Криминогенные факторы, способствующие совершению преступлений в нефтегазовом комплексе

(Благов О. Г.) ("Российский следователь", 2009, N 19) Текст документа

КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ

О. Г. БЛАГОВ

Благов О. Г., адъюнкт ВНИИ МВД России.

В статье дана классификация и характеристика разнообразных криминогенных факторов, детерминирующих совершение преступлений в нефтегазовом комплексе, в том числе: обстоятельства, способствующие совершению незаконного предпринимательства в НГК; обстоятельства, способствующие совершению краж нефти, нефтепродуктов и газа; обстоятельства, способствующие присвоению или растрате, а также мошенничеству, совершаемому в НГК; обстоятельства, способствующие совершению преступлений, связанных с реализацией фальсифицированных нефтепродуктов. В нефтегазовом комплексе действуют довольно разнообразные криминогенные факторы, в связи с чем для их упорядочения необходима классификация обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Основанием классификации может быть вид преступлений. Основными видами преступлений, совершаемых в НГК, являются: незаконное предпринимательство; преступления против собственности (кража, присвоение или растрата, мошенничество); различные виды преступлений, связанные с реализацией фальсифицированных нефтепродуктов. Перейдем к раскрытию обстоятельств, способствующих совершению указанных преступлений.

1.1. Обстоятельства, способствующие совершению незаконного предпринимательства в НГК

Разработка любого месторождения углеводородного сырья подразумевает под собой получение хозяйствующим субъектом соответствующей лицензии на месторождение. При этом основные параметры освоения месторождения определяются в лицензионных соглашениях, являющихся неотъемлемой частью лицензий. Положения, закрепленные в лицензионных соглашениях, носят обязательный характер для всех сторон, его заключивших, - администрации субъекта Российской Федерации, органов Росприроднадзора России и добывающей компании. В любом лицензионном соглашении определяется порядок использования побочных продуктов добычи полезных ископаемых, а именно попутного газа. Как правило, устанавливается, что добывающая компания обязана осуществить утилизацию попутного газа путем использования для выработки электроэнергии, хозяйственно-бытовые и производственно-технологические нужды в объеме не менее 85% от добытого. Однако, как правило, значительная часть попутного газа сжигается на факелах, что, во-первых, наносит ущерб окружающей среде, во-вторых, влечет за собой нарушение лицензионного соглашения и, в-третьих, сжигаемый попутный газ не учитывается для целей налогообложения как добытое полезное ископаемое. Наряду с этим лицензионные требования предусматривают и другие условия, в частности лимиты добычи нефти и газа, которые не всегда соблюдаются. Этому способствует недостаточный контроль за деятельностью нефтегазодобывающих предприятий со стороны администрации субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется добыча нефти и газа, Федерального агентства по недропользованию или его территориальных органов (Роснедра), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их согласованных действий. Однако позиция контролирующих органов России относительно деятельности по разработке недр при добыче углеводородного сырья неоднозначна. Так, прокуратурой Республики Башкортостан по материалам проверки было возбуждено и расследовалось уголовное дело N 4909203 по ч. 2 ст. 171 УК РФ по факту осуществления ОАО "АНК "Башнефть" предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. Расследованием было установлено, что при разработке месторождений углеводородного сырья, в нарушение условий лицензий на право пользования недр и лицензионных соглашений, ОАО "АНК "Башнефть" были значительно превышены установленные уровни добычи нефти, было добыто сверх установленных лимитов свыше 4 млн. тонн нефти, в результате чего был извлечен доход в сумме свыше 11,5 млрд. рублей. Однако в этот период было получено заключение Центральной комиссии по разработке месторождений углеводородного сырья Роснедра (ЦКР Роснедра), согласно которому сверхлимитная добыча сырья, осуществлявшаяся ОАО АНК "Башнефть", не является существенным нарушением условий лицензий при разработке недр, в то время как ГУ Росприроднадзора по ПФО считает, что ОАО "АНК "Башнефть" было грубо нарушено действующее законодательство в этой сфере.

