Лица, обеспечивающие контроль сохранности перевозимых железнодорожным транспортом грузов
(Бондарь К. А., Орлов В. В.) ("Общество и право", 2009, N 3) Текст документаЛИЦА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНТРОЛЬ СОХРАННОСТИ ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ
К. А. БОНДАРЬ, В. В. ОРЛОВ
Бондарь Константин Анатольевич, адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России.
Орлов Виктор Владиславович, адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России.
Рассматривается вопрос о лицах и основных этапах транспортировки грузов, связанных с обеспечением контроля сохранности при их перевозке железнодорожным транспортом. Основания и порядок составления актов работниками ОАО "РЖД" по результатам выявления признаков хищений грузов.
Ключевые слова: акт общей формы, грузы, грузоотправитель, железнодорожный парк, железнодорожная станция, коммерческий брак, коммерческий акт.
The question on persons and the basic stages of transportation of cargoes connected with maintenance of the control of safety at their transportation by railway transportation is considered. The bases and an order of drawing up of certificates workers of Open Society "Russian Railway" by results of revealing of signs of plunders of cargoes.
Key words: the certificate of the general form, cargoes, the consignor, rail-way park, railway station, commercial marriage, the commercial certificate.
В современных условиях развития экономического уклада жизни общества большую актуальность приобретает эффективное противостояние государства общественно опасным покушениям на охраняемые им общественные отношения. В своем докладе на коллегии МВД России Министр внутренних дел отметил, что "с одной стороны, прошедший 2008 г. во многом определялся положительной динамикой социально-экономического развития страны, ростом благосостояния, а также заметным снижением общеуголовной преступности, укреплением позиции органов внутренних дел на ключевых направлениях борьбы с криминалом, а с другой стороны, на сложившиеся тенденции повлияли глобальный экономический кризис и рецессия, наметившаяся в конце 2008 г. в российской экономике. Это не могло не отразиться на состоянии общественной безопасности и правопорядка, миграционной политики" [1]. Происходящие в стране изменения в хозяйственной и финансовой деятельности, широкое распространение достижений научно-технического прогресса не могут не затрагивать производственные и иные смежные с ними отрасли, к которым относится в том числе и железнодорожный транспорт. Являясь одним из основных перевозчиков грузов в России, железнодорожный транспорт максимально приспособлен к функционированию в круглосуточном режиме при любых погодных условиях. При этих обстоятельствах главной задачей железнодорожного транспорта является своевременная и в полной сохранности доставка груза от грузоотправителя грузополучателю. Учитывая значительную протяженность железных дорог, криминогенную обстановку в регионах России, особое внимание ОАО "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД") уделяет вопросам сохранности перевозимого груза. Несмотря на прилагаемые усилия и принимаемые меры по обеспечению сохранности перевозимых грузов из числа общего количества преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, кражи грузов составляют более трети. В связи с этим возникает необходимость в разъяснении сотрудникам органов внутренних дел на транспорте, осуществляющим проверку и расследование фактов хищений грузов, перечня лиц ОАО "РЖД", отвечающих за сохранность перевозимых грузов и нормативных документов, составляемых ими, в случаях выявления коммерческих браков, создающих условия для хищения грузов. Условно всех работников ОАО "РЖД", в чьи обязанности входит осуществление контроля за сохранностью перевозимых грузов, можно разделить на три группы. В первую входят работники станции отправления груза, во вторую - работники ОАО "РЖД", осуществляющие операции с вагонами в пути следования груза, и в последнюю группу мы относим лиц, осуществляющих операции с вагонами и грузами на станции грузополучателя. Специфика деятельности перечисленных работников заключается в "эстафетной" передаче вагонов с грузами начиная от работников первой группы до работников последней. В отличие от эстафеты - спортивного мероприятия, вагоны не передаются по принципу из рук в руки, а подвергаются контролю на каждом значимом этапе маневровых операций. Поэтому, с теоретической точки зрения, в случае