О значении медико-криминалистической экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях

(Федосюткин Б. А.)

("Адвокат", 2009, N 4)

Текст документа

О ЗНАЧЕНИИ МЕДИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПО ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Б. А. ФЕДОСЮТКИН

Федосюткин Б. А., кандидат медицинских наук, специалист экспертного центра "Стратегия".

Расследование причин катастроф транспортных средств нередко затруднено из-за больших объемов экспертных действий специалистов и организационных сложностей. Век автомобилизации делает все более доступными для личного пользования различные марки и модели автомобилей с невероятным количеством индивидуальных особенностей (по форме и размеру кузова, салона и дополнительных деталей его интерьера - руль справа или слева, подушки безопасности, ремни, навигаторы и целый ряд других "наворотов"). Эксперты-автотехники даже не всегда успевают отследить официальные технические данные о появляющихся на рынке новых моделях, а в момент аварии или катастрофы любая деталь машины может оставить след на теле человека и требует идентификации.

Все больше водителей ездят ежедневно круглый год, по квалификации приближаясь к водителям-профессионалам. Не только опыт вождения, но и состояние водителя за рулем может стать причиной ДТП. Все эти сведения должны быть учтены, изучены и логично выстроены при расследовании уголовных и гражданских дел, в которых фигурирует транспортное средство.

Иногда по уголовным делам, связанным с гибелью людей в автокатастрофах, спустя некоторое время вдруг возникает новый важный вопрос - а кто же управлял транспортным средством? В своих показаниях оставшиеся в живых участники автокатастрофы предпринимают попытку выйти из создавшейся ситуации с меньшими потерями, поменяв местами кого-либо из погибших пассажиров и водителя. Причем такая ситуация нередко осложняется отсутствием комплексного анализа и оценки динамики всего механизма как поведения автомобиля в конкретных дорожных условиях, так и повреждений на одежде и теле пассажиров в его салоне.

На практике процедура расследования таких ДТП многоступенчатая. Первичный осмотр места происшествия и транспортного средства, составление протоколов выполняют работники ГИБДД. Затем автомобиль исследуют криминалисты-автотехники. Раненых срочно доставляют на лечение в медицинские учреждения. Труп исследуют судебно-медицинские эксперты. Следователь проводит допросы участников ДТП и свидетелей. В итоге получается весьма длительный процесс, на протяжении которого на стол следователю поступает много разноплановых документов, из объективно зафиксированного содержания коих необходимо, последовательно сопоставив телесные повреждения у каждого пострадавшего с динамикой поведения автомобиля и следами на нем от телесных повреждений, решить поставленный вопрос. В нашей практике было несколько сложных экспертиз, когда приходилось собирать различные дополнительные документы и выяснять у специалистов определенные вопросы, чтобы сопоставить телесные повреждения с их отображением на или в автомобиле.

Обстоятельства, о которых идет речь, лучше всего подтверждаются разбором случаев из практики.

Так, в ходатайстве адвоката П. указано, что в конце мая 2003 г. примерно в 2 часа ночи на автодороге Тула - Одоев произошла автокатастрофа - опрокинулся автомобиль ВАЗ-2107, которым по доверенности обычно пользовался гр-н Т. Однако в эту ночь он вместе со своей невестой посетил загородное кафе, употребил спиртные напитки, находился в состоянии алкогольного опьянения и был не в состоянии управлять автомобилем. Поэтому он разложил правое переднее (пассажирское) сиденье, сказал, что через пару часов проспится, лег и уснул. Очнулся, когда автомобиль уже перевернулся на крышу, внутри салона. С ним весь вечер находилась его невеста, гр-ка Л., которая, не имея прав на управление автомобилем, но владея навыками вождения, самовольно села за руль, благо ключи были в замке зажигания, и поехала домой. В процессе движения она не справилась с управлением, и на правом повороте дороги произошел съезд машины на большой скорости в левый кювет с опрокидыванием в положение "на крышу". Проснувшись, Т. выбил ногами правую переднюю дверь, вылез из автомобиля и вытащил находившуюся в бессознательном состоянии Л., пытался оказать ей первую помощь. Затем по мобильному телефону сообщил родственникам о происшествии, попросил вызвать скорую медицинскую помощь, специалисты которой, прибыв на место, констатировали смерть Л. Автомобиль ВАЗ-2107 в ту же ночь был перевезен без должного осмотра на месте происшествия, и его обследование проводилось отдельно.