1.2. Обстоятельства, способствующие совершению краж нефти, нефтепродуктов и газа

Кражи нефти, нефтепродуктов и газа в местах их добычи и транспортировки являются достаточно массовым явлением. Криминальные врезки отмечены практически во всех регионах России, где проходят нефтепродуктопроводы. Анализ оперативной информации свидетельствует, что указанный вид преступлений приобрел характер организованного преступного промысла, при этом уровень технической подготовленности, оснащенности и замаскированности данных преступлений неуклонно растет. Нефтепродуктопроводы и газопроводы характеризуются большой протяженностью, нахождением их на значительном расстоянии от населенных пунктов, наличием подъездных путей, обеспечивающих доступ к трубопроводам грузового транспорта, неглубоким залеганием ниток трубопроводов от 0,5 до 2 метров глубиной. Все это обеспечивает посторонним лицам и автотранспорту свободный доступ к трубопроводам. Обстоятельствами, способствующими совершению этих преступлений, являются также ненадлежащая охрана объектов нефтегазодобычи, в том числе нефтепромыслов, сепарационных установок нефти, пунктов налива нефти, скважин, накопительных емкостей, трубопроводов, по которым нефть транспортируется внутри предприятия, относительно свободный доступ различных лиц к указанным объектам, отсутствие технических средств защиты. Кражам нефти, нефтепродуктов и газа из магистральных нефтепроводов и продуктопроводов способствуют несвоевременные объезды и некачественные осмотры трубопроводов с целью выявления возможных утечек углеводородного сырья и продуктов его переработки, несвоевременное информирование правоохранительных органов о фактах хищений, что не позволяет задержать с поличным лиц, их совершивших, и в дальнейшем затрудняет раскрытие и расследование этой категории преступлений. Необходимо отметить, что этот вид преступлений приводит к значительным потерям нефтепродуктов при их транспортировке. Помимо экономического ущерба такие преступления наносят тяжелый урон экологии. Потенциально каждая несанкционированная врезка в нефтепровод способна стать причиной крупной аварии с тяжелыми экономическими и экологическими последствиями. Так, в 2005 г. в Безенчукском районе Самарской области в результате двух аварий из-за срыва врезок из магистрального нефтепровода была разлита нефть на общей площади более 4000 кв. м в непосредственной близости от железнодорожной магистрали (Восток - Запад).

1.3. Обстоятельства, способствующие присвоению или растрате, а также мошенничеству, совершаемому в НГК

