Организационная структура электроэнергетики России: итоги реформирования

(Архипченко А. Ю.) ("Энергетическое право", 2009, N 1) Текст документа

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ: ИТОГИ РЕФОРМИРОВАНИЯ

А. Ю. АРХИПЧЕНКО

Архипченко А. Ю., генеральный директор ЗАО "Межрегиональное агентство рынка электроэнергии и мощности" (ЗАО "МАРЭМ+"), магистр права.

Начавшийся в 1992 г. переход России к рыночной экономике при одновременном переходе от унитарного к федеративному государственному устройству обусловил необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике России. Первым нормативным правовым документом, в котором была предложена структурная реформа электроэнергетики, явился Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 <1>. -------------------------------- <1> Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий // Собрание законодательства РФ. 1997. N 18. Ст. 2132.

Развитие в России федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) <2> на основе конкуренции требовало внесения серьезных изменений в сферу естественной монополии в электроэнергетике. -------------------------------- <2> Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 30. Ст. 3654.

Статус РАО "ЕЭС России" как холдинговой компании, которая контролировала электростанции, межсистемные линии электропередачи, региональные энергоснабжающие компании, и АО "Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России" неизбежно создавал внутренние противоречия ее интересов при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике. Еще один конфликт интересов возникал при функционировании оптового рынка, когда РАО "ЕЭС России", имеющее собственные генерирующие мощности, одновременно контролирует оперативно-технологическое управление оптового рынка, процессы отбора состава генерирующих мощностей и распределения нагрузки между всеми производителями, работающими на этом рынке. Недискриминационный характер выполнения операторских функций и повышения доверия участников оптового рынка к механизмам его функционирования требовали разделения функций владельца генерирующих мощностей и оператора оптового рынка. Дискриминационность проявлялась и по отношению к атомным электростанциям, которые функционировали на оптовом рынке, особенно в части их загрузки. Кроме того, в долгосрочном плане РАО "ЕЭС России" объективно не было заинтересовано в появлении на оптовом рынке новых генерирующих мощностей конкурирующих компаний, поскольку выход на оптовый рынок новых, более эффективных электростанций будет вытеснять мощности РАО, тем самым снижать ее доходы. Основополагающим нормативным правовым документом, в котором было предусмотрено поэтапное реформирование электроэнергетики России, явилось Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526. Этим документом были одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации <3>. -------------------------------- <3> Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 3032.

В процессе либерализации электроэнергетики должны были решаться следующие первоочередные задачи: 1) создание конкурентных рынков электроэнергии; 2) уменьшение доли государственного регулирования в управлении электроэнергетикой; 3) разграничение монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности в электроэнергетике; 4) ликвидация перекрестного субсидирования. Для проведения структурных преобразований в электроэнергетике России был принят целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих поэтапное реформирование всей отрасли. В настоящее время действуют 8 основных федеральных законов, 24 Постановления Правительства РФ, 9 распоряжений Правительства РФ, а также другие нормативные правовые акты, выпущенные федеральными органами исполнительной власти. Основными нормативными правовыми документами, заложившими основы реформирования и дальнейшего развития электроэнергетики России, стали Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <4> (далее - ФЗ об электроэнергетике) и Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" <5> (далее - ФЗ о переходном периоде), в котором отражена специфика переходного периода реформирования отрасли. -------------------------------- <4> Собрание законодательства РФ. 2003. N 12. Ст. 1177; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 37; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5427. <5> Собрание законодательства РФ. 2003. N 13. Ст. 1178; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 4; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1783; 2007. N 7. Ст. 834; N 41. Ст. 4848; N 45. Ст. 5427.

С целью создания правовых условий реформирования электроэнергетики России законодателем были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ <6>, Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О естественных монополиях" <7>, "О несостоятельности (банкротстве)", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" <8>, "О лицензировании отдельных видов деятельности" <9>, "Об энергосбережении" <10>. -------------------------------- <6> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ // Российская газета. 29.03.2003. N 59. <7> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 39-ФЗ // Российская газета. 29.03.2003. N 59. <8> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 38-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 13. Ст. 1180. <9> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ (в ред. от 04.11.2007) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 13. Ст. 1178. <10> Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 42-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 14. Ст. 1258.

