Правовое регулирование монополистической деятельности в энергетике Республики Таджикистан

(Абдуллаев Т. К.) ("Энергетическое право", 2009, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭНЕРГЕТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Т. К. АБДУЛЛАЕВ

Абдуллаев Т. К., старший юрист юридической фирмы ЗАО "Лигал Консалтинг Групп".

Монополистическая деятельность как негативный элемент рыночной экономики в любой стране подлежит контролю и регулированию со стороны государства. Правовое регулирование монополистической деятельности в Республике Таджикистан осуществляется рядом нормативных правовых актов, основными из которых являются Закон Республики Таджикистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Закон Республики Таджикистан "О естественных монополиях". Действующее законодательство Республики Таджикистан не дает понятия монополии, тем временем, приводя определение монополистической деятельности, применяет термин "злоупотребление", что позволяет характеризовать данный вид деятельности как незаконный. Так, согласно Закону Республики Таджикистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке, заключение соглашений либо осуществление согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством <1>. -------------------------------- <1> Закон Республики Таджикистан от 28 июля 2006 г. N 198 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Ст. 3 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2006. N 7. Ст. 346.

В теории же понятие монополии в широком смысле характеризуется как исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Также бытует следующее понятие: монополия - это исключительное право на производство и продажу чего-нибудь, а также исключительное пользование чем-нибудь <2>. -------------------------------- <2> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 291.

Если рассуждать через призму теоретического подхода к понятию "монополия", а также если признавать слишком широкое толкование термина "монополистическая деятельность", представляется, что не всякая монополистическая деятельность является злоупотреблением или нарушением антимонопольного законодательства. Одним из примеров является естественная монополия, которая устанавливается на товарном рынке, когда создание конкурентных условий для удовлетворения определенного спроса на конкретный вид товаров невозможно или экономически нецелесообразно. К данной особой категории монополизма мы вернемся чуть позже. В целом же к монополистической деятельности Закон Республики Таджикистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" относит различные злоупотребления хозяйствующим субъектом на рынке, соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, акты и действия органов государственной власти (местных исполнительных органов государственной власти и органов самоуправления поселка и села), направленные на ограничение конкуренции, и т. д. Любое государство с рыночной экономикой всецело борется с проявлением монополистической деятельности, ведущей к ограничению конкуренции. Не исключение и Республика Таджикистан. Ограничение монополистической деятельности в Республике Таджикистан осуществляется государственным антимонопольным органом посредствам применения норм законодательства, согласно которым субъекты предпринимательства для заключения определенных законодательством сделок или совершения определенных действий должны получить его предварительное согласие. На сегодняшний день в Республике Таджикистан обеспечение государственного контроля по соблюдению антимонопольного законодательства, а также закона о естественных монополиях осуществляет Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан в лице Управления антимонопольной политики и развития конкуренции. К задачам вышеупомянутого государственного антимонопольного органа Республики Таджикистан относятся предупреждение, ограничение и пресечение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции, содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, а также государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства. Государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства в Республике Таджикистан в целом можно разделить на два вида: 1) предварительный контроль; 2) последующий контроль. Предварительный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства в Республике Таджикистан заключается в обязательном получении предварительного согласия государственного антимонопольного органа на совершение хозяйствующими субъектами следующих действий: - создание и реорганизация объединений хозяйствующих субъектов; - слияние юридических лиц или присоединение юридического лица к иному юридическому лицу, если их суммарная балансовая стоимость активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает сто тысяч показателя для расчетов <3>; -------------------------------- <3> Согласно Закону Республики Таджикистан "О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2008 год" один показатель для расчетов равен 25 сомони.

- создание юридического лица в случае оплаты его уставного капитала акциями (долями) или иным имуществом юридического лица; - ликвидация и разделение (выделение) юридических лиц, размер активов которых превышает пятьдесят тысяч показателей для расчетов, если это приводит к организации юридического лица, занимающего доминирующее положение на товарном рынке. Также только с предварительного согласия государственного антимонопольного органа могут совершаться следующие сделки: - приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйствующего субъекта, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% приобретенных акций (долей); - получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 105% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта; - приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа. Предварительное согласие государственного антимонопольного органа на заключение сделок, указанных выше, требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц (участников сделки) превышает 200 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта. Последующий контроль над соблюдением антимонопольного законодательства заключается в обязательном уведомлении хозяйствующими субъектами государственного антимонопольного органа о совершении действий и сделок, подлежащих антимонопольному регулированию. В случае несоблюдения норм предварительного согласования совершения определенных действий и сделок, в том числе последующего уведомления, государственный антимонопольный орган Республики Таджикистан вправе инициировать признание этих действий и сделок недействительными. Более того, действующее законодательство Республики Таджикистан за нарушение антимонопольного законодательства предусматривает ответственность от наложения штрафов до лишения свободы должностных лиц. Сфера действия Закона Республики Таджикистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" весьма широка и не ограничивается территорией Республики Таджикистан. Так, данный Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, совершаемые либо заключаемые лицами за пределами территории Республики Таджикистан, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на товарных рынках Республики Таджикистан. На мой взгляд, данный Закон не совсем эффективен. Так, практически невозможно отследить заключение сделки (за пределами Республики Таджикистан) в уставном капитале таджикского предприятия, состав акционеров (которые являются нерезидентами) которого не указан в уставе и акционеры которого не желают информировать антимонопольный орган. Для решения данного вопроса необходимо внести изменения в закон, согласно которым реестродержатели акций всех акционерных обществ обязаны информировать государственный антимонопольный орган о заключаемых сделках, которые соответствуют требованиям по согласованию, установленным в Законе. Также хотелось бы остановиться на такой категории монополизма, как естественная монополия. В целом правовая теория различает основные типы монополий, одним из которых являются монополии, создаваемые государством. Такие монополии создаются государством "с целью обеспечения государственных и общественных интересов" <4>. Одним из видов монополий, создаваемых государством, и является естественная монополия. -------------------------------- <4> Губин Е. П., Лахно П. Г. Предпринимательское право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. С. 474.

