Актуальные вопросы государственного регулирования туризма в Российской Федерации

(Писаревский Е. Л.) ("Туризм: право и экономика", 2009, N 2) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(IV Международная научно-практическая конференция "Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования")

Е. Л. ПИСАРЕВСКИЙ

Писаревский Е. Л., заместитель руководителя Ростуризма.

Часть 1. ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА

Туризм - неотъемлемая часть жизни современного человека, связанная с удовлетворением его духовных и интеллектуальных потребностей, восстановлением и развитием физических сил и поддержанием высокого уровня жизнедеятельности. Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. N 1663-р). Туризм - существенная составляющая инновационного развития РФ в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. N 1662-р). В туризме заложена одна из точек роста для многих российских регионов. Выступление Президента РФ Д. А. Медведева на совещании, проходившем 1 августа 2008 г. в г. Угличе Ярославской области. Мы должны все учиться отдыхать... чтобы новогодние каникулы и летние отпуска мы могли проводить в нормальных человеческих условиях, занимаясь физкультурой, отдыхая вместе со своими семьями и получая от этого большое удовольствие. Выступление Президента России Д. А. Медведева 9 января 2009 г., Сочи, Красная Поляна. Цели поддержки и развития туризма в России: - развитие туризма как необходимого условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора нового качества жизни в современном обществе; - защита прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, обеспечение безопасности туризма; - формирование правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации; - развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия; - формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма.

Часть 2. ТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Туризм - часть социальной сферы Российской Федерации (cт. 16 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации")

> Сфера трудовых отношений

> Сфера миграционных отношений

Социальная сфера - объект > Сфера здравоохранения государственного управления > Социальное обеспечение

Сфера взаимодействия государства > и религиозных объединений

Сфера физической культуры > и спорта

> Туризм

> Санаторно-курортная сфера

Туристская индустрия в соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

V V

Субъекты > Объекты V /\ Совокупность гостиниц и иных > Туристские Туристский средств размещения, средств ресурсы > продукт < транспорта, объектов V V общественного питания, объектов и средств Юридические Индивидуальные развлечения, объектов лица предприниматели познавательного, делового, оздоровительного, V V спортивного и иного назначения - лица, осуществляющие Туристы, экскурсанты туроператорскую и турагентскую и другие потребители деятельность; услуг туристской - лица, предоставляющие индустрии экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков; - иные субъекты туристской индустрии

V

Туристская деятельность < > Отрасль экономики Российской Федерации

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации (в соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации") V V

Принципы V V Цели

Приоритетные Способы - содействие туристской направления - обеспечение права граждан деятельности и создание на отдых, свободу благоприятных условий - определение приоритетных передвижения и иных прав для ее развития; - поддержка и направлении развития при совершении путешествий; - определение и поддержка развитие туризма в Российской - охрана окружающей приоритетных направлений внутреннего, Федерации; природной среды; туристской деятельности; въездного, - нормативное правовое - создание условий для - формирование представления социального и регулирование в сфере деятельности, направленной о Российской Федерации как самодеятельного туризма, установление на воспитание, образование стране, благоприятной для туризма правил реализации и оздоровление туристов; туризма; туристского продукта; - развитие туристской - осуществление поддержки и - разработка и реализация индустрии, обеспечивающей защиты российских туристов, федеральных, отраслевых потребности граждан при туроператоров, турагентов целевых и региональных совершении путешествий, и их объединений программ развития туризма; создание новых рабочих - содействие в продвижении мест, увеличение доходов туристского продукта на государства и граждан внутреннем и мировом Российской Федерации, туристских рынках, развитие международных информационное обеспечение контактов, сохранение туризма; объектов туристского - защита прав и интересов показа, рациональное туристов, обеспечения их использование природного безопасности; и культурного наследия - содействие кадровому обеспечению в сфере туризма, развитие научных исследований в сфере туризма; - стандартизация и классификация объектов туристской индустрии; - формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров; - создание благоприятных условий для развития туристской индустрии; - оказание государственных услуг в сфере туризма; - взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации

Цели и принципы туризма

Экономическая деятельность Система туризма Духовные ценности туризма, культура туризма и туристское сознание, культура безопасности Деятельность в туризме