Ключевым изменением стало внесенное изменение в § 6 ("Энергоснабжение") главы 30 части второй ГК РФ (п. 4 ст. 539): "4. К отношениям по договору энергоснабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное". Статья 4 ФЗ "О естественных монополиях" была дополнена следующими видами деятельности: - услуги по передаче электрической энергии; - услуги по передаче тепловой энергии; - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Кроме того, ст. 8 указанного Закона была дополнена требованием в отношении субъектов естественных монополий: предоставлять доступ на товарные рынки и производить товары (услуги) на недискриминационных условиях согласно антимонопольному законодательству. Изменения, внесенные в ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", касались следующего: - Закон действует до завершения переходного периода; - увеличена степень федерального влияния на регионы; - возможность установления свободной (договорной) цены на электроэнергию в нерегулируемых секторах оптового рынка; - разделение услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС (между РАО "ЕЭС России", ФСК, СОЦДУ, АТС); - введен годовой цикл регулирования (календарный год) в увязке с бюджетным процессом по времени; - субсидиарно применяется ФЗ "Об электроэнергетике" (п. 3 ст. 20 ФЗ "Об электроэнергетике"). Новым законодательством была заложена реформа системы договоров в электроэнергетике. На формирование новой системы договоров влияли такие обстоятельства, как: - усложнение договорных связей вследствие появления новых субъектов; - договоры должны соответствовать отношениям, которые формируются в отрасли (производство электрической энергии, ее передача и сбыт); - появление новых видов договоров и возможность выбора договора <11>. -------------------------------- <11> См. подробнее: Осипчук Е. Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии: Дис. канд. юрид. наук. М., 2004; Свирков С. А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М., 2006; Городов О. А. Договоры в сфере электроэнергетики. М., 2007.

В целях проведения реформы электроэнергетики в ФЗ "Об акционерных обществах" была внесена новелла: специальные нормы, регулирующие реорганизацию АО в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением, - ст. 19.1 ФЗ "Об АО". Они позволяли общему собранию (общим собраниям) акционеров соответствующих обществ принять решение о разделении или выделении с одновременным слиянием или присоединением, что в некоторой степени упростило процедуры реорганизации РАО ЕЭС <12>. -------------------------------- <12> Баев С., Иванюк Е. Правовые проблемы реформирования электроэнергетической отрасли // Энергорынок. 2006. N 11.

По мере продвижения преобразований в электроэнергетике России нормативная база неоднократно корректировалась, самые последние актуальные поправки были сделаны в ноябре 2007 г. <13>. -------------------------------- <13> Федеральный закон от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 45. Ст. 5427.

Важным звеном всей реформы электроэнергетики стала реорганизация Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" (далее - РАО "ЕЭС России") - вертикально интегрированной компании, в уставном капитале которой были аккумулированы имущество тепловых и гидравлических электростанций, магистральные линии электропередачи с подстанциями и другие энергетические объекты, а также пакеты акций энергетических компаний, отраслевых научно-проектных и строительных организаций. Базовым механизмом реорганизации явилось выделение из состава РАО "ЕЭС России" самостоятельно функционирующих профильных компаний путем дифференциации по видам деятельности. В результате на основе РАО "ЕЭС России" были созданы следующие субъекты и группы субъектов: - генерирующие компании, в которых объединены (производственные) генерирующие активы; - энергосбытовые компании, занимающиеся продажей электроэнергии потребителям; - сетевые компании, объединяющие магистральные и региональные распределительные электрические сети; - субъекты оперативно-диспетчерского управления; - коммерческая инфраструктура оптового рынка. Возникшие в ходе реформы РАО "ЕЭС России" компании представляют собой организации, специализирующиеся на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии, сбыт электроэнергии конечным потребителям, проектные и ремонтные организации) и контролирующие соответствующие профильные активы. Важным направлением реформирования стало отделение потенциально конкурентных видов деятельности (таких как генерация электрической энергии, ее сбыт) от естественно-монопольных видов, к которым отнесены передача электрической энергии по сетям и оперативно-диспетчерское управление. Магистральные электрические сети переходят под контроль федеральной сетевой компании; распределительные сети интегрируются в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК); функции региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому системному оператору. Кроме того, созданы организации коммерческой инфраструктуры, отвечающие за организацию торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке. В ходе реформы электроэнергетики России произошла полная смена субъектного состава электроэнергетики России. В первую очередь идет речь о появлении новых, прежде всего ориентированных на рынок электроэнергии, субъектов. 1. Генерирующие компании (производство электроэнергии) <14>. -------------------------------- <14> В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 1 сентября 2003 г. N 1254-р на базе электростанций холдинга РАО "ЕЭС России" созданы 6 тепловых оптовых генерирующих компаний и одна гидрогенерирующая оптовая компания. Распоряжением Правительства РФ от 8 сентября 2001 г. была создана первая генерирующая компания, объединившая все атомные электростанции России (ФГУП "Концерн "Росэнергоатом", в настоящее время ОАО "Энергоатом").

