Энергетическое законодательство Таджикистана и основные направления его совершенствования

(Исмаилов Ш. М.) ("Энергетическое право", 2009, N 2) Текст документа

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТАДЖИКИСТАНА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Ш. М. ИСМАИЛОВ

Исмаилов Ш. М., заведующий кафедрой экономического права Института экономики Таджикистана, доктор юридических наук, профессор.

В последние годы Президентом и Правительством Республики Таджикистан усиленное внимание уделяется развитию гидроэнергетики, поскольку без достижения этой стратегической цели - обеспечения энергетической независимости - невозможно создать условия для социально-экономического развития страны. Как указал Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, "энергетическая система республики, созданная на базе местных гидроэнергетических ресурсов страны, по праву считается одной из передовых и надежных в СНГ" <1>. В результате в Программе государственных инвестиций, грантов и технической помощи на 2007 - 2009 годы предусматривается привлечь в энергетику свыше 400 млн. долларов США, или 36,0% общего объема инвестиций <2>. -------------------------------- <1> Послание Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 апреля 2006 г. // Народная газета. 2006. 27 апреля. <2> Окилов О. Г. Итоги социально-экономического развития Таджикистана за 2007 год и задачи на 2008 год // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2008. N 1. С. 11.

Как известно, Республика Таджикистан (РТ) обладает значительными запасами гидроэнергетических ресурсов (8-е место мире и 1-е среди стран Центральной Азии). Эти ресурсы связаны с тем, что основная часть водных ресурсов региона Центральной Азии формируется в Таджикистане (53%) <3>. Общие потенциальные запасы гидроэнергоресурсов составляют 527 млрд. кВт. ч/год (из них технически пригодных 144 млрд. кВт. ч/год), однако современный уровень производства электроэнергии составляет 7 - 8% от этого потенциала. Имеются также высокие запасы иных источников энергии <4>: солнечное излучение - 3 x 103 млрд. кВт. ч/год, энергия ветра - 25 - 150 млрд. кВт. ч/год, геотермальная энергия - 450 млрд. кВт. ч/год. Прогнозные запасы углей оцениваются в 4 - 5 млрд. тонн, однако они используются незначительно из-за высоких затрат по их добыче. Потенциальные запасы нефти составляют 158 млн. тонн и природного газа - 875 млрд. куб. м <5>. -------------------------------- <3> Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Таджикистан, одобренная Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 августа 2002 г. N 318. <4> Ахмедов Х., Каримов Х. Возобновляемые источники энергии // Народная газета. 2009. N 5 (19663). 28 января. <5> Хоналиев Н. Х., Мухабатов Х. М. Актуальные вопросы развития горнодобывающих отраслей промышленности Таджикистана // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2008. N 3. С. 107 - 123.

Несмотря на имеющиеся собственные запасы, Таджикистан импортирует практически все виды энергетических ресурсов. Задача обеспечения потребностей страны в энергоресурсах стоит весьма остро и является одной из причин длительного сохранения бедности населения. Поэтому эта задача в экономической политике Таджикистана поставлена как приоритетная, что предусматривает предоставление значительных льгот и преференций субъектам энергетики. Так, в частности, влияние существующего дефицита электроэнергии на все сферы социального и производственного сектора страны и его негативные последствия, а также намечаемые в связи с этим действия отражены в разделах Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Парламента от 28 июня 2007 г. N 704. Приоритетными долгосрочными национальными задачами экономики Таджикистана на период до 2015 г., в том числе в энергетике, определены <6>: -------------------------------- <6> Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. С. 10.

1. Реформа государственного управления, направленная на формирование в стране системы национального развития, главной особенностью которой являются прозрачность, подотчетность в борьбе с коррупцией. 2. Развитие частного сектора и привлечение инвестиций, основанное на расширении экономических свобод, укреплении прав собственности и законности, развитии государственно-частного партнерства. 3. Развитие человеческого потенциала, направленное главным образом на увеличение объемов и качества социальных услуг бедному населению и достижение целей развития тысячелетия, активизацию участия населения в процессе развития, укрепление социального партнерства. В первую очередь меры Правительства будут направлены на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, в том числе <7>: -------------------------------- <7> Там же. С. 29 - 31.