/\ \/ Организационная

Субъекты туризма

Органы публичной власти Физические лица Юридические лица в сфере туризма \ / \ / Предприниматели \ Некоммерческие организации / Федеральные органы законодательной \ / и исполнительной власти \ / Потребители услуг \ / \ / Органы по туризму субъектов /\ /\ Российской Федерации Работники / \ / \ / \ / \ / \ / \ Органы местного самоуправления Население / \ / \ туристских регионов / \ / \ / \ Международные организации / Объекты и средства туризма (ВТО, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.) / / \ / Туристская индустрия \ Окружающая / \ среда / \ / Туристские ресурсы \ / \ / \ / Инфраструктура туризма \ / \

Общественные отношения < Правовое и иное социальное > Общественные отношения (связи) регулирование (связи)

Деятельность в туризме V V

"Свободная" деятельность Деятельность по обеспечению < "Несвободная" деятельность правопорядка (правоохранительная деятельность) V V Призвана обеспечить нормальное Властное управление обществом Экономическая, социально - протекание процессов обмена (государственное управление культурная и иные виды ценностями и процессов управления социальными процессами) деятельности по обмену в обществе (деятельность милиции, материальными и прокуратуры, суда, таможни, нематериальными ценностями органов безопасности и др.) - правотворческая деятельность; - правоприменительная V деятельность, в том числе по V реализации государственной Свободные политики в сфере туризма, передвижения Экономическая государственному контролю и (путешествия, деятельность надзору, оказанию посещения, государственных услуг экскурсии и др.) V V V потребителей услуг Деятельность Трудовая деятельность Предпринимательская деятельность некоммерческих работников сферы организаций туризма

V V

- организация и содействие развитию самодеятельного - туристская деятельность (туроператоры, туризма, просвещение населения в сфере туризма, турагенты, владельцы средств размещения, защита прав и интересов туристов, формирование гиды-переводчики, экскурсоводы, санаторно - общественного мнения о деятельности организаций курортные организации); туристской индустрии и решение иных задач; - деятельность по продвижению туризма и - координация предпринимательской деятельности услуг (товаров, работ) туристской индустрии в сфере туризма, а также представление и защита (туристские информационные центры, общих имущественных интересов; организаторы выставок, ярмарок, владельцы - достижение социальных, благотворительных, туристских информационных систем и их культурных, образовательных, научных и технологий); управленческих целей в сфере туризма, - деятельность в смежных с туристской удовлетворения духовных и иных нематериальных деятельностью отраслях туристской индустрии потребностей граждан, разрешение споров и (перевозка, общественное питание, конфликтов, оказание юридической помощи, а также в культурная деятельность, деятельность в иных целях, направленных на достижение общественных области физической культуры и спорта, благ (образовательные организации, научные страхование, игорный бизнес и др.) организации, общественные академии наук, религиозные организации и др.)

Субъекты отношений в сфере туризма

V V V V V

Потребители услуг Предприниматели Работники туристской Местное население Органы публичной индустрии власти

V

Потребности

Физическое Развитие Самореализация, Участие в выгодах Обеспечение и защита интеллектуальное предпринимательской культурный рост, от развития туризма, прав и свобод и духовное развитие деятельности развитие карьеры сохранения среды человека и обитания гражданина

< > Интересы < > Нематериальные Материальные /\

\/ Согласование интересов обеспечение организованности, Право упорядоченности, стабильности. и развитие социальных связей /\

\/

Правоотношения в сфере туризма < >

Интересы Общество > субъектов туризма < Государство

- сохранение и развитие духовных и /\ - незыблемость конституционного материальных ценностей для настоящих строя, суверенитета и территориальной и будущих поколений; целостности; - упрочение демократии; - политическая, экономическая и - создание правового, социального социальная стабильность, соблюдение государства, законности и поддержание - достижение и поддержание правопорядка, обеспечение единства общественного согласия; правового пространства, развитие - духовное обновление России равноправного международного сотрудничества

