Проблемы регулирования трансграничных отношений в сфере оказания услуг беспроводной спутниковой связи

(Сухарева Н. А.) ("Журнал российского права", 2009, N 9) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ БЕСПРОВОДНОЙ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ

Н. А. СУХАРЕВА

Сухарева Наталья Александровна - юрист, адвокатское бюро "Сухарев и партнеры".

В свете всеобщей глобализации в телекоммуникационном секторе нормативное регулирование как собственно вопросов международного коммерческого оборота объектов интеллектуальной собственности, так и вопросов технического обеспечения такого оборота на международном и внутригосударственном уровнях является приоритетной задачей настоящего времени. Истоки международного частного космического права зародились в начале 30-х гг. XX столетия, однако до 80-х гг. прошлого века в России норм частного космического права не существовало из-за особенностей политического строя, в рамках которого были установлены и активно обеспечивались запрет частной собственности, тотальная власть государства над космической отраслью, отсутствие негосударственных юридических лиц как субъектов коммерческого оборота не только в международном, но и в национальном масштабе. Существовавшая в стране общая политико-правовая ситуация не позволяла частным организациям участвовать в том числе и в трансграничном перемещении информации через спутники. Научно-технический прогресс открывал все новые сферы фундаментальных, а позднее и прикладных научных исследований, а объективно существовавшая во все времена необходимость упорядочивания полученных научно-практических знаний и результатов творческой деятельности всегда влекла за собой принятие мер для установления общепринятых сначала в государственном, а затем и в международном масштабе правил организации и осуществления действий, сопряженных с оборотом экономически выгодных результатов интеллектуальной и творческой деятельности. Еще в 1926 г. на конференции секции воздушного права Союза Авиахим была высказана мысль о необходимости разработки в будущем межпланетного транспортного права в связи с приближением эры высотных полетов и межпланетных сообщений. Однако нормы транспортного права рассматривались только в отношении установления и регулирования правового режима космических полетов, который заменит правовой режим государственного суверенитета в воздушном пространстве. В. А. Зарзар утверждал, что за пределами земного воздушного пространства существует режим свободного от земной юрисдикции полета космических кораблей <1>. -------------------------------- <1> Зарзар В. А. Международное публичное воздушное право // Сборник трудов секции воздушного права Союза Авиахим. Союз обществ дружбы авиационной и химической обороны и промышленности. М., 1927. Т. 1. С. 90 - 103.

Первым зарубежным исследованием, посвященным проблемам космического права, была опубликованная в Германии в 1932 г. монография "Космическое право. Проблема космических полетов", выполненная В. Мандлем, чехословацким юристом, занимавшимся частным правом. В своей работе он изложил идеи, которые не утратили своей актуальности и по сей день. Уже в то время он рассматривал космическое право как самостоятельный раздел юриспруденции, основанный на специфичности транспортировки в космосе, отличающейся от морской или воздушной транспортировки. Допуская возможность применения в особых случаях аналогий, используемых в других разделах законодательства, ученый подчеркивал необходимость специальной юридической регламентации правоотношений в области космоса. Обосновывая и отстаивая данную концепцию, он раскрыл в своей монографии отдельные юридические проблемы, имеющие отношение к принципам правового регулирования космического пространства. Однако хотя использование космического пространства в коммерческих целях представлялось В. Мандлю возможностью очень далекого будущего, он был уверен, что космическое пространство в первую очередь нуждается в международном публичном правовом регулировании. Во Франции в 1934 г. в журнале по международному праву был опубликован доклад члена-корреспондента Академии наук СССР профессора Е. А. Коровина "Завоевание атмосферы и воздушное право", в котором автор высказывал соображение о необходимости общего международно-правового регулирования деятельности государств в освоении космоса; более того, в конце 50-х гг. прошлого века по инициативе этого ученого в рамках Академии наук СССР была организована Комиссия по правовым вопросам межпланетного пространства, которая кроме иных задач занималась разработкой в СССР проблем международного космического права. Советский Союз, в силу существенной заинтересованности в освоении космоса, предпринимал значительные усилия по принятию на международном уровне актов правового регулирования деятельности в космосе, в связи с чем 17 июня 1966 г. представителями советской делегации был представлен в ООН проект Договора о правовых принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, который был впоследствии единогласно принят уже в декабре 1966 г. <2>. -------------------------------- <2> Резолюция N 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН "Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела". 27 января 1967 г. в Москве, Лондоне и Вашингтоне Договор был открыт для подписания, вступил в силу 10 октября 1967 г.