для обеспечения доступности регионов страны и снижения производственных издержек будут поддерживаться усилия по восстановлению и развитию объектов электроэнергетики (в том числе за счет бюджетных средств). Будут предприняты меры по снижению энергетических потерь, в первую очередь коммерческих; действия по постепенному и обоснованному повышению тарифов на поставку электро - и теплоэнергии, природного газа и воды позволят улучшить инвестиционную привлекательность этих сфер производства. Реализация программы перевода автотранспортных средств на альтернативные виды энергоресурсов и на энергосбережение, в том числе за счет оптимального использования собственных месторождений природного газа, позволит снизить зависимость транспорта от завоза ГСМ и роста цен на него. Одновременно будут реализованы меры по продвижению наиболее важных инвестиционных энергетических проектов, преимущественно в рамках инициатив частного сектора, в частности, с учетом долгосрочной перспективы будет стимулировано строительство Рогунской и Сангтудинской ГЭС-1 и Сангтудинской ГЭС-2, новых малых и крупных ГЭС, линий электропередачи "Юг - Север" и "Лолазор-Хатлон", других экспортных линий электропередачи. Одновременно с участием иных стран будут разрабатываться и продвигаться новые перспективные проекты, в том числе по производству источников альтернативных видов энергии для обеспечения удаленных районов (биоустановок для выработки газа, установок солнечной и ветровой энергии). Для повышения энергетического потенциала Таджикистана предусматривается: предпринять меры по повышению тарифов за электроэнергию, что позволит сократить квазифискальный дефицит, улучшить привлекательность инвестиционных проектов в энергетике и увеличить поступления в госбюджет, при эффективной социальной политике уязвимые группы будут защищены. Для развития рынка экспорта электроэнергии будет налажен интенсивный диалог с потенциальными импортерами электроэнергии <8>, а также продолжены переговоры с соседними странами по разделению вод бассейна реки Амударья. Меры будут направлены и на повышение эффективности управления и прозрачности в энергетическом секторе путем дальнейшей реструктуризации "Барки Точик", выделения генерирующих объектов, включая ЛЭП свыше 110 кВ в отдельную структуру, создание трех распределительных компаний, с возможным привлечением частных инвестиций, и создание независимого регулятора для управления тарифами. Намечается изучить возможности взаимовыгодного управления водными ресурсами. Предусматривается разработка стимулов для увеличения производства иных источников энергии, в том числе по разведке и добыче природного газа, добыче и транспортировке угля для населения, восстановления тепловых станций. Будет разработана долгосрочная программа развития энергетического сектора до 2025 г., где, в частности, будут определены возможности преимущественного использования электричества в бытовых целях. -------------------------------- <8> Только нужды в электроэнергии Исламской Республики Пакистан составляют в год 30 млрд. кВт (из выступления Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмона на Второй конференции стран Центральной и Южной Азии по продаже электроэнергии, 27 октября 2006 г.).

Такая широкая программа действий в сфере энергетики подразумевает их соответствующее правовое обеспечение. Отношения, возникающие в энергетической отрасли, имеют стратегическое значение не только для стабильного функционирования национальной экономики и ее социального сектора, но и для укрепления экспортного потенциала страны. В этой связи государство уделяет серьезное внимание развитию энергетического законодательства, которое, как и в любых других странах, включает нормы, связанные: (а) с энергетикой и энергоснабжением; (б) с охраной окружающей среды; (в) с инвестированием и иными вопросами отраслевого законодательства. С момента провозглашения независимости Таджикистана в 1991 г. была создана довольно широкая законодательная база для регулирования энергетического сектора страны. Законом установлено, что "основными целями государственной политики в области энергетики являются: (1) надежное и качественное обеспечение растущих потребностей республики в энергетических ресурсах и продуктах, обеспечение энергетической безопасности страны; (2) обеспечение охраны окружающей среды, а также защиты населения от вредного воздействия в результате деятельности в области энергетики; (3) создание необходимых условий для последовательного перехода энергетики к рыночным отношениям, привлечения в нее отечественных и иностранных инвестиций, предоставления энергетическим предприятиям экономической самостоятельности и обеспечения их развития на основе рыночной конкуренции; (4) повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса на основе внедрения передовых технологий, энергосбережения, снижения удельных затрат энергоресурсов в производстве национального валового продукта" <9>. -------------------------------- <9> Статья 4 Закона Республики Таджикистан от 29 ноября 2000 г. N 33 "Об энергетике".

В рамках национального законодательства правоотношения в сфере энергетики регулируются совокупностью нормативных правовых актов различной юридической силы, которые определяют организационно-правовые, административные, финансовые, гражданско-правовые, хозяйственные, земельные и другие отношения в сфере энергетики. В своей совокупности энергетическим законодательством регулируются не только общественные отношения, но и определяются такие важные правовые категории, как "энергетика", "энергетический ресурс", "энергетический продукт", "энергосбережение", "концессия". Энергия создает возможности для развития экономики и обеспечения жизнедеятельности человека. Энергетические ресурсы подразделяются на возобновляемые, первичные и вторичные энергетические ресурсы. К возобновляемым энергетическим ресурсам отнесены ресурсы, которые возникают естественным образом, постоянно возобновляющиеся природой (солнце, естественное движение водных и воздушных потоков, геотермальные воды, биологическая масса), которые могут быть преобразованы в различные виды энергии. Первичные энергетические ресурсы представляют собой природные ресурсы, которые могут непосредственно использоваться в качестве топлива (нефть, природный газ, уголь) или для производства различных видов энергии), а вторичные энергетические ресурсы - это ресурсы, полученные в виде побочного продукта основного производства. В целом все виды энергетических ресурсов содержат в себе энергетические возможности. Установлено, что "государственное регулирование в области энергетики осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования, налогообложения, кредитования, финансирования, осуществления инвестиционной, социальной и научно-технической политики, контроля за исполнением предприятиями топливно-энергетического комплекса законодательства Республики Таджикистан" <10>. -------------------------------- <10> Часть 1 ст. 5 Закона Республики Таджикистан от 29 ноября 2000 г. N 33 "Об энергетике".

