Система транспорта как правовая категория

(Белокобыльский Н. Н.) ("Транспортное право", 2009, N 1) Текст документа

СИСТЕМА ТРАНСПОРТА КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Н. Н. БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ

Белокобыльский Н. Н., доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Совершенствование действующего уголовного законодательства является темой многих научных исследований. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что среди серьезных недостатков отмечается несовершенство системы уголовного законодательства, как в рамках отдельных его институтов Общей части, так и в рамках формирования разделов и глав Особенной части. Не стали исключением в данном случае и транспортные преступления. Вопросы формирования самостоятельной главы в уголовном законодательстве, в частности транспортных преступлений, поднимались давно и остаются не менее актуальными сегодня, несмотря на то что такая глава в УК РФ 1996 г. появилась. Представляется, что одним из базовых понятий, необходимых для решения указанной проблемы, является понятие "система транспорта". Понимание данной категории, прежде всего как технико-технологической и экономической, позволит понимать и рассматривать ее как категорию правовую. При этом следует признать, что указанное понятие - "система транспорта" - включает целый ряд терминов и понятий, которые, с одной стороны, характеризуют структуру составляющих ее подразделений (элементов), а с другой - определяют предмет транспортных преступлений. Так, например, система транспорта не может быть раскрыта без таких терминов и понятий, как транспорт, виды транспорта, транспортное средство, виды транспортных средств, порт, станция, дистанция пути, дорога и др. Понимание транспорта неразрывно связано с развитием общественного производства и условий жизни людей. Возникнув в глубокой древности, транспорт развивается и совершенствуется в тесной связи с общественными отношениями. Наиболее важными обстоятельствами, для понимания транспорта, являются предпосылки, которые предопределили появление транспорта и его разновидностей, а также направления его развития. Так, на ранней стадии общественного устройства таковыми предпосылками развития транспорта явились: расселение людей на обширных территориях; строительство городов; сбор податей и дани; расширение торговли и обмена. В частности, для развития морского и речного транспорта таковыми в том числе являлись: расширение добычи сырья; увеличение видов и объемов различной продукции; развитие сельского хозяйства и особенно появление товарного производства; развитие внутренней и внешней торговли; увеличение объема перевозок. Уместно заметить, что морской транспорт был первым видом транспорта, выделившимся уже в XV в. в самостоятельную сферу материального производства. После изобретения колеса, а затем и создания искусственных наземных путей человек перешел к освоению сухопутных путей сообщения. Развитие техники и технологии производства, укрупнение предприятий, возрастание объема продукции и увеличение задач по перевозке грузов и пассажиров выделили транспорт в самостоятельную отрасль экономики <1>. -------------------------------- <1> См.: Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудновский А. Д. Единая транспортная система: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1987. С. 5 - 9.

В специальной технической литературе можно встретить разные понятия транспорта, отличающиеся друг от друга тем, что они характеризуют его с разных сторон. Например, транспорт рассматривают как элемент экономики в целом или как отрасль экономики, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, промышленный (технологический) и специализированный <2>. Транспорт рассматривают также как единую транспортную систему, которая представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, видов транспорта - путей сообщения и транспортных средств (с их производственно-управленческим персоналом) <3>. При этом подчеркивается, что определяющей внутреннюю взаимосвязь между всеми видами транспорта является единая для всей системы транспорта функция - перевозка грузов и людей. -------------------------------- <2> См.: Троицкая Н. А. Единая транспортная система: Учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / Н. А. Троицкая, А. Б. Чубуков. М.: Издательский центр "Академия", 2003. С. 5 - 6. <3> См.: Единая транспортная система: Учеб. для вузов / В. Г. Галабурда, В. А. Персианов, А. А. Тимошин и др.; Под ред. В. Г. Галабурды. 2-е изд., с изм. и доп. М.: Транспорт, 2001. С. 5.

