Организационно-правовой статус финансово-промышленных групп

(Кирилловых А. А.) ("Налоги" (газета), 2008, N 27) Текст документа

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

Кирилловых А. А., юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).

Процессы интеграции решают весьма важные вопросы: от выживания отдельных организаций в отраслевых структурах до формирования межотраслевых хозяйственных комплексов. Финансово-промышленная группа - одна из форм организации производственно-хозяйственных комплексов. Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой форму сосуществования субъектов предпринимательской деятельности. Такой юридико-экономический "симбиоз" обусловлен рядом причин, прежде всего необходимостью расширения и поддержания кооперации между предприятиями, развитием хозяйственных связей. При этом финансово-промышленная группа (ФПГ) - не просто производственно-технологический комплекс, а прежде всего инвестиционно-финансовый институт или объединение технологических и экономически связанных производственных, торговых и финансовых предприятий. В 1997 г. действовало уже 47 ФПГ, в них вошли 500 предприятий и организаций с более чем 3 млн. работников. Эти ФПГ давали более 10% ВНП России <1>. Статистика показывает устойчивую степень развития финансово-промышленных групп: на 1 ноября 2001 г. было зарегистрировано 86 ФПГ, в том числе 15 транснациональных (среди них - 10 межгосударственных) <2>, при этом их общая численность на 2003 г. увеличилась в среднем на 104 объединения <3>. -------------------------------- <1> Гущин В. В. Корпоративное право: Учебник для юридических вузов / В. В. Гущин, Ю. О. Порошкина, Е. Б. Сердюк. М.: Эксмо, 2006. С. 244. <2> Дементьев В., Авдашева С. Тенденции эволюции финансово-промышленных групп в 2000 - 2001 гг. // Российский экономический журнал. 2002. N 3. С. 13. <3> Михайлов Н. И. Комментарий к Федеральному закону "О финансово-промышленных группах". М. С. VII.

В истории современные "финансово-промышленные группы" представлены своими прообразами - объединениями крупных торгово-финансовых компаний <4>. Поэтому на начальном этапе развития финансово-промышленные группы определялись как "синтез" материальных ресурсов с производственно-потребительскими инструментами. Во многом "отголоски" истории показывают современное представление о подобных формах объединений юридических лиц. -------------------------------- <4> См.: Функ Я. И., Михальченко В. А., Хвалей В. В. Акционерное общество: история и теория (Диалектика свободы). Мн.: Амалфея, 1999.

На постсоветском экономическом пространстве термин "финансово-промышленная группа" употребляется в нескольких взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях. Чаще всего им обозначаются любые формы относительно устойчивого взаимопроникновения промышленного и финансового капитала <5>. -------------------------------- <5> См.: Подшибякин Д. Н. Законодательное регулирование финансово-промышленных групп // Юрист. 2005. N 5.

На фоне существующего понятия финансово-промышленных групп отмечается некоторая "размытость" их определения в сравнении с иными корпоративными объединениями <6>. Общие признаки, заложенные в понятие корпоративных структур, легко "обнаруживаются" в существующих формах объединений, что порой не позволяет четко установить сущность того или иного юридического формирования. -------------------------------- <6> См.: Ленский Е. В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы Российской Федерации: полученный опыт и прогностические тенденции дальнейшего развития. М., 1999. С. 64.

По мнению ряда авторов, такое неоднозначное понимание статуса ФПГ является результатом отраслевого деления российского права, возникшего еще в советский период развития нашего государства <7>. В настоящее время, например, О. А. Беляева характеризует финансово-промышленные группы при помощи терминологии антимонопольного законодательства как "группа лиц" и "хозяйствующий субъект" <8>. -------------------------------- <7> См.: Подшибякин Д. Н. Указ. соч. <8> См.: Беляева О. А. Предпринимательское право России: Курс лекций. ЗАО "Юстицинформ", 2006.

Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Финансово-промышленные группы могут различаться: по формам производственно-хозяйственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат); по отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые); по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные); по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, межгосударственные или транснациональные). Спектр деятельности финансово-промышленных групп достаточно широк. Финансово-промышленные группы преследуют социально-экономические цели - развитие экономики отдельных отраслей, расширение рынка сбыта продукции, восстановление партнерских связей между хозяйствующими субъектами, связанными единым производственным циклом. Сущность такого объединения состоит в консолидации финансовых, научных и производственных ресурсов участников финансово-промышленной группы. Поэтому потенциальными участниками договорного объединения могут стать компании соответствующего профиля и сферы деятельности: банки, промышленные предприятия, исследовательские институты. В основном финансово-промышленные группы создаются для какого-либо крупного проекта, реализация которого требует значительного межотраслевого экономического сотрудничества. Финансово-промышленная группа выступает "базой" для "сплава" бизнеса и науки в сферах, где преобладание структур подобного рода должно быть значительным. Как полагает В. Н. Петухов, "стабилизирующие и созидательные возможности финансово-промышленных групп проявляются как при преодолении кризисных явлений, когда многое решают мобилизация и эффективное перераспределение ресурсов на ключевых направлениях промышленного и научно-технического развития, так и при достижении перспективных целей развития национальной экономики" <9>. -------------------------------- <9> См.: Петухов В. Н. Комментарий к Федеральному закону "О финансово-промышленных группах". М.: Юстицинформ, 2002.

Указывается, что "формирование и деятельность финансово-промышленных групп в России при целенаправленной и взвешенной государственной политике может стать стратегическим элементом экономических реформ, направленных на становление социально ориентированной рыночной экономики с отечественной спецификой на базе преобразования отношений собственности и создания адекватной рынку системы государственного регулирования развития промышленности" <10>. -------------------------------- <10> См.: Петухов В. Н. Комментарий к Федеральному закону "О финансово-промышленных группах". М.: Юстицинформ, 2002.

Характеристика финансово-промышленных групп во многом строится на анализе их хозяйственной правоспособности в увязке с нормами действующего гражданского законодательства, посвященными вопросам структурной организации хозяйствующих субъектов. Финансово-промышленная группа занимает достаточно неопределенное положение в вопросах правового регулирования и признания "юридической личности". Нередко используются термины "незавершенные субъекты предпринимательского права" <11> или вообще "неправосубъектные образования". -------------------------------- <11> Лаптев В. В. Субъекты предпринимательского права. М. С. 47.

Как полагает Н. Н. Пахомова, "имущественное и организационное единство (в указанном выше понимании) выступают в совокупности необходимыми условиями для отнесения организационных структур к корпорациям и придания им статуса юридического лица" <12>. При этом указывается, что ФПГ является лишь формой корпоративных отношений. -------------------------------- <12> Пахомова Н. Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. Издательство "Налоги и финансовое право", 2005.

На начальном этапе возникновения корпоративных объединений правовое положение финансово-промышленных групп не получало должной регламентации. Первоначально "вакуум" в правовом регулировании статуса и деятельности финансово-промышленных групп был заполнен Положением о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденным Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" <13>. Данный нормативный акт "работал" до принятия Федерального закона. -------------------------------- <13> Российская газета. 1993. 10 декабря.

В дальнейшем в целях стабилизации экономики и обеспечения роста промышленного производства, стимулирования создания и деятельности финансово-промышленных групп Правительству РФ предписывалось активно вовлекать основные фонды государственных предприятий в подобные структуры. Планировалось концентрацию и централизацию госсобственности провести за счет: 1) передачи в установленном порядке в доверительное управление центральных компаний закрепленных в федеральной собственности пакетов акций участников финансово-промышленных групп; 2) предоставления права государственным унитарным предприятиям - участникам финансово-промышленных групп вносить в качестве вклада в уставный капитал центральных компаний недвижимое имущество, находящееся в их хозяйственном ведении и являющееся федеральной собственностью, сдавать центральным компаниям указанное имущество в аренду и отдавать в залог <14>. -------------------------------- <14> Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп" // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1573.

Более взвешенное правовое регулирование финансово-промышленные группы получили в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" <15>. Согласно ст. 2 Федерального закона под финансово-промышленной группой (ФПГ) понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. -------------------------------- <15> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697. В настоящее время утратил силу (Федеральный закон от 22.06.2007 N 115-ФЗ).

Исходя из легального определения, финансово-промышленная группа может быть образована двумя способами. Первый заключается в создании финансово-промышленной группы с образованием центральной единицы - основной компании (акционерного общества) и дочерних компаний. В этом случае основное общество является преобладающим в дочерних компаниях посредством реализации корпоративных "связей", опосредуемых наличием пакета ценных бумаг таких юридических лиц. "Система участия" - самый распространенный на сегодня способ объединения юридических лиц - предполагает преобладание в уставном капитале юридического лица <16>. -------------------------------- <16> См.: Ломакин Д. В. Самостоятельность дочерних и зависимых // Законодательство. 2002. N 5. С. 52.