2. Сбытовые компании (купля-продажа электроэнергии). 3. Федеральная сетевая компания и территориальные сетевые компании (услуги по передаче электрической энергии, технологическое присоединение к электрическим сетям). 4. Системный оператор (технологическое диспетчирование). 5. Коммерческая инфраструктура оптового рынка. Важно отметить, что разделены должны быть между собой любой потенциально конкурентный и любой естественно-монопольный вид деятельности. Согласно п. 14 ст. 6 ФЗ о переходном периоде с 1 апреля 2006 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать указанные в Законе естественно-монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности. В целях реализации положений, заложенных в ст. 6 ФЗ о переходном периоде, и осуществления контроля за соблюдением установленного запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике Правительство приняло ряд нормативных правовых документов, регулирующих данный вопрос. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2006 г. N 355 <15> были установлены особенности, при соблюдении которых требования ст. 6 ФЗ о переходном периоде не распространялись на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по производству, передаче и купле-продаже электрической энергии с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином основании электрических станций и иных объектов электроэнергетики, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд. -------------------------------- <15> Об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд // Собрание законодательства. 2006. N 24. Ст. 2608.

Правилами осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии <16> было установлено, что ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, имеющим право принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц (в форме разделения или выделения), а также обращаться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случае несоблюдения ими запрета, установленного законодательством Российской Федерации об электроэнергетике. -------------------------------- <16> Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 628 // Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4706.

Кроме этого, Положение о ФАС <17> в части контроля было дополнено подпунктом 5.3.1.10 следующего содержания: "5.3.1.10. за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, включая контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, установленных законодательством Российской Федерации". -------------------------------- <17> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

Для информационной поддержки выполнения субъектами электроэнергетики требований по разделению видов деятельности ФАС выпустила соответствующие Методические рекомендации <18>, в которых подробно рассматриваются возможные организационно-правовые модели разделения. ФАС даны развернутые ответы <19> на наиболее часто встречающие вопросы практики применения ст. 6 ФЗ о переходном периоде, касающиеся разделения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике. -------------------------------- <18> Методические рекомендации по разделению видов деятельности субъектами электроэнергетики, утв. ФАС. М., 2005. <19> Письмо от 1 декабря 2006 г. N ИА/20502 // http://www. fas. gov/monopoly/power/a_10063 (сайт ФАС России).

Исключения из запрета о совмещении деятельности (предупреждение конфликта интересов): - субъекты в изолированных энергосистемах; - субъекты, осуществляющие передачу электрической энергии исключительно для собственных нужд; - гарантирующие поставщики. Субъекты, владеющие электростанциями и осуществляющие сетевую деятельность, преимущественно для собственных нужд - с уведомлением уполномоченного органа. Запрет на совмещение видов деятельности в электроэнергетике не действует в отношении эксплуатирующих организаций, которые осуществляют деятельность на основании лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии и частью имущества которых являются объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие безопасный режим работы атомных электростанций. После окончания переходного периода запрет на совмещение видов деятельности действует для аффилированных лиц в рамках одной ценовой зоны. Пунктом 2 ст. 22 ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что субъекты естественных монополий в электроэнергетике обязаны публиковать в средствах массовой информации сведения о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 января 2004 г. N 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии <20>. Указанным Постановлением Правительства РФ установлено, что ФАС и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков. Под раскрытием информации в данном документе понимается обеспечение доступа к ней всех заинтересованных лиц независимо от цели получения данной информации. Стандартами раскрытия информации установлены сроки, в течение которых субъекты естественных монополий должны предоставлять запрашиваемую информацию. -------------------------------- <20> Утв. Постановлением Правительства РФ от 21 января 2004 г. N 24 (в ред. от 01.02.2005) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 4. Ст. 282.

