Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть бытовых потребителей

(Блинкова Е. В., Повная М. В.) ("Гражданское право", 2009, N 2) Текст документа

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СНАБЖЕНИЯ ТОВАРАМИ ЧЕРЕЗ ПРИСОЕДИНЕННУЮ СЕТЬ БЫТОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Е. В. БЛИНКОВА, М. В. ПОВНАЯ

Блинкова Елена Викторовна, главный редактор журнала, доктор юридических наук, профессор.

Повная Марина Владимировна, адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

В статье рассматриваются проблемы определения системы гражданско-правового регулирования снабжения товарами через присоединенную сеть бытовых потребителей. На основе анализа нормативных актов различной юридической силы, имеющих объектом правового регулирования отношения по снабжению товарами через присоединенную сеть, авторы предлагают собственную систему правового регулирования договорных отношений снабжающих организаций с абонентами - бытовыми потребителями <*>. -------------------------------- <*> Ключевые слова: энергоснабжение, снабжение товарами через присоединенную сеть, защита прав потребителей, бытовое потребление.

The article deals with the problem of determination of the system of civil-law regulation of supply of goods through the attached network, the authors propose their own legal regulation of contractual relations of supplying organizations and subscribers - residential consumers <**>. -------------------------------- <**> Blinkova E. V., Povnaia M. V. Civil-law regulation of supply of goods through attached network of residential consumers.

Жизнеобеспечение населения является основной, а в условиях современного состояния экономики страны - одной из острейших проблем Российского государства. Энергетический кризис, поразивший отдельные субъекты Российской Федерации, катастрофическое состояние жилищно-коммунального хозяйства, снижение качества снабжения населения и промышленности электрической и тепловой энергией, горячей и питьевой водой, газом негативно влияют на состояние здоровья людей, уровень их санитарно-эпидемиологического благополучия, степень благоустройства жилищного фонда и городской среды, стабильность работы коммунально-бытовой сферы и промышленных предприятий <1>. -------------------------------- <1> См.: Блинкова Е. В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации: Монография. М., 2005. С. 3.

Отношения по снабжению электрической и тепловой энергией, горячей и питьевой водой, газом промышленных предприятий, коммунально-бытовых служб и населения опосредуются договорами снабжения через присоединенную сеть, которые используются как правовые инструменты рыночной организации снабжающей промышленности. Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего национального законодательства). В ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 г. (далее - ГК РФ) в отличие от Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. установлено, что понятие "гражданское законодательство" отныне включает в себя только Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Часть 3 ст. 3 ГК РФ допускает, что гражданские правоотношения могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Кодексу и иным законам. Также Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ, федеральных законов и указов Президента России вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (ч. 4 ст. 3 ГК РФ). В случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами (указами Президента России и постановлениями Правительства РФ), министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права. Таким образом, гражданско-правовые нормативные акты, которые ранее охватывались понятием гражданского законодательства, теперь можно поделить на несколько категорий в зависимости от того, какое основание положено в основу классификации. По своей юридической силе они распределяются на три группы: 1) гражданско-правовые нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу, - гражданское законодательство (ГК РФ и иные федеральные законы); 2) гражданско-правовые нормативные акты, носящие подзаконный характер, - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; 3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств). Гражданский кодекс Российской Федерации впервые комплексно урегулировал отношения по снабжению электрической и тепловой энергией через присоединенную сеть, определив их порождающий договор энергоснабжения как разновидность купли-продажи (§ 6 гл. 30 ГК РФ). Другие ресурсы (товары), такие, как газ, нефть, нефтепродукты и вода, вынесены за пределы отношений энергоснабжения, хотя, как указывает п. 2 ст. 548 ГК РФ, правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Анализ специальных нормативных актов показывает, что регулирование обязательств по снабжению через присоединенную сеть иными товарами отходит от правил, установленных Гражданским кодексом РФ. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации в п. 10 устанавливают, что "отношения, не урегулированные настоящими Правилами, с учетом дополнительных требований, предусматривающих местную специфику и особенности пользования системами водоснабжения и канализации, определяются договором между сторонами в соответствии с общими положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации". Таким образом, специальный акт ограничивает субсидиарное применение иных норм гражданского права к отношениям водоснабжения и водоотведения общими положениями о купле-продаже, что позволяет некоторым авторам относить водоснабжение к ее видам. Однако § 6 гл. 30 ГК РФ также содержит указание на регулирование интересующих нас отношений. Часть 2 ст. 548 ГК РФ указывает, что "к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть... водой... правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства". Следует отметить, что предметом регулирования указанного параграфа является самостоятельный вид купли-продажи - энергоснабжение, в качестве которого выступает снабжение абонентов электрической и тепловой энергией, т. е. непосредственно отношения по снабжению водой не охвачены. Подобный способ субсидиарного применения к некоторым отдельным видам договора купли-продажи правил, регулирующих другие виды договора купли-продажи, в гл. 30 ГК РФ не единственный. Так, к отношениям по договору контрактации, не урегулированным нормами, содержащимися в § 5 гл. 30 ГК РФ "Контрактация", применяются правила о договоре поставки (п. 2 ст. 535); правила, регулирующие продажу недвижимости, применяются к продаже предприятия постольку, поскольку иное не предусмотрено нормами о договоре продажи предприятия (п. 2 ст. 549 ГК РФ). Данный способ вводит некоторых авторов в заблуждение, что соответствующие договоры не являются отдельными видами договора купли-продажи, а представляют собой разновидности (или подвиды) других видов договора купли-продажи (к примеру, контрактация - разновидность договора поставки; продажа предприятия - разновидность договора продажи недвижимости и т. п.) <2>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <2> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 2-е изд., испр. М., 1999. С. 50; Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1997. С. 11 - 12 (автор главы - Н. И. Клейн).

