Геологическая информация как объект права. Правовое регулирование отношений собственности на геологическую информацию
(Боева А. А.)
("Адвокатская практика", 2009, N 2)
Текст документа
ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВА.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ
НА ГЕОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ
А. А. БОЕВА
Боева А. А., юрист.
В условиях построения правового государства информация как важнейший ресурс общества приобретает исключительное значение. В связи с этим актуально исследование информации как объекта гражданских прав. В данной статье особое внимание уделено институту права собственности в сфере геологического изучения недр, дан анализ законодательства по вопросам регулирования такого особого объекта информационных ресурсов, как геологическая информация.
В условиях построения правового государства информация как важнейший ресурс общества приобретает исключительное значение. Происходящий в мире объективный процесс трансформации общества от индустриальной к информационной стадии развития касается всех сторон общественного бытия, в том числе и права, что выражается в появлении и становлении новой отрасли права - информационного права. В связи с этим исследование информации как объекта гражданских прав весьма актуально.
Под объектом гражданских прав понимается все то, по поводу чего возникают и осуществляются гражданские права и обязанности. Профессор В. А. Дозорцев рассматривает информацию как объект исключительного права и считает, что "информация представляет собой сведения, сообщаемые одним лицом другому, поскольку сведения представляют собой нематериальное значение, на них закрепляются права, относимые к числу исключительных. Но это не традиционные, а достаточно своеобразные исключительные права, и на их базе строится совершенно особый правовой режим".
В новых экономических условиях информация признается объектом гражданских прав. В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
ГК РФ выделяет информацию в самостоятельный объект, не включая ее в объекты вещного права или интеллектуальной собственности.
Так что же относить к информации как к объекту гражданских прав? Буквальное толкование подраздела 3 ГК РФ приводит к выводу, что в качестве объекта гражданского права выступает лишь служебная и коммерческая тайна (ст. 139 ГК РФ). Между тем следует обратиться к определению понятия "информация".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Статья 2 этого Закона содержит также определения "документ" (документированной информации) - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, и "конфиденциальная информация" - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с российским законодательством.
Профессор Р. Н. Миргазизова выделяет следующие характерные аспекты информации как объекта права:
- сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах;
- сведения, которые могут быть восприняты участниками правоотношения по поводу информации;
- сведения, которые зафиксированы (воссозданы, воспроизведены) в какой-либо объективированной форме;
- сведения, обладающие коммерческой ценностью в силу неизвестности широкому кругу лиц.
Исходя из вышеизложенной характеристики, она дает следующее определение информации: информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, зафиксированные в любой воспринимаемой форме и обладающие коммерческой ценностью.
ГК РФ не дает определения понятия информации и предусматривает защиту для более узкого объекта данного вида - служебной и коммерческой тайны. Российский законодатель также выделяет в качестве объекта гражданского права информацию, которая составляет служебную и коммерческую тайну.
Понятие "геологическая информация" можно считать сформированным после принятия в Законах Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" и "О недрах" терминов "информация" и "недра". Исходя из них, его можно трактовать так: "Сведения о процессах и явлениях в геологической среде, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и промышленного освоения". При размещении этих сведений любым способом на материальных носителях, имеющих реквизиты, они становятся документированной геологической информацией о недрах, которую можно использовать как ценный продукт человеческой деятельности.
Анализируя тенденции расширения понятия "геологическая информация о недрах" в нормативных правовых актах ряда субъектов Федерации, можно констатировать существенное эволюционное развитие законодательства в этой сфере, диктуемое современными рыночными отношениями в области недропользования. Так, в проекте новой редакции Федерального закона "О недрах" (п. 1 ст. 21) "под геологической и иной информацией о недрах понимаются содержащиеся в геологических отчетах, картах и иных материалах сведения:
1) о геологическом строении и об истории развития недр, о составе, свойствах горных пород, подземных вод;
2) о явлениях, связанных с недрами, и происходящих в них процессах;
3) о наличии в недрах полезных ископаемых и закономерностях их размещения, а также о геологических образованиях, вмещающих полезные ископаемые;
4) о геохимических и геофизических полях;
5) иные сведения, полученные при изучении, использовании и охране недр".