Субъекты естественных монополий обязаны раскрывать информацию ежегодно в официальном печатном органе не позднее 1 июня. Разделом II Стандартов раскрытия информации установлено, что организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ФСК) и территориальные сетевые организации, в частности, раскрывают: - условия договоров об услугах по передаче электрической энергии и об осуществлении технологического присоединения с указанием источника официального опубликования нормативного акта, регулирующего условия этих договоров; - сведения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов; - информацию об общей пропускной способности узлов электрической сети, к которым может быть присоединен потребитель сетевых услуг, резервах их мощности с учетом присоединенных потребителей и степени их загрузки. Субъекты оперативно-диспетчерского управления, согласно разделу III Стандартов раскрытия информации, раскрывают: - информацию о тарифе на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифа; - информацию о соответствии качества электрической энергии и уровня надежности функционирования Единой энергетической системы России и отдельных энергетических систем требованиям, установленным нормативными правовыми актами, а также о мерах, направленных на поддержание надежности работы энергетических систем; - информацию о технологических резервах мощностей по производству электрической энергии в Единой энергетической системе России и в технологически изолированных системах с выделением по федеральным округам за отчетный период, в том числе использованных и неиспользованных резервах мощностей по производству электрической энергии. Производители электрической энергии согласно разделу IV Стандартов раскрытия информации раскрывают: - информацию о тарифах на поставку электрической энергии; - информацию о выбросах загрязняющих веществ, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, и мероприятиях по их сокращению на следующий год. Гидроэлектростанции, помимо указанной информации, раскрывают информацию о режиме использования и состоянии водных ресурсов. Администратор торговой системы (с 1 апреля 2008 г. коммерческий оператор оптового рынка) согласно разделу V, в частности, раскрывает: - форму договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии; - информацию об услугах; - отчеты о результатах осуществляемого контроля за деятельностью системного оператора. Энергоснабжающие, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, помимо информации, предусмотренной п. 9 Стандартов раскрытия информации, раскрывают: - цену на электрическую энергию. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю; - основные условия договора купли-продажи электрической энергии; - информацию о деятельности. Гарантирующие поставщики, помимо этой информации, раскрывают: - размер регулируемой сбытовой надбавки (информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год); - объем электрической энергии, покупаемой на оптовом рынке, в том числе в секторе свободной торговли и регулируемом секторе, по двухсторонним договорам купли-продажи (информация раскрывается ежемесячно). Наряду с раскрытием указанной выше информации Правительством РФ в соответствии со ст. ст. 20, 21, 25 и 26 ФЗ "Об электроэнергетике" в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям <21>. -------------------------------- <21> Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861.

Правительство РФ определило ФАС уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением недискриминационного доступа к указанным выше услугам. Отдельно стоит вопрос, когда наступит окончание переходного периода. В ФЗ о переходном периоде имеются две даты. Согласно ст. 4 ФЗ о переходном периоде до 1 июля 2008 г. вводится переходный период. По нашему мнению, этот срок установлен для проведения структурных преобразований в электроэнергетике. До этой даты все основные субъекты электроэнергетики будут выделены и окончательно сформированы, а также завершены связанные с этим основные корпоративные процедуры. К 1 июля 2008 г. будет сформирована новая целевая структура электроэнергетики. В этот период должны быть проведены реорганизация РАО "ЕЭС России", обособление от РАО "ЕЭС" всех компаний и прекращение деятельности головного общества РАО "ЕЭС России". Рассматривая ст. 6 ФЗ о переходном периоде, можно сделать вывод, что в целях обеспечения последовательного и постепенного реформирования оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности законодатель установил еще одну дату переходного периода, срок окончания которого - 1 января 2011 г. Эта дата касается прежде всего срока создания конкурентного рынка электрической энергии и мощности. По нашему мнению, срок, указанный в ст. 6 ФЗ о переходном периоде, будет той датой, после которой можно будет подводить итоги реализации основных целей и стратегических задач реформирования электроэнергетики России.

