Некоторые вопросы по информационному обеспечению в области транспортной безопасности

(Дмитриев С. А.)

("Транспортное право", 2009, N 2)

Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С. А. ДМИТРИЕВ

Дмитриев С. А., заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора, старший советник юстиции.

Защита интересов пассажиров от актов незаконного вмешательства, в т. ч. террористических актов, иных факторов, угрожающих безопасности движения, является важнейшей задачей государства, перевозчиков и владельцев транспортной инфраструктуры.

Реализацией разработанной Минтрансом России Государственной концепции обеспечения транспортной безопасности России стал Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", одной из задач которого является информационное обеспечение в области транспортной безопасности.

В соответствии со ст. 11 указанного Закона должна быть создана единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, которая состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.

Как указано в Законе, такие базы формируются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок, железнодорожных перевозок в дальнем следовании, международных перевозок морским, внутренним водным и автомобильным транспортом, а также перевозок железнодорожным, морским, внутренним водным и автомобильным транспортом по отдельным маршрутам, определенным Правительством Российской Федерации.

Персональные данные о пассажирах передаются в автоматизированные централизованные базы субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, федеральными органами исполнительной власти, иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Так, в силу новой редакции ст. 85.1 Воздушного кодекса РФ (в ред. ФЗ от 04.12.2007 N 326-ФЗ, вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования) в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках - также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Порядок передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в указанные выше автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах устанавливается Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что ч. 5 ст. 11 Закона о транспортной безопасности требует при оформлении проездных документов (билетов) и передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах сообщения сведений, касающихся не только даты поездки, пунктов отправления и назначения, вида маршрута следования (беспересадочный, транзитный), но и полного отражения фамилии, имени, отчества пассажира, даты и места его рождения, с указанием вида и номера документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет).

Вместе с тем действующий в настоящее время перечень необходимых сведений о пассажире в целях оформления проездных документов (билетов) на железнодорожном и воздушном транспорте не в полной мере отвечает требованиям указанного Закона.

Так, в соответствии со ст. 82 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездным документом (билетом), форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Приказом Министерства транспорта РФ от 23 июля 2007 г. N 102 "Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте" (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2007 N 10025) предусмотрено, что, кроме прочих обязательных требований, связанных с перевозкой пассажира (дата поездки, пункты отправления и назначения, номер вагона и место, вид маршрута следования и др.), в проездном документе (билете) сведения о пассажире ограничены информацией о фамилии, имени, отчестве (или инициалами), наименованием, серией и номером документа, удостоверяющего личность.

В соответствии со ст. 105 Воздушного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 314-ФЗ) билет пассажира является перевозочным документом, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

Оформление перевозочных документов (билетов) пассажирам на авиарейсы производится на основании Приказа Министерства транспорта РФ от 8 ноября 2006 г. N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" (зарегистрирован в Минюсте России 24 января 2007 г. N 8835) и Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2007 г. N 10186), в соответствии с которыми в билет вносятся следующие сведения о пассажире: для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения, предусмотренные международными нормами.

Статья 11 Закона о транспортной безопасности подчеркивает, что субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик иностранного государства, являющиеся собственниками транспортного средства, которое выполняет международные перевозки пассажиров в Российскую Федерацию, из Российской Федерации и (или) через территорию Российской Федерации, либо использующие его на иных законных основаниях, обеспечивают передачу данных, содержащихся в проездных документах (билетах), в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", настоящим Федеральным законом, если международными договорами Российской Федерации не установлено иное.

Особо отмечается, что информационные ресурсы единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности являются информацией ограниченного доступа, порядок предоставления которой, а также формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах устанавливается Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением порядка передачи сведений, предусмотренных настоящей статьей, в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта.

Очевидно, что на Министерство транспорта РФ, а также на другие министерства и ведомства, в т. ч. МВД и ФСБ России, возложена сложная задача по созданию единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности.