Интересно заметить, что в то же время, в начале 60-х гг. прошлого века, в странах Западной Европы, США и Японии вопросы, связанные с применением и использованием искусственных спутников Земли, все более приобретают коммерческий характер. Свидетельством тому является принятие в 1962 г. в США первого Закона о Косматее - частной корпорации, которая согласно нормам этого Закона была уполномочена создавать и эксплуатировать самостоятельно или же совместно с правительствами иностранных государств, а также и с частными компаниями коммерческую спутниковую систему связи. В связи с тем что уровень развития космических технологий того времени не мог позволить однозначно выявить наиболее прибыльные области применения искусственных спутников Земли, а в то же время уровень затрат при проведении исследовательских и опытно-конструкторских работ был достаточно велик, приток частного капитала в сферу изучения и освоения космоса в середине 60-х гг. прошлого столетия был незначителен. Как верно заметил В. С. Верещетин, "...частное предпринимательство в космосе - новый этап космической политики капиталистических государств" <3>. Частные компании были заинтересованы в перспективе самостоятельного коммерческого использования космических аппаратов, но созданных на базе разработок, произведенных за государственный счет. В странах Северной Америки с 60-х гг. прошлого века начинают выходить периодические издания, публикующие работы в области космического права, как публично-правового, так и частноправового характера, в том числе затрагивающие возможность и особенности возникновения коллизионных правоотношений, осложненных иностранным элементом <4>. Уже сам факт появления подобных публикаций явился доказательством того, что правовые отношения в области космического права перестали иметь исключительно публичный, как считалось ранее, характер, а все более приобретали частноправовую направленность. -------------------------------- <3> Правовые проблемы полетов человека в космос / Под ред. В. С. Верещетина. М., 1986. С. 176. <4> В США с 1973 г. издается журнал "Космическое право", а в Канаде с 1965 г. - ежегодник Института воздушного и космического права при Макгиллском университете.

Примерно в то же время, в 1961 г., в Институте государства и права Академии наук СССР была создана группа по изучению правовых вопросов исследования и использования космического пространства. Следует отметить, что эта группа внесла большой вклад в развитие отечественной доктрины космического права. В 1962 г. этой группой готовится к выходу в печать первый сборник статей "Космос и международное право", под редакцией Е. А. Коровина. В том же году Ф. Н. Ковалевым и И. И. Чепровым выпускается первая советская монография "На пути к космическому праву". Формирование понятийного аппарата специализированных правовых норм базировалось на специальной технической терминологии. Так, в Советском Союзе, как и в США, термин "спутниковая связь" к середине 60-х гг. уже прошлого века достаточно прочно утвердился среди специалистов. В этот период были закончены сложные эксперименты с надувными пассивными ретрансляторами и на орбите начали появляться первые искусственные спутники. Кроме того, у жителей Дальнего Востока появилась возможность принимать единственную тогда телевизионную программу из Москвы благодаря спутниковому вещанию. В рамках сформированной отечественной правовой доктрины в 70-х гг. прошлого века профильные научные организации начинают активные исследования, посвященные некоторым юридическим аспектам непосредственного вещания через искусственные спутники Земли <5>. Высказывалась необходимость юридической регламентации, прежде всего, телевизионного вещания, обусловленная особой ролью телевидения в современной жизни и особой силой зрительных образов, не знающих языковых барьеров <6>, так как в тот период спутниковые сигналы уже позволяли донести информацию до любого места на планете, что ранее было возможно лишь для радиосигналов. -------------------------------- <5> Дудаков Б. Г. Международно-правовые вопросы использования спутников для прямых передач телевидения // Правоведение. 1970. N 4; Дудаков Б. Г., Колосов Ю. М. Массовая информация через космос. М., 1975; Жуков Г. П. Международное космическое право. М., 1971; Колосов Ю. М. Массовая информация и международное право. М., 1974. <6> Верещетин В. С. Международное сотрудничество в космосе. М., 1977.