На данном этапе развития законодательства о недрах такая трактовка является максимально полной по содержанию. В то же время представляется, что понятие "геологическая информация о недрах" должно определяться не только путем дополнения существующего определения новыми геологическими информационными ресурсами, а рассматриваться в виде информационной системы. Следует закрепить в действующем Законе РФ "О недрах" положение о том, что геологическая информация о недрах представляет собой "организационно упорядоченную совокупность информационных ресурсов, содержащихся в федеральных (территориальных) геологических фондах, архивах, библиотеках, базах, банках данных и других информационных системах, с целью ее получения, сбора, обработки, интерпретации, систематизации и предоставления потребителю".
Это позволит рассматривать термин "геологическая информация о недрах" не только в узком значении, как совокупность сведений, полученных при изучении, использовании и охране недр, но и в более широком смысле - как геологическую информационную систему, что даст возможность не только систематизировать информационные ресурсы в сфере геологического изучения недр, но и установить статус федеральных (территориальных) фондов как уполномоченных организаций по хранению, систематизации и предоставлению геологической информации непосредственно в Законе РФ "О недрах", а не в ведомственных нормативных правовых актах, определяющих их статус и полномочия.
Геологическая информация имеет достаточно много видов и классификаций, которые существуют как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
Наиболее распространенными в литературе являются классификации геологической информации:
1) по содержанию;
2) по видам материального носителя;
3) по категориям доступа;
4) по формам собственности;
5) по важности использования.
Существуют и иные критерии классификации, наиболее универсальной из которых, по мнению диссертанта, является классификация, предложенная В. Ю. Зайченко. Рассматривая сущность геологической информации, он отмечал, что "при накоплении геологической информации в фондах, архивах и библиотеках образуются информационные геологические ресурсы недр, подразделяющиеся на первичные, интерпретационные и обобщенные".
Как отмечалось выше, в современных условиях под термином "геологическая информация о недрах" следует понимать не только те или иные сведения, получаемые в процессе геологического изучения недр, но и организационно упорядоченную совокупность информационных ресурсов, содержащихся в геологических фондах, архивах, библиотеках, банках данных и др. с целью ее получения, сбора, систематизации и последующего предоставления потребителю. Таким образом, рассматривая геологическую информацию в качестве совокупности геологических информационных ресурсов недр, предлагается выделить критерий "организация хранения и использования", по которому геологическую информацию о недрах можно разделить на:
1. Традиционные способы организации хранения и использования геологической информации. К ним относятся:
а) геологическая информация, представленная в виде отдельного документа;
б) массив геологической информации;
в) депозитарий геологической информации;
г) архив геологической информации;
д) библиотека геологической информации;
е) фонд геологической информации.
Итак, продуктом потребления являются именно сведения, содержащиеся на материальных носителях, а не сами носители, безусловно. Этим геологическая информация коренным образом отличается от других видов материального производства, поэтому ее ценность определяется только содержанием, которое зависит от многих факторов, таких как полнота, достоверность, разнородность данных и др.
В условиях рыночной экономики информация, в том числе и геологическая, стала ходовым товаром, который пользуется повышенным спросом на рынке недропользования, так как без ее наличия осуществлять какие-либо действия по использованию недр просто невозможно. Однако в процессе перехода к рынку возникает немало сложных проблем, в число которых входят проблемы собственности на геологическую информацию, проблемы отнесения геологической информации к категории служебной и коммерческой тайны, проблемы создания цивилизованного рынка геоинформационных ресурсов и ряда других.
Правовой режим геологической информации закреплен в Законе РФ "О недрах". Согласно ст. 27 указанного Закона: "Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр".