Подобная иерархия норм является лишь приемом законодательной техники, поскольку единого критерия для выделения видов купли-продажи нет: розничная купля-продажа выделяется в силу специального субъекта, продажа недвижимости - специального объекта, а водоснабжение - в силу как специального субъекта (организации водопроводно-канализационного хозяйства, так и объекта (воды) и способа исполнения (через присоединенную сеть)). Однако указанный прием не исключает установленный гражданским законодательством принцип верховенства специальных норм по отношению к общим. Возникает вопрос, применяются ли нормы об энергоснабжении к договорным отношениям водоснабжения, если п. 10 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации отсылает непосредственно к общим положениям о купле-продаже. Мы утвердительно отвечаем на данный вопрос, поскольку считаем отношения по централизованному снабжению товарами (ресурсами) через присоединенную сеть родственными между собой. Использование законодателем модели договора энергоснабжения является таким же приемом законодательной техники. Целесообразно было бы в ГК РФ урегулировать общую модель такого договора, применимую для отношений по снабжению абонентов электрической и тепловой энергией, газом, водой, нефтью, нефтепродуктами и другими товарами, но пока этого не сделано, к отношениям водоснабжения применяются правила об энергоснабжении. Следовательно, в настоящее время приоритет в применении сначала имеют нормы Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, затем нормы об энергоснабжении (§ 6 гл. 30 ГК РФ) и только потом общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК РФ). Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162, устанавливают, что договор поставки газа должен соответствовать требованиям § 3 гл. 30 ГК РФ "Поставка товаров" (п. 5) <3>. Этим самым, учитывая положения п. 2 ст. 548 ГК РФ, в принципе исключается возможность применения к указанным правоотношениям норм ГК РФ о договоре энергоснабжения. Такой подход к регулированию отношений, связанных со снабжением газа через присоединенную сеть, вызывает серьезные возражения с точки зрения целесообразности субсидиарного применения к ним норм ГК РФ, регламентирующих договор поставки, вместо правил о договоре энергоснабжения. Ведь по своему содержанию положения, содержащиеся в Правилах поставки газа, представляют собой, по сути, детализацию правил ГК РФ о договоре энергоснабжения. Кроме того, применение к указанным правоотношениям норм ГК РФ о договоре поставки может вызвать немало проблем. Например, непонятно, как к этим правоотношениям должны применяться нормы ГК РФ об обязанности поставщика, допустившего недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (ст. 511); о взыскании с поставщика договорной неустойки за недопоставку товаров нарастающим итогом до фактического исполнения обязательств в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки (ст. 521); об обязанности покупателя в определенных случаях принять поставленный товар на ответственное хранение (ст. 514); о правомочиях покупателя в случае поставки ему товаров ненадлежащего качества и, в частности, о праве покупателя требовать замены поставленного товара (ст. 475, 518) и некоторые другие. Более логично было бы допустить субсидиарное применение к правоотношениям, складывающимся при снабжении газом через присоединенную сеть, правил ГК РФ о договоре энергоснабжения. Однако подобный прием практически невозможен. Следовательно, п. 2 ст. 548 ГК РФ дозволяет иначе регулировать отношения по снабжению газом через присоединенную сеть, чем это установлено ст. 539 - 547 ГК РФ, но полностью исключать действие их специальные нормы не могут, равно как изменять видовую принадлежность снабжения газа через присоединенную сеть, иначе положения п. 2 ст. 548 ГК РФ становятся бесполезными, что допустить невозможно. Ранее, когда действовали Правила поставки газа потребителям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. N 1445, в юридической литературе высказывались сомнения относительно возможности применения указанных Правил. Так, по мнению Н. И. Клейн, поскольку Правила поставки газа были утверждены до введения в действие части второй ГК РФ, то они "подлежат применению, во-первых, в части, не противоречащей ГК РФ, а во-вторых, к отношениям по поставкам газа не через присоединенную сеть. Вместе с тем в Правила включены нормы, касающиеся отношений по снабжению газом через присоединенную сеть. Такие нормы Правил применимы к договору снабжения газом через присоединенную сеть в части, не противоречащей ГК" <4>. Другие авторы высказывали мнение о том, что "правовая оценка соотношения норм, содержащихся в ГК РФ (о договоре энергоснабжения) и в Правилах поставки газа, должна основываться прежде всего на положениях п. 2 ст. 548 ГК РФ, в соответствии с которым правила о договоре энергоснабжения подлежат применению к отношениям, связанным со снабжением газом через присоединенную сеть, напротив, только в тех случаях, когда иное не установлено законом, иными правовыми актами (к числу которых относятся и постановления Правительства РФ) или не вытекает из существа обязательства. Иными словами, Правила поставки газа потребителям Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. имели приоритет перед нормами ГК о договоре энергоснабжения" <5>. -------------------------------- <3> См.: Ращевский Е. С. Частноправовые вопросы регулирования газоснабжения // Законодательство. 2001. N 4. С. 44 - 54; Филиппова М. К. Договор снабжения электрической и тепловой энергией: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 1998. N 10/11. С. 156 - 164; Яхонтова А. А. Правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации (гражданско-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. <4> Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций. М., 1998. С. 131. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <5> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 137 - 138.