Согласно Закону Республики Таджикистан "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние рынка товаров (работ, услуг), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид товаров (работ, услуг) невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства) <5>. -------------------------------- <5> Закон Республики Таджикистан от 5 марта 2007 г. N 235 "О естественных монополиях". Ст. 4 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2007. N 3. Ст. 168.

Также Законом Республики Таджикистан "О естественных монополиях" определен перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии: - услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; - услуги по закупке и передаче природного газа по магистральным и (или) распределительным трубопроводам; - эксплуатация газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов; - услуги по производству, передаче и (или) распределению электрической и (или) тепловой энергии; - услуги железнодорожной перевозки; - услуги транспортных терминалов, аэропортов и аэронавигации; - услуги электрической и почтовой связи, телекоммуникаций с использованием сети местных линий; - услуги водохозяйственной и (или) канализационной систем; - услуги авиационной перевозки на местных линиях <6>. -------------------------------- <6> Закон Республики Таджикистан от 5 марта 2007 г. N 235 "О естественных монополиях". Ст. 5 // Ахбори Маджлиси Оли РТ. 2007. N 3. Ст. 168.

Естественные монополии, как правило, служат базой всей экономики, играют ключевую роль в формировании издержек производства и цены любого товара, в повышении или, напротив, понижении благосостояния людей <7>. Помимо положительных качеств у естественных монополий есть и негативная сторона - безраздельная диктатура рыночной власти <8>. -------------------------------- <7> Жилинский С. Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. С. 586. <8> Там же. С. 586.

В связи с этим государство создает условия четкого регулирования естественных монополий. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием <9>. Согласно Закону РТ "О естественных монополиях" государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии заключается в основном в ценовом регулировании, осуществляемом посредством определения и утверждения тарифов или их предельного уровня, а также в определении круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установлении минимального уровня их обеспечения. -------------------------------- <9> Там же. С. 586.

Решение об определении методов регулирования принимается на основании анализа деятельности субъекта естественной монополии, с учетом его стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг) и в удовлетворении спроса на них. Государственное регулирование естественных монополий имеет цель - достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий с учетом социальных факторов при установлении или изменении тарифов. Согласно действующему законодательству Республики Таджикистан для утверждения или изменения тарифов субъекты естественных монополий предоставляют в уполномоченный орган <10> тарифную смету и проекты новых тарифов, после чего уполномоченный орган рассматривает предложения и принимает по ним соответствующее решение. -------------------------------- <10> На настоящий момент функции уполномоченного органа в сфере естественных монополий осуществляет Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан.