успешного прохождения процедуры осмотра на предыдущем этапе и выявления коммерческой неисправности, создающей условия для хищения груза, на следующем становится очевидным, что искать причины, по которым произошла коммерческая неисправность, необходимо во временном промежутке и в пространстве, в котором вагон с грузом находился между досмотрами. Другими словами, в случае совершения хищений груза из вагона факт проникновения в вагон должен быть установлен в сравнительно короткий промежуток времени. На практике же факт хищения груза зачастую выявляется только на станции грузополучателя и, соответственно, временной и пространственный промежутки нахождения груза в пути, на которые необходимо обратить внимание сотрудникам правоохранительных органов при расследовании преступного события, значительно расширяется и распространяется фактически на все время нахождения вагона в пути. На наш взгляд, причинами несвоевременного обнаружения коммерческих браков, создающих условия для хищений грузов, является человеческий фактор, а именно недобросовестное отношение некоторых работников ОАО "РЖД", отвечающих за контроль сохранности груза, к своим обязанностям. Можно утверждать, что несмотря на всевозможные субъективные причины, усложняющие возможность выявления коммерческих браков в вагонах (маскировка следов проникновения в вагон преступниками, темное время суток, плохие погодные условия, большой объем работы и т. д.), при качественном осмотре признаки хищения груза должны быть выявлены при первой же проверке после совершения хищения груза. Своевременное обнаружение следов доступа к грузу работниками ОАО "РЖД" позволяет оперативно реагировать сотрудникам транспортной милиции на возможно совершенное хищение и в конечном итоге облегчает работу по установлению места совершения преступления и лиц, его совершивших. Итак, как же проходит "эстафетная" передача вагона с грузом, попробуем разобраться с учетом деления на вышеприведенные группы работников ОАО "РЖД". К первой группе мы отнесли работников станции грузоотправителя. На станции грузоотправителя операции с грузом мы условно делим на два этапа: первый - погрузка грузов в вагоны и приемка груза к перевозке; второй - подача вагона на территорию железнодорожной станции, нахождение на станции и отправка грузового поезда на станцию назначения. Первый этап: В соответствии со ст. 10 ФЗ Транспортный устав железных дорог РФ, "предназначенный для перевозок грузов по железнодорожным путям подвижной состав независимо от его принадлежности должен удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; вновь изготовленный подвижной состав должен иметь сертификат". Требование данной нормы гарантирует подачу под погрузку вагонов в технически исправном состоянии, обеспечивающем в том числе и сохранную перевозку груза в пути следования. Осмотр вагонов на данном этапе производит вагонный мастер. При осмотре проверяются целостность пола вагона, стен, потолка, состояние запорных устройств дверей, боковых и потолочных люков. В случае выявления проломов в полу, стенах, крыше вагона, установления неисправности запорно-пломбировочного устройства (далее ЗПУ) вагонный мастер сообщает об этом грузоотправителю, который при наличии у него возможности производит соответствующий ремонт. При невозможности производства ремонта производится замена вагона. По результату осмотра вагонный мастер делает запись в журнале приема вагонов (Форма ВУ - 14). После осмотра вагона в него осуществляется погрузка груза. После окончания погрузки вагон осматривается приемосдатчиком груза и багажа в отношении правильности погрузки, соответствия груза и его количества грузосопроводительным документам, после осмотра производится пломбировка ЗПУ вагона. В железнодорожной накладной указываются вид и номера наложенных пломб. После окончания оформления документов вагон с грузом считается принятым к перевозке и подается маневровыми локомотивами на территорию железнодорожной станции для формирования в грузовой состав (грузовой поезд). Второй этап: Вагон принимается к перевозке на территорию железнодорожной станции и подается маневровым локомотивом в парк формирования железнодорожных составов, предназначенных для отправления. В данном парке осуществляется накопление группы вагонов, следующих в одном направлении. Вагоны формируются в железнодорожные составы, которые после окончания формирования осматриваются в коммерческом отношении приемосдатчиками железнодорожного парка отправления. Готовому к отправке