Наряду с отмеченным разночтением в специальной технической литературе встречается почти единое мнение относительно классификации транспорта при использовании одних и тех же оснований или критериев. Так, в процессе развития общественного производства формировались функциональные направления деятельности транспорта, с учетом которых его стали подразделять на две подсистемы единой транспортной системы: транспорт внутрипроизводственный и транспорт магистральный. Под внутрипроизводственным транспортом понимается технологический транспорт, обеспечивающий перемещение предметов труда внутри предприятия. К нему относятся: железнодорожные подъездные пути; межцеховые пути; внутрицеховые пути; монорельсовые пути; внутренние автомобильные, подвесные и канатные дороги; тракторный и гужевой транспорт в сельском хозяйстве и т. д. Под магистральным транспортом понимается транспорт, обеспечивающий транспортно-экономические связи между предприятиями и экономическими регионами, возникающими в процессе расширенного производства. Магистральный транспорт, в свою очередь, подразделяется на виды транспорта: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный. К магистральному транспорту относятся линии электропередачи. Приведенная классификация отражает, с одной стороны, исключительно функциональные особенности указанных подсистем транспорта, а с другой - невозможность самостоятельного исполнения данными подсистемами транспорта функциональных особенностей без взаимного использования структурных подразделений обеих подсистем. Данное обстоятельство затрудняет выстраивание четкой структуры единой транспортной системы, при которой исключалось бы такое заимствование. Поэтому представляется правильной другая классификация, при которой структурные подразделения единой транспортной системы являются ее относительно самостоятельными элементами. Такими структурными подразделениями (элементами) в единой транспортной системе являются отдельные виды транспорта, к которым относятся: железнодорожный; водный; воздушный; автомобильный; трубопроводный. Учитывая, что каждый из указанных видов транспорта располагает особенной технической, технологической, инженерной, экономической, управленческой и социологической составляющей, следует согласиться с их относительной самостоятельностью. С учетом данного обстоятельства каждый вид транспорта следует рассматривать, с одной стороны, как подсистему единой транспортной системы, а с другой - как систему следующего уровня, состоящую, в свою очередь, из множества иных структурных подразделений (элементов). В Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" прямо указано, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации <4>. Железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно-технологический комплекс, в составе которого находятся следующие структурные подразделения (элементы): железные дороги с входящими в них отделениями, станциями, локомотивными и вагонными депо, дистанциями пути, подразделениями электроснабжения, сигнализации и связи; предприятиями, осуществляющими ремонт и модернизацию подвижного состава и контейнеров, производящими запасные части, оборудование и материалы, обеспечивающими средствами связи, а также сбором и обработкой технологической информации, ведущими научные разработки в области техники, технологии и развития железнодорожного транспорта, организациями и учреждениями по подготовке кадров, обслуживанию социальной сферы <5>. -------------------------------- <4> См.: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации. М.: Книга-сервис, 2003. С. 66. <5> См.: Большая энциклопедия транспорта: в 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт / Главный редактор Н. С. Конарев. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. С. 31 - 57.

Система водного транспорта как понятие определенного технико-производственного комплекса не встречается ни в технической, ни в юридической специальной литературе, в том числе в законодательстве. Последнее обстоятельство можно отнести к недостаткам законодательной техники, поскольку нельзя не заметить, что законодатель, употребляющий тот или иной термин или понятие, как минимум должен вкладывать в него определенное смысловое значение либо заимствовать его из других источников, не изменяя при этом его смыслового значения в целях единообразного применения. Думается, что отсутствие понятия системы водного транспорта, в частности в технической литературе, непосредственно связано с естественным процессом формирования данного вида транспорта. Здесь имеется в виду относительно самостоятельное развитие в течение длительного времени речного транспорта исключительно в целях решения региональных задач, что не требовало объединения его с другими видами водного транспорта. Кроме того, в централизованном управлении в данном случае не было необходимости. Оно могло возникнуть на раннем этапе развития водного транспорта при наличии как минимум двух объективных факторов: во-первых, определенной степени интенсивности движения, во-вторых, прямого смешанного направления. Несомненно, что на развитие водного транспорта влияли и многие другие факторы, которые в совокупности предопределили в рамках водного транспорта два относительно самостоятельных вида транспорта: внутренний водный транспорт и морской транспорт. Можно предположить, что на формировании понятия морского транспорта отразилось влияние международного законодательства, которое не ссылается на термин "морской транспорт", а все случаи на морском транспорте рекомендует рассматривать в рамках гражданского законодательства и отдельных международных конвенций. Вместе с тем, основываясь на специальной технической литературе и действующем национальном законодательстве, регулирующем вопросы в сфере использования морского транспорта, в том числе Устава о дисциплине работников морского транспорта, можно сформулировать и предложить следующее понятие системы морского транспорта <6>. -------------------------------- <6> См.: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2005; Сидорченко В. Ф., Скворцов А. И. Капитан морского судна. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2001. С. 214 - 304.