На международном уровне со всей очевидностью встал вопрос о необходимости разработки и закрепления в едином международном соглашении основных принципов использования искусственных спутников Земли. Несмотря на то что в 1974 г. была принята Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, она имела несколько иной характер и в должной мере не отражала те принципы, которые необходимо было закрепить на уровне многостороннего международного договора и которые не получили должного регулирования в условиях Договора по космосу 1967 г. На данный период проводились переговоры об установлении нормы, предусматривающей за субъектом международного права возможности по своему усмотрению запрещать иностранное вещание через спутники на свою территорию. Основанием введения такого запрета могли быть опасения негативного влияния иностранного вещания на общественное сознание и, как следствие, на нерушимость государственного суверенитета, а также необходимость исключения подрывающего государственный суверенитет злоупотребления правом третьими лицами. На международном уровне подходы к проблеме правового режима трансграничного оборота массовой информации однообразием не отличались. Так, в свою очередь, в специальной Декларации ЮНЕСКО, принятой ее Генеральной конференцией 15 ноября 1972 г., говорилось о необходимости принятия концепции "свободного потока сообщений" и "свободы информации". Следует заметить, что эти идеи поддерживались и представителями США <7>, особенно когда последние излагали свою точку зрения на распространение за пределами США массовой информации, одобренной государственной администрацией США. -------------------------------- <7> Statement by US Representative at the Fifth Session of the UN Working Group on Direct Broadcast Satellites. Geneva, Press Release. 13 March 1974.

В начале 80-х гг. прошлого века имел место первый прецедент злоупотребления правом распространения массовой информации со стороны США, когда американская вещательная корпорация, с согласия Правительства США, несмотря на протесты кубинских властей, распространяла вещание своего канала TV Marti через спутники на территорию Кубы, причем этот канал имел те же частоты, что и один из местных каналов. Аргументом США было то, что только так население Кубы может поддерживать свое культурное развитие. Правительству Кубы пришлось в связи с этим инцидентом обращаться в ООН для защиты и прекращения вещания со стороны вражеского государства, посягающего на суверенитет страны <8>. -------------------------------- <8> Villablobos J. H. Castrol. 1994. The DBS Declaration of 1982: The TV Marti Case. Proceedings of the 37th Colloquium on the Law of outer space. IISL, 6 - 14.

В 1984 г. было создано совместное американо-европейское предприятие "Спаркс" для осуществления зондирования Земли в коммерческих целях. Необходимо заметить, что в планы Правительства США входило передать частному сектору прикладные космические системы, что соответственно вызывало негативную реакцию со стороны развивающихся государств, в связи с чем страны Южной Америки, члены Комитета ООН по космосу распространили документ, в котором выразили озабоченность тем, что передача спутников в частные руки "поставила бы под угрозу международное сотрудничество, так как это помешало бы эффективному и справедливому продолжению традиционной системы бесплатного распространения данных и обмена информацией" <9>. -------------------------------- <9> Doc. UN A/AC. 105/C. 2/L. 142. 6 April 1983.

Развивающиеся страны не имели возможности исследовать космическое пространство и передавать информацию через спутники, в связи с чем на Второй конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях <10> также была высказана озабоченность развивающихся стран, вызванная перспективой перехода космических систем и космического оборудования к частным компаниям. Такая озабоченность была обусловлена в первую очередь опасениями несбалансированности требований, которые может устанавливать обладающее эксклюзивными технологиями частное лицо по отношению к своим потенциальным партнерам. -------------------------------- <10> Доклад Второй конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. Вена, 9 - 21 августа 1982 г. Док. ООН А/Конф. 101/10. С. 79.

Несмотря на разнообразие государственных подходов к вопросам приватизации космических технологий, частные инвесторы в своей деятельности ориентировались не на политические, а на экономические ориентиры, в связи с чем середина 80-х гг. прошлого столетия в странах Западной Европы и США ознаменовалась небывалым размахом привлечения частных инвестиций в сектор, связанный с космическими объектами и особенно со спутниковым вещанием. В том числе в США происходила передача в частные руки прикладных гражданских космических систем, традиционно находившихся под управлением государства. В связи с тем что ранее космическое пространство рассматривалось лишь как сфера деятельности государств и межгосударственных организаций, мировая общественность особенно пристально наблюдала за общей интенсификацией космического бизнеса за счет расширения деятельности частных компаний. Несомненно, практика США по привлечению частного сектора в отношения, ранее считавшиеся лишь прерогативой государства, сыграла важную роль в становлении частноправовых отношений в рассматриваемой области. Несмотря на то, что советская правовая доктрина высказывала опасения относительно того, что вовлечение частных компаний может "нанести ущерб международному сотрудничеству в космосе", так как оно "стало важнейшим составным элементом современных международных связей" <11>, практика привлечения в развитие космических технологий частных инвестиций стала началом абсолютно новой эпохи в космическом праве. Зарубежная правовая доктрина, в отличие от советской, всегда содержала идею о возможности реализации принципа "свободы частного предпринимательства в космосе" <12>, хотя следует заметить, что данный принцип нельзя считать абсолютным и следование ему возможно лишь в пределах, определяемых за рамками соблюдения и обеспечения государственных интересов. Хотя международные соглашения, разработанные в рамках ООН, как правило, обходили вопросы, связанные с частноправовыми отношениями в космосе, молчанием, все чаще высказывалась мысль о "принципиально возможной свободе" частного предпринимательства в космосе <13>. -------------------------------- <11> Правовые проблемы полетов человека в космос / Под ред. В. С. Верещетина. С. 185. <12> Private enterprise and the exploration of outer space. UN Doc. A/AC. 105/L. 131. 2 May 1983. <13> Bockstiegel K. H. Legal implications of commercial space activities in: Proceedings of the 24th colloquium on the Law of outer space. N. Y., 1982. P. 6.

