Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг для потребителей

(Скворцова Т. А.) ("Юрист", 2009, N 1) Текст документа

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Т. А. СКВОРЦОВА

Скворцова Т. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Ростовского государственного экономического университета "РИНХ" (г. Ростов-на-Дону).

В статье нашли отражение вопросы, связанные с правовой основой обеспечения безопасности товаров, работ, услуг для потребителей, анализом того, с помощью чего должны декларироваться схемы соответствия и состав доказательственных материалов в этой сфере, раскрытием некоторых аспектов проблематики маркирования продукции.

The article considers the issues related to legal basis for ensuring security of goods, works, services for consumers; analyzes correspondence circuit and evidential materials in the said sphere, reveals certain problems of marking the goods <*>. -------------------------------- <*> Skvortsova T. A. Legal Ensuring Security of Goods, Works, Services for Consumers.

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вреда имуществу потребителя. Указанное право имеет конституционное основание. Статья 20 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на жизнь, ст. 41 закрепляет право каждого на охрану здоровья, а ст. 42 - право на благополучную окружающую природную среду, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Между тем анализ российского рынка товаров и услуг позволяет сделать вывод о насущной необходимости на законодательном уровне заниматься безопасностью потребительского рынка. По мнению специалистов, качество многих товаров и услуг низкое и в целом потребительский рынок для людей опасен <1>. Как отмечается в юридической литературе, многие товары фальсифицируются, причем "фальсификации подвергаются не только товары, но и товаросопроводительные документы, сертификаты качества, безопасности, страны происхождения, товарные знаки и так далее" <2>. -------------------------------- <1> Бесфамильная Л. Страхование ответственности за качество продукции: перспективы развития в России // Стандарты и качество. 2002. N 8. С. 57. <2> Вишняков В. Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 9. С. 72.

Определение понятия безопасности товаров (работ, услуг) содержится в преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" <3>: под безопасностью товара (работы, услуги) понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). -------------------------------- <3> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в посл. ред. ФЗ от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ) // Российская газета. 1996. 16 января.

Сходное определение содержится и в ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании": "Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений" <4>. -------------------------------- <4> Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ (в посл. ред. ФЗ от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ) // Российская газета. 2002. 31 декабря; 2007. 11 мая.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Обязательные требования к качеству продукции должны устанавливаться в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" положениями технических регламентов. Национальные стандарты (ГОСТ) должны применяться субъектами предпринимательства добровольно. Указанным Законом установлен переходный период, в который все технические регламенты должны быть введены в действие. Однако на сегодняшний день принято только несколько из них. Федеральный закон от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" несколько уточнил порядок принятия и вступления в силу технических регламентов. Также намечен перечень первоочередных регламентов, которые предполагается принять до 2010 г. и ответственность за разработку которых несет Правительство РФ. Но пока система технических регламентов все равно не сложилась и не действует. Препятствием поступления в продажу товаров, которые могут причинить вред, является система подтверждения соответствия некоторых товаров (работ, услуг) установленным требованиям. Пункт 4 ст. 7 Закона "О защите прав потребителей" декларирует: если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению их соответствия указанным требованиям, в настоящее время утверждены Правительством РФ <5>. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям безопасности. -------------------------------- <5> Постановление Правительства РФ "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" от 13 августа 1997 г. N 1013 (в посл. ред. от 28 декабря 2006 г. N 72) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 33. Ст. 3899; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации" от 7 июля 1999 г. N 766 (в посл. ред. от 17 декабря 2005 г. N 775) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3746.

В настоящее время указанное подтверждение осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и иными правовыми актами, в том числе подзаконного характера. Оно может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных техническими регламентами, исключительно на соответствие требованиям технических регламентов. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Формами обязательного подтверждения соответствия являются декларирование соответствия и обязательная сертификация. При этом декларирование осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории. Схема декларирования соответствия и состав доказательственных материалов должны определяться соответствующим техническим регламентом. Порядок декларирования соответствия и требования к декларации приведены в ст. 24 Закона о техническом регулировании. Форма декларации утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Этот же орган осуществляет регистрацию оформленных деклараций. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Это обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ <6>. Маркировка осуществляется самостоятельно заявителем любым удобным для него способом. -------------------------------- <6> Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 696 "О знаке обращения на рынке" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 47. Ст. 4547.

В п. 5 ст. 7 Закона "О защите прав потребителей" закреплены обязанности изготовителя, исполнителя и продавца, обеспечивающие право потребителя на безопасность. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности снятие товара (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме. В отечественной правовой действительности исполнение данных обязанностей встречается не столь часто, видимо, наряду с другими, этому способствует то обстоятельство, указанное в юридической литературе, что в законодательстве отсутствует детальный механизм их исполнения <7>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (постатейный) Я. Е. Парция включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <7> Парций Я. Е. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". М.: Юрайт-М, 2001. С. 91.

Итак, действующая система установления обязательных требований к качеству продукции несовершенна и не позволяет защитить важнейшее право потребителя - право на безопасность товаров, работ, услуг. Следует отметить острую необходимость создания эффективного механизма разработки и принятия технических регламентов с целью их скорейшего введения в действие. Вместе с тем необходимо ускорить разработку и принятие соответствующих современным реалиям национальных стандартов в отношении всех видов продукции, взяв за основу международные стандарты.

Название документа