О некоторых особенностях правового обеспечения аграрных реформ в послевоенный период в СССР

(Козлов С. С.) ("История государства и права", 2009, N 16) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНЫХ РЕФОРМ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД В СССР

С. С. КОЗЛОВ

Козлов Сергей Сергеевич, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Мурманского государственного технического университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается правовое регулирование процесса восстановления сельского хозяйства в сталинско-хрущевский период.

Восстановление уничтоженных и разграбленных немецко-фашистскими захватчиками колхозов и совхозов, сел и деревень началось уже в ходе войны, по мере освобождения войсками Красной Армии оккупированной территории. Одним из первых законодательных актов, определивших начальный рубеж этих процессов, было Постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 23 января 1943 г. "О мероприятиях по восстановлению МТС и колхозов в районах, освобождаемых от немецко-фашистских оккупантов", которое было распространено и на совхозную систему. Конкретно речь шла о Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской, Сталинградской, Воронежской, Курской и Орловской областях, освобождаемых районах Украины. Предусматривались мобилизация исправных и возврат ранее эвакуированных тракторов, автомашин, комбайнов, моторов и сельхозмашин с передачей в названные области; направление туда наиболее опытных кадров механизаторов, специалистов и руководителей производства; отпуск из резервного фонда Совнаркома на восстановление машинно-тракторных станций, монтажно-тяговых механизмов и совхозов 223,6 миллиона рублей; руководителям хозяйств предлагалось определить план ярового сева в 1943 г. и т. д. <1>. В августе 1943 г., феврале и марте 1944 г., в феврале и мае 1945 г. были приняты аналогичные постановления как по стране в целом, так и по освобожденным территориям <2>. -------------------------------- <1> Директивы КПСС и советского правительства по хозяйственным вопросам. Т. 2. М., 1957. С. 746 - 750. <2> Там же. С. 765 - 801, 818 - 822, 827 - 828, 856 - 860.

В марте 1946 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 годы. Традиционно значительный приоритет предоставлялся тяжелой промышленности, включая оборонную ("оснащение вооруженных сил новейшей техникой"), производство которой ("группа А") к концу пятилетки должно было возрасти на 48 процентов, а сельскохозяйственной ("группа Б") - на 27 процентов по сравнению с 1940 г. <3>. Планировали, как всегда, с большим опережением, плохо просчитывая реальные возможности, во всяком случае в отношении сельского хозяйства. В то же время даже достижение уровня 1940 г. после такой длительной и разрушительной войны требовало огромного напряжения, подвижнического труда миллионов тружеников города и деревни. Свежий ветер в деревне, на что очень рассчитывало крестьянство, так и не подул. Более того, антикрестьянская политика в деревне, как и до войны, проводилась в полном объеме, даже усиливалась в отдельных сферах. Так, 27 марта 1946 г., через 9 дней после принятия Верховным Советом СССР Закона о пятилетнем плане, ЦК ВКП(б) издал Постановление об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с этим Законом. В жестко-директивной форме перед парторганизациями ставился вопрос об их непосредственном участии в "мобилизации советских людей на борьбу за выполнение и перевыполнение нового пятилетнего плана", а на селе - еще и "бороться за успешное и высококачественное проведение всех сельскохозяйственных работ". При этом подчеркивалось, что ЦК ВКП(б) будет оценивать работу каждой партийной организации по тому, как будет осуществляться выполнение и перевыполнение пятилетнего и текущих хозяйственных планов <4>. Фактически речь шла о прямом силовом вмешательстве партийных организаций, в том числе и первичных, в хозяйственную деятельность предприятий, колхозов, машинно-тракторных станций, совхозов вплоть до принятия административных мер в отношении руководителей хозяйств, специалистов и рядовых тружеников. -------------------------------- <3> Там же. Т. 3. М., 1958. С. 11, 13, 33. <4> КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. 8-е изд. М., 1971. С. 150 - 153.