Преступные посягательства, связанные с хищениями мошенническим путем углеводородного сырья и продуктов его переработки, а также денежных средств, предназначенных для оплаты их поставок под прикрытием договоров гражданско-правового характера, присвоения нефтепродуктов и денежных средств должностными и материально ответственными лицами, злоупотребления ими своими должностными обязанностями способствуют наличию большого количества посредников, занимающихся поставками нефти, нефтепродуктов и газа, использованию фирм-посредников, осуществляющих многократную перепродажу углеводородного сырья и зарегистрированных как в зарубежных офшорных зонах, так и в соответствующих отдаленных регионах России (Калмыкия, Эвенкия, Чукотка и др.), что не дает возможности их проверки контрагентами. Отмечен рост числа преступлений с использованием в качестве организаций-продавцов несуществующих фирм, что способствует совершению мошеннических действий. Распознать эти действия нередко затруднительно, поскольку при мошеннических посягательствах совершаемые незаконные действия внешне выглядят как вполне обычные мероприятия, осуществляемые в соответствии с установленными правовыми и экономическими нормами. Преступники всегда стремятся тщательно маскировать свои действия. Применяемые ими способы обмана, подлога и т. п., как правило, не всегда поддаются проверке. Они манипулируют различными документами, например фиктивными лицензиями на право занятия определенным видом деятельности, существующими только на бумаге предприятиями и т. п. В основе совершения мошеннических действий лежит умелое использование преступниками сложности и многоступенчатости финансово-экономических связей, некомпетентности и юридической неосведомленности, беспечности, безответственности и чрезмерной доверчивости руководителей и работников государственных предприятий и частных фирм, простых граждан. При мошеннических посягательствах совершаемые незаконные операции внешне выглядят как вполне обычные действия, осуществляемые в соответствии с установленными правовыми и экономическими нормами. Преступники всегда стремятся тщательно маскировать свои действия. Применяемые ими способы обмана, подлога и т. п., как правило, трудно распознаваемы и не всегда поддаются проверке. Говоря о способах мошенничества, следует отметить, что "они характеризуются таким набором средств и методов, которые позволяют осуществить обман настолько убедительно, что порождают искреннюю доверчивость потерпевшего, в силу которой и происходит передача имущества". В этом проявляется специфика данного преступления, которое совершается всегда открыто для потерпевшего, но связано с введением его в заблуждение относительно тех или иных фактических обстоятельств. При этом обман обнаруживается, как правило, не сразу, а через довольно продолжительный период, позволяющий не только полностью завладеть имуществом, но и скрыться или скрыть какие-то важные обстоятельства. Анализ характера действий мошенников позволяет говорить о наличии типичных для большинства мошеннических операций этапах совершения преступления, включающих: - подготовку к проведению мошеннической операции, в том числе разработку схемы операции, осуществление необходимых организационных и технических мероприятий; - непосредственное осуществление обманных действий; - присвоение похищенного имущества; - уход от ответственности. На этапе подготовки к совершению мошенничества осуществляется разработка схемы проведения мошеннической операции, проводятся организационные и технические мероприятия, направленные на обеспечение возможности ее практической реализации. К числу организационных подготовительных мероприятий можно отнести регистрацию коммерческого предприятия, открытие счетов в коммерческих банках, аренду офиса фирмы, склада для товаров, рекламу фирмы и предлагаемых ею условий, наем персонала на работу, установление необходимых деловых связей и контактов, поиск потенциально предрасположенных к обману жертв (запущенные долговые обязательства, кризис сбыта продукции или недостаток оборотных средств), другие меры в зависимости от учета всей совокупности обстоятельств совершения преступления избранным способом. Технические подготовительные мероприятия связаны с изготовлением необходимых документов (бланков, штампов, печатей, визитных карточек, типовых договоров, сертификатов, лицензий, транспортных, складских, платежных и иных), приобретением (арендой) необходимого офисного, складского оборудования, образцов товаров, установлением необходимых адресных, анкетных и иных данных лиц и предприятий для фальсификации и подделки документов, прочие меры для технического обеспечения действий на всех этапах совершения преступления. Основной задачей подготовительного этапа является создание необходимых условий для успешного осуществления всех мероприятий последующих этапов мошенничества. Другой особенностью данного этапа является практическая неуязвимость позиций преступников от преследования правоохранительных органов. Первоначальный этап мошенничества зачастую организован так, что формально совпадает (по содержанию) с законной экономической деятельностью (учреждение фирмы, наем рабочих, служащих, открытие счетов в банке, разработка экономических проектов, организация рекламы и деловых встреч, ведение переговоров, аренда помещения, транспорта и пр.) и соответствует нормативным предписаниям хозяйственного права, профессиональным стандартам и традициям экономической среды. Тем самым обеспечивается конспирация всего мошеннического предприятия и создаются предпосылки для достижения конечного результата. Отсутствие на этой стадии потерпевшей стороны ставит преступников в исключительно выгодные условия, позволяющие в любой момент, при незначительной корректировке противоправных действий (например, путем внезапного расторжения контракта в одностороннем порядке ввиду якобы добросовестного заблуждения относительно физических, технических, кадровых, правовых или финансовых возможностей исполнения взятых на себя обязательств), вывести ситуацию из-под оперативного контроля правоохранительных органов, одновременно сохранив возможности для продолжения поиска и разработки других жертв <1>. -------------------------------- <1> См.: Ларичев В. Д., Спирин Г. М. Коммерческое мошенничество в России. Способы совершения. Методы защиты. М.: Экзамен, 2001. С. 83 - 87.

