические задачи развития морского транспорта решаются в рамках подпрограммы "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" <2>. -------------------------------- <2> См.: Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 (в ред. от 17 марта 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4895.

Целями подпрограммы "Морской транспорт" является преобразование отечественной морской транспортной системы в эффективную, высокодоходную отрасль, отвечающую международным стандартам в организационном и техническом отношениях, конкурентоспособную на мировом транспортном рынке, полностью обеспечивающую потребности страны в морских внешнеторговых, транзитных и каботажных перевозках грузов, а также обеспечение экспорта транспортных услуг. Изменение основ экономической системы страны, переход на рыночные отношения потребовали реформирования системы управления морскими портами. Наибольшую сложность в осуществлении портовыми властями своих полномочий создает тот факт, что действующие в настоящее время подзаконные нормативные акты, регламентирующие их деятельность, устарели и не отражают современных реалий. 8 ноября 2007 г. принят Закон "О морских портах Российской Федерации" <3>. Закон регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах РФ, устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах. -------------------------------- <3> См.: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16 октября 2007 г.).

Данный Закон определяет основы оказания услуг в морском порту и устанавливает виды портовых сборов, которые могут взиматься в морских портах России, а также предусматривает утверждение перечня таких сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту. Отдельная глава Закона устанавливает особенности оказания услуг по перевалке грузов в порту. В частности, регламентированы права и обязанности сторон договора перевалки грузов (оператора морского терминала и заказчика), установлены основания ответственности оператора морского терминала, требования к перевалке опасных грузов. Кроме того, Законом регламентировано взаимодействие оператора морского терминала с перевозчиками морского, железнодорожного, автомобильного и иных видов транспорта. Особое внимание уделено вопросам, связанным с регулированием земельных и имущественных отношений в морском порту. Установлен запрет на частную собственность для иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций. Одновременно Законом внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, связанных с правилами функционирования морских портов. Еще до принятия Закона о морских портах Сергей Франк отмечал, что "принятие Закона позволит урегулировать широкий круг правовых вопросов, возникающих в сфере деятельности морских торговых портов страны. Он будет также иметь большое значение для повышения конкурентоспособности российских портов, особенно в части реализации международной транзитной политики". Также министр подчеркнул, что "для полной загрузки российской транспортной системы, согласованных действий всех партнеров, как отечественных, так и зарубежных, крайне необходима более совершенная, хорошо отлаженная законодательная база". И главное - Федеральный закон "О морских портах РФ" создаст необходимые условия для улучшения функционирования морских портов страны <4>. -------------------------------- <4> Руководитель департамента регулирования производственной деятельности морских портов Чингиз Измайлов. URL: file://localhost/C:/Documents%20and%20Settings/Billi/Мои%20документы/диссертация%20%20%20%20%20%20%20КТК/страратегия%20развития%20морского%20порта. html.

Следует обратить внимание на то, что согласно принятому Федеральному закону капитан морского порта является должностным лицом и возглавляет администрацию морского порта, осуществляет установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции по регистрации судов и выдаче соответствующих судовых документов, регистрации права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеке судов или строящихся судов и иных прав на них, выдаче соответствующих документов, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту <5>. -------------------------------- <5> См.: пункт 3 ст. 10 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.).

Полагаем, следует отметить, что одной из главных задач подпрограммы "Морской транспорт" является увеличение пропускной способности морских портов, что может быть сделано в том числе и посредством применения электронного обмена данными. Однако Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации" не предоставляет участниками внешнеэкономической деятельности права подавать документы в электронной форме, а также право капитану морского порта выдавать разрешение в электронном виде. Заключительное положение Закона, а именно ст. 35, регламентирует внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ и возлагает на капитана морского порта в числе прочих функцию по обеспечению в морских портах безопасности мореплавания и порядка и функцию по оформлению прихода судов в морские порты и выхода из них <6>. -------------------------------- <6> См.: абз. 8 ст. 76 ФЗ от 31 марта 1999 г. N 81-ФЗ (с изм. и доп. на 1 января 2009 г.).

Наиболее перспективным для решения существующей проблематики, является предоставление на законодательном уровне возможности оформления прихода судов в порты и выхода их из портов, в том числе в электронном виде, посредством применения электронного обмена данными. Необходимость такого нововведения связана прежде всего с усложненной процедурой прохождения формальностей и представлением документов на бумажном носителе, так как существует прямая взаимосвязь с увеличением простоев судов и грузов в морских портах у причала или акватории порта, что, в свою очередь, связано с повышением стоимости товаров и услуг, оплачиваемых потребителями <7>. -------------------------------- <7> Как следует из статьи В. Мартишина "Формальности в судоходстве: лучше меньше, да лучше", стоимость товаров и услуг повышается не менее чем на 10%. См.: Морской флот. 2002. URL: http://www. morflot. su/article. php? id=816.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 (в ред. от 17 марта 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4895. 2. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16 октября 2007 г.). 3. Мартишин В. Формальности в судоходстве: лучше меньше, да лучше // Морской флот. 2002. URL: http://www. morflot. su/article. php? id=816.

Название документа