По данному уголовному делу было проведено несколько автотехнических и судебно-медицинских экспертиз. Если при первичном судебно-медицинском исследовании трупа Л. в выводах отмечена в вероятной форме возможность нахождения в момент происшествия погибшей на месте водителя, то в заключении судебно-медицинской комиссии (через семь месяцев!) однозначно указано, что она находилась на переднем пассажирском сиденье, а Т. - за рулем.

Однако этот вывод вызывал сомнение, так как детально исследованный в автотехнических экспертизах механизм поведения автомобиля на каждом этапе происшествия практически никак не сопоставлен с зафиксированными повреждениями у Т. и Л., находившихся в момент аварии в салоне автомобиля, и, следовательно, не является обоснованным (доказанным).

Для комплексной медико-автотехнической экспертизы были поставлены следующие вопросы.

1. Имеются ли какие-нибудь дополнительные данные в представленных материалах, не учтенные при формировании окончательного вывода в заключении комиссионной судебно-медицинской экспертизы, о том, кто конкретно находился за рулем автомобиля в момент совершения ДТП?

2. Какие характерные группы телесных повреждений обнаружены при судебно-медицинском исследовании трупа и как их возникновение в динамике соответствует следам в салоне автомобиля применительно к механизму (этапам) движения автомобиля в процессе переворачивания вплоть до полной остановки в положении "вверх колесами": а) если она находилась за рулем; б) если она находилась в качестве пассажира справа спереди?

3. Каков механизм образования телесных повреждений у гр-на Т., если допустить, что: а) он находился за рулем; б) он находился в качестве пассажира справа спереди в положении лежа на разложенном анатомическом сиденье?

4. Кто управлял автомобилем ВАЗ-2107 в момент совершения ДТП?

Детальное изучение и анализ материалов уголовного дела показал следующее.

1. В выводах заключения эксперта-автотехника указано: "Механизм опрокидывания автомобиля ВАЗ-2107... перед съездом в кювет автомобиль... двигался по своей полосе движения (правыми колесами по обочине) в сторону пгт Одоев, а затем изменил направление своего движения - стал пересекать проезжую часть в сторону левого кювета; после съезда в левый кювет автомобиль, задев левой боковой стороной растущий кустарник и оперевшись на левый передний нижний угол кузова...".

Начало данного механизма можно принять за основу, однако существенно дополнив его имеющимися идентификационными и другими объективно зафиксированными данными. Так, на схеме к акту осмотра места ДТП обозначено, что начало следа торможения находится сразу после прохождения автомобилем правого поворота дороги. Данное обстоятельство отмечено в заключении, но не использовано при формулировании вывода. Затем на схеме обозначены следы торможения всех четырех колес длиной до 45 м, что соответствовало бы скорости в пределах 80 км/час. Однако в наших условиях автомобиль еще имел кинетическую энергию для съезда в кювет, бокового скольжения по кустам и деревьям, удара передом в рыхлый грунт (а не оперевшись), встать "на попа", перевалиться на крышу и развернуться на крыше юзом (на 180 градусов в направлении против часовой стрелки), остановившись передом в сторону первоначального движения. Следовательно, скорость движения была более 80 км/час, а кратковременная потеря управляемости сразу же после проезда правого поворота могла быть обусловлена как ослеплением светом фар встречного автомобиля, так и неуверенным прохождением поворота на большой скорости, и съездом на правую обочину (водитель "зацепил" обочину), и попыткой резко выправить создавшееся положение.

