Момент заключения договора продажи товара дистанционным способом
(Марчук М. А.) ("Юрист", 2009, N 3) Текст документаМОМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПРОДАЖИ ТОВАРА ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ
М. А. МАРЧУК
Статья посвящена актуальным гражданско-правовым вопросам, связанным с моментом заключения договора дистанционной продажи товаров - одной из наиболее динамично развивающихся сфер розничной торговли. Поскольку это явление общественной жизни получило столь широкое экономическое распространение, жизненно необходимой становится правовая регламентация договорных отношений в этой области. В своей статье автор анализирует различные теоретические подходы к определению момента заключения договора продажи товаров дистанционным способом.
The article is devoted to topical civil-law issues related to the moment of conclusion of distance selling contract - one of the most dynamic spheres of retail trade. As this event of public life has become so common the legal regulation in this sphere is so important. The author analyses different theoretical approaches to determination of the moment of conclusion of distance selling contract <*>. -------------------------------- <*> Marchuk M. A. Moment of Conclusion of Distance Selling Contract.
Вопрос о моменте заключения договора продажи товара дистанционным способом, впервые поименованного в ст. 26.1 Закона "О защите прав потребителей" <1> (далее - ст. 26.1 Закона N 2300-1), был болезненным и в течение двух лет вызывал массу споров. Ответ на него был дан Правилами продажи товаров дистанционным способом <2> (далее - Правила), однако точку в споре не поставил. Поэтому в настоящей статье предпринимается попытка разрешить оставшиеся сомнения. -------------------------------- <1> Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140. <2> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 // Российская газета. N 219. 2007.
По общему правилу ст. 493 ГК договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено законом или договором. Например, в силу п. 1 ст. 433 ГК договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Следует обратить внимание на следующий принципиальный вопрос: при дистанционной торговле оферта всегда исходит от продавца. Это вытекает из следующих посылок: 1) оферта должна содержать существенные условия договора; 2) существенными условиями договора продажи товара дистанционным способом являются: наименование, количество и цена товара, а также условие о работах (услугах), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом; 3) именно на продавца возложена преддоговорная обязанность предоставить потребителю информацию, содержащую существенные условия договора (ст. 495 ГК, ч. 2 ст. 26.1 Закона N 2300-1, п. 8 Правил). Например, объявить цену товара, предложить услуги по его доставке. Причем условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей в силу его публичного характера. В литературе поддерживается точка зрения о тесной взаимосвязи информации о товаре и оферте. Так, Я. Е. Парций, комментируя содержание п. 2 ст. 26.1 Закона N 2300-1, указывает, что "предусмотренная в нем информация имеет цель информировать покупателя о существенных условиях предлагаемого для заключения договора, т. е. является офертой" <3>. А. Волкова отмечает: "Важно учитывать, что по своему юридическому значению размещенная на веб-сайте информация о товаре, предназначенная для пользователей Интернета (всех или определенных, имеющих право доступа на данный интернет-сайт), представляет собой оферту" <4>. -------------------------------- <3> Парций Я. Е. Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2006. <4> Волкова А. Интернет-магазин: Заключение договора // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. N 24; СПС "КонсультантПлюс".
Отсутствие в оферте прочей обязательной информации, кроме существенных условий, не влечет утрату ею своего качества, а образует лишь состав административного правонарушения (ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.7 КоАП). По мнению А. Волковой, "если посетитель интернет-магазина в момент получения оферты не воспользовался правом на заключение соответствующего договора, т. е. не произвел действий, которые (по описанию, размещенному на веб-сайте интернет-магазина) необходимы для заказа товара (для акцепта), он теряет право в дальнейшем ссылаться на условия той или иной оферты <...> с учетом специфики интернет-торговли, когда количество покупателей значительно, а обновление информации возможно в реальном времени, срок для акцепта оферты, размещенной на сайте интернет-магазина, должен приравниваться к сроку ознакомления покупателем с исчерпывающей информацией о товаре и условиях его продажи" <5>. -------------------------------- <5> Там же.
Таким образом, при условии реализации продавцом обязанности проинформировать покупателя о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона N 2300-1), срок для акцепта, по логике А. Волковой, утверждающей, что "оферта должна считаться полученной адресатом, когда посетитель интернет-магазина загрузил на своем компьютере соответствующую страницу, содержащую предложение о заключении договора и его существенные условия" <6>, должен составлять несколько минут. Возникает закономерный вопрос: если потребитель спустя какое-то время вновь загрузит ту же самую интернет-страницу, срок для акцепта начнет течь заново? Очевидно, нет, потому что посетители интернет-магазинов оказались бы тогда в необычайно выгодном положении по сравнению с иными потребителями в дистанционной торговле, имея возможность неограниченное количество раз обеспечивать себе получение одной и той же оферты. -------------------------------- <6> Там же.