Таким образом, Закон "О недрах" закрепил не только государственную, но и частную собственность на геологическую информацию, следовательно, она, как правило, вполне может подпадать под режим конфиденциальной информации.
Конфиденциальная информация в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" - это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ, не являющаяся общедоступной информацией и в случае разглашения способная нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица, т. е. представляет собой разновидность документированной информации с ограниченным доступом. Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188.
Отметим, что серьезным недостатком Закона РФ "О недрах", устанавливающего правовой режим геологической информации, является неопределенность правомочий круга субъектов, реализующих право собственности на полученную геологическую информацию. Так, в Законе нет четкого разграничения собственности на геологическую информацию Российской Федерации и ее субъектов, не определен статус геологической информации, полученной за счет бюджетных средств субъектов Федерации, муниципальных образований.
Очень остро стоит проблема разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере предоставления и использования геологической информации. Предпринимаемые попытки решить эти вопросы на региональном уровне, как показывает практика, нельзя назвать удачными. Часто в ходе столкновения федеральных и муниципальных интересов нарушаются нормы действующего законодательства, притесняются права недропользователей.
Одной из важнейших проблем в недропользовании, вызывающей серьезные дискуссии среди специалистов в области горного права, является проблема правового регулирования отношений собственности на геологическую информацию. Определяющим условием права собственности является источник финансирования получения информации. Это могут быть или государственные средства, или средства недропользователя. Закон прямо указывает, что "геологическая и иная информация о недрах является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ". В качестве пользователя недр в данном случае могут выступать либо государственные предприятия, либо предприятия, ведущие подрядные работы для государственных нужд и за счет федерального бюджета.
Геологическая информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр. Таким образом, собственником геологической информации, имеющей коммерческую ценность, является тот, кто заказал соответствующие геологические работы. Однако Закон вводит определенные ограничения прав недропользователя, принуждая его в обязательном порядке на безвозмездной основе предоставлять эту информацию в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации.
Статья 209 ГК РФ "Содержание права собственности" определяет, что "право собственности представляет собой право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом", т. е. представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю - собственнику, и только ему, определять характер и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство, одновременно принимая на себя бремя и риск его содержания, а также гарантированные законом возможности защиты от необоснованных посягательств со стороны третьих лиц.
При этом, проанализировав Закон РФ "О недрах" и Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", нетрудно заметить, что правомочия владения и пользования для собственника геологической информации прописаны довольно-таки полно. Статья 27 Закона РФ "О недрах" гласит, что "геологическая информация может находиться в собственности пользователя недр". При этом за ним как за собственником сохраняется право "определять условия ее пользования, в том числе и в коммерческих целях, порядок доступа к ней, ответственных должностных лиц" и т. д. (п. 1 ст. 22 Федерального закона).
Кроме того, право собственности в гражданском праве бессрочно и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законом, т. е. ГК РФ, а вот право собственности на геологическую информацию о недрах совсем не означает вечной монополии недропользователя на информацию. Если владелец не пользуется ею сам, не передает и не разрешает передавать ее третьим лицам, то лицензия на разведку того же участка недр может быть предоставлена другому лицу. При этом коммерческая ценность прежде добытой информации окажется утраченной или пониженной. Однако Закон РФ "О недрах" не рассматривает вопроса о том, как долго обладатель геологической информации может претендовать на то, чтобы сохранять свою монополию.
Закон РФ "О недрах" не регулирует случаи, когда геологическая информация получена в результате работ, которые были профинансированы совместно государством и частным сектором или совместно за счет РФ и заинтересованного региона. Надо полагать, что право собственности на добытую таким образом геологическую информацию будет определяться в соответствии с договором, который заключат партнеры.
Таким образом, можно отметить тот факт, что институт права собственности в сфере геологического изучения недр еще далеко не изучен и существуют достаточно большие пробелы в законодательстве РФ по вопросам регулирования такого особого объекта информационных ресурсов, как геологическая информация.
Название документа