> Личность < > <

Работники предприятий Предприниматели сферы Туристы Местное население туристской индустрии туризма (собственники регионов, принимающих предприятий туристской - реализация права на туристов - реализация трудовых индустрии) туризм; прав, обеспечение - свободное и - реализация права на гарантий в сфере трудовых - реализация права на гармоничное (физическое, благоприятную среду отношений, в том числе в предпринимательскую духовное, социальное) обитания области охраны труда; деятельность, гарантии развитие личности; (жизнедеятельности); - защищенность жизни и свободы экономической - защищенность жизни и - защищенность от здоровья от вредных и деятельности, здоровья, имущества, неблагоприятных факторов, опасных производственных добросовестной доброго имени, чести и обусловленных факторов; конкуренции; достоинства, иных неустойчивым развитием - самореализация - неприкосновенность нематериальных благ и туризма; личности, развитие собственности, неимущественных прав при - недискриминационное карьеры, культурный рост защищенность совершении путешествий участие местного и повышение квалификации, имущественных и личных населения в экономически удовлетворенность неимущественных прав, в выгодной для них принадлежностью к том числе фирменного туристской деятельности; организации наименования, знака - сохранение исконной обслуживания, деловой среды обитания и репутации и др. от традиционного образа противоправных жизни коренных посягательств; малочисленных народов - гарантии инвестиций и России благоприятного инвестиционного климата

Культура отдыха (туризма)

Качественное состояние сферы туризма, которое характеризуется высоким уровнем развития общественных отношений в данной сфере, индивидуального и общественного сознания у путешественников, должностных лиц, представителей власти, работников предприятий туристской индустрии, населения, принимающих туристов регионов (субъекты туризма). Осознание всеми субъектами туризма роли и места туризма в современном мире, необходимости формирования в обществе модели поведения, связанной с рациональным использованием свободного времени в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и других туристских целях.

Культура отдыха (туризма) - составная часть системы туризма.

Культура отдыха (туризма) = рациональное использование свободного времени + культура безопасности туризма + "туристское сознание".

Культура "личной безопасности"

Каждый турист в процессе подготовки и совершения путешествия: - должен сознательно относиться к обеспечению своей личной безопасности; - адекватно оценивать потенциальные и реальные опасности (риски) причинения вреда его жизни и здоровью; - строго соблюдать меры обеспечения личной безопасности, законы страны (места) временного пребывания, уважать обычаи и традиции населения регионов (центров, территорий), принимающих туристов (местное население); - рационально использовать компоненты и объекты окружающей среды; - бережно относиться к туристским ресурсам.

"Туристское сознание" и его развитие

Необходимо формирование "идеологии гостеприимства" по отношению к путешественникам и туристам: "у сотрудников таможенных и иммиграционных властей, персонала туристских предприятий и широкой общественности с целью уважения человеческого достоинства и для недопущения каких-либо проявлений дискриминации" (Гаагская декларация по туризму (1989)). Пример - проект "Сочи - гостеприимный город".

Часть 3. СОСТОЯНИЕ ТУРИЗМА В МИРЕ И РОССИИ

Роль туризма в экономике государства

Сегодня туризм является важной отраслью, вносящей ощутимый вклад в ВВП России. При эффективной поддержке и продвижении доля туризма в ВВП России может существенно вырасти - как минимум до уровня европейских стран.

Страна Прямые доходы Доходы с учетом от туризма, мультипликативного % ВВП эффекта, % ВВП

Австрия 8,6 15,0

Испания 6,8 18,2

Франция 4,1 10,9

Хорватия 8,5 19,0

Великобритания 3,4 9,1

Канада 3,4 11,0

Болгария 4,1 14,5

Россия 2 6,7

Значение для мирового ВВП 3,6 10,4

Бюджеты стран Европы на продвижение национальных турпродуктов

Страна Сумма бюджета, млн. евро

Австрия

Великобритания 52,3

Германия 24,5

Греция 114,0

Дания 17,0

Ирландия 64,2

Испания 96,2

Италия 43,2

Кипр 49,4 <*>

Мальта 19,1

Нидерланды

Чехия 6,8

Словакия 6,3

Турция 120,0 <**>

Финляндия

Франция 27,3

Швейцария 26,8

Российская Федерация 4,0

В среднем по таблице 43,0

В среднем по Европе 31,7

Расходы России на продвижение туризма меньше Словакии. Расходы Кипра только на рекламу в России столько же, сколько Россия тратит в совокупности на все страны.