Система морского транспорта представляет собой комплекс сооружений, расположенный на специально отведенных территориях и акваториях, в состав которого входят следующие структурно-производственные подразделения (элементы): морские порты; флот, представляющий собой совокупность судов различных типов, размеров и назначений; судоремонтные предприятия; путевое хозяйство, включающее комплекс технических средств и сооружений безопасного плавания, средства навигационного ограждения, гидротехнические сооружения, технические средства для дноуглубительных работ; средства связи; средства навигации. Внутренний водный транспорт в действующем законодательстве понимается как один из видов транспорта, находящийся в ведении Российской Федерации и представляющий собой производственно-технологический комплекс, с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную, связанную с судоходством, деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации <7>. Структурными подразделениями (элементами) данного вида транспорта являются: внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях; суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях; судостроительные заводы; судоремонтные заводы; связь. -------------------------------- <7> См.: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. М.: Издательство "Омега-Л", 2008. (Ст. 3).

Сложным оказался вопрос с поиском понятия системы воздушного транспорта, поскольку, к сожалению, в таком контексте он не рассматривался и не рассматривается в специальной технической литературе и обойден вниманием в действующем законодательстве. Однако следует заметить, что словосочетания "авиационная работа", "система организации воздушного движения", "перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов", "полеты воздушных судов" и т. п., характеризующие деятельность в воздушном пространстве, встречаются во многих специальных источниках и в действующем законодательстве <8>. Поэтому на основе материалов, содержащих технико-технологические характеристики элементов, относящихся к структуре авиационной промышленности и использованию воздушного пространства, представляется возможным сформулировать понятие системы воздушного транспорта как сложный производственно-технологический комплекс, в состав которого входят следующие структурные подразделения (элементы): воздушный флот, представляющий собой совокупность воздушных судов всех типов, размеров и назначений; аэропорты, включающие комплекс инженерных сооружений и оборудования, предназначенных для выполнения технического обслуживания воздушных судов и обеспечения полетов; воздушные трассы; автоматизированные системы планирования полетов и обработки информации; бортовые системы пилотирования и самолетовождения воздушных судов; средства навигации, включающие наземные радиомаячные системы и радиотехнические средства посадки воздушных судов; авиаремонтные заводы и иные подразделения. -------------------------------- <8> См.: Воздушный кодекс Российской Федерации. М.: Издательство "Омега-Л", 2008; Большая энциклопедия транспорта: в 8 т. Т. 2: Авиационный транспорт / Гл. ред. тома - А. Г. Братухин. М.: Машиностроение, 1995. С. 9 - 11, 200 - 210.

Не менее сложной, а в определенной мере даже удивительной, оказалась ситуация, связанная с понятием автомобильного транспорта как относительно самостоятельного вида транспорта - элемента единой транспортной системы. Самый распространенный вид транспорта, самый доступный и динамичный, находящийся в собственности частных и юридических лиц, не имеет понятия, сформулированного в целях единообразного его применения. Поиск таких понятий, как "автомобильный транспорт", "вид автомобильного транспорта", "система автомобильного транспорта", позволил обнаружить в специальной литературе только одно понятие, в котором автомобильный транспорт понимается как "вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя" <9>. С нашей точки зрения на проблему, следует заметить, что данное понятие представляет собой технико-социальную характеристику автомобильного транспорта, что не позволяет обнаружить и выделить структурные подразделения, представляющие собой элементы автомобильного транспорта. В этой связи большой интерес вызывает понятие промышленного автомобильного транспорта, в котором он определяется как неотъемлемая часть транспортной сети промышленных узлов, представляющих собой сложные производственно-транспортные системы <10>. Приведенное понятие характеризует технико-экономическую составляющую автомобильного транспорта как относительно самостоятельного вида, однако оставляя без характеристики магистральный автомобильный транспорт. Из этого можно сделать вывод о том, что общее понятие автомобильного транспорта как системы должно включать характеристики обеих частей: промышленного и магистрального автомобильного транспорта, включая их структурные подразделения. -------------------------------- <9> Троицкая Н. А. Единая транспортная система: Учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / Н. А. Троицкая, А. Б. Чубуков. М.: Издательский центр "Академия", 2003. С. 71. <10> См.: Дегтяренко В. Н. Автомобильные дороги и автомобильный транспорт промышленных предприятий: Учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 1981. С. 3.