19 сентября 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) принимают Постановление "О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах", которому отводилась ключевая роль в мобилизации колхозников на ударную работу в общественном хозяйстве, преодолении укоренившихся в годы войны "частнособственнических инстинктов". Решить большинство проблем, обозначенных в Постановлении, кардинально было невозможно. За исключением, пожалуй, одной - ограничить земельные размеры и численность скота приусадебного хозяйства колхозника до уставных норм, задавить его налогами и натуральными поставками, доведя до уровня "личного подсобного". А в случае нарушений порядка - пригрозить владельцам исключением из колхоза и лишением приусадебного хозяйства. Такой механизм "повышения трудовой активности" был разработан в 1939 г. и осуществлен на практике. Чувствительный удар по личным подсобным хозяйствам колхозников был нанесен незамедлительно: уже к началу 1947 г. у "захватчиков" было отобрано и передано общественному хозяйству 4,7 миллиона гектаров земель и продано по низким ценам более 140 тысяч голов скота <5>. В высокие инстанции вслед за этим последовал поток крестьянских писем, где излагались многочисленные жалобы, просьбы и обращения людей, нередко доведенных до отчаяния условиями жизни и несправедливым отношением к себе начальства. -------------------------------- <5> Там же. С. 194.

Пленум ЦК ВКП(б) 1946 г. по сельскому хозяйству принял громоздкое постановление, весьма противоречивое по содержанию. Высказавшись в поддержку исчисления обязательных поставок колхозами продукции полеводства по площади пашни, а животноводства - по общей земельной площади, осудив систему оценки работ машинно-тракторных станций только в гектарах мягкой пахоты, признав необходимым наделение постоянных работников совхозов земельными участками размером до 0,5 гектара на личное хозяйство, Пленум посчитал необходимым восстановить порядок планирования посевных площадей зерновых культур по каждому виду в отдельности, сохранить установленный в годы войны повышенный размер обязательного минимума выработки трудодней трудоспособным колхозником и повысить общие нормы выработки в колхозах. Кроме того, подтверждалась порочная практика исчисления натуроплаты машинно-тракторным станциям на основе видовой урожайности <6>. -------------------------------- <6> Там же. С. 213, 214, 219, 247, 259.

Засуха 1946 г. в зерновых районах не поколебала установку правительства на проведение продразверстки. Даже тем республикам и областям, которые подверглись гибельному воздействию стихии, размеры обязательных поставок зерна в 1946 г. были увеличены. В закрытом Постановлении Совмина СССР и ЦК ВКП(б) от 14 июля 1946 г. "О хлебозаготовках" подчеркивалось, что "установленный план должен быть выполнен при любых условиях" <7>. -------------------------------- <7> Зима В. Ф. Голод в СССР 1946 - 1947 годов: происхождение и последствия. М., 1996. С. 26, 64.

Голод 1946 - 1947 гг. в отличие от предыдущих советских голодов 1921 - 1922 и 1932 - 1933 гг. охватил не только деревню, крестьянство, но и горожан - рабочий класс, интеллигенцию. В эпицентре голодомора оказались почти все зерновые районы страны - Украина, Молдавия, Нижнее и Среднее Поволжье, Ростовская область, Центрально-Черноземная зона. Его дыхание ощутили и жители многих областей Нечерноземья, Восточной Сибири и Урала. Серьезно пострадало и население крупных промышленных центров, в том числе Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Сталинграда, Красноярска, Ярославля и др. Преодоление последствий голода 1946 - 1947 гг. происходило значительно быстрее, чем после голода 1932 - 1933 гг. Самый тяжелый период - весна и лето 1947 г. Голод уходил медленно, словно нехотя, примерно в течение трех лет. В конце 1947 г. были отменены карточки на продовольственные и промышленные товары, правда, при одновременном проведении денежной реформы ярко выраженного конфискационного характера. Это было необходимо, но для населения - неожиданно, без предварительного оповещения и разъяснения. Постановление Совмина СССР и ЦК ВКП(б) было принято 14 декабря 1947 г. и состояло из пространной преамбулы, где аргументировалась необходимость одновременного проведения обеих мер, и двух разделов - о денежной реформе и отмене карточной системы. Денежная реформа на практике свелась к изъятию у населения "лишних" денег, которые имелись на руках или находились на счетах в сберегательных кассах. Однако отмена карточной системы, начатая с излишней поспешностью, поначалу не оправдала возлагавшихся на нее надежд, тем более что она сопровождалась денежной реформой конфискационного характера и началась в условиях не преодоленного еще голодного кризиса. Поступавшие в открытую продажу хлеб и другие продукты не удовлетворяли потребности населения. На селе хлеб продавался по спискам из расчета 200 - 250 граммов в руки, главным образом партийно-советскому активу. Что касается снижения цен на продовольственные и промышленные товары, то оно в течение четвертой пятилетки проводилось трижды (в декабре 1947 г. одновременно с денежной реформой, в феврале 1949 и 1950 гг.). Выигрывали от этих снижений главным образом горожане, хотя и их выигрыш, вопреки громким заявлениям в печати, был небольшим, поскольку цены, как правило, снижались на менее ходовые продукты и товары, спрос на которые уже заметно упал <8>. -------------------------------- <8> Краюшкин А., Тепцов Н. Неизвестная Россия. XX век. Кн. II. М., 1992. С. 282 - 284.