С учетом международного опыта были разработаны и приняты основополагающие Законы "Об охране природы" (27 декабря 1993 г.), "О недрах" (20 июля 1994 г.), "О концессиях" (15 мая 1997 г.), "Об энергетике" (29 ноября 2000 г.), "Об энергосбережении" (23 апреля 2002 г.), "Об использовании атомной энергии" (9 декабря 2004 г.), "О соглашениях о разделе продукции" (22 февраля 2007 г.). Специальными законами и положениями отраслевых законов урегулированы отдельные вопросы энергетической деятельности, например основные правоотношения в сфере энергоснабжения (ГК РТ, часть 2, 1999; Закон РТ "О защите прав потребителей", 2005), налогообложения при строительстве новых ГЭС или применении договоров о разделе продукции (Налоговый кодекс РТ, 2004; Закон РТ "О внесении дополнений в Налоговый кодекс РТ", 2008). Приняты подзаконные акты, детализирующие нормы энергетического законодательства, определяющие права и обязанности системы специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере энергетики, использования атомной энергии, недропользования и пр. Некоторые важные вопросы урегулированы актами Правительства РТ. В частности, Постановлениями Правительства РТ от 27 октября 1998 г. N 417 утверждена первая Стратегия реформ в энергетическом секторе Республики Таджикистан, от 3 августа 2002 г. N 318 утверждена Концепция развития отраслей топливно-энергетического комплекса Республики Таджикистан на период 2003 - 2015 годов, от 3 октября 2006 г. N 449 утверждена долгосрочная Программа строительства малых электростанций на период 2007 - 2020 гг. Основными источниками регулирования энергетического сектора экономики Таджикистана являются национальное законодательство и международные договоры. При этом в соответствии с требованиями Конституции положения ратифицированных Республикой Таджикистан международных договоров имеют приоритет над положениями законов. В частности, еще 15 мая 1997 г. Республика Таджикистан присоединилась к Договору об энергетической хартии, Постановлением Парламента от 1 июня 2005 г. N 66 денонсировано межправительственное соглашение о завершении строительства Рогунской ГЭС и пр. После распада СССР и создания самостоятельных государств в Таджикистане сложилась своя энергетическая система. Для обеспечения функционирования национальной энергетической системы в Таджикистане были созданы специальное Министерство энергетики (в настоящее время преобразованное в Министерство энергетики и промышленности) со следующими полномочиями, установленными ст. 7 Закона Республики Таджикистан от 29 ноября 2000 г. N 33 "Об энергетике": реализация государственной политики в области энергетики; планирование и прогнозирование динамики спроса и предложения на все виды энергетических ресурсов, энергии для учета и внесения последующих изменений в реализуемые программы; проведение оценки инвестиционных потребностей и определение потенциальных источников финансирования и капитала; мониторинг деятельности энергетических предприятий в целях осуществления их последовательного перехода к рыночным отношениям <11>; -------------------------------- <11> Пути рыночного развития энергетики Таджикистана изучены значительным числом исследователей: Джураев Д. К., Бурханов Р. С. Развитие электрорынка - проблемы и направления // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2008. N 1. С. 157 - 164; Валаматзаде Т. Г., Валаматзаде Н. Т. Энергетическое сотрудничество государств Центральной Азии как основа экономического процветания региона // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2008. N 2. С. 150 - 154.

