И снова о проверочных закупках
(Мошкович М.)
("ЭЖ-Юрист", 2009, N 24)
Текст документа
И СНОВА О ПРОВЕРОЧНЫХ ЗАКУПКАХ
М. МОШКОВИЧ
Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".
На состоявшемся на этой неделе заседании Президиума ВАС РФ были рассмотрены сразу два дела о правонарушениях при применении контрольно-кассовой техники. В обоих случаях ВАС подтвердил незаконность наложения штрафов на организации в связи с отсутствием у налоговых органов права проводить проверочные закупки.
Данная позиция ВАС не нова, она уже была высказана им в Постановлении от 02.09.2008 N 3125/08. Почему же с ней не хотят считаться налоговые органы?
В Постановлении N 3125/08 Президиум ВАС РФ разъяснил, что проверочная закупка, произведенная должностным лицом налогового органа при осуществлении контроля за применением ККТ, не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона и подтверждающее событие правонарушения.
Дело в том, что проверочная закупка согласно ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, которые предусмотрены этим Законом. Налоговые органы в принципе вправе осуществлять проверки в целях контроля за использованием ККТ. Однако правом проводить оперативно-розыскные мероприятия они не наделены.
Арбитражная практика показывает, что эта позиция была воспринята как руководство к действию (см., например, Постановления ФАС МО от 16.01.2009 N КА-А41/12974-08, ФАС ВСО от 16.01.2009 N А10-3134/08-Ф02-6910/08, ФАС ПО от 03.02.2009 N А65-8487/2008). Да и налоговики на нее отреагировали.
Письмом от 11.01.2009 N ШС-22-2/1@ Федеральная налоговая служба РФ предписывала своим работникам учитывать сложившуюся в регионе судебную практику, касающуюся проведения контрольной закупки при контроле применения ККТ. Такая неконкретная рекомендация, по сути, означает, что в руководстве ФНС России конечно же понимают неразумность траты бюджетных денег на заведомо проигрышные дела и увеличения отрицательной для налоговиков статистики, однако свое мнение относительно прав налоговых органов производить контрольные закупки не изменили.
Поэтому происходит следующее. Налоговые органы на местах, не получившие конкретных рекомендаций сверху, все равно продолжают пытаться уличить предпринимателей в несоблюдении законодательства о ККТ путем контрольных закупок - вместо того чтобы искать иные пути борьбы с нарушителями. Но даже в случае успеха в нижестоящих судебных инстанциях такие дела с легкостью оспариваются в Высшем Арбитражном Суде, уже определившем свою позицию по данному вопросу. Об этом, в частности, свидетельствуют два дела, рассмотренных ВАС РФ на заседании Президиума 16.06.2009 (в отношении ООО "Горизонт" (Костромская область) и ООО "Динара" (Ленинградская область).
В результате и бюджетные деньги тратятся, и нарушители остаются ненаказанными. А налогоплательщикам потом говорят о чрезмерной загруженности судов и необходимости предоставления налоговикам больших полномочий...
Название документа