составу подается локомотив, и сформированному таким образом грузовому поезду присваивается номер. Под этим номером поезд следует от станции отправления до станции назначения (станция назначения поезда не всегда является станцией назначения груза). Кроме приемосдатчиков обязанности по обеспечению сохранности грузов возложены на работников ФГУП "Ведомственная охрана ОАО "РЖД" (далее по тексту "охрана"). Руководством ОАО "РЖД" по согласованию с МВД России утвержден перечень перевозимых грузов, наиболее часто подвергающихся хищениям в процессе перевозок. К ним отнесены перевозимая автотракторная техника и средства транспортирования, цветные металлы, нефтепродукты, виноводочные и табачные изделия, некоторые продукты питания, медикаменты, электробытовые приборы, изделия швейного и текстильного производства. Кроме того, в указанный перечень включен и ряд опасных грузов, в том числе взрывчатые вещества, метиловый спирт и прочее. Сопровождение и охрана указанных грузов законодательством возложены на грузоотправителей, грузополучателей или уполномоченных ими лиц. В качестве уполномоченных лиц по сопровождению и охране грузов могут выступать нанятые по договору с грузоотправителями, грузополучателями проводники, в том числе работники охраны. Грузы, не указанные в перечне, охраняются в числе прочих, путем патрулирования и выставления постов в железнодорожных парках работниками охраны. Таким образом, к лицам, осуществляющим операции с грузами и вагонами на территории станции грузоотправителя, мы относим: вагонного мастера; приемосдатчиков; представителей грузоотправителя; работников охраны; машинистов маневровых локомотивов и их помощников. Ко второй группе мы отнесли работников ОАО "РЖД", осуществляющих операции с вагонами в пути следования груза. В пути следования груза операции с вагонами мы условно поделим на два этапа: первый - перемещение вагонов с грузами в составе грузовых поездов; второй - прибытие на станцию назначения (переформирования грузовых поездов). Первый этап: Со станции грузоотправителя грузовой поезд следует в соответствии с графиком движения. В пути следования поезда от станции отправления до станции назначения происходят запланированные и незапланированные остановки поезда. Информация о всех остановках грузового поезда хранится в информационных центрах управлений железных дорог. Сопровождение и охрана перевозимых в поездах грузов в пути следования и во время остановок осуществляется сменными нарядами ведомственной охраны по участкам железных дорог в пределах 200 - 350 км., т. е. по участкам смены локомотивных бригад. На всех крупных железнодорожных станциях имеются подразделения ведомственной охраны, что позволяет сменять наряд охраны, предоставлять ему отдых после поездки, проводить проверку состояния охраняемого груза и наличия ЗПУ на вагонах и контейнерах. Передача вагонов, следующих под охраной, от одного работника охраны другому осуществляется путем записи о приеме вагонов под охрану принимающим, произведенной в маршрутном листе сменяющегося работника охраны. В пути следования машинисты и помощники машинистов осуществляют визуальный контроль за общим состоянием грузовых поездов, следующих в попутном и встречном направлении, в случае выявления признаков хищений (открытые вагоны, россыпи груза на ж/д путях и т. п.) сообщают по имеющимся каналам связи дежурным по станции. Информация об обнаружении признаков хищений груза регистрируется в журнале дежурного по станции и передается в отделения транспортной милиции. Очень часто вагон с грузом преодолевает значительное расстояние от станции грузоотправителя до станции грузополучателя, при этом путь его следования проходит по территории различных железных дорог ОАО "РЖД" <1> и отделений железных дорог (НОД), входящих в состав железных дорог. В настоящее время на пограничных станциях железных дорог и отделений железных дорог устанавливаются автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ), оборудованные видеокамерами, тепловизорами <2> и весовыми рельсами. При прохождении грузового поезда через систему АСКОПВ оператором системы отслеживается внешнее состояние каждого вагона, его вес и в случае прохождения вагона-цистерны тепловизором фиксируется высота налива груза. -------------------------------- <1> В состав ОАО "РЖД" входит 17 железных дорог, например Октябрьская, Московская, Северо-Кавказская, Приволжская и т. д. <2> Тепловизор - устройство для наблюдения за распределением температуры исследуемой поверхности.