При этом подчеркивается, что заинтересованные лица создают определенную имущественную базу путем полного или частичного объединения своих материальных или нематериальных активов с использованием выбранной для этого организационно-правовой формы хозяйственного общества <17>. -------------------------------- <17> Михайлов Н. И. Комментарий к Федеральному закону "О финансово-промышленных группах". М., 2004. С. 22, 27, 33.

Основными организационно-правовыми формами, в которых реализовывалась концепция финансово-промышленных групп на первом этапе, были акционерные общества открытого типа и холдинги. Финансово-промышленная группа холдингового типа, где полномочия центральной компании выполняет основное общество, является не чем иным, как холдинговой компанией. Законом о ФПГ холдинговые отношения совсем не регламентируются, содержание Закона направлено на регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп другого вида - основанных на договоре о создании ФПГ. Однако в современных экономических условиях структурные разработки ушли вперед по сравнению с первоначальными "вариантами" образования финансово-промышленных групп и связанны с ассоциативным участием в объединениях, что предусматривает второй вариант - договорную форму образования финансово-промышленной группы. В этом случае финансово-промышленная группа создается как юридическое лицо на основании договора (соглашения) между юридически равными участниками. Эта разновидность представляет собой добровольное договорное предпринимательское объединение. В обоих случаях объединение не является юридическим лицом, а входящие в него участники не теряют самостоятельности <18>. -------------------------------- <18> См.: Подшибякин Д. Н. Законодательное регулирование финансово-промышленных групп // Юрист. 2005. N 5.

Интересна природа договора, которым объединяются компании. Высказываются мнения о различных договорах, имеющих организующую природу - либо договор простого товарищества, либо учредительный договор. Договор простого товарищества может отождествлять данную форму лишь только с существующей его конструкцией отношений между участниками, однако по юридически значимым элементам по отношению к финансово-промышленным группам выступает организационным договором. Хотя "юридическая личность" финансово-промышленной группы обозначается посредством ее создания, договор о создании рассматривается в некоторых случаях как учредительный договор. Отмечается также, что договорная форма создания финансово-промышленной группы представляет собой "синтез" элементов нескольких договоров, по крайней мере, двух - договора простого товарищества (о совместной деятельности) и учредительного договора <19>. Правовой статус, а значит, и компетенция центральной компании определяются по согласованию между всеми участниками финансово-промышленной группы. По статистике большинство зарегистрированных (официальных) ФПГ создаются по типу объединений на основе договора. Их иногда именуют мягкими нехолдинговыми корпорациями или договорными холдингами <20>. "Смешанные" договорные конструкции в данном случае типизируют фактическую природу взаимоотношений внутри участников объединения. -------------------------------- <19> См.: Петухов В. Н. Указ. соч. <20> См.: Беляева О. А. Предпринимательское право России: Курс лекций. ЗАО "Юстицинформ", 2006.

И. С. Шиткина, исходя из отсутствия прямого запрета в Законе о ФПГ, высказывает возможность помимо непосредственно предусмотренных в нем двух моделей формирования ФПГ создания группы по смешанному принципу с использованием элементов холдинговой модели и договорных отношений с разными группами участников <21>. -------------------------------- <21> См.: Шиткина И. С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание. Волтерс Клувер, 2006.