В связи с тем что с конца 80-х гг. прошлого столетия произошел рост проектов коммерческого характера, отношения в области космической деятельности перестали быть исключительно прерогативой государства. В конце XX в. в мире произошли значительные изменения, которые указывали на увеличение размаха международного сотрудничества в области освоения космоса. Кроме того, в связи с тем, что космическая деятельность перестала быть исключительной компетенцией государства, начался процесс коммерциализации космической деятельности, чему способствовали и концептуальные изменения во взглядах на юридическую доктрину. В сфере спутникового вещания трансграничные космические отношения стали все больше носить коммерческий характер. В настоящее время во всем мире постоянно растет количество успешно сотрудничающих разнонациональных предприятий, предлагающих широкий комплекс телекоммуникационных услуг, в частности оказания услуг связи посредством распространения сигналов со спутников на иностранные территории на коммерческой основе. Интересен тот факт, что процесс коммерциализации рассматриваемого сектора не обошел и международные спутниковые организации. Например, "Интерспутник" и "Интелсат" в настоящее время, помимо запуска спутников на геостационарную орбиту и их эксплуатации, занимаются также международно-хозяйственной деятельностью <14>. -------------------------------- <14> Вещунов В. С. Международное космическое право / Под ред. Г. П. Жукова. М., 1999. С. 131.

В начале XXI в. трансграничное вещание <15>, а также перемещение информации с использованием спутников перешло на новый уровень развития - спутниковое вещание стало альтернативой национальным кабельным сетям. Кроме того, спутниковые технологии оптимально решают задачу оперативного распространения информации с помощью современных технологий. Необходимо учесть, что вещательные корпорации, передающие информацию в пределах одного государства с развитой наземной инфраструктурой связи, осознают, что передать ту же информацию одновременно нескольким сотням точек в разных странах можно только по спутниковому каналу, особенно в прайм-тайм, когда обычные наземные кабельные каналы перегружены. -------------------------------- <15> Распространение звуковой, визуальной и аудиовизуальной массовой информации для получения ее непосредственно телезрителями и радиослушателями с помощью технических средств, находящихся под юрисдикцией одного государства, которую можно принимать непосредственно или косвенно на территории одного или нескольких других государств (ст. 2 Модельного закона "О трансграничном спутниковом телевизионном и радиовещании и международном спутниковом информационном обмене").