Кроме того, в протоколе осмотра места происшествия зафиксировано: "...В левом кювете имеются выбоины по почве, повреждения в виде сколов на деревьях общей площадью 7,4 м x 4,7 м...". Следовательно, сколы на деревьях (сколько, их размеры, характеристики выбоин на почве и проч. не указаны) свидетельствуют о достаточно сильных ударах боковой левой поверхностью и передней стойкой автомобиля ВАЗ-2107. Следы ДТП на автомобиле и в его салоне зафиксированы в протоколе осмотра транспортного средства. Осмотр проводился вне места происшествия: "Деформировано: капот, крыша, правое, левое передние крылья, дверь передняя правая, передняя левая, задняя левая дверь, бампер передний. Разбито: лобовое стекло переднее, заднее стекло, ветровое стекло левой передней двери, два зеркала заднего вида, декоративная решетка, наличие следов на транспортном средстве: сгустки крови на передней стойке левой стороны, на правом солнцезащитном козырьке, на крыше земля... Размер шин: передние 175 x 70 x 13, задние 195 x 50 x 15... Состояние рулевого управления: рулевая колонка погнута".

При дополнительном осмотре спустя две недели отмечено: "... Деформирована правая передняя дверь. Деформирован правый порог... На левой стойке имеются наслоения древесины и вещества бурого цвета, которое изъято и надлежащим образом упаковано. На внутренней части передней левой двери наслоение вещества бурого цвета. На обшивке потолка наслоение вещества бурого цвета, обшивка изъята, упакована надлежащим образом". Однако не отмечены следы трас (царапин), их размеры, направление и т. д.

Таким образом, в данном разделе были приведены существенные данные из имеющихся материалов, которые не учтены при формировании выводов комиссионной экспертизы. К ним следует отнести:

- отсутствие повреждений ветрового стекла правой передней двери;

- сгустки крови на передней левой стойке;

- повреждение рулевой колонки (при отсутствии деформации рулевого колеса);

- наслоения древесины на передней левой стойке кузова;

- скорость движения и другие дополнительные обстоятельства механизма ДТП.

2. Сведения о телесных повреждениях нами использованы из основного первичного документа - акта судебно-медицинского исследования трупа Л., при этом они сгруппированы применительно к этапам механизма ДТП: а) съезд в левый кювет и контакт с кустами и деревьями на площади 7,4 x 4,7 м; б) удар передним бампером о рыхлый грунт и подъем автомобиля в вертикальное положение ("на попа"); в) переворот вперед на крышу; г) вращение на 180 градусов в направлении против часовой стрелки и скольжение на крыше до полной остановки.

А. "...Начиная от мочки левого уха по ходу нижней челюсти с переходом на боковую переднюю поверхность шеи слева рана с относительно ровными острыми краями, с обнажением подкожно-жировой клетчатки 0,8 x 9 см. На подбородке слева с переходом на область нижней челюсти скальпированная рана с расхождением краев 1,5 см длиной 4,5 см, из раны извлекаются фрагменты коры дерева, рана уходит на глубину в области угла нижней челюсти на 1 см... На боковой поверхности шеи слева множественные ссадины полулунной формы с отходящей надкожицей, на фоне ссадины множественные подкожные кровоизлияния фиолетового цвета. Ссадины идут параллельно друг другу на расстоянии 0,4 см. На передней поверхности шеи с переходом на правую боковую поверхность шеи множественные раны с неровными рваными краями... на общей площади 2 x 5,5 см. В проекции левого плечевого сустава два багрово-синюшных кровоподтека неопределенной формы с нечеткими границами, на фоне которых подкожные кровоизлияния... линейной формы параллельно друг другу с косогоризонтальным направлением на расстоянии друг от друга 0,3 см... На передней поверхности грудной клетки в проекции тела грудины циркулярно расположенные голубоватые кровоподтеки, размерами 0,8 x 4 см каждый, на фоне их подкожные фиолетовые кровоизлияния, общая площадь в диаметре 9 см. По ходу левой ключицы линейные ссадины под светлой коркой, параллельные, косогоризонтальные... 0,3 см друг от друга. На животе по средней линии и по левой боковой поверхности множественные линейные ссадины, аналогичные вышеописанным. В мягких тканях шеи кровоизлияния по ходу вышеописанных ран...".