Текущее состояние туризма в России (по данным Всемирного совета по туризму, Росстата, ЦБ РФ)

Показатель Значение

Доля доходов от туризма в ВВП РФ 6,7 с учетом мультипликативного эффекта, %

Число рабочих мест в туризме от общей 5,7 занятости (с учетом смежных отраслей), %

Доля инвестиций в основной капитал в 12,1 туризме от общего объема инвестиций, %

Годовой прирост инвестиций в основной 8,2 капитал в туризме, %

Объем услуг, предоставляемых средствами 92 (+23%) размещения в 2007 г. (млрд. руб.)

Общее количество мест в средствах 1,25 размещения, млн.

Объем внутреннего туристского потока в 31,2 (+8%) 2008 г., млн. чел.

Объем въездного туристского потока в 2,3 (+4%) 2008 г., млн. чел.

Средние расходы одного нерезидента, 424 (+35%) въехавшего на территорию РФ, долл. США 702 (страны дальнего зарубежья)

Несмотря на это, туристский потенциал России используется пока лишь на 20%.

Рост въездного, выездного и внутреннего туризма в России в 2008 г. (поездки с целью туризма без учета частных и служебных)

Въездной туризм Выездной туризм Внутренний туризм

V V V

Объем туристского потока Объем туристского потока Объем туристского потока 2 295 074 человека 11 313 697 человек 31 200 000 человек (+4% к 2007 г.) (+21% к 2007 г.) (+8% к 2007 г.)

- из Испании - 105 655 - в Германию - 330 274 (+33% в 2007 г.) (+43% к 2007 г.) - из Италии - 143 493 - в Египет - 1 426 742 (+10% к 2007 г.) (+14% к 2007 г.) - из Канады - 44 238 - в Израиль - 98 708 (+66% к 2007 г.) (+118% к 2007 г.) - из Великобритании - - в Испанию - 365 436 142 016 (+9% к 2007 г.) (+15% к 2007 г.) - в Италию - 398 067 (+19% к 2007 г.) - в Турцию - 2 212 792 (+15% к 2007 г.)

Развитие туризма в регионах России

В настоящее время в субъектах РФ реализуется 65 региональных целевых программ развития туризма. В пяти регионах приняты концепции развития туризма. Финансирование региональных программ развития туризма составляет, по предварительным оценкам, около 37 млрд. руб., из них из внебюджетных источников около 32 млрд. руб., что составляет почти 85% от общей суммы. Активно развивается государственно-частное партнерство в сфере развития туристской инфраструктуры, когда государство через ФЦП и проекты ОЭЗ финансирует развитие инженерной инфраструктуры, а бизнес инвестирует в строительство гостиниц, подъемников и т. п. В 2008 г. Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа "Юг России (2008 - 2012 годы)". Ростуризм является одним из государственных заказчиков Программы. В рамках Программы предполагается расширение действующих и строительство новых туристско-рекреационных комплексов в республиках Северного Кавказа. Планируемый объем финансирования Программы из федерального бюджета - более 17 млрд. руб.

Целевая программа "Юг России"

Строительство инженерной и обеспечивающей инфраструктуры к создаваемым туристско-рекреационным комплексам "Лаго-Наки", "Новокаякент", "Петровская деревня "Порт-Петровск", "Приэльбрусье", "Березовское", "Архыз", "Теберда - Домбай" в республиках Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия. В Кабардино-Балкарской Республике за счет средств республиканского бюджета велось строительство канатной дороги (2-й и 3-й очереди) на г. Эльбрус; в 2008 г. завершено строительство: двух объектов в Кабардино-Балкарской Республике, "Внешнее электроснабжение 2-й и 3-й очереди канатной дороги", 2-й очереди канатной дороги горнолыжного комплекса Приэльбрусья, двух объектов в Республике Дагестан, газопровода и линии электропередач к создаваемому санаторно-курортному комплексу "Новокаякент". По данным регионов, общее количество туристов, посетивших в 2008 г. туристско-рекреационные территории и комплексы в пяти республиках Юга России, составило 1116,6 тыс. человек.