Организационная структура электроэнергетики после реорганизации РАО "ЕЭС России"

1 июля 2008 г. завершилась реорганизация крупнейшего участника энергетической отрасли, существовавшего в период плановой экономики, - РАО "ЕЭС России". Эта структура совмещала в себе все виды деятельности в энергетике (от передачи электрической энергии до оперативно-диспетчерского управления) и была призвана обеспечивать функционирование и развитие Единой энергетической системы в целом. Согласно Федеральному закону "Об электроэнергетике" (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" <22>) вследствие окончания переходного периода реформирования электроэнергетики с 1 июля 2008 г. все функции ОАО "РАО "ЕЭС России" перераспределены и частично закреплены за ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы России", ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы России" и Советом рынка. -------------------------------- <22> Собрание законодательства РФ. 2007. N 45. Ст. 5427.

Российская энергетика 1 июля 2008 г. окончательно поменяла свою структуру, а движущая сила реформы электроэнергетики России - РАО "ЕЭС России" прекратила свое существование в качестве юридического лица. Электроэнергетика России (по состоянию на 1 января 2009 г.) имеет следующую организационную структуру: Сфера конкуренции: Генерация (производство электрической энергии). 1. ОАО "Концерн Энергоатом", объединяющее 10 атомных станций России (31 энергоблок) установленной мощностью 23242 МВт. Средняя доля выработки от общей выработки электроэнергии России (ЕЭС России) составляет 16%. 100% акций ОАО "Концерн Энергоатом" (принадлежат Российской Федерации) переданы в соответствии с законодательством в ОАО "Атомэнергопром". 2. ОАО "Русгидро" - крупнейшая российская генерирующая компания и вторая в мире среди гидрогенерирующих компаний по установленной мощности. На 1 января 2009 г. установленная мощность компании составляет 25336,6 МВт. Доля ОАО "Русгидро" на оптовом рынке электрической энергии по установленной мощности составляет порядка 12%. ОАО "Русгидро" является лидером в производстве энергии на базе возобновляемых источников энергии, развивает генерацию на основе водных потоков и морских приливов, ветра и геотермальной энергии. Доля акций, принадлежащих Российской Федерации (в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом), составляет 60,37%, доля миноритарных акционеров - 39,63%. 3. Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии (оптовые генерирующие компании (ОГК - всего 6), созданы в форме открытых акционерных обществ), которые являются тепловыми электростанциями и построены по экстерриториальному принципу (в одну ОГК входят тепловые электростанции федерального значения, расположенные в различных регионах России): А) ОАО "Первая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОАО "ОГК-1"). ОАО "ОГК-1" является крупнейшей из тепловых оптовых генерирующих компаний, созданных в результате реформы энергетики России. Установленная мощность ОАО "ОГК-1" - 9531 МВт. В состав ОГК-1 входят: Пермская ГРЭС, Верхнетагильская ГРЭС, Каширская ГРЭС, Уренгойская ГРЭС, Ириклинская ГРЭС. Основное топливо - газ, который занимает 90% в топливном балансе компании. На Верхнетагильской и Каширской ГРЭС наряду с газом в качестве основного топлива используется уголь, доля которого на обеих электростанциях составляет до 30%. 