Таким образом, очевидно, что данные телесные повреждения образовались при скользящем движении: из них раны на левой стороне лица и шеи от осколков разбитого левого ветрового стекла двери (фрагментов левого наружного зеркала заднего вида) и контакта с деревом и, затем, с левой передней стойкой. Параллельные ссадины в области повреждений данной группы свидетельствуют о воздействии твердых тупых предметов неопределенной формы в движении. Можно полагать, что циркулярные кровоподтеки в области грудины являются отпечатком центральной части рулевого колеса.

Б, В. "...В мягких тканях головы соответственно правой теменно-затылочной области разлитое кровоизлияние темно-красного цвета на уровне подкожно-жировой клетчатки и апоневроза с отеком мягких тканей... Кости свода и основания черепа целы... В мягких тканях шеи по задней поверхности кровоизлияния на уровне второго-третьего шейных позвонков... Сломаны тела второго-третьего шейных позвонков. На передних поверхностях тел позвонков имеются участки выкрашивания и растрескивания компактного и смятия подлежащего губчатого вещества... На боковых поверхностях тел позвонков линии переломов крупнозубчатые, края несопоставимы... Перелом ребер справа по передней подмышечной линии 1 - 5. Переломы ребер однотипны: на наружной поверхности линии переломов поперечные, края ровные, плотно сопоставимые... На внутренней поверхности линии переломов косопоперечные с крупнозазубренными краями и мелкими отщеплениями... По задней подмышечной линии сломаны два-три ребра с аналогичными признаками сжатия на наружных и растяжения на внутренних поверхностях. Перелом ребер слева по околопозвоночной линии с первого по четвертое ребро, переломы однотипны: на наружной (задней) поверхности линии переломов косопоперечные, крупнозубчатые с выкрашиванием, на внутренней поверхности линии переломов поперечные с хорошо сопоставимыми краями. По передней подмышечной линии слева сломано третье ребро... перелом по своему характеру аналогичен вышеописанным... Имеется перелом левой ключицы в средней трети, полный косопоперечный. На передней (наружной) поверхности линия перелома... извилистая, края плотно сопоставимы...".

Таким образом, очевидно, что данные повреждения образовались в статическом положении, когда голова и верхняя часть туловища были внезапно прижаты в левый верхний отдел салона автомобиля во время его переворота "на попа" и последующего падения на крышу. От пересгибания головы к туловищу произошел компрессионный перелом тел шейных позвонков, и, соответственно, при упоре на заднюю поверхность плечевого пояса - перелом от сдавления ребер спереди и сзади, что четко прослеживается по линиям переломов (характерных для определения мест воздействия силы)... Учитывая значительную кинетическую энергию удара автомобиля о рыхлый грунт, в салоне грудью была деформирована рулевая колонка кпереди (хотя рулевое колесо осталось целым.). Поэтому отпечаток центра рулевого колеса мог образоваться на первых трех этапах.

Г. В момент вращения автомобиля в положении "на крыше вверх колесами" в направлении против часовой стрелки трудно определить возникновение характерных телесных повреждений у лиц, находившихся в салоне, да оно и маловероятно. Однозначно можно только утверждать, что под действием центробежной силы тело водителя могло переместиться уже на ровной обшивке потолка в правую часть (место пассажира), о чем свидетельствуют натеки крови в этой области из еще кровоточащих ран (в стадии агонии) и наличие следов крови на одежде гр-на Т.

3. Данные протокола N 115 медицинского освидетельствования Т. Внешний вид испытуемого: состояние одежды, кожи, наличие повреждений (ранения, ушибы и т. д.) - одежда испачкана кровью, в области левого локтевого сустава ссадина. Других сведений не зафиксировано.

Это описание телесного повреждения носит общий, групповой характер, не имеет каких-либо идентификационных и других общепринятых характеристик, оно образовалось от кратковременного скользящего контакта с твердым тупым предметом (например, о нижнебоковые части водительского сиденья) и возникло в условиях исследуемого ДТП при нахождении Т. на разобранном правом переднем пассажирском сиденье в лежачем положении. При этом, учитывая изложенный выше механизм ДТП, вначале его тело сместилось влево и верхняя часть туловища переместилась за спинку водительского сиденья, что при последующем ударе и перевороте автомобиля на крышу значительно смягчило возможность получения травм. Если бы Т. находился за рулем, то не смог бы избежать значительных травматических повреждений от осколков стекол, рулевого колеса и других частей водительского места.