Современное состояние правоприменительной практики и законодательства о туристской деятельности

Основные тенденции Реализация и развитие правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма

Усиление финансовой ответственности Появление правовых актов, туристических компаний и, как регламентирующих вопросы следствие, повышение прозрачности, классификации и стандартизации в стабильности и инвестиционной различных сегментах туристской привлекательности туристского индустрии (средства размещения, бизнеса пляжи, горнолыжные трассы и др.)

Формирование правовых основ Комплексность правового саморегулирования на туристском регулирования в сфере туризма, в рынке, в том числе активное развитие том числе наличие значительного нормотворчества СРО (ассоциаций числа "туристских норм" в смежных (союзов) туроператоров, банков и с законодательством о туристкой страховщиков) деятельности отраслях законодательства

Развитие регионального и местного Гармонизация законодательства правотворчества в сфере туризма Российской Федерации и права и его унификация Европейского союза, законодательств государств СНГ и др.

Правоприменительные функции Ростуризма

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ввел: - систему финансового обеспечения ответственности туристских организаций перед потребителями в форме банковской гарантии и договора страхования договорной ответственности туроператора; - единый федеральный реестр туроператоров. В соответствии с Федеральным законом от 05.02.2007 N 12-ФЗ страховые компании исправно платят страховые выплаты в самых различных случаях: от дефолта до фактического исчезновения туроператоров. Эффективность Закона характеризуется не только количеством выплат, но и существенным ростом случаев досудебного урегулирования имущественных споров между туроператорами (турагентами) и туристами.

Суммы выплат страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора (по состоянию на 1 января 2009 г.)

Компания Размер выплат, руб.

ОАО "РОСНО" 10 000 000

ОАО "Московская страховая компания" 928 571

ОАО "Страховая компания "Отечество" 944 167

ООО "Группа Ренессанс Страхование" 3 052 068

ОАО "Военно-страховая компания" 2 319 799

ООО СПК "Юнити Ре" 127 151

СЗАО "Стандарт-Резерв" 488 964

ОСАО "Ингосстрах" 1 552 728

ИТОГО: 19 413 448

Единый федеральный реестр туроператоров

Находится в открытом доступе в сети Интернет и еженедельно актуализируется. В реестре 5356 туроператоров, в том числе: 3252 туроператора, имеющих право заниматься международным туризмом; 2104 туроператора по внутреннему туризму; договор страхования гражданской ответственности заключили 5197; банковские гарантии получили 159 компаний (информация по состоянию на 31 марта 2009 г.).

Создание туристско-рекреационных зон в России

Местоположение и территория особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь"

Рисунок не приводится.

ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" ОЭЗ "Алтайская долина"

Рисунок не приводится.

ОЭЗ "Байкальская гавань"

Рисунок не приводится.

Появление туристско-рекреационных ОЭЗ стало признанием государством и обществом туризма как приоритетного направления социально-экономического развития РФ. В феврале 2007 г. Постановлениями Правительства РФ созданы семь туристско-рекреационных зон (Республика Алтай, Республика Бурятия, Калининградская и Иркутская области, Краснодарский, Алтайский и Ставропольский края). На основе концепции создания ТРЗ организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры. В связи с экономическим кризисом из семи ТР ОЭЗ активное развитие продолжится только в трех - "Бирюзовая Катунь" в Алтайском крае, "Алтайская долина" в Республике Алтай и "Байкальская гавань" в Бурятии.

Развитие историко-культурных зон в России

В настоящее время в России действуют: - 2368 музеев в 477 исторических городах; - 590 театров; - 99 тыс. памятников истории и культуры; - 140 национальных парков и заповедников; - 67 цирков; - 24 зоопарка; - 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба. Разработка региональных схем развития туризма в приоритетных зонах сосредоточения особо ценного историко-культурного наследия: "Золотое кольцо", Москва - Санкт-Петербург ("Красная дорога России"), Русский Север, древний Волжский путь, исторические курорты России (ФЦП "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 гг.")). Создание условий для расширения туристической и сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и других территорий Российской Федерации (Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. N 1663-р)).

