Транспортный налог по водному транспорту

(Авдеев В. В.)

("Налоги" (газета), 2013, NN 29, 30)

Текст документа

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ ПО ВОДНОМУ ТРАНСПОРТУ

/"Налоги" (газета), 2013, N 29/

В. В. АВДЕЕВ

Водный транспорт - это транспорт, использующий искусственные и естественные водоемы, он делится на речной и морской в зависимости от используемых акваторий. Водный транспорт очень широко используется и жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки, например между континентами, островами, а также в слабо освоенных районах.

При выполнении определенных условий водные транспортные средства являются объектом налогообложения транспортным налогом. Об особенностях налогообложения водных транспортных средств транспортным налогом мы и поговорим в этой статье.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Методические рекомендации по применению гл. 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации утверждены Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177 (далее - Рекомендации по транспортному налогу).

Напомним, что ст. 14 части первой НК РФ транспортный налог отнесен к числу региональных налогов, которые устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. Ставки налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога определяются законодательными (представительными) органами субъекта, которые также могут предусматривать налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками.

Объекты налогообложения

Как показывает анализ ст. 358 НК РФ, определяющей объекты налогообложения транспортным налогом, все транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения, можно разделить на наземные, воздушные и водные транспортные средства. В разряд водных транспортных средств входят теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства. Как видите, перечень водных транспортных средств открыт, поэтому для отнесения транспортного средства к той или иной категории следует использовать термины и определения, содержащиеся в соответствующих отраслях законодательства, что позволяет сделать п. 1 ст. 11 части первой НК РФ.

Судном в соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее - КВВТ) признается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Разъяснения по вопросу отнесения плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объектам налогообложения транспортным налогом содержит Письмо Минфина России от 19 января 2005 г. N 03-06-04-02/1. Принимая во внимание то, что НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с целями, в которых используется судно, специалисты Минфина считают, что отнесение плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом является обоснованным.

Понятие "судно" содержится также и в ст. 7 Кодекса торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (далее - КТМ). Под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцати метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцати.

Под прогулочным судном в КТМ понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцати, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Под спортивным парусным судном в КТМ понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

Все перечисленные выше водные транспортные средства должны быть в установленном порядке зарегистрированы, только тогда они признаются объектами налогообложения по транспортному налогу (если не включены в перечень объектов, не подлежащих налогообложению, определенный п. 2 ст. 358 НК РФ).

Налогоплательщики

Налогоплательщиками транспортного налога (далее - налогоплательщики) согласно нормам ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Из текста указанной нормы следует, что любой субъект налоговых отношений приобретает статус плательщика транспортного налога и у него появляется объект налогообложения только в том случае, если приобретенное им транспортное средство будет зарегистрировано в установленном порядке.

О государственной регистрации водных транспортных средств

Суда могут находиться в любой собственности, и право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов, что следует из ст. 15 КВВТ.

Согласно п. 1 ст. 16 КВВТ судно подлежит регистрации в одном из нижеперечисленных реестров судов Российской Федерации:

- Государственном судовом реестре;

- реестре маломерных судов;

- реестре арендованных иностранных судов;

- Российском международном реестре судов;

- реестре строящихся судов.

Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха (п. 1.1 ст. 16 КВВТ).

Судно, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов (п. 2 ст. 16 КВВТ).

Суда, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, а также между морскими портами Российской Федерации и портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, могут регистрироваться в Российском международном реестре судов (п. 2.1 ст. 16 КВВТ).

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, перечислены в ст. 17 КВВТ.

Государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей (п. 1 ст. 17 КВВТ).

Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом (п. 2 ст. 17 КВВТ).

Капитанами морских портов на основании п. 3 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта осуществляется государственная регистрация:

- судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и используемых в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, а также между морскими портами Российской Федерации и портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации (п. 2.1 ст. 16 КВВТ);

- судов смешанного (река - море) плавания, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Регистрация осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтранса Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 144 "Об утверждении Правил государственной регистрации судов".

Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России) осуществляет государственную регистрацию маломерных судов. Государственной регистрации в ГИМС МЧС России в соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 500, подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

- самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река - море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

- прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

Согласно ст. 33 КТМ суда подлежат регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:

- в Государственном судовом реестре;

- в реестре маломерных судов;

- в бербоут-чартерном реестре;

- в Российском международном реестре судов;

- в реестре строящихся судов.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, названы в ст. 35 Кодекса торгового мореплавания.

Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.

Государственная регистрация судов в реестре маломерных судов осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в соответствии с вышеназванными Правилами N 500.

Государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов. Правила регистрации судов и прав на них в морских портах утверждены Министерством транспорта Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. N 277.

Регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, Перечень которых утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 583-р.

Органы технического надзора осуществляют государственную регистрацию спортивных и прогулочных судов независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также иных судов, регистрацию которых капитаны морских портов не осуществляют.

На органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, п. 4 ст. 362 НК РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которые зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Государственная регистрация судов осуществляется на платной основе. Размеры государственной пошлины установлены ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

Согласно п. 5 Рекомендаций по транспортному налогу плательщиками налога в отношении водных судов признаются:

- в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге - собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности);

- в отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов) - фрахтователь судна.

Итак, чтобы быть признанным объектом налогообложения, водное транспортное средство должно быть зарегистрировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как сказано в Письме Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-06-04-04/15, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования, а налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, т. е. его владелец. Такая позиция подтверждается, в частности, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 30 января 2006 г. по делу N А43-16227/2005-35-548, в котором отмечено, что если транспортные средства не зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке, то они не являются объектом налогообложения транспортным налогом. То есть, если водное транспортное средство есть, но оно не зарегистрировано, уплачивать транспортный налог в отношении его не нужно.

А если транспортное средство зарегистрировано, но его нет в наличии у лица, на которого оно зарегистрировано, как быть в этом случае? В Постановлении ФАС Уральского округа от 4 сентября 2008 г. N Ф09-6258/08-С3 по делу N А71-10092/07 сказано, что гл. 28 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от уплаты транспортного налога в случае, если у него отсутствует зарегистрированный на это лицо объект налогообложения транспортным налогом. Поскольку обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ), то лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения транспортным средством. Такая же позиция высказана в Постановлении ФАС того же округа от 27 октября 2008 г. N Ф09-7753/08-С3 по делу N А50-3838/08.

Вместе с тем позиция судов по этому вопросу неоднозначна, что подтверждает Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2010 г. по делу N А56-20453/2008. Налоговый орган, проведя проверку налогоплательщика, сделал вывод о занижении транспортного налога в связи с невключением в состав объектов налогообложения спорных водных транспортных средств. Не согласившись с решением налоговиков, организация обратилась в суд. Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что для организации спорные суда не являлись объектом налогообложения транспортным налогом, поскольку были ликвидированы и отсутствовали у организации либо не были зарегистрированы на организацию в установленном порядке.

Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов, мотивировав свое решение следующими доводами. Из норм п. 1 ст. 358, ст. 357 и п. 4 ст. 362 НК РФ следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.

Ни положения ст. 357 НК РФ, ни иные нормы законодательства о налогах и сборах не предусматривают, что основанием (юридическим фактом) для возникновения обязанности по уплате транспортного налога (объектом налогообложения) может являться сам факт наличия у лица транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке. Данный вывод согласуется и с позицией Минфина России, выраженной в Письме от 6 мая 2006 г. N 03-06-04-04/15, о котором мы уже упоминали в статье.

Вместе с тем, как сказано в рассматриваемом Постановлении, сам по себе факт наличия регистрационной записи о транспортном средстве также не может влечь за собой обязанность по уплате транспортного налога в отсутствие у налогоплательщика транспортного средства.

Как следует из п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения являются именно транспортные средства, а не факты внесения регистрационных записей о транспортных средствах. С учетом этого в случае фактического отсутствия у налогоплательщика транспортного средства (например, в связи с его хищением, уничтожением, утилизацией и т. п.), транспортный налог не подлежит уплате ввиду отсутствия объекта налогообложения.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние водных транспортных путей, причалов; в отношении водных транспортных средств - это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах, валовая вместимость (ст. 359 НК РФ).