Термин "автомобильный транспорт" в разных сочетаниях встречается в действующем законодательстве. В частности, в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта говорится о том, что "закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации" <11>. Это, пожалуй, единственное нормативное определение, которое позволяет сделать выводы о том, что, во-первых, понятия автомобильного транспорта как вида нет, и, во-вторых, есть понятие части единой транспортной системы, которая характеризуется двумя названными подсистемами транспорта. Более того, следует заметить, что в таком виде оно содержит, если рассматривать в контексте постановки проблемы, ряд вопросов. Во-первых, что следует понимать под автомобильным транспортом; во-вторых, что следует понимать под городским наземным электрическим транспортом; в-третьих, в каком соотношении находятся автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт. Поскольку данные положения не получили официального разъяснения и тем самым затрудняют системное формирование нормативной базы, то необходимо обратиться к сложившейся технико-технологической характеристике автомобильного транспорта, которая представляет собой более четкую организационную структуру. -------------------------------- <11> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (ст. 1).

Таким образом, можно сформулировать понятие системы автомобильного транспорта как вид транспорта, представляющий собой производственно-технологический комплекс, в состав которого входят структурные подразделения (элементы): автотранспортные предприятия; автовокзалы; автобусные и грузовые станции; станции технического обслуживания; автозаправочные станции; транспортно-экспедиционные предприятия; предприятия по ремонту подвижного состава; предприятия по производству гаражного оборудования; шиноремонтные заводы; мастерские; подвижной состав, включающий все виды транспортных средств, а также полуприцепы и прицепы; автомобильные дороги; дорожные знаки; дорожная разметка; средства регулирования дорожного движения; производственные комплексы, обеспечивающие погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов. В перечне видов транспорта значится трубопроводный транспорт, вызвавший самые противоречивые суждения о нем, в первую очередь как о виде транспорта и во вторую очередь как об отрасли права <12>. И это в то время, когда трубопроводному транспорту исполняется почти 150 лет. Справедливости ради следует заметить, что разные мнения по данному вопросу сложились именно в области права, в частности, относительно следующих понятий: трубопроводное право; трубопроводный транспорт; преступления на трубопроводном транспорте и др. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья А. И. Перчика "Трубопроводное право: научное направление, учебная дисциплина, подотрасль транспортного права" включена в информационный банк согласно публикации - "Транспортное право", 2005, N 3. ------------------------------------------------------------------ <12> См.: Полный курс уголовного права: в 5 т. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ А. И. Коробеева. Т. IV: Преступления против общественной безопасности. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2008. С. 518 - 540; Перчик А. И. Трубопроводное право. М.: Нефть и газ, 2002. С. 12 - 22.

В то же время нельзя умолчать о том, что понятие трубопроводный транспорт как термин употребляется давно в законодательной практике. Так, например, в Уставе связи Союза ССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 27 мая 1971 г. N 316, говорится, что для удовлетворения потребностей в средствах связи железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного и трубопроводного транспорта соответствующие министерства и ведомства имеют право организовывать необходимые средства связи. Можно привести также Положение о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г., в ст. 1 которого говорилось, что это Положение регулирует порядок пользования землями железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. В то же время по непонятным причинам трубопроводный транспорт остался без внимания при организации транспортных прокуратур в системе органов прокуратуры СССР <13>. -------------------------------- <13> См.: Сборник нормативных актов о транспорте: в 2 частях. Ч. 1 / Под ред. Н. А. Баженова, К. С. Павлищева. М.: Юрид. лит., 1983. С. 41, 51, 77; и др.