Основные барьеры для развития внутреннего и въездного туризма

1. Значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время. 2. Недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха. 3. Постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущих к удорожанию туристских продуктов. 4. Обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране. 5 Дефицит квалифицированных профессиональных кадров. 6. Избыточные административные формальности, связанные с инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов. 7. Недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма.

Часть 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Целевые показатели развития туризма в РФ

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2015

Этап 1 Этап 2

Въезд иностранных 22,2 22,5 22,9 25,1 27,2 28,5 29,8 31,5 35 - 36 граждан в Россию (млн. поездок)

Численность обслуженных 24,810 26,567 29,0 31,0 33,0 35,0 37,5 40,0 46 - 48 в средствах размещения (внутр. туристский поток) (млн. чел.)

Количество гостиниц 4 812 5 375 6 000 6 700 7 500 8 300 9 200 10 200 13 000 - (ед.) 14 000

Число ночевок в 51 922 55 148 78 000 87 100 97 240 107 900 119 600 131 820 156 000 гостиницах (тыс.)

Объем платных услуг 60 098 74 711 88 900 107 560 130 140 157 460 190 520 224 800 370 000 гостиниц и аналогичных средств размещения (млн. руб.)

Экспорт туристских 564,0 604,4 679,6 796,3 913,0 1 029,7 1 146,0 1 262,7 1 613 услуг (млрд. руб.)

Инвестиции в основной 532,6 599,0 709,7 983,3 1 257,0 1 531,0 1 804,6 2 278,2 2 898,5 капитал (млрд. руб.)

Приоритетные задачи развития туризма в России

Приоритетные задачи госрегулирования в сфере туризма

V V

Дальнейшее совершенствование и Государственная поддержка развитие правового регулирования въездного, внутреннего и туризма социального туризма

Повышение безопасности туризма, Антикризисная поддержка включая разработку новых туристического комплекса правовых и финансовых механизмов < > России обеспечения безопасности

Поддержка въездного, внутреннего и социального туризма

Основные меры государственной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма

1. Создание условий для 2. Создание налогового 3. Существенное расширения туристической инструмента поддержки увеличение бюджетных и сервисной социального туризма ассигнований на инфраструктуры в (детей, молодежи, продвижение историко-культурных зонах пожилых людей и др.) внутреннего и городов и других путем внедрения въездного туризма в территорий РФ, в т. ч. социального налогового России и за рубежом; формирование культурно - вычета по налогу на в том числе на туристских зон, доходы с физических продвижение ТРЗ, а включающих памятники лиц при оплате также на привлечение истории и культуры, расходов на инвесторов в ТРЗ объекты обслуживания путешествия в пределах РФ

4. Создание сети 5. Создание 6. Создание условий, представительств полиязычного включая подготовку Ростуризма за рубежом государственного необходимой с целью продвижения информационного инфраструктуры, для российского туристского портала "Туризм развития сельского продукта в России" туризма в Российской Федерации

Ключевые задачи в области правового регулирования туризма

1. Совершенствование механизма финансового 2. Ужесточение юридической обеспечения ответственности туроператоров, ответственности в т. ч. в части увеличения размера туроператоров за причинение финансового обеспечения вреда жизни и здоровью туристов и иные нарушения норм законодательства

3. Введение обязательной аттестации 4. Наделение органов инструкторов-проводников, экскурсоводов, государственной власти гидов-переводчиков субъектов РФ полномочиями по развитию туризма (изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ)

5. Установление особенностей правового 6. Наделение Ростуризма регулирования путешествий полномочиями по ведению несовершеннолетних туристов, внедрение государственного реестра дополнительных мер для повышения их саморегулируемых организаций безопасности в сфере туризма

7. Формирование правовых основ 8. Совершенствование функционирования единой нормативной правовой базы автоматизированной информационной для развития культурно - системы учета реализации туристского познавательного туризма продукта в РФ

9. Введение обязательного страхования 10. Подготовка проекта расходов туристов, выезжающих за рубеж, нового Федерального закона а также туристских маршрутов повышенной "О туризме" опасности в пределах России

