О распределении присоединенной электрической мощности при приобретении помещения в нежилом здании

(Матиящук С. В.) ("Законодательство и экономика", 2009, N 1) Текст документа

О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПРИСОЕДИНЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МОЩНОСТИ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ПОМЕЩЕНИЯ В НЕЖИЛОМ ЗДАНИИ

С. В. МАТИЯЩУК

Матиящук С. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права СибУПК.

В последнее время в правоприменительной практике приобрел определенную актуальность вопрос о распределении присоединенной электрической мощности при приобретении помещений в нежилых зданиях. Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих отношения по снабжению потребителей электроэнергией на розничных рынках, позволяет констатировать наличие принципиально нового подхода законодателя к правовому регулированию оборота электрической энергии. Основных причин две. Первая причина очевидна, она обусловлена известными экономическими преобразованиями и заключается главным образом в том, что объекты систем электроснабжения оказались разделенными между различными владельцами, и, как следствие, это неизбежно повлекло учет их прав и законных интересов. Вторая причина связана с попыткой законодателя распространить на электрическую энергию особенности правового режима, устанавливаемого для движимых вещей. Так, часть вторая Гражданского кодекса РФ отношения по электроснабжению отнесла к группе обязательств по передаче имущества в собственность, при этом установив ограничение на заключение договора электроснабжения в зависимости от наличия у потребителя энергопринимающего устройства, присоединенного непосредственно к сетям энергоснабжающей организации. При применении норм законодательства о порядке получения разрешения на использование электрической мощности и ее распределении между потребителями, являющимися собственниками нежилых помещений, расположенных в здании, на практике возникает ряд вопросов, в том числе о порядке оспаривания решения о распределении электрической мощности, правомерности предоставления разрешения на электрическую мощность только одному собственнику помещения в нежилом здании и т. п. Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить прежде всего особенности договорного регулирования отношений по снабжению электроэнергией потребителей на розничных рынках. Основными источниками, регулирующими данные отношения, являются Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон) и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 (в ред. Постановления от 28 июня 2008 г. N 476)) (далее - Правила). Нормы же Гражданского кодекса РФ, в том числе § 6 "Энергоснабжение" главы 30, и иных правовых актов применяются к этим отношениям только в части, в какой они не противоречат положениям Закона и Правил (п. 4 ст. 539 ГК РФ). На розничном рынке в роли электроснабжающей организации могут выступать гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, производитель электроэнергии, не имеющий права на участие в оптовом рынке, и т. п. (ст. 37 Закона). В большинстве регионов нашей страны на розничных рынках функционируют только гарантирующие поставщики, в обязанности которых входит заключение договоров энергоснабжения (договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любыми обратившимися к ним потребителями, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны их деятельности. Следовательно, эти договоры носят публичный характер. Остальные электроснабжающие организации (энергосбытовые и т. п.) свободны в заключении договоров, обеспечивающих снабжение потребителей электрической энергией (п. 8 Правил), поскольку основная цель их создания - содействие конкуренции на розничных рынках электроэнергии нашей страны. Потребителей на розничных рынках можно разделить на две группы: те, чьи энергопринимающие устройства присоединены непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации и т. п.), и те, чьи энергопринимающие устройства не имеют такого присоединения. Отсюда и два варианта структуры договорных связей в отношениях по снабжению электроэнергией потребителей. Первый вариант - простая структура - имеет место и тогда, когда энергопринимающие устройства потребителей присоединены непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т. п.). В этом случае отношения между ними опосредуются договорами энергоснабжения. Сложная структура договорных связей возникает, когда потребители не имеют в собственности (или на ином законном основании) энергопринимающих устройств, присоединенных непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т. п.). Сложную структуру договорных связей по электроснабжению потребителей оформляют несколько договоров: договор купли-продажи (поставки), договор на оказание услуг по передаче электроэнергии, заключаемый с территориальной сетевой организацией. Как при простой, так и при сложной структуре договорных связей определение объемов поставляемой электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации, сетевой организации и т. п.) и потребителя. При этом во всех договорах, опосредующих отношения на розничных рынках, должно обязательно согласовываться условие о количестве энергии. Объясняется это технологическими особенностями электрической энергии. К их числу прежде всего относится невозможность создания ее запасов, поскольку произведенная энергия передается по сетям с огромной скоростью и при этом должна немедленно потребляться. Таким образом, необходимо постоянно соблюдать баланс между произведенной и потребленной электроэнергией, а его отсутствие неизбежно приведет к авариям в энергосистеме. И как следствие, условие о количестве энергии согласовывается с каждым потребителем отдельно посредством установления размера "присоединенной мощности", под которой принимается разрешенная к использованию мощность. Этот показатель закладывается при проектировании систем электроснабжения по каждому отдельному объекту и указывается в технических условиях на присоединение к электрическим сетям. При этом разрешение на использование мощности выдается с привязкой к почтовому адресу объекта и конкретному источнику энергии, и только лицам, являющимся собственниками энергопринимающих установок (в случае строительства новых зданий, сооружений разрешение оформляется на владельца земельного участка). При осуществлении процедуры получения разрешения на использование мощности возможны два варианта. Первый вариант имеет место при строительстве новых зданий, сооружений и т. п., а также при реконструкции системы электропотребления. В этом случае порядок получения разрешения четко регламентируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (в ред. Постановления от 21 марта 2007 г. N 168). Так, необходимо заключить с территориальной сетевой организацией договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, носящий публичный характер. К числу основных обязанностей территориальной сетевой организации относятся: - подготовка и выдача технических условий, в которых указываются точки присоединения, присоединенная мощность и т. п.; - проверка выполнения технических условий со стороны потребителя; - выполнение фактических действий по присоединению и обеспечению работы энергетической установки в электрической сети в точке присоединения, определенной техническими условиями, в пределах заявленной мощности. Второй вариант возникает, когда потребитель уже присоединен к электрическим сетям и с ним заключен соответствующий договор электроснабжения, но при смене профиля деятельности потребителя либо при изменении доли в праве собственности на недвижимое имущество и т. п. возникает необходимость уменьшить размер разрешенной мощности. В этом случае специальные нормы, регулирующие данные отношения, отсутствуют, поэтому необходимо руководствоваться общими положениями об изменении договора (ст. ст. 450 - 453 ГК РФ). Применение общих положений об изменении договора к договорам, опосредующим отношения на розничных рынках, означает, что указанные договоры могут быть изменены по соглашению сторон, а также по требованию одной из сторон в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Сделанные выводы могут быть наглядно проиллюстрированы примером из судебной практики. Так, потребитель электроэнергии (далее - истец) обратился в арбитражный суд г. Москвы с иском об обязании сетевой организации (далее - ответчик) не чинить препятствий в пользовании помещениями в нежилом здании, а именно полностью восстановить режим потребления электрической энергии. Своим решением арбитражный суд г. Москвы от 4 мая 2008 г. обязал ответчика восстановить режим потребления электрической энергии в отношении нежилого здания. Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просил решение отменить в связи с отсутствием договорных отношений с истцом. Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил судебный акт без изменения по следующим основаниям. В ходе разбирательства дела по существу было установлено, что спорное здание принадлежит на праве собственности истцу. 30 января 2008 г. сотрудниками сетевой организации было введено полное ограничение режима потребления электрической энергии нежилого здания, которое отключили от электрической энергии. Предыдущим собственником здания являлось акционерное общество, заключившее с гарантирующим поставщиком договор электроснабжения о поставке электроэнергии на спорный объект. В соответствии с соглашением, заключенным между акционерным обществом и истцом, акционерное общество не расторгает договоры с коммунальными и иными службами до момента заключения истцом соответствующих договоров. На момент рассмотрения дела договор электроснабжения являлся действующим, кроме того, задолженности по оплате электрической энергии не было, претензий по оплате со стороны гарантирующего поставщика не имелось. Как отметил арбитражный суд кассационной инстанции, обоснованным является вывод суда первой инстанции о наличии основании для обязания ответчика полностью восстановить режим потребления электрической энергии в спорном здании, поскольку в силу абзаца 3 п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. Кроме того, согласно абзацу 1 п. 4 ст. 26 указанного Закона в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотра величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник энергопринимающих устройств обязан уведомить сетевую организацию о переходе права собственности. Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, арбитражный суд обоснованно пришел к следующему выводу: в соответствии с абзацами 3 и 4 п. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация, к которой в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства, в том числе заключению в отношении указанных устройств договоров электроснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии и т. п. По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Московского округа пришел к выводу: арбитражный суд города Москвы на основании имеющих в деле доказательств правильно установил фактические обстоятельства и не нарушил нормы материального права, поэтому принятый по делу судебный акт является законным, обоснованным и мотивированным <1>. -------------------------------- <1> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2008 г. по делу N А40-12333/08-53-136 // Архив Арбитражного суда г. Москвы.