Однако как технико-экономическая категория термин "трубопроводный транспорт" сформировался давно и не вызывает противоречивых суждений. Более того, сложилось единое мнение о том, что в рамках трубопроводного транспорта развились две относительно самостоятельные подсистемы: внутренний и магистральный транспорт. Несмотря на имеющееся в литературе разночтение трубопроводного транспорта, представляется возможным сформулировать понятие системы трубопроводного транспорта как вида транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс, в состав которого входят следующие структурные подразделения (элементы): трубопровод; линейные узлы; линейные участки; компрессорные и насосные станции; оборудование и сооружения для обезвоживания, дегазации и подогрева нефти; технологические объекты, обеспечивающие транспортировку, приемку, сдачу продукции, а также перевалку на другой вид транспорта или распределительные системы. Таким образом, единая транспортная система имеет сложную, организационно четкую многоуровневую структуру, состоящую из относительно самостоятельных организационно определенных подразделений, внутренне взаимосвязанных единой функцией - обеспечением перевозки грузов и людей на всех ее этапах: погрузки, доставки, выгрузки. После рассмотрения сугубо технико-технологической характеристики транспорта как единой системы следует обратить внимание на то, что существует еще один элемент, без учета которого использование транспорта невозможно либо невозможно определение режима его использования. Более того, этот элемент является объективной и абсолютно самостоятельной категорией, независимой от происходящих общественно-производственных процессов, а также от общественных желаний и усилий. Указанным элементом является окружающая природная среда, сочетающая в себе внутреннюю взаимосвязь климатических, геологических, гидрологических, географических и других условий <14>. -------------------------------- <14> См.: Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики. М.: Междунар. отношения, 1986. С. 10 - 20.

Исключительная значимость природных условий заключается в том, что эксплуатация вида транспорта или отдельных транспортных средств осуществляется только с их учетом, а они встречаются во всех сферах нашей планеты: на суше, в водной среде, в воздушном пространстве, где осуществляется вся общественная деятельность, включая эксплуатацию транспорта. Каждая из них, в определенной мере, предопределила в свое время название вида транспорта. Однако известно, что нет такого вида транспорта, который бы использовался только в одной сфере. Так, например, автомобильный транспорт может эксплуатироваться на суше, но как техническое средство не может работать без воздуха; воздушный транспорт может эксплуатироваться в воздушном пространстве, но как техническое средство совершает взлет и посадку на суше; водный транспорт может эксплуатироваться в водной среде, но как техническое средство не может выполнять функцию по транспортировке без суши, поскольку погрузка и загрузка осуществляются на суше. Принципиально важным для эксплуатации транспорта является разнообразие природных явлений, которые встречаются во всех трех указанных сферах. Вне зависимости от характера и степени влияния природных явлений на режим эксплуатации конкретного вида транспорта можно привести природные явления, которые наиболее часто встречаются в качестве условий при несчастных случаях на транспорте: высокие и низкие температуры; приливы, отливы и притоки речных вод; скорость и направление ветра; плавучие льдины и айсберги; обледенение; метели; снегопады; извилистость пути; подъемы и спуски; оползни и обвалы; осадки; туман; облачность; давление, влажность и плотность воздуха и др. Завершающим элементом в функциональной цепи использования транспорта, которая выглядит так: транспорт - транспортировка - природные условия - человек, является человек. Его значение преувеличить невозможно, но и оценить необходимо объективно. Так, транспорт и природные условия следует рассматривать не более чем совокупность элементов, представляющих собой пространство и правовое поле, в котором осуществляется функциональная деятельность транспорта. Однако эта деятельность возможна лишь при участии человека, которое выражается в организации, управлении, контроле, ремонте, пользовании и обеспечении безопасного движения и эксплуатации транспорта. Вместе с тем следует подчеркнуть, что поведение человека непосредственно может не быть связано с транспортом, но осуществляться в правовом поле его деятельности. Таким образом, человек представляет собой единственную активную составляющую в деятельности транспортной системы. Именно с данного момента, т. е. с начала участия человека в деятельности транспорта или в его поле, существующие отношения в связи с использованием его функционального назначения приобретают качество правовой категории. Представляется, что такое понимание термина "система транспорта" будет способствовать единообразному использованию его как правовой категории в правотворчестве и законодательной технике.

Название документа