Во-вторых, продавец обязан определить срок для направления акцепта (п. 2 ст. 26.1 Закона N 2300-1). Часто он определяется указанием на событие, которое должно наступить. Например, уведомление "товар имеется в наличии" означает, что предложение действует, пока товар на складе продавца не закончится. Гражданский кодекс в п. 2 ст. 441 допускает необходимость немедленного заявления об акцепте, но это касается только устной оферты, в которой не указан срок для акцепта, - ситуация для дистанционной торговли невозможная. Правила продажи товаров дистанционным способом, подразумевая акцепт, оперируют понятием "сообщение о намерении приобрести товар" и в п. 14 подробно устанавливают его содержание. Потребитель, таким образом, должен указать: а) наименование и место нахождения продавца, фамилию, имя, отчество покупателя или получателя, адрес, по которому следует доставить товар; б) наименование товара, артикул, марку, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цену товара; в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость (например, по доставке, подключению, наладке и пуску в эксплуатацию товара); г) обязательства покупателя (к примеру, оплатить товар определенным способом, принять его в условленное время). При этом никаких требований к форме такого сообщения не предъявляется. С учетом положения п. 3 ст. 438 ГК к вышесказанному следует добавить, что договор также будет считаться заключенным при совершении лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, фактических действий, служащих исполнению условий, содержащихся в предложении о заключении договора (например, оплата товара). К аналогичному выводу приходит А. Волкова <7>, однако черпает из него два, на мой взгляд, непоследовательных заключения. Первое: договор "считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара (т. е. фактически подтверждающего совершение покупателем конклюдентных действий, рассматриваемых как акцепт)" <8>. Получается, что момент заключения договора растягивается на период времени от совершения конклюдентных действий покупателем до выдачи соответствующих документов продавцом, а при дистанционной торговле два этих события могут отстоять друг от друга на несколько недель. Второе: "оплата товара через банк, без уведомления продавца об акцепте, не может рассматриваться как акцепт, так как это в значительной степени затрудняло бы исполнение сделки продавцом" <9>. На что можно возразить следующее: если в результате совершения таких конклюдентных действий будет возможно установить существенные условия договора, он будет считаться заключенным, иначе необходимо дополнительно их согласовать. С этого момента покупатель должен реализовывать свою обязанность принять товар, в том числе сообщить адрес доставки. Если же на момент оплаты товара уже нет на складе, следовательно, такой акцепт совершен с опозданием. -------------------------------- <7> Там же. <8> Там же. <9> Там же.
Совершение потребителем акцепта в виде конклюдентных действий не только обозначит момент заключения договора, но и поможет устранить возможность для продавца настаивать на невыполнении покупателем формального требования направить сообщение о намерении приобрести товар в обоснование того, чтобы считать договор незаключенным, когда покупатель фактически приступил к выполнению условий договора. Итак, резюмируя все вышесказанное, мы приходим к следующим выводам. Договор дистанционной продажи товара считается заключенным с момента наступления одного из следующих обстоятельств: 1) выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара; 2) получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар; 3) совершения потребителем иных действий по выполнению содержащихся в оферте условий договора в течение срока действия предложения о заключении договора. Этот вывод и был подтвержден Правилами: "Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар" (п. 20), "Обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор" (п. 18). Таким образом, Правила лишь подтверждают норму, установленную Гражданским кодексом. В связи с этим теряют силу сомнения о правомерности "определенного Правительством РФ в Правилах момента заключения такого договора", основанные на том, что, "если постановление Правительства РФ противоречит Гражданскому кодексу РФ, должен применяться ГК РФ" <10>. -------------------------------- <10> Соловьева М. В., Шаповал Е. А. Торговля на длинную дистанцию // Главная книга. 2007. N 22; СПС "КонсультантПлюс".
Итак, упомянутые моменты, "когда договор считается заключенным, не противоречат друг другу и, главное, не являются альтернативными для сторон" <11>, т. е. достаточно наступления любого из них. -------------------------------- <11> Ермолаева Е. В. Права - потребителю, обязанности - продавцу! Или дистанционный способ продаж // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. N 11; СПС "КонсультантПлюс".
В заключение хотелось бы привести следующий аргумент. О наличии заключенного договора свидетельствует предусмотренное абзацем 1 п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1 право покупателя отказаться от товара в любое время до его передачи и в течение семи дней после нее. Обязанность покупателя принять товар существует только в действующем обязательстве, что свидетельствует о наличии заключенного договора, независимо от того, имел ли место факт оплаты товара покупателем. На данное обстоятельство указывает и В. Р. Дворецкий: "Отказ от товара - это не что иное, как расторжение договора" <12>. -------------------------------- <12> Дворецкий В. Р. Осторожно, потребиллеры! Или как защитить продавца от происков злонамеренных покупателей. ГроссМедиа, 2007 // СПС "КонсультантПлюс".
Итак, моментом заключения договора продажи товара дистанционным способом является момент выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, либо получения акцепта, совершенного покупателем в виде сообщения о намерении приобрести товар или в виде конклюдентных действий по исполнению условий договора.
Название документа