Таким образом, если соответствующее транспортное средство отсутствует (хотя запись о его наличии и имеется в бухгалтерском учете налогоплательщика), оно не участвует в судоходстве, не оказывает воздействия на водные пути, а следовательно, не является и объектом налогообложения.

По всей вероятности, если организация попадет в аналогичную ситуацию и не учтет отсутствующие транспортные средства в составе объектов налогообложения, и, соответственно, не уплатит по ним транспортный налог - свою правоту ей придется отстаивать в суде. Как показывает рассмотренное нами Постановление, суд может встать на сторону налогоплательщика.

/"Налоги" (газета), 2013, N 30/

О постановке на учет в налоговых органах

Организации и физические лица, согласно п. 1 ст. 83 НК РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Такая регистрация осуществляется в целях проведения налогового контроля.

Местом нахождения для морских и речных транспортных средств признается место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества (пп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ).

Как установлено п. 5 ст. 83 НК РФ, постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих организации или физическому лицу транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, которые должны быть переданы в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Если транспортное средство находится не по основному месту регистрации налогоплательщика (например, организация имеет транспортные средства в своем обособленном подразделении), то налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства.

Обратите внимание! Если плательщик транспортного налога уже зарегистрирован в налоговом органе (по другому основанию), то осуществлять повторную процедуру регистрации не нужно.

О водных транспортных средствах, не являющихся объектами

налогообложения

Не являются объектом налогообложения весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (пп. 1 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Не являются объектами налогообложения промысловые морские и речные суда (пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ). Под судами рыбопромыслового флота согласно КТМ, как мы уже говорили в статье, понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемно-транспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения. К промысловым судам в соответствии с ОКОФ относятся добывающие, обрабатывающие и приемно-транспортные суда (код 15 3511050).

Нередки случаи, когда налоговики отказывают в применении этой льготы на основании того, что промысловые суда используются не только в основной деятельности налогоплательщиков, но и для перевозки грузов других организаций.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 12 марта 2008 г. по делу N Ф03-А24/08-2/423 суд указал, что спорные суда являются промысловыми судами и в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения. Вывод суда основан на технической документации, имеющейся в материалах дела и ОКОФ. Как указал суд, довод налогового органа о том, что спорные суда наряду с основной деятельностью осуществляли перевозки грузов по договорам перевозки, не является основанием для признания их объектами обложения транспортным налогом, поскольку правовое значение для рассмотрения данного спора имеет отнесение спорных судов к промысловым и использование их для осуществления рыболовства.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15 апреля 2010 г. по делу N Ф03-1999/2010 указано, что пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ не содержит в качестве условия для применения льготы, предусмотренной данным пунктом, осуществление рыбопромысловой деятельности. Основанием для применения данной нормы служит отнесение судов к морским и речным промысловым судам.

Иногда сотрудники налоговых органов отказывают в предоставлении льготы, обосновывая такое решение тем, что используемые для промысла суда таковыми не являются. ФАС Западно-Сибирского округа рассматривал подобный спор между налоговым органом и организацией, на балансе которой числились буксирные катера, не признанные налоговым органом промысловыми судами. Судом установлено, что основным видом деятельности организации является рыболовство, переработка, хранение уловов водных биоресурсов и продуктов для их переработки. Буксирные катера, принадлежащие фирме, используются для ловли рыбы, что подтверждается корешками на право добычи рыбы и иными документами, представленными в дело. В Постановлении от 9 апреля 2007 г. по делу N Ф04-986/2007(31980-А45-15) ФАС Западно-Сибирского округа указал, что налоговый орган не представил доказательств того, что буксирные катера используются в иных целях, не предусмотренных учредительными документами фирмы.