содействие устойчивому притоку частных инвестиций в топливно-энергетический комплекс и развитию местных и альтернативных энергетических ресурсов, включая регулирование управления, владения вторичными энергоресурсами и энергетическими продуктами на уровне конечного потребителя; содействие развитию конкуренции, обеспечение равных возможностей и условий для деятельности энергетических предприятий различных форм собственности; осуществление контроля соблюдения лицензионных требований и условий; подготовка и реализация программ. Для управления государственной собственностью в энергетике также созданы такие мощные предприятия, как ОАХК "Барки Точик", ГУП "Таджикгаз", ГУП "Нафтугаз ва ангишт", ОАО "Нафтрасон", АООТ "Ангишт" и научные учреждения, которые объединены в единый топливно-энергетический комплекс страны (ТЭК). Деятельность указанных энергетических предприятий регулируется принятыми недавно в новой редакции Законами РТ "О государственных предприятиях" (от 28 февраля 2004 г.) и "Об акционерных обществах" (от 22 февраля 2007 г.). Для определения и реализации энергетической политики страны функционирует довольно представительная Государственная энергетическая комиссия, созданная Постановлением Правительства от 4 июля 2006 г. N 313, председателем которой является премьер-министр РТ. Комиссия не вмешивается в производственную и хозяйственную деятельность субъектов энергетики и решает следующие задачи в энергетической сфере: прогнозирование развития энергетики, определение приоритетных государственных направлений на среднесрочные и долгосрочные периоды; рассмотрение, согласование стратегий, концепций и программ развития отраслей энергетического комплекса республики; рассмотрение, согласование инвестиционной политики в области функционирования и развития отраслей энергетики; рассмотрение и содействие принятию приемлемых тарифов и цен на электрическую, тепловую энергию и топливные ресурсы; рассмотрение, согласование экономических стимулов, использующих энергосберегающие технологии в производственных процессах; проведение государственной энергетической экспертизы объектов по вопросам соответствия проектных решений требованиям нормативно-правовых актов Республики Таджикистан и др. Несмотря на то что многие действующие законодательные решения в сфере энергетики являются вполне рыночными и привлекательными для инвесторов, а общая направленность принятых нормативных актов предусматривает ускорение рыночных преобразований в энергетике, законодательное регулирование отношений в сфере энергетики нельзя считать завершенным и полным. Это проявляется прежде всего в снижении эффективности и доходности действующих государственных энергетических компаний, недостаточном размере инвестиций в сферу энергетики, увеличении размеров социальных и экономических потерь, вызванных ограниченностью энергоресурсов и высоким ростом цен на ввозимые энергоресурсы. Указанные проблемы связаны со снижением эффективности государственного управления, а также с отсутствием законодательно закрепленных общих принципов и подходов для обеспечения комплексного регулирования отношений в области национальной энергетики, в том числе при строительстве малых и микро-ГЭС, использования нетрадиционных источников электроэнергии, в угольно-промышленном и нефтегазовом комплексах. В настоящее время в условиях некоторого снижения цен на импортируемые нефтепродукты и мирового финансового кризиса, переходящего в экономический кризис, главная тенденция национального законодательства еще не определилась. Оно зависит от тенденций развития национальной экономики с учетом особенностей действующего энергетического права, которое является дальнейшей темой исследования. Электроэнергетика. Кроме базовых Законов "Об энергетике" и "Об энергосбережении", которые в основном направлены на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, энергетическое законодательство Таджикистана содержит обширное количество иных нормативных актов. Общее управление в сфере ТЭК в соответствии с Законом "Об энергетике" отнесено к компетенции Правительства страны (ст. 4) <12>, которое определяет энергетическую политику, содействует участию частного сектора в ТЭК, оказывает поддержку конкуренции в строительстве, восстановлении и эксплуатации его предприятий и отраслей, проводит ценовую и тарифную политику, передает в концессию энергетические объекты, осуществляет контроль за эксплуатацией возобновляемых и первичных энергетических ресурсов, принимает экстренные меры по обеспечению потребителей энергоресурсами и энергией в кризисных и экстремальных ситуациях, введению в необходимых случаях временных ограничений на их использование и пр. Реализацию энергетической политики осуществляет уполномоченный орган, определяемый правительством (ст. 5). -------------------------------- <12> Как отмечается, Законом об электроэнергетике РФ правительству передан более детальный перечень функций, в частности утверждение правил оптового рынка; основных положений функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков; правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии; правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничном рынках и пр. (Алексеева Д. А., Андреева Л. В., Андреев В. К. и др. Российское предпринимательское право. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2006. С. 799).

Энергетические предприятия на территории Республики Таджикистан (ст. 11) могут создаваться и функционировать на основе многообразия форм собственности (государственной, частной, акционерной, смешанной, совместной). Собственники энергетических предприятий равны перед законом и пользуются одинаковой защитой закона. Цены и тарифы на энергетические продукты и услуги устанавливаются свободные (договорные), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан (ст. 15). С учетом требований Закона "О концессиях" Правительство может предоставить в концессию электрические и тепловые станции, магистральные и распределительные электрические сети и объекты, обслуживающие их, нефтепроводы и газопроводы, предприятия газового хозяйства, обеспечивающие природным и сжиженным газом, нефтегазовые объекты, перспективные площади на нефть, газ и уголь (ст. 16) <13>. Перечень объектов, не подлежащих передаче в концессию, определен Постановлением Правительства от 3 февраля 2000 г. N 49. -------------------------------- <13> Порядок и условия проведения конкурсов и аукционов на предоставление концессий утверждены Постановлением Правительства РТ от 29 декабря 2000 г. N 503.