4. Детальное изучение и анализ представленных материалов, сопоставление с позиций теории криминалистической идентификации общих, групповых и идентификационных признаков однозначно свидетельствуют о том, что имеются все достаточные основания для вывода в категорической положительной форме, т. е. в момент совершения ДТП за рулем автомобиля ВАЗ-2107 находилась Л.

Следовательно, для полноценного всестороннего изучения аналогичных материалов необходимо проводить не комиссионную, а комплексную медико-автотехническую экспертизу с привлечением соответствующих специалистов.

После выступления в суде стало известно, что обвинение Т. в качестве водителя снято, но ему назначили наказание в виде одного года лишения свободы условно и лишили водительских прав на два года.

Особую сложность вызывают сходные по фабуле случаи из-за "потери" объективной информации по самым различным причинам.

Еще один случай исследован нами совсем недавно. Обстоятельства дела: молодой человек впервые заимел автомобиль - ВАЗ-21150, по очереди катал друзей и знакомых. Примерно в 2 часа ночи на пятом километре автодороги г. Курчатов - с. Мосолово произошло опрокидывание автомобиля ВАЗ-21150, в котором кроме водителя В. находилась Н., которая погибла сразу. Водитель потерял сознание, в больнице трое суток находился в коме, затем постепенно восстановился и спустя три месяца даже стал полностью трудоспособен.

Процесс расследования затянулся, когда вдруг через пять месяцев после катастрофы возникла версия, что за рулем находилась Н.

По данному уголовному делу было проведено несколько автотехнических и судебно-медицинских экспертиз, в результате которых не выявлено каких-либо признаков для идентификации травмирующих предметов, установления механизма образования телесных повреждений и отказа в объективном решении основного вопроса, кто же управлял автомобилем. Однако родственники утверждают, что она никогда не интересовалась и не умела водить автомобиль, были и свидетели, которые видели, как она садилась на переднее пассажирское сиденье. Следствие было обязано проверить и эту версию.

По поручению адвоката были изучены:

- акт N 173 судебно-медицинского исследования трупа и подготовленное на его основе заключение судебно-медицинского эксперта N 173/1 (тем же экспертом);

- заключение эксперта от 30 ноября 2007 г. N 768 по определению тяжести вреда здоровью у В. (по истории болезни, без личного освидетельствования);

- заключение комиссионной СМЭ от 8 сентября 2008 г. N 063;

- два заключения автотехнической экспертизы, протоколы осмотра места происшествия (основной и дополнительный) со схемами и фотоснимками;

- протоколы осмотра транспорта - автомобиля ВАЗ-21150 с фотоснимками.

В протоколах осмотра места происшествия, осмотра транспортных средств, в выводах заключений эксперта-автотехника по изучению автомобиля ВАЗ-21150 и его следов представлен механизм ДТП:

- перед съездом в кювет автомобиль... двигался по дороге с твердым покрытием по своей полосе движения в сторону с. Мосолово с большой скоростью (в протоколе осмотра транспортного средства на месте происшествия зафиксировано показание остановившегося спидометра - 100 км/час). Внезапно изменив направление своего движения в сторону правого кювета, автомобиль съехал в него и ударился левым передним углом в земляной выступ. Зафиксированы следы скольжения (торможения) на дороге - оставленные левыми колесами 46,3 м и правыми - 3,7 м;

- при исследовании технического состояния автомобиля оно признано исправным до аварии, после которой зафиксированы механические повреждения: вырвана и смещена кзади левая передняя стойка, разгерметизирована шина левого переднего колеса, деформирован левый рычаг задней подвески;

- в салоне автомобиля деформировано рулевое колесо - в виде излома обода в направлении центра колеса, накладки рулевой колонки сорваны, рулевой вал смещен вперед и прижат к панели приборов. На панели приборов слева механические повреждения деталей электрооборудования. Спинки передних сидений наклонены влево в результате деформации их каркаса;