При таких обстоятельствах является обоснованным вывод о том, что использование в производственной деятельности спорных буксирных катеров является необходимым условием осуществления технологического процесса. Ссылка налогового органа на свидетельства о годности к плаванию буксирных катеров, в которых указан тип и назначение - буксирный, судом отклонена, поскольку назначение "буксирный" не означает, что данное транспортное средство не относится к промысловым. По мнению суда, при возникших спорных правоотношениях для признания использования речных судов в качестве промысловых, используемых для вылова рыбы, правовое значение будет иметь вид деятельности общества, в данном случае рыболовство.

Не являются объектом обложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Для того чтобы воспользоваться вышеназванной льготой, необходимо определить основной вид деятельности организации. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, что следует из п. 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 713.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2004 г. N 8-О разъяснено, что страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Нормы законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, содержащие определение основного вида деятельности, могут быть применены при решении вопроса о квалификации вида деятельности в целях законодательства о налогах, поскольку указанный вид платежей имеет признаки налогового платежа. На это указывает Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 августа 2009 г. по делу N А82-13079/2008-20.

Следовательно, в качестве критерия для определения того, является ли тот или иной вид деятельности основным для организации, может быть применена оценка объема выручки от данной деятельности.

Разъяснения о том, как подтвердить основной вид деятельности организации, приведены и в п. 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177.

В Письме Минфина России от 22 февраля 2005 г. N 03-06-04-04/13 обращено внимание налогоплательщиков на то, что на транспортные средства, находящиеся в аренде, положения пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не распространяются. Такая позиция Минфина подтверждается и судебной практикой, в частности Постановлением ФАС Московского округа от 5 декабря 2008 г. по делу N КА-А40/10789-08, Определением ВАС РФ от 6 июля 2007 г. N 8201/07.

А если организация часть судов, имеющихся в собственности, использует для грузовых перевозок посредством тайм-чартера, а часть судов сдает в аренду без экипажа, причем выручка от сдачи судов в тайм-чартер имеет наибольший удельный вес в общем объеме выручки организации, может ли организация применять рассматриваемую льготу? В Письмах Минфина России от 22 июля 2010 г. N 03-05-06-04/189, от 18 августа 2010 г. N 03-05-05-04/17 указано, что льгота по пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ предоставляется организации в отношении всех транспортных средств, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

Не будут являться объектами обложения транспортным налогом и водные транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, содержится в Приложении к Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2004 г. N 317. Такими федеральными органами являются:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации.

2. Министерство обороны Российской Федерации.

3. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

4. Федеральная служба охраны Российской Федерации.

5. Служба внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральная служба исполнения наказаний.

7. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Водные транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, также не будут являться объектом налогообложения (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Как установлено п. 17.4 Рекомендаций N БГ-3-21/177, документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и другими), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Не являются объектами налогообложения суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 37 Кодекса торгового мореплавания установлено, что судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.

Срок государственной регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срока действия указанного договора или срока, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.

Государственная регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения государственной регистрации судна в Российском международном реестре судов установлен Приказом Минтранса России от 9 декабря 2010 г. N 277 "Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских портах". Пунктом 56 названного документа определено, что при осуществлении регистрации судна и прав на него и при подтверждении регистрации орган, осуществляющий регистрацию, выдает свидетельство о регистрации судна (подтверждение регистрации судна) в Российском международном реестре судов.

Таким образом, налоговая льгота по пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ предоставляется налогоплательщикам только при наличии свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты регистрации судна в РМРС и ежегодного подтверждения такой регистрации.

О налоговой базе и ставках транспортного налога

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах, что установлено пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ. По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством. По поводу определения налоговой базы в отношении водных транспортных средств возникает немало споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, которые, как правило, приходится решать в судебном порядке. В Постановлении ФАС Уральского округа от 14 декабря 2006 г. по делу N Ф09-11156/06-С1, рассматривавшего спор между налоговиками и налогоплательщиком об уплате транспортного налога по земснарядам и плавкрану ДТС 4, со ссылкой на Словарь морских и речных терминов, вышедший в Москве в издательстве "Речной транспорт" в 1956 г., указано следующее: судовым двигателем признается двигатель, имеющий конструкцию, позволяющую устанавливать его на судно. Главный судовой двигатель - это двигатель, служащий для привода в действие гребного винта или гребных колес. Вспомогательный судовой двигатель - это двигатель для привода в действие генераторов электростанций, компрессоров, насосов и т. д.