Государственные предприятия в энергетике осуществляют свою деятельность на коммерческой основе в качестве самостоятельных хозяйственных единиц путем заключения соглашений с уполномоченным органом (ст. 18). Отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в области энергосбережения, регулируются Законом "Об энергосбережении". Государственная политика в области энергосбережения направлена на повышение эффективности использования энергетических ресурсов во всех отраслях производства и непроизводственной сферах; повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса на основе внедрения передовых технологий энергосбережения, снижения удельных затрат энергоресурсов в производстве внутреннего валового продукта; государственную поддержку энергосберегающих проектов и программ (ст. 6). Государственное регулирование в области энергосбережения осуществляется путем правового обеспечения, налогообложения, кредитования, финансирования, осуществления инвестиционной, социальной и научно-технической политики, контроля за исполнением предприятиями энергетического комплекса и потребителями нормативно-правовых актов в области энергосбережения. Государственное управление энергосбережением осуществляется уполномоченными государственными органами, определяемыми правительством (ст. 7). В Таджикистане в целях обеспечения стабильности энергоснабжения до сих пор сохранена государственная собственность на стратегические энергетические объекты. Это позволило правительству в постсоветский переходный период неоднократно за счет доходов энергетики посредством списания долгов за поставленную электроэнергию оказать финансовую поддержку населению, финансово неустойчивым сельскохозяйственным и промышленным организациям. К примеру, были приняты правительственные Постановления от 10 марта 1996 г. N 124 об установлении пониженного тарифа за электроэнергию для Вахшского азотно-тукового завода, от 29 декабря 2003 г. N 553 о списании задолженности за электроэнергию АООТ "Ангишт", от 31 мая 2005 г. N 183 о списании задолженности за электроэнергию и природный газ населения города Куляба Хатлонской области. Подобная практика наряду со взятием на себя государственными энергетическими компаниями обязательства по погашению значительных иностранных кредитов на строительство крупных энергетических объектов и реализацию серьезных государственных программ ухудшает их финансово-экономическую устойчивость. К примеру, в соответствии с кредитным соглашением с Исламским банком развития от 18 апреля 2004 г. по финансированию строительства малых ГЭС для обеспечения энергоснабжения сельского населения ответственность за погашение кредита возложена на государственную электроэнергетическую компанию. Кроме того, значительный государственный контроль за реализацией и использованием электроэнергии, установление тарифов за электроэнергию, не стимулирующих инвестиции в эту сферу экономики, ухудшают результаты деятельности энергетических предприятий. Следует отметить, что в последние годы в целях стимулирования инвестиций в энергетику актами Правительства повышаются размеры тарифа на электроэнергию, приводящие к ежегодному 50 - 100-процентному росту их абсолютного размера, однако тариф за электроэнергию в Таджикистане, несмотря ни на что, сохраняется на самом низком уровне в регионе в связи с полным возмещением затрат на строительство Нурекской ГЭС (построена в 1979 г., затраты возмещены в 1980 г.). Вместе с тем начата работа по приватизации этих объектов по индивидуальным проектам, предусматривающим сохранение в собственности государства только объектов оптового рынка энергии. В современных условиях требуется законодательно установить более детальные правовые отношения в области гидроэлектроэнергетики как основной подотрасли энергетики, в том числе малой энергетики, а также в использовании угля, газа и нефти, ветровой и солнечной энергии, производства моторного топлива и других альтернативных для Таджикистана сферах энергетики. Более широкое использование в регулируемых правительством энергетических отношениях рыночных принципов, сокращение вмешательства в деятельность и доходы государственных энергетических компаний государственных органов, замена (либо отмена при необходимости) льгот по уплате за поставленную электроэнергию бюджетными субсидиями (как это было сделано в отношении населения в конце 90-х годов), финансирование правительством изначально убыточных энергетических объектов социальной или иной направленности могли бы создать условия для постепенного выхода отрасли из финансового кризиса. А завершение строительства строящихся Сангтудинских ГЭС, Рогунской ГЭС позволит не только обеспечить внутренние потребности и обеспечить электроэнергетическую безопасность страны, но и в определенной степени обеспечить потребности в электроэнергии близлежащих стран. Недропользование. В рамках национального законодательства недропользование регулируется совокупностью нормативных правовых актов различной юридической силы. Основополагающими являются Закон "О недрах" (от 20 июня 1994 г.), регулирующий вопросы недропользования применительно ко всем полезным ископаемым, Закон "О концессиях" (от 15 мая 1997 г.), регулирующий концессионную хозяйственную деятельность, и Закон "О соглашениях о разделе продукции" (от 22 февраля 2007 г.), регулирующий отношения, возникающие при недропользовании между государством и инвестором при заключении, исполнении и прекращении соглашений о разделе продукции. Принципы регулирования общественных отношений при использовании атомной энергии в целях защиты здоровья и жизни людей, охраны окружающей среды, обеспечения режима нераспространения ядерного оружия, ядерной и радиационной безопасности, защиты собственности при использовании атомной энергии определены Законом "Об использовании атомной энергии" (от 9 декабря 2004 г.). Экспорт и импорт товаров и услуг в области использования атомной энергии, включающие передачу, продажу или покупку в коммерческих целях или передачу некоммерческого характера, контролируются государственными уполномоченными органами и осуществляются в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Таджикистан (ст. 18). Порядок осуществления экспорта и импорта ядерных материалов, технологий, оборудования и ядерных установок, специальных неядерных материалов, источников ионизирующего излучения, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов устанавливается законодательством Республики Таджикистан (ст. 19). Среди важнейших подзаконных нормативных правовых актов в области недропользования могут быть названы следующие Постановления Правительства РТ: "Об утверждении Положения о размере, порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами" (1996 г.); "Об утверждении Положения о государственном фонде геологической информации о недрах" (1997 г.); "Об утверждении перечней объектов, не подлежащих передаче в концессию, и объектов, подлежащих передаче в концессию по решению Правительства Республики Таджикистан" (2000 г.); "Об утверждении порядка заключения контрактов на недропользование" (2001 г.); "Об образовании конкурсной комиссии на право пользования недрами" (2005 г.); "Об утверждении Правил проведения конкурса на право пользования недрами в республике Таджикистан" (2008 г.). Наиболее важными международными договорами, относящимися к недропользованию и ратифицированными Таджикистаном, являются Договор к Энергетической хартии (присоединился 15 мая 1997 г.), а также двусторонние договоры по защите инвестиций. Что касается правового режима, то в соответствии со ст. 13 Конституции РТ недра, в том числе полезные ископаемые, земля и вода находятся в государственной собственности. В соответствии с Законом "О недрах" государство предоставляет недра пользователям путем передачи права бессрочного или закрепления права срочного пользования недрами (ст. 2). Однако добытое полезное ископаемое может находиться как в государственной, так и в частной собственности на условиях, определенных контрактом на недропользование. Выдача лицензии (лицензирование) на право пользования недрами осуществляется в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 8). Пользователями недрами могут быть государственные, кооперативные, общественные предприятия, учреждения, организации, субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и граждане, в том числе юридические лица и граждане других государств. Пользователями недрами для добычи радиоактивного сырья, складирования (захоронения) его отходов могут быть только государственные предприятия (ст. 10). Несколько иной характер правоотношений возникает в связи с Законом "О соглашениях о разделе продукции" (СРП). Отношения между сторонами, возникающие в процессе недропользования, а также транспортировки, обработки, переработки, хранения, использования, реализации продукции или распоряжения продукцией, регулируются соглашениями о разделе продукции (ст. 1). Соглашение определяет все условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения (ст. 4). Основаниями для включения в перечень месторождения полезных ископаемых, которым предоставлено право пользования на условиях раздела продукции, является неприемлемость условий инвестирования работ по использованию данных участков в соответствии с Законом "О недрах", отсутствие возможности бюджетного финансирования для эффективного использования данных месторождений, в том числе: (1) месторождение полезных ископаемых расположено в высокогорной и отдаленной от населенных пунктов местности, и для его разработки отсутствуют условия и другая необходимая инфраструктура; (2) поиск, разведка, оценка и разработка месторождения полезных ископаемых требуют высокозатратных технологий и больших средств (ст. 4). Произведенная продукция (ст. 10) делится между инвестором и государством в соответствии с соглашением сторон с предварительным вычетом части произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (компенсационной продукции), размер которой не превышает 70% (1-й способ). По другому способу порядок и соотношение раздела продукции между участниками соглашения определяются в зависимости от геолого-экономических и стоимостных оценок месторождения полезных ископаемых, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования. Эти условия должны быть предусмотрены в условиях аукциона. Первичная геологическая, геофизическая и химическая информация, а также образцы полезных ископаемых, полученные инвестором в ходе выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству (ст. 12). В процессе выполнения соглашения о разделе продукции исчисление и уплата налогов осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом (ст. 14) <14>. -------------------------------- <14> В соответствии с Законом РТ от 18 июня 2008 г. N 397 "О внесении дополнений в Налоговый кодекс РТ".

