Правовой анализ налогообложения акцизами алкогольной и спиртосодержащей продукции в России

(Мурзина Т. К.) ("Финансовое право", 2008, N 12) Текст документа

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

Т. К. МУРЗИНА

В статье "Правовой анализ налогообложения акцизами алкогольной и спиртосодержащей продукции в России" дан правовой анализ российского опыта взимания акциза на алкоголь в разрезе таких элементов акцизного механизма, как перечень подакцизной алкогольной продукции, ставка налога, круг плательщиков, поскольку законодательное определение именно этих элементов налога играет определяющую роль в исполнении акцизом как его фискальной, так и регулирующей функции. Также рассмотрен такой элемент налога, как налоговая база, который представляет собой основание его исчисления, т. е. ту часть предмета налога, с которой в соответствии с законодательством должен быть исчислен налоговый платеж. Даны рекомендации по формированию перечня подакцизной спиртосодержащей продукции. В данной статье раскрыта сущность режима "акцизного склада", который действовал с 2001 по 2006 г., и указаны его отрицательные черты. Выявлены проблемы действующего порядка налогообложения акцизами парфюмерно-косметической продукции. Спиртоводочная промышленность традиционно формировала значительную часть доходов российского бюджета. Структура поступления акцизов по подакцизным товарам на примере консолидированного бюджета Российской Федерации в 2007 г. показывает, что поступления акцизов по этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции составляют около 28%, занимая второе место после поступлений акциза на бензин. При разработке налоговой политики в отношении акцизов, как в целом, так и в сфере налогообложения алкогольной продукции, на первое место государством выдвигались задачи формирования стабильных и масштабных доходов государственного бюджета, т. е. фискальные цели. Однако, как свидетельствует мировой опыт использования акциза, данный налог, занимая значительную долю в структуре цены, оказывает существенное влияние на процессы производства и потребления подакцизных товаров, являясь, таким образом, средством регулирования определенных процессов в экономической и социальной жизни общества. Анализ российского опыта взимания акциза на алкоголь представляет интерес в разрезе таких элементов акцизного механизма, как перечень подакцизной алкогольной продукции, ставка налога, круг плательщиков, поскольку законодательное определение именно этих элементов налога играет определяющую роль в исполнении акцизом как его фискальной, так и регулирующей функции. Налоговая база как элемент налога представляет собой основание его исчисления, т. е. ту часть предмета налога, с которой в соответствии с законодательством должен быть исчислен налоговый платеж. Согласно ст. 187 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база акцизов определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок. Таким образом, для того чтобы сформировать налоговую базу по акцизам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, необходимо в первую очередь выяснить, что считается алкогольной и спиртосодержащей продукцией для целей налогообложения, определиться с перечнем подакцизных товаров. Алкогольной продукцией для целей налогообложения акцизами признается спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия (ЛВИ), коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов <1>. -------------------------------- <1> Пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для целей налогообложения акцизами спиртосодержащей продукцией признается продукция с объемной долей этилового спирта более 9% (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) <2>. -------------------------------- <2> Пп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации.