Учитывая функциональное назначение главного и вспомогательного двигателей, суд пришел к выводу о том, что налоговой базой для указанных земснарядов является мощность главных двигателей. Налоговый орган необоснованно при исчислении налога в отношении названных водных средств в налоговую базу включил мощность вспомогательных двигателей. Судом установлено, что при определении мощности двигателя судна следует руководствоваться свидетельством о годности судна к плаванию, поскольку это специальный технический документ на транспортное средство, в котором указывается полная информация о техническом составе и состоянии судна. Следовательно, налогоплательщик правомерно при исчислении налога исходил из мощности главных (гребных) электродвигателей, указанных в свидетельстве о годности к плаванию.

Как отмечено в Письме Минфина России от 11 февраля 2005 г. N 03-06-04-04/09, налоговые ставки по транспортному налогу установлены применительно к максимальной мощности двигателя транспортного средства, которая указана в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.

Вместе с тем ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 15 февраля 2005 г. по делу N А33-26610/04-С3-Ф02-124/05-С1 отметил следующее. Разница в понятиях между эксплуатационной и строительной мощностями состоит в значении предельно допустимой эффективной мощности дизеля, которую он может развивать ограниченное время, установленное заводом-изготовителем, определяет режим максимальной (строительной) мощности. К эксплуатационной мощности относят среднюю мощность дизеля при плановой загрузке и скорости судна. Суд указал, что ввиду давности постройки судна его двигатель не мог развивать строительную мощность, поэтому исчисление налога налогоплательщиком исходя из эксплуатационной мощности двигателя признано судом правомерным.

Итак, как уже было сказано выше, мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, согласно п. 22 Рекомендаций по транспортному налогу принимаются данные, содержащиеся в технической документации. При отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

По водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах, что установлено пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

Налоговая база на основании п. 2 ст. 359 НК РФ определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении водных транспортных средств, не перечисленных в пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется как единица транспортного средства, о чем сказано в пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ. Причем налоговая база определяется отдельно от налоговой базы по иным транспортным средствам, являющимся объектом налогообложения для налогоплательщика.

Как указано в п. 23 Рекомендаций по транспортному налогу, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание читателей на Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2007 г. по делу N А56-29356/2006. Налоговый орган, осуществляя проверку правильности исчисления и уплаты налогов, установил, что организацией занижена налоговая база по транспортному налогу в связи с тем, что порт определял налоговую базу по плавучим кранам как единицу транспортного средства. По мнению налоговиков, по плавкранам следовало считать валовую вместимость. Не согласившись с решением налогового органа, организация обратилась в суд.

Суд указал, что в ст. 361 НК РФ установлены различные налоговые ставки для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости), и для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей (с единицы транспортного средства).

В НК РФ не дано определение понятия "несамоходное (буксируемое) судно", в связи с чем согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Как мы уже говорили, согласно ст. 3 КВВТ судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Для плавкранов (несамоходных (буксируемых) судов), для которых определена валовая вместимость, установлена ставка налога с каждой регистровой тонны валовой вместимости, и налоговый орган правомерно доначислил транспортный налог и пени. Вместе с тем кассационная инстанция сочла, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ в данном случае нет вины организации, поскольку она руководствовалась разъяснениями, содержащимися в п. 23 Рекомендаций по транспортному налогу, и в силу п. 2 ст. 109 НК РФ организация не может быть привлечена к ответственности за неполную уплату транспортного налога.

Размеры налоговых ставок, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации, приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Причем налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Установленные п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ (п. 4 ст. 361 НК РФ).

Налоговым периодом по транспортному налогу согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, являются первый квартал, второй квартал и третий квартал, хотя отчетные периоды могут и не устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно, что установлено п. 1 ст. 362 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налоговую декларацию по истечении налогового периода следует представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, что определено п. 1 ст. 360 НК РФ. Местом нахождения имущества на основании п. 5 ст. 83 НК РФ признается для морских и речных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения собственника имущества.

Название документа