Экологические ограничения. Являясь одной из ведущих отраслей экономики Таджикистана и основываясь в основном на производстве гидроэлектроэнергии, энергетика и ее объекты жестко регулируются экологическим законодательством, в частности Законом "Об охране природы" (от 27 декабря 1993 г.), в котором в дополнение к общим требованиям в отношении строящихся объектов устанавливается (ст. 47): разработка концепций энергоснабжения осуществляется с учетом необходимости уменьшения отрицательного воздействия экологических последствий и влияния энергетических объектов на окружающую природную среду и здоровье населения; при размещении, проектировании, строительстве гидроэлектростанций и других энергетических объектов должны быть учтены реальные потребности в электроэнергии республики и данного региона, рельеф местности или размещения объекта; меры по максимальному сохранению земель, лесов, месторождений полезных ископаемых, населенных пунктов, памятников природы, истории и культуры, эффективной охране рыбных запасов, своевременному использованию древесины, плодородного слоя почв, торфа при расчистке и затоплении ложа водохранилищ, по недопущению отрицательных изменений в окружающей природной среде; при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию электростанций принимаются меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей природной среды и населения в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение, проектирование, строительство атомных электростанций и реакторов на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в сейсмических зонах, вблизи крупных водоемов республиканского значения, традиционных мест массового отдыха и лечения населения; при проектировании и строительстве тепловых электростанций необходимо предусматривать оснащение их высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных отходов, выбросов и сбросов, использование экологически безопасных видов топлива; несоблюдение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства, работы энергетических объектов до устранения отмеченных недостатков либо прекращение их работы по решению специально уполномоченных на то государственных органов Республики Таджикистан в области охраны окружающей природной среды, санитарного надзора. Иные вопросы регулирования в энергетике. Некоторые виды деятельности в сфере энергетики подлежат обязательному лицензированию в соответствии с Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". К лицензируемым видам деятельности отнесены виды деятельности, осуществление которых, по мнению законодателя, может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Республики Таджикистан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4). В частности, требуется получение лицензии на: деятельность по добыче, производству, разработке нефти, газа, угля и эксплуатации нефтегазовых сетевых сооружений; деятельность по хранению и продаже нефти, газа и продуктов их переработки (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по монтажу, наладке и ремонту энергетических объектов и оборудования (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по производству, передаче и распределению электрической энергии (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по использованию недр <15>; -------------------------------- <15> К. И. Налетов отмечает, что в России участки недр могут быть предоставлены в пользование по двум основаниям - на основе лицензии и на основе соглашения о разделе продукции, т. е. лицензия при СРП не предусматривается (Налетов К. И. Основные проблемы разрешения споров, возникающих в сфере пользования недрами // Материалы Всероссийского научно-методологического семинара / Под ред. проф. Г. Е. Быстрова. Казань: Изд-во "Таглимат" ИЭУП, 2007. С. 290).

