Проблемы борьбы с кражами и угонами автотранспортных средств в Иркутской области
(Уланова И. Г.)
("Российский следователь", 2009, N 11)
Текст документа
ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КРАЖАМИ И УГОНАМИ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
И. Г. УЛАНОВА
Уланова И. Г., капитан милиции, юрисконсульт отдела правового обеспечения при УВД по г. Иркутску.
В настоящее время не удается решительно повлиять на ситуацию с раскрытием краж и угонов автотранспорта, значительно снизить их количество. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся проблем борьбы с кражами и угонами автотранспортных средств на территории Иркутской области. Даны характеристики наиболее часто встречающихся способов и видов краж и угонов автомобилей.
За последние годы резко увеличилось число преступных посягательств, связанных с автотранспортом. Рост этих преступлений прежде всего вызван тем, что торговля крадеными автомобилями, запасными частями, поддельными документами на их владение стала очень доходным бизнесом. В результате незаконный автобизнес имеет постоянную тенденцию роста, расширяется как его география, так и состав преступников, участвующих в нем, о чем свидетельствуют статистические данные.
В настоящее время не удается решительно повлиять на ситуацию с раскрытием краж и угонов автотранспорта, значительно снизить их количество. Данное обстоятельство обусловлено рядом как объективных, так и субъективных причин: слабостью профилактических и оперативных мероприятий, проводимых заинтересованными службами и подразделениями органов внутренних дел; ограниченностью численности личного состава милиции, занимающегося борьбой с кражами и угонами автомашин, интенсивностью совершения этих преступлений, неадекватностью технического вооружения милиции.
Кроме высоких цен на автомобили и запасные части к ним и неэффективности борьбы правоохранительных органов с указанной категорией преступлений есть целый ряд других причин, обусловливающих распространенность преступных посягательств на автотранспорт, в их числе: слабая техническая защищенность автотранспорта, беспечность автовладельцев, нехватка гаражей и оборудованных стоянок, невысокая степень риска быть пойманным, незначительное наказание за кражи и угоны автотранспорта.
В этой связи обращение к исследованию вопросов криминального автобизнеса, выявление и обобщение передового опыта по раскрытию и расследованию краж и угонов автомашин является очень важным. Следственные и оперативные подразделения органов внутренних дел, используя традиционные методы раскрытия и расследования краж автотранспортных средств, не в силах оказать должного противодействия данному направлению криминальной деятельности. Ситуация усугубляется постоянным усовершенствованием приемов и способов хищения транспорта, профессионализацией лиц, их совершающих, организованным характером преступлений рассматриваемого вида, расширением сферы деятельности преступных групп по территориальному признаку, активным противодействием криминальной среды правоохранительным органам в данной сфере.
Модернизация приемов и способов хищений автотранспортных средств, а также сокрытия данного вида преступлений требует постоянного изучения деятельности преступных групп, специализирующихся на кражах и угонах автотранспорта.
Чаще всего кражами и угонами автомашин занимаются организованные преступные группы, их деятельность направлена на получение максимального дохода. Так, на стадии подготовки участники преступных групп стремятся наладить криминальные связи с партнерами по бизнесу, определяют сферы преступной деятельности, пути взаимодействия, распределяются обязанности между группами. Применительно к преступным группам, специализирующимся на нелегальном автомобильном бизнесе, перевод предмета преступного посягательства в деньги либо иные материальные блага осуществляется путем реализации похищенного транспортного средства. Применительно к кражам автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, речь идет о реализации похищенного автотранспорта различными способами, которая направлена на получение постоянного дохода, так как лишь регулярное обогащение каждого участника группы объединяет их и толкает на совершение новых преступлений.
При выборе того или иного способа реализации преступники учитывают возможность получения максимальной выгоды. Реализация автотранспортных средств и запасных частей к ним также подчинена конъюнктуре цен этого сегмента рынка товаров.
Объединение лиц в преступные группы, специализирующиеся на кражах автотранспортных средств, влечет особые характеристики их деятельности: расширение способов реализации предмета преступления; разнообразие используемых способов сокрытия преступной деятельности; увеличение количества совершаемых преступлений; расширение территории деятельности; стремление к расширению криминальных связей участников преступной группы способствует налаживанию контактов с преступными группами других регионов; оперативность выполнения всех преступных действий. Нередко происходит и переориентация уже существующих преступных групп, ранее совершавших общеуголовные преступления, на кражи автотранспортных средств.