Законом предусматривается возможность создания транснациональных промышленных групп. При этом статус транснациональной финансово-промышленной группы может быть изменен в случае ее образования на основе договоров (межправительственных соглашений) публично-правовых субъектов. В этом случае финансово-промышленная группа получает статус межгосударственной (международной). ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Центральная компания ФПГ есть юридическое лицо с "усеченной" правоспособностью. В финансово-промышленных группах участники также могут передавать часть функций управления центральной компании. На особый правовой статус юридического лица в отношениях объединения должно быть указано в ее наименовании. Так, например, словосочетание "центральная компания финансово-промышленной группы" включается в фирменное наименование общества, выполняющего функции такой компании в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона "О финансово-промышленных группах". Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза (ст. 11 Федерального закона "О финансово-промышленных группах"). Для финансово-промышленных групп, не относящихся к юридическим лицам, устанавливается возможность формирования совета управляющих и исполнительно-распорядительного органа - центральной компании финансово-промышленной группы. Эти "органы" не идентичны органам юридического лица, но также закрепляют единую организационную структуру финансово-промышленной группы. Подчинение в финансово-промышленных группах весьма условно, так как полномочия центральной компании ФПГ по ведению дел образуются всеми ее участниками <22>. -------------------------------- <22> См.: Пахомова Н. Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. Издательство "Налоги и финансовое право", 2005.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О финансово-промышленных группах" по обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность. Особо указывается, что особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы. Солидарная ответственность предполагает совместное участие в правоотношениях, связанных с неисполнением обязательств объединения. Однако такое распределение ответственности по обязательствам ФПГ противоречит структурным "связям" в объединениях холдингового типа, где отношения строятся с основным и дочерними хозяйственными обществами. В последнем случае п. 2 ст. 105 ГК РФ предусмотрено, что дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Таким образом, исключается обязанность несения ответственности компании, которая "зависит" от "основной" в силу преобладающего участия в ее уставном капитале или заключенного между ними договора. Норма Закона, допускающая функционирование ассоциации (союза) в качестве "центральной компании", противоречит сущности подобного вида корпоративных структур как некоммерческих организаций. Центральная компания определяется с коммерческой деятельностью, что исключает такие полномочия у ассоциации (союза) <23>. -------------------------------- <23> См.: Сумской Д. А. Статус юридических лиц: Учеб. пособие для вузов. ЗАО "Юстицинформ", 2006.

За фактической капитализацией различного рода форм интеграции порой сложно уловить действующую финансово-промышленную группу. Вместе с тем отсутствие данного статуса у ряда объединений не позволяет их рассматривать в таком качестве с формально-юридических позиций. Не случайно ряд авторов высказываются о существовании "неформальных, фактических" финансово-промышленных групп, легализация которых не представляет по определенным соображениям какой-либо необходимости <24>. -------------------------------- <24> См., например: Бандурин А. В., Зинатуллин Л. Ф. Экономико-правовое регулирование деятельности корпораций в России: Монография. М., 2000. С. 67.

Финансово-промышленная группа может получить официальный статус путем ее государственной регистрации. Некоторые авторы связывают правосубъектность финансово-промышленной группы с фактом ее государственной регистрации, которая служит подтверждением законности созданного объединения <25>. -------------------------------- <25> Рудашевский В. Д. Правовое положение финансово-промышленных групп: возможности и ограничения // Государство и право. 1998. N 2. С. 37.

Государственная регистрация финансово-промышленной группы определяет гарантии, экономическое стимулирование существования объединения. Не случайно И. С. Шиткина определяет возможность предоставления мер государственной поддержки финансово-промышленным группам как одну из причин разрешительно-регистрационного порядка возникновения ФПГ <26>. -------------------------------- <26> См.: Шиткина И. С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практическое издание. Волтерс Клувер, 2006.

Представляется, что легальное положение финансово-промышленная группа приобретает только после государственной регистрации соответствующего объединения юридических лиц. Объединение юридических лиц получает статус финансово-промышленной группы посредством ее государственной регистрации в таковом качестве в установленном порядке. При этом по смыслу Закона, с одной стороны, имеет место регистрация договора о создании ФПГ, однако, с другой - в случае создания ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами, происходит лишь регистрация "юридического состояния" зависимости юридических лиц. Однако, например, в дальнейшем закон связывает возможное изменение участников с необходимостью государственной регистрации изменений условий договора о создании финансово-промышленной группы. При этом юридическая "связь" участников сохраняется, даже если происходит "замена" центральной компании. Однако в этом случае изменение "состава" участников в подобном объединении определяется регистрацией новой компании, получающей статус "материнской". Интересно, что Закон "О финансово-промышленных группах" ведет речь о ликвидации ФПГ. Иначе говоря, Закон связывает прекращение финансово-промышленной группы по правилам прекращения юридического лица, фактически предлагая такую конструкцию объединения. Не случайно в этой связи в качестве одного из вариантов высказывается мнение о закреплении в законе возможности участникам ФПГ создавать юридическое лицо для достижения "общих" в рамках объединения целей <27>. -------------------------------- <27> См.: Подшибякин Д. Н. Указ. соч.

В целом статус современных финансово-промышленных групп подлежит наиболее детальному правовому регулированию, что требует существенных корректировок существующих нормативно-правовых актов в данной сфере объединений юридических лиц.

Название документа