Проекты федеральных программ и стратегий

Разработан и направлен в Минспорттуризма России для согласования с заинтересованными органами исполнительной власти проект Концепции ФЦП "Туристские центры России на 2010 - 2014 гг.". В программу предлагается включить комплексные межрегиональные проекты развития туристских центров в европейской части России, Урала и Западной Сибири, охватывающие 36 субъектов Российской Федерации. Раздел "Развитие туристско-рекреационных комплексов" включен в Стратегию "Экономическое и социальное развитие дальнего Востока и Забайкалья на период до 2015 года". В рамках реализации программных мероприятий до 2025 г. для создания новых и реконструкции старых комплексов предполагается направить из федерального бюджета 4991 млрд. руб. Будет создано десять туристско-рекреационных комплексов и 12 000 рабочих мест. Совместно с Минтрансом России и Росморречфлотом в проекте ФЦП "Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010 - 2015 годы)" в подпрограмме "Внутренний водный транспорт" предусмотрены мероприятия по развитию эффективной транспортной инфраструктуры, устранению участков, лимитирующих пропускную способность водных путей, строительство и реконструкцию пассажирских причалов и объектов инфраструктуры. По предложению Ростуризма Минсельхоз России в рамках Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельской продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг." предусмотрел комплекс мер по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. Так, субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными хозяйствами, крестьянскими хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на срок до пяти лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, включая сельский туризм, будут предоставляться субъектам Российской Федерации на условиях их финансирования из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Совершенствование мер безопасности туризма

1. Законодательное введение обязательного страхования туристов, выезжающих за рубеж, определение минимального набора рисков и страховых услуг, входящих в этот вид страхования. 2. Создание правовых механизмов для оказания правовой и иных видов неотложной помощи российским туристам, оказавшимся в затруднительном положении за рубежом, разработка порядка финансирования консульских служб для оказания необходимой помощи российским туристам. 3. Открытие представительств Ростуризма за рубежом с возложением на них функций по оказанию неотложной помощи российским туристам в иностранных государствах (совместно с консульскими службами). 4. Разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение культуры безопасности и культуры отдыха. 5. Внесение в межправсоглашения Российской Федерации положений о безопасности туризма.

Антикризисная поддержка туристской индустрии

В условиях экономического кризиса для развития внутреннего туризма в России должны быть созданы максимально благоприятные политические, экономические, организационные, кадровые и иные условия

V V

Сделано Планируется

V V

- включение крупных авиаперевозчиков - создание цикла телепередач на и аэропортов в перечень организаций, российских каналах, которым будет оказана поддержка; пропагандирующих отдых в России, - выделение 185 млн. руб. из продвигающих регионы федерального бюджета на поддержку туристической деятельности; - организация крупнейшей российской туристской вставки "Интурмаркет-2009"

Планируется: - сформировать антикризисные программы развития туризма регионального, муниципального уровней, в которых предстоит разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих благоприятные условия для развития въездного и внутреннего туризма; - предусмотреть в соответствующих разделах региональных программ расходы на подготовку кадров для сферы туризма (прежде всего для предприятий гостиничного комплекса) из числа работников, высвобождаемых из других отраслей экономики. Эта задача особенно актуальна в условиях подготовки России к крупнейшим международным мероприятиям: 2012 г. - Форум АТЭС во Владивостоке, 2013 г. - Универсиада в Казани и 2014 г. - Олимпиада в Сочи; - выделить зоны экономического роста, на территориях которых на долгосрочный период прогнозируется развитие перспективных для каждого субъекта Российской Федерации экономических специализаций, в том числе и в туристско-рекреационной области (Валдай, Золотое кольцо, Карелия, Свияжск, Чечень и др.); - в перечень предприятий регионального значения, пользующихся поддержкой субъектов Российской Федерации, включать организации туристской индустрии, осуществляющие развитие внутреннего и въездного туризма на территории субъекта Российской Федерации; - освободить туроператорскую деятельность по внутреннему и въездному туризму от уплаты НДС в связи с формированием основной стоимости реализуемого ими турпродукта за счет услуг освобожденных от НДС; - использовать программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемые Внешэкономбанком, для строительства, реконструкции и модернизации объектов туристской индустрии; - дополнить турагентской деятельностью перечень видов предпринимательской деятельности, начало которой в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" может осуществляться в уведомительном порядке.

Название документа