Имея отличное назначение и разную физическую природу, указанные материальные блага могут быть объединены в одну группу на основании единого наиболее эффективного и используемого в данном случае способа доставления их потребителям - через присоединенную сеть, а договоры, оформляющие отношения по передаче их, уже значительное время в специальной литературе именуются договорами снабжения товарами через присоединенную сеть. Все это свидетельствует о необходимости установления в гражданском законодательстве единой (модельной) юридической конструкции договора снабжения ресурсами через присоединенную сеть для снабжения энергией, газом, паром, теплом, питьевой водой, нефтью и нефтепродуктами, другими товарами для промышленных и бытовых нужд. Тем более такой опыт у законодателя уже был (Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099) и есть (Правила предоставления гражданам коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, которые единообразно регулируют отношения по снабжению электрической и тепловой энергией, горячей и питьевой водой, газом бытовых потребителей). Правила предоставления гражданам коммунальных услуг регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Здесь же следует рассмотреть вопрос, применяются ли нормы § 2 гл. 30 ГК РФ о розничной купле-продаже, поскольку отношения по снабжению товарами через присоединенную сеть бытового потребителя в принципе обладают теми же признаками: специальный субъектный состав, когда на стороне продавца всегда выступает коммерческая организация или гражданин-предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (для непосредственного потребления), а на стороне покупателя - гражданин, вступающий в отношения для удовлетворения своих личных бытовых нужд. Правила предоставления коммунальных услуг были разработаны в целях упорядочения деятельности хозяйствующих субъектов в сфере предоставления коммунальных услуг с целью защиты прав потребителей на основе Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", который, в свою очередь, применяется к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным § 2 гл. 30 ГК РФ. Следует напомнить, что § 6 гл. 30 ГК РФ регулирует отношения по энергоснабжению как абонентов, использующих энергию в предпринимательских целях, так и физических лиц для бытового потребления, причем ни в одной статье указанного параграфа не указано, что к ним применяются правила о розничной купле-продаже. Анализ положений, установленных § 2 гл. 30 ГК РФ, показывает, что ничего нового, применимого для отношений снабжения товарами через присоединенную сеть, он не устанавливает. Следовательно, регулирование договорных отношений снабжающих организаций с абонентами - бытовыми потребителями исчерпывается Правилами предоставления коммунальных услуг и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Название документа