Кражи автотранспортных средств и другие преступления, связанные с завладением транспортными средствами, зачастую совершают разветвленные организованные преступные группы, специализирующиеся на данном виде криминальной деятельности. Такие группы, как правило, формируются по месту жительства их активных участников, организаторов, являющихся жителями одного города (района). Лишь немногие преступники прибывают в местность, где ими совершается кража либо угон, в командировку, отпуск и т. п., либо специально для совершения данного противоправного деяния. В состав групп часто входят лица, находящиеся в отношениях родства, близкого знакомства или знавшие друг друга по совместной, в том числе незаконной, деятельности. Обычно это лица от 18 до 29 лет, ими совершается 60% автокраж. Нередко для угона автомашин преступники привлекают несовершеннолетних, на них приходится 20% автокраж.
В этих группах хорошо отлажена система действий по похищению, перегону, сокрытию, легализации и сбыту краденых автомашин. Данные группы включают непосредственных угонщиков, их прикрытие, специалистов по подделке техпаспортов и доверенностей, по переоборудованию автомобиля, перегонщиков и сбытчиков краденых автомашин. Лица, входящие в такие группы, имеют преступный опыт, знакомы с методами и приемами следствия и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Они используют наиболее изощренные способы совершения групповых преступлений, а также принимают специальные меры для своей маскировки, тщательной конспирации преступной деятельности и связей внутри группы, нередко договариваются о том, как вести себя в случае задержания на следствии и в суде.
В последние годы в большинстве случаев основной целью угонов автотранспорта является сбыт автомобиля потенциальному покупателю или заказчику целиком. Причем потенциальным покупателем может выступать законный владелец угнанной автомашины.
Наиболее широкое распространение в последнее время получили кражи, совершенные с целью возврата потерпевшему похищенного транспортного средства за денежное вознаграждение. Вернуть автомашину владельцу за выкуп преступникам проще всего, так как машину не нужно разбирать, переоборудовать, изготавливать документы, искать канал сбыта. Преступники загоняют машину в "отстой", связываются по телефону с потерпевшим и предлагают выкупить автомобиль. Требуемая сумма, как правило, составляет 1/3 от реальной стоимости автомобиля.
Для данного вида хищения характерно следующее: конечной и единственной целью преступления является получение денежного вознаграждения за возврат похищенного автомобиля потерпевшему.
При хищении автотранспорта с целью возврата его за денежное вознаграждение преступники тщательно выбирают будущего потерпевшего, подробно и досконально изучают его личность, от особенностей которой во многом и зависит возможность реализации преступного умысла и получения материальной выгоды. Такой кандидатурой, как правило, становится владелец дорогой иномарки, занимающийся предпринимательской деятельностью, нередко переходящей в криминальную.
На этапе подготовки к совершению кражи автомобиля преступники активно осуществляют "разведывательно-поисковую деятельность", на протяжении нескольких дней ведут наблюдение за владельцем автомобиля, оценивают материальное положение будущего потерпевшего, изучают его образ жизни, связи, места парковки автомобиля. В целях оптимальной подготовки к акту хищения и оказания противодействия работникам правоохранительных органов преступники подготавливают средства совершения преступления, снимают в аренду гараж-отстойник, как правило, в 3 - 5 минутах езды от места предполагаемого хищения, что, разумеется, делает проведение органами внутренних дел операции "Перехват" неэффективным. То есть проводятся все свойственные этому типу преступления подготовительные мероприятия.
Указанный способ преступной деятельности получил широкое распространение. К сожалению, раскрывать удается только единицы из указанных преступлений. В случае если оперативные работники не располагают фактическими данными о причастности преступников непосредственно к акту кражи автомобиля, которые могут быть доказательствами по уголовному делу, то даже задокументированная деятельность злоумышленников по возврату похищенного автомобиля и их задержание с поличным не всегда влечет за собой правовые последствия. Возникают определенные трудности, так как в соответствии с действующим законодательством необходимо доказать наличие субъективной стороны преступления в виде прямого умысла.
Такого рода преступления совершаются только организованными преступными группами, с четким распределением ролей. Для них характерны: систематичность преступной деятельности, общность целей; четкое распределение ролей; наличие лидера или организатора; соподчиненность в группе, наличие строгой иерархии; внутригрупповые нормы поведения; тщательное планирование преступной деятельности; наличие в обороте значительных денежных средств, добытых преступным путем; глубокая законспирированность, тесные межличностные связи между преступниками, завершенность состава групп, что усложняет внедрение негласных сотрудников для проведения оперативной разработки; отлаженная система криминальных связей, в том числе в правоохранительных органах; превосходная оснащенность специальными техническими средствами.
Участились случаи так называемых заказных краж автомобилей. Кражи автомашин под заказ совершаются по предварительному сговору с покупателем, имеющим старый или аварийный автомобиль. Угонщики заранее намечают свою жертву, которая имеет в пользовании автомобиль, обладающий хорошими ходовыми качествами и приемлемым внешним видом. В данном случае обычно похищается автомашина определенной модификации и цвета, на которой перебиваются или перевариваются номера агрегатов в соответствии с имеющимися у заказчика документами. Наиболее часто со старой автомашины вырезается панель воздухопровода или ее часть с номером кузова, которая вваривается в похищенную автомашину. Номер двигателя стирается (шлифуется, спиливается, заваривается), на его место набивается другой.