Постановление ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. постепенно себя исчерпало, основные нарушения устава сельскохозяйственной артели были устранены, в основном реализованы и указания февральского Пленума ЦК ВКП(б) 1947 г. об укреплении трудовой дисциплины и повышении норм выработки. Власть задумалась об универсальном средстве воздействия на крестьян, не горящих желанием полностью выкладываться в общественном хозяйстве за мизерное вознаграждение. Речь идет об Указе Президиума Верховного Совета СССР "О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный и паразитический образ жизни", принятом 21 февраля 1948 г. Указом предоставлялось право общим собраниям колхозников или общим собраниям крестьян сел и деревень на территории РСФСР, Украинской и Белорусской ССР (за исключением западных областей), а также других союзных республик (за исключением прибалтийских) выносить общественные приговоры о выселении из села. В целом Указ носил не столько открыто репрессивный, сколько запугивающий характер, предупреждая колхозников, что их ждет, если они немедленно не изменят своего отношения к работе в общественном хозяйстве. 30 мая 1950 г. ЦК ВКП(б) принял Постановление "Об укрупнении мелких колхозов и задачах партийных организаций в этом деле". Местным властям приходилось идти на различного рода уловки, грубейшие нарушения "колхозной демократии", чтобы реализовать это Постановление ЦК ВКП(б). Так, с января по февраль 1951 г. в Совет по делам колхозов поступило 556 жалоб от колхозников в связи с проведением общих собраний по вопросам укрупнения колхозов. В 1950 - 1951 гг. укрупнение колхозов проводилось как очередная кампания силовыми методами. Только в течение 1950 г. было объединено 199,8 тысячи (79,3 процента) колхозов, на базе которых создано 64,3 тысячи укрупненных хозяйств. А общее число колхозов в стране на протяжении 1950 - 1951 гг. сократилось с 252 тысяч до 99 тысяч, т. е. в 2,5 раза <9>. Ход и результаты восстановительных процессов в деревне после окончания войны во многом определялись аграрной политикой государства, которая была противоречивой и антикрестьянской, но тем не менее достаточно эффективной, умело использовавшей высокий патриотический порыв всего народа, рожденный Великой Победой, всеобщим стремлением быстрее залечить раны войны, вернуться к мирной созидательной жизни. -------------------------------- <9> История советского крестьянства. Т. 4. М., 1988. С. 84 - 85; Отечественные архивы. 1994. N 1. С. 35.

Обратимся к некоторым итоговым данным о развитии производительных сил сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства в первые послевоенные годы. В июне 1945 г. Верховный Совет СССР принял Закон о демобилизации воинов старших возрастов, а полностью демобилизация военнослужащих завершилась в 1948 г. К мирному труду вернулось примерно 8,5 миллиона человек, многие возвращались в деревню. Общая численность колхозного населения страны непрерывно росла вплоть до 1950 г., когда она достигла 72,2 миллиона человек против 64,1 миллиона в 1946 г. Общий уровень энерговооруженности сельскохозяйственного труда в 1950 г. даже немного превысил уровень 1940 г. <10>. -------------------------------- <10> См.: Сельское хозяйство СССР: Стат. сб. М. 1960. С. 399, 416 - 417, 420; Советская деревня в первые послевоенные годы 1946 - 1950. М., 1978. С. 84 - 87.