Практика формирования перечня подакцизной алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в 1992 - 2006 гг. свидетельствует о том, что при определении списка облагаемой алкогольной и спиртосодержащей продукции государство сталкивается с необходимостью решения ряда противоречивых задач. С одной стороны, главная цель акцизной политики - обеспечение стабильных и значительных поступлений в бюджет, решению которых способствует расширение круга подакцизной продукции. С другой - список товаров, облагаемых акцизом, по мнению автора, должен быть обоснованным, т. е. включать в себя только ту продукцию, производство которой государство стремится ограничить в целях снижения ее потребления для обеспечения выполнения акцизами регулирующей функции. С этой точки зрения в перечень облагаемой акцизом спиртосодержащей продукции необоснованно включать продукцию, которая по своим характеристикам является непищевой: парфюмерно-косметическую продукцию, товары бытовой химии. С 1 января 2007 г. с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ, признаются подакцизными товары бытовой химии и парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке. Таким образом, по мнению автора, действующий перечень подакцизной спиртосодержащей продукции требует пересмотра. Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляется в следующем порядке: налоговая база умножается на ставку акциза. Акциз начисляется производителями при совершении операций по реализации подакцизных товаров. Датой реализации в соответствии со ст. 195 Налогового кодекса Российской Федерации признается день отгрузки. Необходимо обратить внимание на то, что с 1 января 2007 г. датой начисления акциза признается также и момент отгрузки подакцизных товаров собственному структурному подразделению, которое реализует в розницу произведенные налогоплательщиком подакцизные товары. С формированием и функционированием акцизного механизма тесно взаимосвязана проблема рационального распределения налогового бремени между налогоплательщиками, являющаяся одной из значительных проблем акцизной политики. Определяя круг лиц, являющихся плательщиками акцизов, государство стоит перед выбором: приблизить обложение к наиболее ранней стадии возникновения подакцизного продукта - изготовления сырья для его производства, взимать акциз на стадии реализации конечного (т. е. готового к потреблению) подакцизного продукта либо распределить ответственность по внесению акциза в бюджет между производителями - продавцами сырья и производителями - продавцами конечного продукта. На протяжении 1992 - 2001 гг. бремя уплаты акцизов в бюджет распределялось между производителями этилового спирта и производителями ликероводочной продукции. При этом основная доля обязательств по внесению акцизов в бюджет была возложена на предприятия - производителей ликероводочной продукции. Однако согласно мировому опыту акцизного налогообложения наиболее обоснованным и оправданным с точки зрения оптимизации расходов на налоговое администрирование является взимание акциза в полном объеме (по полной ставке) на как можно более ранней стадии производственного производства, т. е. в точке первичного изготовления этилового спирта. Подобный механизм позволяет налоговым органам сконцентрировать контрольно-наблюдательные процедуры на спиртзаводах, численность которых в десятки раз меньше, чем предприятий алкогольной индустрии. Внедрение подобной схемы акцизного налогообложения алкогольной продукции было бы целесообразно и в России. Однако вопреки сложившейся мировой практике с июля 2001 г. в результате законодательных изменений круг плательщиков акциза на алкогольную продукцию был не сужен, а, напротив, существенно расширен: наряду с производителями этилового спирта, производителями алкогольной продукции на основе этилового спирта в число налогоплательщиков были включены предприятия оптовой торговли, учредившие акцизные склады. Указанный порядок просуществовал до 1 января 2006 г. При этом акциз на алкогольную продукцию начислялся в два этапа. Производитель при продаже алкогольной продукции уплачивал акциз в размере 20% от установленной ставки и оптовые организации (оптовики) - в размере 80% при ее последующей реализации в розничную торговлю <3>. -------------------------------- <3> Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год".