Если даже автомашина угнана под заказ, преступники не исключают возможности получить с автовладельца деньги. Они звонят потерпевшему и предлагают вернуть автомашину. Если автовладелец соглашается на выкуп, оговаривается сумма. Пока потерпевший собирает деньги на возврат автомашины, преступники перегоняют его автомобиль заказчику. Наконец деньги найдены, и стороны назначают место встречи, во время которой бандиты забирают у жертвы деньги и исчезают. Таким образом, автовладелец теряет все. Следует учитывать, что такой возможностью могут воспользоваться и другие преступники, не имеющие никакого отношения к угнанному автомобилю.
Техпаспорт или другие документы на ранее приобретенные и не подлежащие дальнейшей эксплуатации автомашины преступники также используют для облегчения их сбыта. Располагая подобными документами, преступники чаще всего на похищенной автомашине механическим путем изменяют идентификационные номера и продают ее.
По поддельным документам автомобили обычно регистрируются в других регионах страны, на подставных лиц, у которых преступники покупают или берут под каким-либо предлогом на время паспорт. В дальнейшем автомашины перепродаются по доверенностям, оформленным от имени этих же лиц.
Для легализации и сбыта похищенной автомашины преступники нередко используют коммерческие организации, имеющие право осуществлять сделки купли-продажи автомашин. Причем сбыт транспорта может осуществляться как с ведома руководителей данных коммерческих структур, так и без него. Поскольку, преследуя цель получения дополнительной прибыли с продажи, такого рода организации не заинтересованы в документальной проверке оформляемого транспорта.
Каждая седьмая кража автомашины совершается с целью полного демонтажа и реализации в виде запчастей. Похищение автомобилей на запчасти сопряжено с гораздо меньшим риском, чем угон под заказ. Снимаются проблемы с регистрационными документами и постановкой автомобиля на учет, меньше в таком процессе находится и требующих оплаты людей. Такие кражи, как правило, региональные, их совершают небольшие группы, составом в три - пять человек. Автомашина перегоняется на небольшое расстояние, в заранее подготовленное укрытие, в качестве которого могут использоваться как собственные, так и арендуемые гаражи, платные автостоянки, ремонтные мастерские, территории предприятий, отдаленные участки местности, где происходят разборка автомашины и изменение внешнего вида некоторых деталей. Такой автомобиль уже нигде не всплывет, можно обнаружить лишь некоторые его части. Однако есть тут и свои минусы. Разобранная на запчасти машина продается не сразу. Даже если на какие-то запчасти уже имеется покупатель, львиная доля ворованных деталей все же разойдется очень и очень не скоро. Реализация автозапчастей осуществляется через продавцов автомагазинов, предприятия технического обслуживания автомобилей, на территории автостоянок и рынках автозапчастей. Неизбежны здесь и потери. От некоторых деталей ворам приходится избавляться.
Как правило, кражи машин на запчасти тесно связаны с деятельностью конкретных автосервисов или магазинов подержанных автозапчастей, работники которых если сами не выступают в роли похитителей, то зачастую делают на кражу заказ.
В целях обнаружения автомобильных воров, привлечения их к уголовной ответственности за хищение автотранспортных средств органы внутренних дел вынуждены проводить комплекс масштабных, долговременных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием негласных средств и методов, оперативно-техническим наблюдением за лицами, подозреваемыми в совершении краж автомашин; фиксацией их контактов с угонщиками, перегонщиками; добыванием иных фактических данных, свидетельствующих об их причастности к изъятию или сбыту автомашины и т. п., при этом в силу низкого технического обеспечения органов внутренних дел, недостаточной профессиональной подготовки сотрудников и ряда иных просчетов и упущений в деятельности подразделений, осуществляющих борьбу с незаконным завладением автотранспортом, завершить изобличение таких преступников не всегда удается. Иными словами, на практике преодолеть недостатки уголовного законодательства и добиться справедливой ответственности для виновных в совершении рассматриваемых преступлений стало зачастую невозможно.
До сих пор остаются неразрешенными проблемы взаимодействия между службами и подразделениями ОВД в выявлении и разоблачении преступных групп, специализирующихся на хищениях автомобилей. Плохо налажен обмен оперативно значимой информацией.
В настоящее время высказываются различные предложения относительно повышения эффективности борьбы с кражами автотранспорта.
Прежде всего предлагаются поправки в действующее законодательство по усилению уголовной ответственности за преступные посягательства на автотранспорт.
Название документа