В случае остановки грузового поезда на территории указанных станций вагоны подвергаются осмотру со стороны осмотрщиков вагонов (в техническом состоянии) и приемщиков вагонов (в коммерческом состоянии). Второй этап: При прибытии на станцию назначения железнодорожный состав помещается в ж/д парк Приема. В данном парке происходит отцепка локомотива и производится осмотр прибывших вагонов в техническом и коммерческом отношении осмотрщиками и приемщиками поездов. Затем маневровым локомотивом осуществляется расформирование прибывшего поезда, т. е. вагоны подаются на ж/д пути для накопления в соответствии с дальнейшим маршрутом движения груза. Накопление вагонов по новым маршрутам производится в ж/д парке формирования. После формирования нового ж/д состава он подается в парк отправления, где осматривается приемщиками и осмотрщиками вагонов и после присвоения номера поезда убывает на станцию назначения. В случае выявления технического брака вагона, влияющего на безопасность движения, вагон помещается на специализированные ремонтные пути или в ремонтные тупики, где производится соответствующий ремонт. При невозможности осуществить ремонт без выгрузки груза и без нарушения коммерческой целостности вагона производится частичная либо полная перегрузка груза в исправный вагон, при этом в грузосопроводительные документы вносят соответствующие изменения и дополнения. На территории станции переформирования охрана вагонов осуществляется работниками охраны различными указанными выше способами. Таким образом, ко второй группе лиц осуществляющих операции с вагонами в пути следования, можно отнести: осмотрщиков и приемщиков поездов; машинистов маневровых и магистральных локомотивов и их помощников; операторов АСКОПВ; работников ремонтных бригад (в случае проведения ремонтных работ вагона); работников охраны. К третьей группе мы относим лиц, осуществляющих операции с вагонами и грузами на станции грузополучателя. На станции грузополучателя операции с вагонами мы условно поделим также на два этапа: первый - прибытие и перемещение вагонов по территории станции; второй - подача вагонов под выгрузку и выгрузка вагонов. Первый этап: Прибытие вагонов на ж/д станцию грузополучателя и проводимые с ними операции аналогичны операциям, осуществляемым при прибытии грузового поезда на станцию назначения с той разницей, что в ж/д парке формирования (сортировочном) происходит накопление вагонов для подачи грузополучателю. Составы также по прибытии осматриваются осмотрщиками и приемщиками вагонов, расформировываются маневровыми локомотивами для дальнейшей подачи получателю груза. Второй этап: Вагоны подаются грузополучателю либо в специально отведенные и приспособленные для выгрузки груза места (грузовой двор и т. д.) на территории ж/д станции. В присутствии представителя грузополучателя, приемосдатчика железной дороги производится вскрытие вагонов, осмотр и пересчет груза. При отсутствии претензий со стороны грузополучателя груз считается составленным в сохранности, о чем делаются записи в маршрутных листах работников охраны и товаросопроводительных документах. Таким образом, к третьей группе лиц относятся: приемщики и осмотрщики поездов; машинисты маневровых локомотивов и их помощники; работники охраны; приемосдатчики груза ж/д станции и представители грузополучателя. Все перечисленные нами этапы операций с вагонами обеспечивают контроль за сохранностью перевозимых грузов на протяжении всего пути следования. Обнаружение коммерческой неисправности, создающей условия для хищения грузов (отсутствие или неисправность пломб, нестандартные и разным способом наложенные закрутки, раскрученные барашки на люках цистерн, наличие открытого люка, открытой двери, а также иных неисправностей, указанных в Правилах перевозок грузов, образующих доступ к перевозимым товарно-материальным ценностям) на любом из этапов, является основанием для составления работником железной дороги акта общей формы предусмотренного ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации". В соответствии с указанием Генеральной прокуратуры РФ от 3 апреля 1995 г. N 19/23, Министерства внутренних дел РФ от 3 апреля 1995 г. N 1/1609 Министерства путей сообщения РФ от 3 апреля 1995 г. N 103 "О порядке реагирования на признаки преступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищениях грузов" (далее совместное указание), при обнаружении коммерческих браков, указывающих на наличие признаков хищения (пролом кузова вагона или контейнера, выемка мест, нарушение упаковки тары груза - неисправности, перечисленные в Правилах перевозок грузов, требующие перегруза), производить отцепку подвижных единиц, проверку наличия и состояния груза на станции обнаружения коммерческого брака. Проверка должна проводится комиссионно в присутствии сотрудников транспортной милиции, работников охраны, приемосдатчика железной дороги и при возможности представителя грузополучателя или грузоотправителя. В случае установления факта недостачи товароматериальных ценностей по итогам комиссионного осмотра работниками ОАО "РЖД" составляется коммерческий акт (основания и порядок составления акта общей формы и коммерческого акта описаны ниже), сотрудники транспортной милиции приступают к розыску похищенного и выявлению лиц, причастных к совершению хищения. Добросовестное и качественное выполнение своих обязанностей всеми работниками ОАО "РЖД", отвечающих за сохранность грузов, является гарантией своевременного обнаружения признаков хищений грузов и влияют на оперативность начала работы по раскрытию преступления сотрудниками транспортной милиции, что в конечном счете влияет на возможность выявления лиц, совершивших данное хищение. На наш взгляд, сотрудникам транспортной милиции, задействованным в проведении комиссионных проверок вагонов и грузов, необходимо знать основания и порядок составления коммерческих актов и актов общей формы. Акт общей формы составляется на железнодорожных станциях для удостоверения следующих обстоятельств [2]: утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной, предусматриваемых правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом; задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения; задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения; задержка груженых вагонов, контейнеров на станции в случаях превышения фактической массы груза сверх допустимой грузоподъемности вагона вагонов, контейнеров; задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя или владельца железнодорожного пути необщего пользования; задержка приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров; неочистка вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях); неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива или слива; подача перевозчиком неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя; отсутствие ЗПУ <1> на вагоне, контейнере, несоответствие ЗПУ данным, указанным в накладной, неисправность, повреждение или замена ЗПУ, обнаруженные в пути следования или на станции назначения ЗПУ на вагонах, контейнерах с неясно нанесенной информацией; -------------------------------- <1> ЗПУ - запорно-пломбировочное устройство.
задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего перевозчику локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя; задержка груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом; задержка груза в пути следования в случае замены проводников грузоотправителей, грузополучателей; обнаружение в пути следования неисправности вагонов, контейнеров, (неисправное состояние ЗПУ, наличие признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера), угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов; повреждение вагона, контейнера; самовольное занятие перевозчиком вагонов, контейнеров принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю, иным организациям или арендованным ими; самовольное использование грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику; неподача перевозчиком вагонов, контейнеров с грузами в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей; простой локомотива, принадлежащего перевозчику, в ожидании окончания операции по погрузке, выгрузке на перегонах, разделенных пунктах (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не открытых в установленном порядке для производства коммерческих операций; отказ или уклонение грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозки, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других); в других случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров. При составлении акта общей формы в пути следования, как правило, составляется два экземпляра: первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу; второй экземпляр акта хранится в делах перевозчика. О составлении акта общей формы на оборотной стороне транспортной железнодорожной накладной (далее накладная) в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля. При направлении материалов в органы внутренних дел по случаям хищений грузов вместе с коммерческим актом перевозчиком прикладываются копии актов общей формы, составленные по данной отправке. Акты общей формы составляет приемосдатчик груза и подписывают лица, участвующие в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. Акт должен быть подписан не менее чем двумя лицами [3]. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств [4]: несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в накладной; повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения; обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза; возвращение перевозчику похищенного груза; непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя. Коммерческий акт составляется: при выгрузке в местах общего пользования - в день выгрузки груза, в необходимых случаях - в день выдачи груза грузополучателю; при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза производится в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки груза; в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. Коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке формы ГУ-22 [5] путем впечатывания на пишущей машинке или на автоматизированных местах и подлежит строгому учету. Экземпляры коммерческого акта составленного перевозчиком на станции назначения, распределяются следующим образом: первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления; второй экземпляр коммерческого акта выдается грузополучателю по его требованию; третий экземпляр коммерческого акта остается на хранении в делах перевозчика. Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции отправления или на попутной станции, распределяются следующим образом: первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления; второй экземпляр коммерческого акта прилагается к перевозочному документу и следует до станции назначения; третий экземпляр коммерческого акта остается в делах перевозчика. О составлении коммерческого акта на станции отправления или на попутной станции делается отметка на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" с указанием номера коммерческого акта, даты его составления и в связи с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. В случае если на станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт. При расследовании уголовных дел о хищениях грузов коммерческие акты приобщаются к материалам дела и при квалификации степени тяжести преступного деяния используются в качестве справки стоимости похищенного до момента получения указанного документа от собственника груза.
Литература:
1. Доклад Министра внутренних дел РФ, генерала армии Р. Нургалиева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел 6 февраля 2009 г., Москва. 2. Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждены Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45. П. 3.1. 3. Должностная инструкция приемосдатчика груза. П. 5.14. 4. Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждены Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45. Ч. III. 5. Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждены Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45. П. 2.6.
Название документа