Созданные демографические и материально-технические предпосылки весьма позитивно повлияли на восстановление сельскохозяйственного производства. Определенную роль здесь сыграл принятый Советом Министров СССР и ЦК ВКП(б) 18 апреля 1949 г. Трехлетний план развития общественного животноводства (1949 - 1951 гг.), имевший известное мобилизующее значение, а главное - для его реализации были выделены дополнительные средства <11>. В принципе так и должно было быть: в стране в основном завершался восстановительный период, она стояла на пороге нового этапа развития. Разрабатывался план развития народного хозяйства СССР на 1951 - 1955 гг., основные направления которого были утверждены XIX съездом партии в октябре 1952 г. С начала 50-х годов темпы развития сельскохозяйственного производства заметно снизились, а затем наступила неустойчивая, походившая на стагнацию, стабилизация. По существу, возобновился массовый отток сельского населения в города в поисках лучшей жизни. Это был серьезный сигнал для политиков, чтобы как-то сдержать или ограничить этот поток путем соответствующей аграрной и демографической политики. Нужны были радикальные реформы в аграрном секторе. И такие попытки делались. Так, в ноябре 1949 г. Министерство совхозов СССР представило проект Постановления Совета Министров СССР "Об отмене государственной дотации", предусматривавший с 1 января 1950 г. отменить выдачу совхозам из бюджета государственной дотации для покрытия разницы между себестоимостью и крайне низкими сдаточными ценами при одновременном их повышении. Дважды переработанный, этот проект в марте 1950 г. был представлен в Совет Министров СССР <12>. Однако только в апреле 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР на основе этих предложений смогли разработать и утвердить соответствующий документ. Реальная же жизнь в деревне в начале 50-х годов определялась непрерывным ростом государственных налогов на приусадебные хозяйства колхозников <13>. Резко сократилось число хозяйств, имеющих индивидуальных коров. Чтобы не платить налоги, крестьяне вырубали сады и ягодники, прибегали к фиктивному разделу дворов, чтобы таким путем увеличить размеры приусадебных хозяйств <14>. А молодежь всеми правдами и неправдами стремилась перебраться в город. Примечательно, что численность городского населения в стране с 1950 по 1953 г. увеличилась на 14198 тысяч человек, причем в значительной степени за счет сельского населения, крестьянства. До последних дней жизни И. В. Сталина страх держал людей в повиновении, сдерживал проявление массового стихийного недовольства. -------------------------------- <11> Известия ЦК КПСС. 1989. N 3. С. 161. <12> Маленков Г. Отчетный доклад XIX съезду партии о работе ЦК ВКП(б). С. 78, 84 - 85. <13> См.: Вопросы истории. 1992. N 1. С. 50 - 51; Известия ЦК КПСС. 1989. N 3. С. 164. <14> Волкогонов Д. А. Семь вождей. Кн. 1. М., 1996. С. 312 - 314.

Знаменитый сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1953 г., инициатором и непосредственным разработчиком которого был Н. С. Хрущев, провозгласил новый этап аграрной политики страны и взял твердый курс на повышение интенсификации сельского хозяйства. В плане осуществления разработанных сентябрьским Пленумом ЦК КПСС мер по подъему сельского хозяйства важную роль сыграли два Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР: "Об изменении практики планирования сельского хозяйства" от 9 марта 1955 г. и "Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели" от 6 марта 1956 г. Так, общим собраниям колхозников было рекомендовано вносить изменения и дополнения в свои конкретные уставы, учитывая местные условия: устанавливать размеры приусадебных участков в зависимости от трудового участия трудоспособных членов семьи в общественном хозяйстве артели, определять количество скота, находящегося в личном пользовании колхозного двора, обязательный минимум выработки трудодней, использовать принцип материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного хозяйства и т. д. <15>. -------------------------------- <15> КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 7. С. 52 - 58.

После сентябрьского Пленума ЦК КПСС были приняты и другие законодательные акты, направленные на развязывание инициативы колхозников, повышение правового статуса колхоза как кооперативной организации. Наибольшее значение по своим последствиям имела реорганизация машинно-тракторных станций на основе решений февральского Пленума ЦК партии 1958 г. и Закона Верховного Совета СССР от 31 марта 1958 г., в результате которых колхозы как непосредственные производители сельскохозяйственной продукции получили в свое полное распоряжение технику, было ликвидировано противоречие между "двумя хозяевами на одной земле". Следствием этой реформы явилась кардинальная реорганизация системы государственных заготовок сельскохозяйственных продуктов: отменены (начиная с 1958 г.) обязательные поставки колхозов и натуроплата машинно-тракторным станциям; введены государственные закупки на основе договоров государства с колхозами, предусматривавшие значительное повышение цен, в том числе и на зерновую продукцию <16>. В то же время некоторые законы и постановления в аграрной сфере экономики не всегда находились в русле курса сентябрьского Пленума ЦК КПСС и даже противоречили ему. Среди них можно назвать Постановления ЦК КПСС об освоении целинных и залежных земель. -------------------------------- <16> Там же. С. 316 - 338.