43% уставного капитала компании принадлежит ОАО "ФСК ЕЭС", 23% - ОАО "Русгидро", 34% - миноритарным акционерам. Б) ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОАО "ОГК-2"). В состав ОАО "ОГК-2" входят: Псковская ГРЭС, Серовская ГРЭС, Ставропольская ГРЭС, Сургутская ГРЭС-1, Троицкая ГРЭС. Установленная мощность ОАО "ОГК-2" - 8695 МВт. Основные владельцы ценных бумаг ОАО "ОГК-2" (номинальные держатели): 47,2370% - ООО "Депозитарные и корпоративные технологии"; 12,8436% - ЗАО "Газэнергопромбанк". В) ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОАО "ОГК-3"). В состав ОАО "ОГК-3" входят: Гусиноозерская ГРЭС, Печорская ГРЭС, Костромская ГРЭС, Харанорская ГРЭС, Черепетская ГРЭС, Южноуральская ГРЭС. Установленная мощность ОАО "ОГК-3" - 8357 МВт. 60,15% уставного капитала принадлежит ОАО "ГМК "Норильский никель". Г) ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОАО "ОГК-4"). В состав ОАО "ОГК-4" входят 5 ГРЭС: Сургутская ГРЭС-2, Березовская ГРЭС, Шатурская ГРЭС, Смоленская ГРЭС, Яйвинская ГРЭС, Смоленская ГРЭС. Установленная мощность ОАО "ОГК-4" - 8630 МВт. 76,09% акций компании принадлежит энергетическому концерну E. ON, остальные акции принадлежат миноритарным акционерам. Д) ОАО "Пятая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОАО "ОГК-5"). В состав ОАО "ОГК-5" входят: Конаковская ГРЭС, Невинномысская ГРЭС, Среднеуральская ГРЭС, Рефтинская ГРЭС. Установленная мощность ОАО "ОГК-5" - 8672 МВт. Доля Российской Федерации (в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом) в уставе компании составляет 26,43%, доля Enel Investment B. V. - 55,78%, доля миноритарных акционеров - 17,79%. Е) ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии". В состав ОАО "ОГК-6" входят: Новочеркасская ГРЭС, Киришская ГРЭС, Рязанская ГРЭС, Красноярская ГРЭС-2, Череповецкая ГРЭС, "ГРЭС-24". Установленная мощность ОАО "ОГК-6" - 9052 МВт. Основные владельцы ценных бумаг ОАО "ОГК-6" (номинальные держатели): 55,84% - ООО "Депозитарные и корпоративные технологии"; 17,12% - ЗАО "Газэнергопромбанк". 4. Территориальные генерирующие компании (ТГК - всего 14) (созданы в форме открытых акционерных обществ). Активы ТГК объединяют, как правило, станции соседних регионов, которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. А) ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" (ОАО "ТГК-1"). Третья в России территориальная генерирующая компания по величине установленной мощности. Генерирующие активы ОАО "ТГК-1" располагаются в четырех субъектах Северо-Запада России: Санкт-Петербург, Республика Карелия, Ленинградская и Мурманская области. Установленная электрическая мощность - 6275,45 МВт. Б) ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОАО "ТГК-2"). Генерирующие активы ОАО "ТГК-2" расположены в 6 субъектах Севера России: Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Тверской и Ярославской областях. Установленная электрическая мощность - 2582,5 МВт. В) ОАО "Мосэнерго" (ТГК-3). Самая крупная из региональных генерирующих компаний России и технологически неотъемлемая часть Единой энергетической системы России. ОАО "Мосэнерго" - один из крупнейших производителей тепла в мире. В составе ОАО "Мосэнерго" 17 электростанций установленной мощностью 11,5 тыс. МВт. Г) ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" (ОАО "ТГК-4"). Генерирующие активы ОАО "ТГК-4" расположены в 11 субъектах Центра России: Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская области. Установленная электрическая мощность - 3357,8 МВт. Д) ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5" (ОАО "ТГК-5"). Генерирующие мощности ОАО "ТГК-5" расположены в Кировской области, Удмуртской и Чувашской республиках, Республике Марий Эл. Установленная электрическая мощность - 2476 МВт. Е) ОАО "Территориальная генерирующая компания N 6" (ОАО "ТГК-6"). Генерирующие мощности ОАО "ТГК-6" располагаются на территории следующих субъектов России: Владимирской, Ивановской, Нижегородской, Пензенской областей и Республики Мордовии. Установленная электрическая мощность - 3112,5 МВт. Ж) ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ТГК-7). ТГК-7 - вторая по величине установленной мощности среди российских ТГК. Генерирующие мощности ТГК-7 расположены на территории следующих субъектов России: Самарская, Саратовская, Оренбургская и Ульяновская области. Установленная электрическая мощность - 6879,7 МВт. З) ОАО "Южная генерирующая компания ТГК-8" (ОАО "ЮГК ТГК-8"). В состав ОАО "ЮГК ТГК-8" входят генерирующие мощности (13 ТЭЦ, 2 ГРЭС, 4 ГЭС), которые расположены на территории Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, а также Республики Дагестан. Установленная электрическая мощность - 3601,8 МВт. И) ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОАО "ТГК-9"). ОАО "ТГК-9" объединяет генерирующие мощности, которые расположены на территории Свердловской области, Пермского края и Республики Коми. Установленная электрическая мощность 23 электростанций (20 ТЭЦ, 2 ГЭС, 1 ГРЭС) - 3280 МВт. К) ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" (ОАО "ТГК-10"). Фактически ОАО "ТГК-10" сформирована в виде холдинговой компании, включающей генерирующие мощности, расположенные на территории Тюменской и Челябинской областей, а также владеющей 49% уставного капитала ОАО "Курганская генерирующая компания". В состав ОАО "ТГК-10" входят 8 станций (7 ТЭЦ, 1 ГРЭС) с установленной электрической мощностью - 2785 МВт. Л) ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОАО "ТГК-11"). ОАО "ТГК-11" создано в ходе реформирования энергетики России и объединяет генерирующие мощности Омской и Томской областей. Установленная электрическая мощность - 3601,8 МВт. М) ОАО "Кузбассэнерго" (ТГК-12). Генерирующие активы расположены в Кемеровской области и Алтайском крае. Установленная электрическая мощность ОАО "Кузбассэнерго" (ТГК-12) - 4375,2 МВт. Н) ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания" (ТГК-13). Генерирующие активы расположены на территории Красноярского края и Республики Хакасия. Установленная электрическая мощность ТГК-13 - 2518 МВт. О) ОАО "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОАО "ТГК-14"). Генерирующие активы ТГК-14 расположены на территории Забайкальского края и Республики Бурятия. Установленная электрическая мощность ТГК-14 - 646 МВт. 4. Прочие генерирующие компании (по данным Совета рынка, составляют 21 ед.). Установленная электрическая мощность - 33412 МВт. Здесь необходимо отметить следующее: в рамках реорганизации РАО "ЕЭС России" в состав ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" вошел ряд энергетических компаний. Установленная мощность этой организации составляет 8000 МВт. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 2008 г. N 369 57,3% уставного капитала ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" внесено в качестве имущественного вклада Российской Федерации в государственную корпорацию "Росатом". 5. Сбытовые компании, в том числе: - гарантирующие поставщики, зона деятельности которых определяется границами субъекта РФ (это компании на базе реорганизованных АО-энерго) - 68; - гарантирующие поставщики (прочие) - 40; - энергосбытовые компании (независимые) - 55. 6. Ремонтные и сервисные компании. В ходе реформы ремонтные и сервисные компании были выделены из состава АО-энерго в самостоятельные организации, акции которых были проданы на аукционах. Присутствуют практически в каждом субъекте Российской Федерации. 7. ОАО "РАО Энергетические системы Востока". 8. Изолированные энергосистемы: Камчатская, Сахалинская, Магаданская, Чукотская, Якутская (изолированная часть).