деятельность, работа и услуги в области использования атомной энергии (ст. ст. 17 - 18). Вид деятельности, на осуществление которой предоставлена лицензия, может выполняться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, получившим лицензию (ст. 7). Срок действия лицензии для лицензируемых видов деятельности, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона, не менее 5 лет, для лицензируемых видов деятельности, предусмотренных ст. 18 настоящего Закона, - не менее 3 лет (ст. 8). Порядок получения лицензий на осуществление лицензируемых видов деятельности регулируется законом и подзаконными актами, устанавливающими порядок получения лицензий на определенные виды деятельности, а также квалификационные требования к соискателям лицензий, в частности Постановлением Правительства РТ от 3 апреля 2007 г. "Об утверждении Положения об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности". Государственный надзор в энергетике осуществляет Государственная служба по надзору в области энергетики Министерства энергетики и промышленности Республики Таджикистан (далее - Служба) <16>, которой вменено исполнение большого количества функций по государственному контролю за рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля и продуктов их переработки; режимным и качественным энергоснабжением потребителей топливно-энергетических ресурсов; технической и безопасной эксплуатацией электрических станций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, оборудования и установок газоснабжающих организаций, нефте-, газо - и угледобывающих, нефтеперерабатывающих и других предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также зданий и сооружений независимо от назначения и пр. Служба в соответствии с возложенными на нее задачами контролирует, в частности, проведение мероприятий по рациональному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов, снижению технологического расхода (потерь) на стадиях добычи (производства), переработки (преобразования), хранения, транспортировки (передачи, распределения), реализации (сбыта) и использования (потребления). -------------------------------- <16> В соответствии с Постановлением Правительства от 3 апреля 2007 г.

Далее вопросы промышленной безопасности <17>, антимонопольное регулирование <18>, налогообложение <19> и другие в сфере энергетики контролируются различными государственными органами. -------------------------------- <17> Регулируются Законом от 24 февраля 2004 г. "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов". <18> Регулируется Законом от 26 июля 2006 г "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". <19> Регулируется Налоговым кодексом Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 г.