1.4. Обстоятельства, способствующие совершению преступлений, связанных с реализацией фальсифицированных нефтепродуктов

В стране получили значительное распространение изготовление и реализация поддельных моторных топлив и автомобильных расходных материалов (моторные масла, специальные автомобильные жидкости). Большое количество нестандартных горюче-смазочных материалов производится на кустарных мини-установках по переработке нефти, так называемых мини-заводах. Анализ уголовных дел и материалов проверок показывает, что сегодня в достаточной степени не отработана правоприменительная практика, связанная с пресечением оборота некачественных ГСМ, в связи с нечеткостью правовых норм, отсутствием серьезных уголовных санкций и надлежащего государственного контроля в этой сфере, что приводит к массовым фактам реализации поддельных, некачественных товаров населению. Это зачастую приводит к квалификации данного вида преступления только по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), несмотря на то что очевидны признаки преступлений, предусмотренных ст. 159 ("мошенничество") и ст. 199 ("уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации"). В целях обеспечения защиты "перерабатывающих" объектов от проверок территориальных правоохранительных органов, зачастую технологическое оборудование, состоящее из нескольких 80 - 120-тонных емкостей и перекачивающего насоса, размещается на территориях воинских частей, имеющих железнодорожные подъездные пути. Так, на территории Московской области были установлены две части ВВС МО ПВО, командование которых в нарушение приказа Министра обороны сдавало в аренду часть территорий, выделенных внутри защищенного периметра. Установлено, что за год ими получено и реализовано около 27 тыс. тонн продукции. Сумма выручки превысила 2 млрд. рублей. По оперативным данным, аналогичные производства фальсифицированных ГСМ расположены в Москве, Московской, Ленинградской, Владимирской, Ростовской, Тульской, Волгоградской, Рязанской, Калужской, Мурманской областях, Краснодарском, Ставропольском и других краях и областях. Только в столичном регионе более 100 таких производств. При этом, по заключению экспертов, производство соответствующего требованиям ГОСТов топлива на малых предприятиях рентабельным быть не может. Кроме того, в настоящее время при расследовании преступлений, связанных с изобличением фирм и лиц, занимающихся изготовлением и реализацией фальсифицированных ГСМ, имеет место ряд объективных проблем, связанных со слабой технической оснащенностью подразделений ЭКЦ МВД России при проведении исследований и экспертиз на соответствие ГОСТу (ТУ) испытуемых образцов и финансированием проведения исследований в аккредитованных Госстандартом России испытательных центрах топлива. В арсенале оперативных служб нет специальных технических средств для осуществления экспресс-анализа по качеству ГСМ (топлива, моторных масел, специальных технических жидкостей). ЭКЦ МВД России также не обладает приборами для экспресс-анализа нефтепродуктов и проведения исследований в объеме ГОСТ (ТУ). Подобные испытания в аккредитованных лабораториях, результаты которых учитываются как доказательственная база, стоят примерно: около 8000 рублей за исследование моторных масел (по пяти основным параметрам), более 9000 рублей за исследование бензина и дизельного топлива (также по пяти параметрам) и более 5000 рублей за установление температуры кристаллизации, наличия метанола, щелочного числа, агрессивных соединений и температуры кипения тормозных жидкостей, для охлаждающих стеклоомывающих и тормозных жидкостей соответственно. Таким образом, в нефтегазовом комплексе действует комплекс разнообразных обстоятельств, способствующих совершению преступлений, классификация которых наиболее целесообразна по видам преступлений.

Название документа