- автомобиль ВАЗ-21150 имеет механические повреждения, характерные для опрокидывания - переднее левое крыло деформировано по всей поверхности, при этом в задней части более глубокая вертикальная вмятина. Левая часть переднего бампера деформирована в виде подворота вовнутрь. Левая передняя дверь деформирована, опускное стекло разбито, рамка двери деформирована;

- установлено наличие дугообразных следов скольжения на проезжей части, уходящих на правую обочину и далее в кювет. Последовательно отмечены: стесанный верхний угол оврага, рядом с этим местом осколки стекол и пластмассы, спойлер автомобиля, осыпь осколков лобового стекла, рядом тело Н., и далее прослежен весь путь перемещавшегося автомобиля, который лежал на дне оврага в положении "на крыше". После первого удара о выступ автомобиля он не опрокинулся под уклон, что указывает на его высокую скорость, т. е., обладая после удара большим запасом кинетической энергии, начал разворачиваться задней частью влево, продолжая движение, стал заваливаться и упал на левый бок. Далее автомобиль продолжает как разворот по часовой стрелке, так и опрокидывание, падает на левую сторону, где от удара было выбито левое ветровое стекло и помята рамка левой открытой двери. Далее автомобиль перемещался к конечному положению путем перекатывания через боковины (опрокидывание) с завершением движения в положении "на крыше". Содержание п. 1 проконсультировано в отделе автотехнических и трасологических экспертиз ЭКЦ МВД России, где специалисты пояснили, что длина зафиксированного следа скольжения (торможения) соответствует скорости не менее 90 км/час, а более короткий след от второй пары колес возможен при резком боковом перераспределении нагрузки автомобиля от резкого поворота или неровности профиля дороги при движении с большой скоростью. Показание сломавшегося спидометра - 100 км/час - не противоречит зафиксированным обстоятельствам, но без применения специальных методик исследования к нему надо относиться осторожно. Обращено внимание на низкое качество осмотра и исследования салона автомобиля, а также считают недопустимым отказ от решения поставленных вопросов в условиях комплексной экспертизы;

- из акта судебно-медицинского исследования: снята и осмотрена следующая одежда... (перечислены предметы одежды, однако сведений об особенностях - повреждениях, помарках, наслоениях и проч. - не указано).

Повреждения на трупе при наружном исследовании:

- ссадина на лбу слева 4 x 2,5 см; ссадина 6,5 x 0,6 см в левой височной скуловой области; ссадина 1,7 x 1,5 см в области спинки носа; ссадина 3,5 x 1,8 см в правой скуловой области. Рана 1,8 x 0,3 см с неровными осадненными краями и тканевыми перемычками на тыльной поверхности правой кисти.

При внутреннем исследовании:

- в области проекции ссадин на лбу слева кровоизлияние в мягкие ткани 7,5 x 4,5 см, в правой скуловой области - 5 x 4 см;

- кровоизлияние 3 х 2,5 см на задней поверхности шеи, в области второго шейного позвонка, разрыв связок между первым и вторым шейными позвонками, с муфтообразным кровоизлиянием вокруг спинного мозга шириной 1,3 см;

- каких-либо других травматических повреждений при детальном исследовании всех областей тела не установлено;

- в выводах заключения N 173/1, выполненного на основании акта N 173 тем же судебно-медицинским экспертом (должен выполнять другой эксперт по всем материалам уголовного дела), из поставленных следствием шести вопросов ответ дан только на два;

- из заключения N 768 (выполнено без освидетельствования, только по медкарте).

Повреждения у В. (со слов доставившей его бригады скорой помощи, он был обнаружен на обочине дороги в районе с. Мосолово):

- сведений о том, что пострадавшего переносили или он передвигался сам, не содержится;

- находился в шоковом бессознательном состоянии. Установлены: тяжелая черепно-мозговая травма в виде ушиба головного мозга тяжелой степени, ссадины 0,8 x 0,3 см в области шеи слева и укушенная рана языка 4 x 2 см по верхней поверхности и 2,5 x 0,9 см - на нижней;

- живот напряжен по всей поверхности при пальпации. В области затылка отек мягких тканей на площади 5 x 3 см. 23 сентября 2007 г. выполнена трепанация черепа с целью диагностики возможного внутричерепного кровоизлияния, которого не обнаружено. Помещен в реанимационное отделение на искусственное дыхание. 26 сентября появились элементы сознания, выполняет простые инструкции. Проведено рентгеновское исследование костей черепа и скелета, травматических изменений не выявлено. Поставлен диагноз: ТОЧМТ, ушиб головного мозга тяжелой степени, перелом основания черепа, субарахноидальное кровоизлияние. Ушибы мягких тканей, ссадины головы, туловища, конечностей. Укушенная рана языка. 26 сентября 2007 г. переведен в областную клиническую больницу;

- в выводах заключения N 768 ответы на поставленные следствием вопросы малоинформативны.