Основные законодательные тенденции. В условиях резкого возрастания влияния на социально-экономическое развитие страны дефицита электроэнергии и роста цен на ввозимые нефтяные продукты и природный газ в энергетической политике страны усилено внимание к использованию стимулирующих норм. Принятые решения направлены на привлечение крупных внутренних и внешних инвестиций на строительство гидроэнергетических объектов. Программой стратегии развития реформ в энергетическом секторе РТ (от 27 октября 1998 г.) предусмотрено создание рыночной энергетической системы, управление которой будет усовершенствовано путем: (а) создания подходящей правительственной организации, которая будет ограничивать свою роль разработкой политики, планированием и регулированием сектора; (б) повышения вовлечения частных владельцев и конкуренции в энергетическом секторе; (в) повышения эффективности государственных энергетических предприятий путем повышения их самостоятельности, улучшения финансовой отчетности и управления, повышения их коммерческой заинтересованности, сохраняя за государством контроль за их деятельностью; (г) реализации тарифной политики, способствующей эффективному использованию энергии и стимулирующей развитие ТЭК. Последующие реформистские меры были приняты в рамках Концепции развития отраслей ТЭК РТ на период 2003 - 2015 гг. (от 3 августа 2002 г.). В этих целях, как было указанно выше, Указом Президента Республики Таджикистан от 25 октября 2000 г. впервые образован специальный государственный орган по регулированию в сфере энергетики - Министерство энергетики (в 2006 г. вошло в состав Министерства энергетики и промышленности). Были приняты Законы "Об энергетике" (от 29 ноября 2000 г.), "Об энергосбережении" (от 23 апреля 2002 г.), "Об использовании атомной энергии" (от 9 декабря 2004 г.), новая редакция Закона "Об инвестициях" (от 30 апреля 2007 г.), Закон "О соглашениях о разделе продукции" (от 5 марта 2007 г.), направленные на улучшение правового регулирования в этой сфере экономики. Указанным Законом "Об инвестициях" свернуты односторонние льготы для иностранных инвесторов, которые уравнены в правах с национальными инвесторами. В результате значительно возрос интерес инвесторов к энергетике Таджикистана, что подтверждается Соглашением об общих принципах геологического изучения недр на нефтегазоперспективных площадях РТ между Правительством РТ и ОАО "Газпром" (РФ), одобренное Постановлением Правительства от 6 июня 2008 г. В соответствии с кредитным соглашением с Эксимбанком Китая, ратифицированным 25 октября 2006 г., предусматривается использование Таджикистаном кредита в размере свыше 267 млн. долл. США на строительство ЛЭП "Юг - Север". В 2009 г. завершается строительство Сангтудинской ГЭС-1, осуществляемое в сотрудничестве с РАО "ЕЭС" (РФ), продолжается строительство Сангтудинской ГЭС-2, осуществляемое в сотрудничестве с Исламской Республикой Иран. Законом "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РТ" (от 26 декабря 2005 г.) предоставлены значительные налоговые льготы при строительстве ГЭС. В частности, на период строительства ГЭС заказчик строительства и генеральный подрядчик строительства освобождены от уплаты ряда налогов, непосредственно связанных со строительством. Строительство ГЭС получило статус "особо важный объект Республики Таджикистан", что влечет за собой также налоговые льготы при импорте товаров для строительства. Более того, по определенным процедурам льготы по НДС и налогу с пользователей автодорог (основных налогов РТ) распространены на поставщиков товаров, работ и услуг для строительства ГЭС. Кроме того, Законом "О внесении дополнений в Налоговый кодекс РТ" (от 18 июня 2008 г.) текст Налогового кодекса дополнился специальной главой, устанавливающей специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции <20>. В отличие от норм, например, казахского законодательства <21> таджикское налоговое законодательство и законодательство о СРП предусматривают больший объем преференций и льгот для инвесторов (как правило, иностранных). -------------------------------- <20> В отличие от законодательства Таджикистана, как утверждает Е. Беляневич, "законодательством Украины не предусмотрена возможность согласования в каких-либо договорах, в том числе в сфере недропользования, размеров и порядка взимания налогов и других обязательных платежей". (Беляневич Е. Правовая природа контрактов на недропользование и инвестиционных контрактов // Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 29 / Под ред. А. Г. Диденко. Алматы: Раритет, Институт правовых исследований и анализа, 2007. С. 305). ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья О. И. Ченцовой, Н. В. Брайниной, Ю. Г. Чумаченко "Энергетическое законодательство Республики Казахстан: общий обзор" включена в информационный банк согласно публикации - "Энергетическое право", 2007, N 2. ------------------------------------------------------------------ <21> Ченцова О. И., Брайнина Н. В., Чумаченко Ю. Г. Энергетическое законодательство Республики Казахстан: общий обзор // Энергетика и право. М.: Юрист, 2008. С. 248.

Для последующего улучшения ситуации в ТЭК страны предлагается укрепить и детализировать рыночную составляющую правового энергетического регулирования посредством реализации мер в следующих важнейших направлениях: Первое: принятие в первоочередном порядке законов, направленных на решение ключевых проблем ТЭК, а именно: урегулирование отношений собственности в отраслях ТЭК; усовершенствование государственного управления и четкое разграничение функций различных государственных органов, включая различные комиссии, советы и пр.; уменьшение уровня электроэнергетической зависимости страны путем диверсификации внешних и внутренних источников энергоснабжения; принятие законов, детально регулирующих ценообразование в энергетике, отношения в подотраслях и сферах энергетики, в частности о гидроэнергетике и гидроэнергетических объектах, микро-, малых и других ГЭС, о ветровой и солнечной энергии, о нефти и газе, об угле и пр. Второе: развитие законодательной основы регулирования ТЭК, прежде всего гидроэнергетики, на основе национальных приоритетов и в интересах двустороннего и регионального сотрудничества, выполнения международных обязательств страны, в частности Договором к Энергетической хартии и Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Третье: развитие законодательного регулирования энергетических отношений с учетом намерения РТ стать членом Всемирной торговой организации, надлежащее вхождение в мировое и региональное правовое пространство. Учитывая ограниченность энергетических ресурсов Таджикистана (кроме гидроэнергетики), необходимо создание благоприятных условий для обеспечения энергосбережения (без прямого вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования). С точки зрения налогообложения в этих целях могут быть введены льготы для энергосберегающих предприятий, а также сбор за перерасход энергетических ресурсов. Конечно, выбранные как приоритетные для страны направления энергетической политики нуждаются в тщательном и всестороннем правовом анализе, расчете затрат и результатов с учетом возможных благоприятных и неблагоприятных внутренних и внешних тенденций экономического развития. С правовой точки зрения была бы очень желательной разработка (тиражирование) отдельных модельных энергетических законопроектов с последующей их трансформацией в модельный Энергетический кодекс. Такая помощь была бы полезна для таких стран, как Таджикистан, научно-правовая инфраструктура которого, в том числе в сфере энергетики, крайне неразвита.

Название документа