На практике часто возникают вопросы, связанные с уменьшением размера разрешенной мощности из-за изменения доли в праве собственности на нежилое здание (например, при продаже нежилого помещения, расположенного в здании). В таких ситуациях потребитель должен обратиться (в зависимости от структуры договорных связей) либо к гарантирующему поставщику, либо к гарантирующему поставщику и сетевой организации с заявлением об уменьшении разрешенной мощности и внесении соответствующих изменений в договоры, регулирующие отношения по электроснабжению. А новый собственник нежилого помещения - с заявлением о заключении с ними соответствующего договора электроснабжения. При этом к заявлению должно быть приложено соглашение между собственниками объекта недвижимости о распределении фактически использовавшейся мощности. Другими словами, об определении долей в общем объеме мощности, приходящихся на каждое нежилое помещение, расположенное в здании. Данное распределение производится на основе расчета, выполненного проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию. В случае возникновения конфликтной ситуации между собственниками нежилых помещений, расположенных в здании, по перераспределению мощности спор решается в судебном порядке. Вместе с тем ни гарантирующий поставщик, ни территориальная сетевая организация не вправе отказать собственникам нежилых помещений, расположенных в здании, как во внесении изменений в договор, так и в заключении указанных договоров, поскольку они носят публичный характер. В противном случае собственники могут обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. В заключение хотелось бы обратить внимание на следующее. Положения и Закона, и Правил направлены на то, чтобы потребители оплачивали только энергию, которую они потребили. Тем самым изменена система субабонентских отношений, закрепленная в § 6 гл. 30 ГК РФ, которая была заимствована из советского права.

Название документа