Детальное изучение и анализ представленных материалов, сопоставление с позиций теории криминалистической идентификации общих, групповых и идентификационных признаков однозначно свидетельствуют о возможности ретроспективной реконструкции данного ДТП.

На основании подробно исследованного автотехником механизма поведения автомобиля произошло следующее: съехав на большой скорости в правый кювет и ударившись левым передним углом в земляной выступ, частично срезав его, автомобиль резко замедлил скорость и стал поворачиваться влево. Значительные инерционные силы вперед и влево привели к деформации спинок сидений от воздействия тяжести тел и выпадению непристегнутых пассажира и водителя. При этом ударе и повороте влево открылась левая передняя дверь, и водителя, несмотря на сопротивление руля и приборов панели, которые были повреждены в это момент, выбросило наружу. Одновременно пассажира выбросило вперед и влево через проем лобового стекла (вместе с лобовым стеклом через еще не поврежденную рамку окна, потом примятой крышей). Последующее заваливание автомобиля на левый бок, продвижение вперед, перевороты через крышу и проч. происходило уже без людей, добавив другие обширные повреждения деталей кузова.

Установив момент выпадения, рассмотрим варианты, когда за рулем на месте водителя находился В. Сломано рулевое колесо и погнута рулевая колонка. Это было возможно только при контакте передней поверхности тела, живота и бедер, на которых должны иметься признаки тупой травмы. Такие признаки в виде напряженной стенки живота у него отмечены. Многочисленные другие телесные повреждения зафиксированы в общем виде и были получены в момент выпадения при контактах с указанными деталями салона и поверхностью земли.

Пассажирка Н. в это же время под действием тех же инерционных сил при резком замедлении резко переместилась вперед, ударилась лбом о лобовое стекло (или о верхнюю кромку рамки окна - что не исследовано, но менее вероятно) и вместе со стеклом вылетела из салона автомобиля. Из-за резкого переразгибания шейного отдела позвоночника произошел разрыв связок между первым и вторым позвонками и повреждение спинного мозга. Другие незначительные повреждения могли образоваться при контакте с поверхностью земли.

Выводы.

В заключении комиссионной судебно-медицинской экспертизы не были учтены существенные сведения из имеющихся материалов уголовного дела, которые принципиально повлияли на обоснованность и доказательственное значение при формировании вывода. (Практически отказ от решения поставленного вопроса. Считаю, что в таких случаях необходимо проводить комплексную медико-автотехническую экспертизу с участием медицинских криминалистов. Соответствующие штатные должности введены во всех субъектах Федерации Приказами МВД России от 21 июля 1993 г. N 349 и Минздравсоцразвития России от 10 декабря 1996 г. N 407.)

К важным относятся следующие сведения:

- погнуто рулевое колесо снизу к центру;

- смещение спинок передних кресел влево;

- характерная деформация левого переднего крыла для открытой двери;

- деформация рамки левой передней двери в открытом положении;

- осыпь осколков стекла (в том числе лобового) и пластмассовых деталей в месте первого удара;

- расположение тела Л. в месте первого контакта переда автомобиля с земляным выступом и рядом с осыпью лобового стекла;

- расположение тела гр-на ближе и левее тела Н. (вблизи обочины дороги);

- большая кинетическая энергия при ударе о земляной выступ и последующем кувыркании и перевороте уже пустого автомобиля на крышу;

- отсутствие сведений о ремнях безопасности (имелись, оторваны, не застегнуты);

- одежда обоих участников ДТП практически не исследовалась.