В то же время в качестве положительного примера функционирования автоматизированной базы персональных данных о пассажирах можно назвать эффективно действующий программно-технический комплекс (ПТК) "Розыск-Магистраль", который введен в действие в органах внутренних дел на транспорте на основании Приказов МВД России от 1 декабря 1999 г. N 980 "О мерах по совершенствованию деятельности автоматизированной информационной системы в органах внутренних дел на транспорте" и от 22 декабря 1999 г. N 1070 "О внедрении программно-технического комплекса "Розыск-Магистраль" в органах внутренних дел на транспорте", а также указаний МВД России от 12 января 2004 г. N 1/144 и ГУВДТиС МВД России от 11 декабря 2003 г. N 14/4409.

Предоставление ОАО "РЖД" информации о пассажиропотоке в порядке и объеме, необходимом для осуществления оперативно-розыскной деятельности УВД на транспорте, осуществляется на основании Соглашения между МПС России и ГУВДТиС МВД России от 12 августа 2003 г. "Об информационном обслуживании подразделений транспортной милиции", а также Соглашения об информационном взаимодействии между ГУВДТиС МВД России и ИВЦ Московской железной дороги от 4 сентября 2003 г.

Доступ правоохранительных органов как внешних пользователей к информационным ресурсам ОАО "РЖД" осуществляется также в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 14 декабря 2004 г. N 3808р "О предоставлении доступа к информационным ресурсам ОАО "РЖД".

Информацию о пассажиропотоке на железнодорожном и воздушном транспорте центры оперативно-розыскной информации криминальной милиции (ЦОРИ КМ) УВДт получают по закрытым электронным каналам связи из аналогичного подразделения Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России.

Порядок деятельности центров оперативно-розыскной информации криминальной милиции (ЦОРИ КМ) как специализированных подразделений при УВД на транспорте по применению программно-технического комплекса "Розыск-Магистраль" на основе автоматизированных информационных систем и их взаимодействие с другими подразделениями УВДт регулируются Типовой инструкцией по организации работы подразделений органов внутренних дел на транспорте при выявлении лиц, представляющих оперативный интерес, с использованием ПТК "Розыск-Магистраль" (приложение к Приказу МВД России от 22 декабря 1999 г. N 1070).

В Юго-Восточном УВДт ПТК "Розыск-Магистраль" введен в эксплуатацию 1 августа 2004 г. В настоящее время информационный массив о пассажиропотоке составляет 71931110 записей. В 2007 г. с его использованием разыскано 53 человека, находившихся в межгосударственном розыске (2004 г. - 21), 922 - в федеральном и местном розыске (2004 г. - 318). Таким образом, за время функционирования ПТК "Розыск-Магистраль" в Юго-Восточном УВДт эффективность розыскной деятельности возросла в 2,8 раза.

В то же время существуют серьезные трудности в получении персональных данных о пассажирах от перевозчиков.

Так, если с ОАО "РЖД" как единственным ж/д перевозчиком в РФ вопросы о передаче персональных данных пассажиров решены и в правовом, и в практическом плане, то в сфере воздушного транспорта в связи с большим числом авиаперевозчиков, в т. ч. зарубежных, эту задачу решить гораздо сложнее.

Например, из числа действующих в России предприятий, занимающихся системой бронирования авиабилетов, лишь ОАО "Сирена-Тревол" согласно заключенному Соглашению предоставляет в Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России персональные данные пассажиров тех авиакомпаний, с которыми на договорной основе она работает.

Вместе с тем согласно ст. 105 Воздушного кодекса РФ по требованию органов внутренних дел перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо обязано передать электронный перевозочный документ пассажира по информационно-телекоммуникационной сети или на материальных носителях либо представлять в виде выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

Таким образом, нормативно-правовые акты Министерства транспорта РФ, других министерств и ведомств, на которые возложены задачи по обеспечению транспортной безопасности, включая создание и функционирование единой государственной информационной системы, автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, следует привести в соответствие с Федеральным законом "О транспортной безопасности".

Название документа