Инфраструктура рынка электрической энергии

1. Организации, обеспечивающие функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка: - саморегулирующая организация - некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" <23> (Совет рынка) <24>; -------------------------------- <23> Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2008 г. N 581 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по контролю за деятельностью Совета рынка" Минэнерго определено таким органом по контролю за деятельностью Совета рынка - саморегулирующей организации, действующей на рынке электроэнергии. В соответствии с ФЗ "Об электроэнергетике" и указанным Постановлением Минэнерго имеет право вето в отношении решений органов управления Совета рынка. <24> http://www. np-ats. ru/index. jsp

- коммерческий оператор оптового рынка - с 1 апреля 2008 г. ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка" (ОАО "АТС") <25> - 100% дочернее предприятие Совета рынка. -------------------------------- <25> http://www. atsenergo. ru/index. jsp

2. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью - ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС"), которая состоит из 8 филиалов (магистральные электрические сети Волги, Востока, Западной Сибири, Северо-Запада, Сибири, Урала, Центра, Юга). По результатам реорганизации доля акций ОАО "ФСК ЕЭС", принадлежащих Российской Федерации, составила 77,66%, 22,34% - миноритарные акционеры. Это соответствует требованиям п. 2 ст. 8 ФЗ "Об электроэнергетике" (по завершении реформы доля Российской Федерации должна быть 75% + 1 акция). 3. Межрегиональные распределительные сетевые компании. Объединены в ходе реформы в ОАО "Холдинг МРСК", как холдинговая компания, владеет контрольными пакетами 11 межрегиональных распределительных сетевых компаний. Главным акционером ОАО "Холдинг МРСК" является Российская Федерация с долей в 52,7%. 4. Территориальные сетевые компании, которые осуществляют свою деятельность, как правило, в зоне гарантирующего поставщика. Сетевое хозяйство таких компаний находится в ведении собственников или иных законных владельцев электросетевого хозяйства. Отношения с другими сетевыми организациями должны осуществлять на основании заключенного договора. 5. Системный оператор. 17 июня 2002 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" было выделено из структуры ОАО РАО "ЕЭС России" и зарегистрировано как самостоятельное предприятие. 6 февраля 2008 г. зарегистрировано новое название компании: ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" (ОАО "СО ЕЭС"). В структуру Системного оператора входят: - 7 объединенных диспетчерских управлений (ОДУ); - 59 региональных диспетчерских управлений (РДУ); - 7 региональных предприятий (РП) "Энерготехнадзор"; - 70 территориальных центров (ТЦ) РП "Энерготехнадзор". Построена единая система ОДУ, работающая по четкому экономическому алгоритму принятия решений о распределении нагрузки между генераторами.

Государственное регулирование в электроэнергетике

Правительство Российской Федерации реализует свои полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике в соответствии со ст. 21 ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. ФЗ от 04.11.2007 N 250-ФЗ). К уполномоченным Правительством РФ в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики федеральным органам исполнительной власти отнесены: А) Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) <26>, на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе и по вопросам электроэнергетики. -------------------------------- <26> Положение о Минэнерго, утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. N 400 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 22. Ст. 2577.

Б) Федеральная служба по тарифам <27>, которая осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением. -------------------------------- <27> Положение о Федеральной службе по тарифам, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 29. Ст. 3049.

В) Федеральная антимонопольная служба <28>, осуществляющая антимонопольное регулирование в сфере электроэнергетики, в том числе контроль на оптовом и розничном рынках, с учетом особенностей, установленных законодательством в области электроэнергетики. -------------------------------- <28> Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

Г) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) <29>, осуществляющая контроль и надзор: -------------------------------- <29> Положение о Ростехнадзоре утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 (в ред. от 27.01.2009) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.

- за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике); - за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений. Кроме этого, Ростехнадзор осуществляет: - лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы; - проверки (инспекции) соблюдения требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов и правил в установленной сфере деятельности, в том числе в электроэнергетике. К моменту ликвидации РАО "ЕЭС России" была выполнена одна из важнейших задач реформы, в энергетику привлечены стратегические инвесторы. Генерирующие компании, за исключением ОАО "Энергоатом", ОАО "Русгидро" и ОАО "ОГК-1", имеют в настоящее время частных собственников. Это позволило вывести энергетику России на новый этап развития. Была пересмотрена вся система отраслевого регулирования. Управление энергетикой в настоящее время осуществляется с двух сторон. Во-первых, регулятором и координатором со стороны государства выступает Министерство энергетики (государство не имело права полностью устраниться от участия в этом сегменте, поскольку энергетика является социально значимой сферой экономики). Во-вторых, в энергетике России действуют механизмы рыночного саморегулирования, координацию которых осуществляет НП "Совет рынка" <30>. В результате реформы были запущены и успешно функционируют оптовый и розничные рынки электрической энергии и мощности. В энергетике России создана конкурентная среда. В дальнейшем важно не допустить доминирующего положения кого-либо из участников. -------------------------------- <30> Интервью министра энергетики РФ С. Шматко "Основная задача государства - обеспечить условия для поддержания балансов интересов" // ЭнергоРынок. 2008. N 12.

Название документа