2. Травму у Н. в виде повреждения шейного отдела позвоночника следует отнести к характерным повреждениям при выпадении пассажира с переднего сиденья через проем лобового стекла при резком замедлении движения.

3. Травматические повреждения у В. можно отнести к контузионной травме от сочетанного воздействия значительных сил как от контактов с твердыми предметами в салоне автомобиля, так и при ударе о землю после выпадения через открывшуюся переднюю дверь водителя.

4. Таким образом, имеются все достаточные основания для вывода в категорической положительной форме: о том, что в момент совершения ДТП 23 сентября 2007 г. за рулем автомобиля ВАЗ-21150 находился гр-н В.

Очень кратко опишем третий случай: двое молодых сотрудников угрозыска пригласили двух девушек и ночью мчались по Москве на "Мерседесе". Водитель на повороте не справился с управлением и совершил лобовое столкновение с груженой "Газелью".

В салоне сидели парами - водитель и на переднем пассажирском сидении девушка, сзади справа молодой человек и слева от него - девушка. Удар пришелся на правую сторону: у "Мерседеса" были значительные повреждения всей правой стороны и смята задняя часть крыши, которая придавила молодого человека, сидевшего сзади. Для его освобождения вызывали службу МЧС. Он получил тяжелейшие повреждения и скончался в больнице через несколько дней, не приходя в сознание.

В результате данной автокатастрофы девушка, сидевшая справа впереди, погибла на месте, а девушка, сидевшая слева сзади, отделалась, как говорится, легким испугом, быстренько сориентировалась и потихоньку бесследно исчезла. Водитель получил легкие травмы в виде ссадин и ушибов, но без переломов, пришел в себя и даже помогал извлечь из машины своего коллегу. На его беду мимо проезжала бригада "Дорожного патруля", которая засняла на видео происходящее, и материал показали по телевидению.

Следствие, как водится, затянулось, и опять вдруг почти через полгода появилась версия - за рулем был погибший. В собранных материалах уголовного дела практически не было объективно зафиксированных данных для решения этого вопроса, было лишь вскользь упоминание о видеосъемке "Дорожным патрулем". Запросили видеозаписи, на которых тщательно зафиксирована работа специалистов МЧС по срезанию крыши, извлечению тяжело раненного, транспортировке его на машине "скорой помощи". И лишь на одном кадре мельком оказалось заснято лицо пострадавшего.

Было принято решение провести дополнительно портретную криминалистическую экспертизу. Представлены разноракурсные фотоснимки этих молодых людей, проведено их изучение и однозначно доказано, что погибший сидел сзади справа и не управлял автомобилем. Вся работа оформлена как комплексная экспертиза (медицинская, автотехническая и портретная).

Полагаю целесообразным сделать несколько обобщающих замечаний:

- уголовные дела расследовались более одного года, хотя вопрос можно и должно было решить в течение первых трех дней (если о нем не забывать). Таких по сути однотипных случаев оказалось довольно много, различия только по вариантам условий и деталей происшествия;

- необходимо строже соблюдать принятую смысловую терминологию: ДТП - это есть авария (повреждение "железа"); автокатастрофа - наличие погибшего (-их);

- соблюдение требований пользоваться ремнями безопасности игнорируется;

- парадоксально, но факт - приказы МВД и Минздравсоцразвития России о введении в штаты должностей "Медицинский криминалист" действуют более 10 (!) лет, а специальность "Медицинский криминалист" до сих пор не узаконена, т. е. отсутствует в списке профессий, нет программы, учебника, инструкций и проч.;

- указанную специальность следует рассматривать как ведущую при необходимости организации и проведения комплексных исследований и экспертиз в случаях, когда имеются телесные повреждения, требующие совместной оценки с другими специалистами (например, медико-баллистическая, медико-трассологическая и проч.). По сути, это основа, связующее звено для объективного анализа всех материалов дела с участием пострадавших граждан.

Приношу извинения за большой объем приведенных деталей, но для предварительного и судебного следствия по любым уголовным или гражданским делам важны любые мелочи. К тому же почти все адвокаты, с кем мне приходилось работать, сами водители, им должны быть вдвойне интересны поставленные и освещенные вопросы.

Название документа