В конце 1958 г. на правительственном уровне был поставлен вопрос о разработке плана развития народного хозяйства страны на 1959 - 1965 гг. Это означало, что в отличие от сложившегося планирования по пятилеткам речь шла о принятии плана на семь лет, причем за два года до завершения шестого пятилетнего плана (1956 - 1960 гг.), Директивы по которому были утверждены XX съездом КПСС. Итоги шестой пятилетки решили не подводить. Основная причина в том, что эти итоги, как хотелось бы, не вырисовывались, они значительно расходились (в сторону отставания) с установленными Директивами XX съезда ЦК КПСС показателями. Переход от пятилетнего планирования к семилетнему объяснялся тем, что страна переросла узкие рамки пятилетнего планирования, расширение же их исходило из объективных потребностей нового этапа развития советской экономики. XXI внеочередной съезд КПСС, состоявшийся 5 сентября 1958 г., сформулировал и название нового этапа, новой полосы исторического развития СССР - период развернутого строительства коммунистического общества. Состоявшийся в октябре 1961 г. XXII съезд КПСС принял новую, третью Программу КПСС, "вооружившую советский народ развернутой программой борьбы за построение коммунизма". Теоретические положения, сформулированные в резолюции предыдущего съезда, получили в ней не только теоретическое, но и конкретное развитие. Как глава партии и государства, Н. С. Хрущев располагал полной и объективной информацией о состоянии сельского хозяйства, о ходе реформ в аграрном секторе, о реакции сельского и городского населения на те или иные акции проводимой им политики. Главным аккумулятором этой информации являлся сельскохозяйственный отдел ЦК КПСС. Кроме того, Н. С. Хрущев располагал большими личными впечатлениями в результате своих многочисленных поездок по стране, встреч с работниками сельского хозяйства. Но, пожалуй, наибольшую ценность представляли аналитические записки ученых и практиков, руководителей научных коллективов и ведомств, направляемые лично ему или в ЦК КПСС, в которых анализировался ход аграрных реформ, обращалось внимание на допущенные ошибки и просчеты, предлагались меры по их устранению, корректировке реформ. В январе 1961 г. был созван Пленум ЦК КПСС с вопросом "О выполнении государственного плана и социалистических обязательств по производству и продаже государству продуктов земледелия и животноводства в 1960 г. и о мероприятиях по дальнейшему развитию сельского хозяйства". В выступлении на Пленуме Н. С. Хрущев поставил вопрос об исправлении ошибок, допущенных при укрупнении колхозов, и предложил реорганизовать работу Министерства сельского хозяйства. Деятельность Министерства сельского хозяйства должна была быть направлена в первую очередь на то, чтобы помочь всем колхозам и совхозам достичь того уровня производства, который имеют передовые хозяйства страны. Полностью этот план не был реализован. Вскоре после отставки Н. С. Хрущева 1 марта 1965 г. ЦК и Совет Министров СССР приняли Постановление "О повышении роли Министерства сельского хозяйства", установив его в правах органа, руководящего развитием сельского хозяйства и ответственного за состояние сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах <17>. Январский Пленум ЦК КПСС 1961 г. высказался за увеличение капиталовложений в сельское хозяйство, исходя из того, что теперь наша страна имеет возможность серьезно увеличить капиталовложения сверх предусмотренных семилетним планом на развитие сельского хозяйства, а также промышленности, обслуживающей сельское хозяйство, на производство тракторов и сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений, строительных материалов. Однако переломить ситуацию не удалось. -------------------------------- <17> КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 8. С. 497 - 499.