В соответствии с действующим законодательством Республики Таджикистан в сфере естественных монополий государство осуществляет контроль над действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей. К примеру, настоящий контроль осуществляется за инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров (работ, услуг), в сферах естественной монополии, а также за реорганизацией и ликвидацией субъекта естественной монополии. За несоблюдение норм, установленных законодательством в сфере естественных монополий, согласно Закону Республики Таджикистан "О естественных монополиях" ответственность субъектов естественных монополий выражается в виде штрафов. К примеру, наложение штрафа предполагается за завышение тарифов, утвержденных уполномоченным органом, за непредставление уполномоченному органу соответствующих уведомлений, за неисполнение решений или предписаний уполномоченного органа, за представление уполномоченному органу недостоверных (искаженных, ложных) сведений, за непредставление в срок по требованию уполномоченного органа документов или иной информации, необходимой для осуществления его деятельности. Естественный монополизм и его регулирование наиболее ярко выражаются в Республике Таджикистан в сфере энергетики. Учитывая то обстоятельство, что проблемы целенаправленного развития энергетического сектора приобретают в настоящее время все более приоритетное значение в экономической стратегии большинства государств мира, Республика Таджикистан также уделяет особое внимание развитию энергетической отрасли страны как наиболее перспективной сферы, дающей мощный толчок как экономическому развитию, так и политической стойкости республики в регионе. Как уже было отмечено в настоящей статье, государственное регулирование естественных монополий, как правило, осуществляется установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием. На сегодняшний день в сфере энергетики Республики Таджикистан субъектами естественной монополии являются открытое акционерное общество "Таджиктрансгаз" (ранее именовавшееся "Государственное унитарное предприятие "Таджикгаз") и открытая акционерная холдинговая компания "Барки Точик". Обе организации принадлежат Правительству Республики Таджикистан. В данном случае монополизм заключается в праве только указанных организаций предоставлять услуги по передаче и распределению электроэнергии, природного и сжиженного газа среди потребителей. Государственная акционерная холдинговая компания "Барки Точик" создана Постановлением Кабинета министров Республики Таджикистан от 24 июля 1992 г. N 277 с целью обеспечения электрической и тепловой энергией различных отраслей экономики и социальной сферы Республики Таджикистан. Что касается открытого акционерного общества "Таджиктрансгаз", то оно образовано в результате преобразования из государственного унитарного предприятия "Таджикгаз" согласно Постановлению Правительства Республики Таджикистан от 2 февраля 2009 г. N 81, которое ранее было выделено из государственного концерна "Таджиккоммунсервис" согласно Постановлению Правительства Республики Таджикистан от 11 апреля 2001 г. N 139. При этом стоит отметить, что в настоящее время процесс преобразования открытого акционерного общества "Таджиктрансгаз" из государственного унитарного предприятия "Таджикгаз" идет полным ходом и еще не завершен. Правительством Республики Таджикистан поручено ряду министерств и ведомств в течение двух месяцев определить размер уставного капитала и решить иные организационно-правовые вопросы, связанные с преобразованием указанного предприятия. Данное преобразование продиктовано стремлением страны выйти на новый уровень рыночных отношений, а именно касательно субъектов естественных монополий в сфере энергетики постепенно перейти от государственной к частной собственности и дальнейшей демонополизации. Так, согласно индивидуальному плану реструктуризации государственного унитарного предприятия "Таджикгаз" на 2008 - 2012 гг. Государственному комитету по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан Правительством Республики Таджикистан поручено в период 2010 - 2012 гг. подготовить обоснования и при необходимости индивидуальный план приватизации упомянутого предприятия. Открытое акционерное общество "Таджиктрансгаз" в основном занимается транспортировкой и реализацией природного и сжиженного газа потребителям, юридическим и физическим лицам, а также импортом, экспортом природного и сжиженного газа. Основной целью деятельности Открытой акционерной холдинговой компании "Барки Точик" является обеспечение отраслей материального производства и коммунально-бытовых нужд населения электрической и тепловой энергией, повышение эффективности и технологического уровня производства. Открытая акционерная холдинговая компания "Барки Точик" является держателем переданного Правительством Республики Таджикистан пакета акций акционерных обществ, действующих в области электроэнергетики. Более того, все основные гидроэлектростанции Республики Таджикистан, такие как Нурекская ГЭС, Байпазинская ГЭС, каскад Варзобских ГЭС, каскад Вахшских ГЭС, являются обособленными подразделениями открытой акционерной холдинговой компании "Барки Точик". На своем выступлении о состоянии энергетической отрасли страны и задачах по ее дальнейшему развитию 17 июня 2008 г. Президент страны Эмомали Рахмон касательно открытой акционерной холдинговой компании "Барки Точик" заметил: "...следует напомнить, деятельность данной компании, являющейся субъектом естественной монополии и обслуживающей все отрасли экономики и население страны, всегда находится в центре внимания. Поэтому ее управленческая деятельность и производственные расходы должны быть прозрачными. Для обеспечения прозрачности ее работы необходимо прежде всего осуществлять закупку товаров и продукции производственного назначения исключительно на основе проведения тендеров, что ограничит возможности злоупотребления служебным положением и искусственного завышения себестоимости электроэнергии... Кроме того, для обеспечения прозрачности и эффективности деятельности и целевого использования средств необходимо, чтобы годовые отчеты компании "Барки точик" и государственного унитарного предприятия "Таджикгаз" рассматривались Правительством Таджикистана, а проекты их финансово-производственных планов и отчетов представлялись на утверждение в Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли". Настоящим выражается одна из форм естественных монополий, контролируемых государством посредством закрепления на субъектов государственного права собственности. Что, на мой взгляд, обусловливается стремлением государства ускорить развитие энергетического сектора и не допустить различных злоупотреблений со стороны упомянутых субъектов естественной монополии. Тем временем стоит отметить, что руководство Республики Таджикистан в условиях формирования в стране рыночной экономики все же направлено на демонополизацию. Так, одной из целей Концепции развития отраслей топливно-энергетического комплекса Республики Таджикистан на период 2003 - 2015 гг. является именно демонополизация предприятий энергетической отрасли Республики Таджикистан, а приоритетной задачей является освобождение государства от содержания наиболее неэффективных предприятий. Данные меры и задачи предполагают развитие рыночных отношений в энергетической отрасли Республики Таджикистан, повышение эффективности деятельности предприятий, развитие многообразия и обеспечение равноправия различных форм собственности.

Название документа