В течение XX в. произошли значительные изменения в регулировании трансграничных отношений, связанных с передачей информации через искусственные спутники Земли. До середины прошлого столетия деятельность в космическом пространстве рассматривалась во всем мире лишь как исключительная компетенция государства. Однако в начале 60-х гг. прошлого века США, затем страны Западной Европы, а с конца 80-х гг. и Советский Союз в связи с нарастающим использованием искусственных спутников Земли стали рассматривать трансграничные отношения, связанные с деятельностью в космическом пространстве, как отношения, имеющие коммерческий характер. Еще недавно правовое регулирование отношений спутниковой беспроводной связи было прерогативой лишь публичного права, в первую очередь по причине того, что использование космического пространства в тот период времени во всех государствах имело статус государственной монополии. Однако в связи с тем, что впоследствии космос стал объектом интереса множества негосударственных организаций и частных лиц, находящихся под юрисдикцией различных государств, стало очевидно, что трансграничные правоотношения таких субъектов, связанные со спутниковым телевещанием, не могут быть урегулированы лишь на межгосударственном уровне и требуют принятия норм правового регулирования в рамках национального законодательства. На современном этапе социально-экономического развития общества существенно возрастает роль телекоммуникаций, развитие которых определяется одной из первоочередных задач России, что обусловлено необходимостью быть в русле мировых тенденций развития. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии XXI в. являются основополагающим ресурсом нашего государства, более того, можно с уверенностью сказать, что они аккумулируют экономические, информационные, иные ресурсы. Заметим, что технологические прорывы в сфере информационных технологий и технологий связи существенно опередили развитие нормативно-правовой базы, призванной обеспечить надлежащее правовое регулирование оборота интеллектуальных прав и иных результатов интеллектуальной деятельности. В этой связи возникает объективная необходимость в совершенствовании принципов международно-правового регулирования правоотношений, в рамках которых осуществляется реализация частноправового интереса субъектов трансграничного гражданско-правового оборота. Одной из базовых проблем в формировании таких принципов является проблема определения применимого права к трансграничным частным правоотношениям в случаях, когда условие применимого права не согласовано сторонами договора. Другой, не менее важной проблемой является проблема установления степени императивности действия международной нормы. Еще одной проблемой представляется формирование принципа применения национального (либо международного) акта к правоотношению, в котором участвует субъект, страна регистрации которого не участвует в международном договоре, устанавливающем правила транснациональных правоотношений в сфере оборота интеллектуальных прав. Следует отметить, что таких проблем в современном международном регулировании частных правоотношений достаточно много и в настоящий момент они решаются больше на основе сформировавшихся частноправовых обычаев делового оборота, нежели в связи с их надлежащим нормативным межгосударственным регулированием. В последние два десятилетия произошло резкое увеличение объемов спутникового вещания, в том числе и в связи с появлением новых телекоммуникационных технологий. Однако рост объемов спутникового вещания повлек за собой возникновение проблемы иного характера, связанной с совершенствованием правовой охраны информации, являющейся результатом творческой деятельности, передаваемой посредством спутника, - правовой проблемы, которая приобрела особую актуальность по причине использования спутникового вещания множеством государств, имеющих различные правовые системы и по-разному подходящих к вопросам защиты интеллектуальной собственности. Поиски разрешения упомянутой проблемы ведутся как во многих странах мира, так и на международном уровне, в связи с чем представляется очевидным, что унификация правовых норм в указанной области на основе сформированных на межгосударственном уровне частноправовых принципов сможет решить многие проблемы, связанные как с трансграничным оборотом интеллектуальных прав в общем, так и с юридической охраной прав на передаваемые объекты интеллектуальной собственности в частности.

Название документа Вопрос: Что означает понятие "приведенный тираж", использованное в нормах отходов бумаги на технологические нужды производства при печатании газет на рулонных офсетных машинах, и как им пользоваться при расчетах? ("Правовые вопросы связи", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Что означает понятие "приведенный тираж", использованное в нормах отходов бумаги на технологические нужды производства при печатании газет на рулонных офсетных машинах, и как им пользоваться при расчетах?

Ответ: При определении нормативов технических отходов на приладку и печатание газет с нескольких рулонов в нормах отходов бумаги использовано понятие приведенного тиража. Это условный тираж, рассчитанный умножением данного конкретного (фактического) тиража на отношение конкретного (фактического) объема газеты к единичному объему, который указан в головке первой графы таблицы для каждого конкретного вида газетного оборудования. Понятие приведенного тиража введено для упрощения таблиц и сокращения их количества. Образец расчета приведенного тиража и порядка его использования дан в нормах отходов бумаги в п. 8 раздела "Общие указания". На примере последнего запроса, поступившего от ООО "Комсомольская правда - Байкал" (г. Иркутск), обеспечивающего выпуск газеты "Комсомольская правда" для Сибирского региона, приводится расчет норматива отходов. Газета печатается на машине "Сольна Дистрибьютор В-22" с трех рулонов. Объем газеты - 24 полосы, формат - А3, тираж - 10 тыс. экз., красочность - 4 + 1. В таблице 7 указан единичный объем - 8 полос формата А3. Приведенный тираж в данном случае составляет 30 тыс. экз. (10 000 x 24 : 8). Для приведенного тиража 30 тыс. экз. норматив отходов на приладку и печатание составляет 23,3% (см. таблицу 7, при печатании с трех рулонов). Нормы отходов бумаги на технологические нужды производства при печатании газет на рулонных офсетных машинах введены в действие Приказом МПТР России от 20 августа 2002 г. N 155. Их распространение поручено ГП НИЦ "Экономика" (109004, Москва, Товарищеский пер., д. 24, НИЦ "Экономика", тел./факс: 912-96-97). Там же можно получить и более подробные консультации.

Управление полиграфической промышленности

Название документа