В марте 1962 г. Н. С. Хрущев созвал новый Пленум ЦК КПСС с повесткой "Современный этап коммунистического строительства и задачи партии по улучшению руководства сельским хозяйством" в увязке с новой Программой КПСС. Здесь Н. С. Хрущев чуть ли не дословно повторил формулировку И. В. Сталина из его речи на январском Пленуме ЦК КПСС 1933 г. "Партия, - говорил генсек, - уже не может теперь ограничиться отдельными актами вмешательства в процесс сельскохозяйственного производства. Она должна взять в свои руки руководство колхозами..." <18>. Совпадение этим не ограничивается. И. В. Сталин произносил эту речь в связи с обсуждением второго вопроса повестки Пленума, касающегося организации политотделов машинно-тракторных станций и совхозов. Именно эти органы и должны были осуществлять повседневное руководство колхозами и совхозами, совмещая функции политических, хозяйственных и карательных органов. Вспомнил об этих органах и Н. С. Хрущев, поскольку, на его взгляд, "и в новых условиях, при организации производственных управлений следовало бы учитывать опыт работы политотделов МТС" <19>. Он предложил перестроить управление сельским хозяйством в стране путем организации в областях территориальных производственных колхозно-совхозных или совхозно-колхозных управлений и комитетов по руководству сельским хозяйством в Союзе, республиках, краях и областях. Целесообразность этой очередной перестройки определялась возможностью в той или иной мере преодолеть ведомственную разобщенность многочисленных вертикальных структур, опекающих сельское хозяйство, больше учитывать интересы непосредственных производителей сельскохозяйственных продуктов в масштабе областей и краев, о чем в первую очередь должны были заботиться территориальные органы. В то же время новые органы управления сельским хозяйством в принципе олицетворяли попытки "новых подходов" реформаторов в рамках прежней административно-командной системы несколько упорядочить ситуацию, а заодно усилить государственный и партийный контроль за производством и заготовками сельскохозяйственной продукции в стране. -------------------------------- <18> Пленум ЦК КПСС. 5 - 9 марта 1962 г. Стеногр. отчет. С. 59 - 60, 64; Сталин И. В. Соч. Т. 13. С. 223. <19> Пленум ЦК КПСС. 5 - 9 марта 1962 г. С. 75.

Вскоре после Пленума ЦК КПСС 1 июня 1962 г. в газетах было опубликовано Постановление Совета Министров СССР от 31 мая 1962 г., в котором говорилось, что в целях повышения материальной заинтересованности колхозов и совхозов в резком увеличении производства животноводческой продукции правительство постановило с 1 июня 1962 г. повысить закупочные цены на скот и птицу, на животное масло и сливки. Аналогичное повышение предусматривалось на продукцию, продаваемую государству личными подсобными хозяйствами колхозников, рабочих и служащих совхозов. Одновременно сообщалось о снижении с 1 июня 1962 г. государственных розничных цен на сахар и некоторые виды тканей. Публиковалось также обращение ЦК КПСС и Совета Министров СССР к советскому народу, в котором разъяснялась необходимость "некоторого повышения цен на мясо и мясные продукты, а также на масло" и подчеркивалось, что "эта мера временная. В недалеком будущем цены на продукты сельского хозяйства будут снижаться" <20>. -------------------------------- <20> Правда. 1962. 1 июня.

Однако решить легко и быстро проблемы сельского хозяйства за счет повышения розничных цен на важнейшие продукты питания не удалось. Опыт нашей страны в области аграрного реформирования после октября 1917 г. показывает, что потенциал аграрных реформ (будь то нэп, коллективизация, завершение реконструкции сельского хозяйства, программа его восстановления после Великой Отечественной войны, хрущевские реформы, Продовольственная программа 1982 г. и т. д.), как правило, не превышал 5 - 6 лет, а далее требовались определение новых ориентиров, разработка новых концепций и конкретных программ. Через пять лет после сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1953 г. потребовалась существенная корректировка процесса аграрного развития, прежде всего по линии устранения допущенных ошибок и издержек, неизбежных при проведении любой реформы. К сожалению, события стали развиваться в ином русле. Ошибки и издержки не только не устранялись, но возобладала тенденция к их нарастанию и углублению, что приводило к топтанию на месте или движению по принципу "шаг вперед, два шага назад". В 1963 - 1964 гг. в полной мере определился провал не подкрепленного достаточными материальными ресурсами волюнтаристского семилетнего плана. Курс на всемерную, последовательную и глубокую интенсификацию сельского хозяйства - единственно возможный в создавшихся условиях - был определен в постановлениях Пленумов ЦК КПСС 1963 - 1964 гг. и постановлениях правительства, были сделаны важные шаги по его реализации. Однако авторитет реформатора Н. С. Хрущева стремительно падал, не было гарантии, что в условиях установившегося авторитарного правления, превалирования административно-командных методов руководства новая программа будет реализована. 14 октября 1964 г. Пленум ЦК КПСС "удовлетворил просьбу тов. Хрущева Н. С. об освобождении его от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР".

Название документа