Мне бы хотелось немного подробнее остановиться на данном порядке. Одним из важных шагов на пути совершенствования порядка взимания акцизов с алкогольной продукции стало введение с середины 2001 г. принципиально нового для России налогового режима - режима "акцизного склада", под которым понималось помещение алкогольной продукции на специально учреждаемые акцизные склады, с постоянно действующими на складе сотрудниками налоговых органов, обеспечивающими строгий контроль за соблюдением налогоплательщиком условий оборота алкогольной продукции и налоговой дисциплины. Некоторым образом похожий порядок взимания акцизов с алкогольной продукции действует в некоторых европейских странах, например в Великобритании и Германии. Эти нововведения стали самыми значительными в части акцизного налогообложения на данном этапе развития российской налоговой системы, поскольку принципиально изменили для налогоплательщиков порядок и сроки уплаты акцизов по алкогольной продукции и отразились на перераспределении налоговых потоков на межбюджетном уровне. Статьей 196 Налогового кодекса РФ был установлен налоговый режим в отношении алкогольной продукции, в соответствии с условиями которого осуществлялись хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям этой продукции. Данные положения распространялись на алкогольную продукцию, производимую и реализуемую на территории России, и не распространялись на импортную продукцию. Под действием режима налогового склада алкогольная продукция не считалась реализованной и обязанности по уплате акцизов в отношении этой продукции не возникало. Режимом налогового склада признавались мероприятия налогового контроля, которые осуществлялись налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад (акцизный склад) до момента ее отгрузки (передачи) покупателям. Действие такого режима распространялось на территорию, где находилось производство алкогольной продукции, и на находящиеся вне этой территории специально учреждаемые налогоплательщиками акцизные склады (специально выделенные и обустроенные помещения). Хранение алкогольной продукции до ее отгрузки покупателям было разрешено исключительно на акцизных складах или в транспортных средствах в режиме транспортировки (в любых других местах - запрещено). При нахождении алкогольной продукции на акцизных складах с ней могли производиться только операции по обеспечению сохранности, а также по подготовке ее к продаже и транспортировке. Классическая схема функционирования режима налогового склада предполагала, что транспортировка алкогольной продукции от завода-производителя до акцизного склада и между акцизными складами осуществлялась только специально уполномоченными перевозчиками, которые, кроме прочего, обеспечивали доставку продукции банковскими гарантиями на уплату акцизов, в случае если продукция не поступит в место назначения. В России же какие-либо особые требования к транспортным компаниям, осуществляющим перевозку алкогольной продукции, не предъявлялись, что ослабляло контроль со стороны государственных органов на определенных этапах оборота алкоголя. В соответствии со ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации алкогольная продукция, реализуемая с акцизного склада одной организации на акцизный склад другой организации, а также передаваемая с одного акцизного склада на другой акцизный склад в структуре одной организации, не облагалась акцизом. На практике происходила многократная передача алкогольной продукции между оптовыми организациями прежде, чем она попадает в розничную торговлю. В целях обеспечения контроля со стороны налоговых органов за отражением налогоплательщиками налогооблагаемой базы, Порядком учета движения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, утвержденным Приказом МНС России от 31.03.2003 N БГ-3-07/154, организациям было вменено в обязанность направлять налоговым органам уведомления о поставках алкогольной продукции с акцизного склада одной организации на акцизный склад другой организации либо с одного акцизного склада на другой акцизный склад в структуре одной организации, а также направлять уведомления о получении такой продукции на акцизные склады. Информационным программным комплексом "Госмонополия РСМ" МНС России был предусмотрен анализ указанных уведомлений и выявление алкогольной продукции, отгруженной с акцизных складов и не полученной получателями - акцизными складами. В течение 2002 - 2003 гг. налоговыми органами неоднократно выявлялись случаи "утери" алкогольных изделий, вместе с тем в Налоговом кодексе РФ отсутствовал механизм взимания акциза с такой продукции. Данная система налогообложения имела отрицательный опыт вследствие того, что при многократной передаче алкогольной продукции с акцизного склада одной организации на акцизный склад другой организации оптовой торговли существовала возможность занижения налоговой базы за счет потерь алкогольной продукции, в том числе с использованием так называемых фирм-однодневок создавались предпосылки для возникновения схем ухода от уплаты налогов, что приводило к потерям бюджета. Потери несли бюджеты всех уровней. Особенно это затрагивало региональные бюджеты, куда перечислялись суммы акцизов по алкогольной продукции, поставляемой организациями оптовой торговли на территории регионов, где они осуществляли свою деятельность, в размере 80% от установленной ставки. Кроме того, следует отметить и тот факт, что при существовании указанной системы значительно усложнялся процесс налогового администрирования за счет: - увеличения числа налогоплательщиков; - увеличения объема трудоемких операций, связанных с обработкой и вводом налоговых деклараций; - усложнения процесса налогового контроля. Во избежание потерь бюджета и в целях совершенствования налогового администрирования с 1 января 2006 г. было решено вернуться к действующей до 2001 г. системе налогообложения, при которой единственным налогоплательщиком всей суммы акциза на алкогольную продукцию являлся ее производитель. Отмена акцизных складов и в связи с этим отмена обязанности по уплате акцизов на алкогольную продукцию оптовиками отчасти решила недостатки действовавшей до 1 января 2006 г. системы налогообложения алкогольной продукции, приведя к упрощению: - налогового администрирования за счет сокращения числа налогоплательщиков; - процедуры заполнения налоговой декларации по акцизам за счет сокращения количества форм и приложений по предприятиям оптовой торговли; - механизма исчисления сумм акцизов на алкогольную продукцию. Но в то же время не была решена проблема ухода от уплаты налогов за счет существования схем, обусловленных наличием дифференцированных ставок, применения налоговых вычетов по спирту и спиртосодержащей продукции, используемых в качестве основного сырья для производства других видов подакцизной продукции, и льгот. В соответствии со ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации (передаче) произведенной налогоплательщиком алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется исходя из объема (литража) содержащегося в них безводного этилового спирта. Исключение составляют вина натуральные, включая шампанские, игристые, газированные и шипучие вина, натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, объем которых определяется в абсолютном выражении (литраже) без учета содержания этилового спирта. В данном случае литраж не является тем самым параметром, который служит в качестве основания исчисления акцизов. Необходимо учитывать, что согласно ст. 190 Налогового кодекса Российской Федерации определение налоговой базы при совершении операций с подакцизными товарами с использованием различных налоговых ставок имеет свои особенности. В частности, в отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. Однако если налогоплательщик не ведет раздельного учета, то определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) или получения подакцизных товаров. При этом все суммы включаются в эту единую налоговую базу. Таким образом, с налоговой базой как основанием исчисления налога увязаны и ставки акцизов. Определение оптимальной ставки акциза при формировании акцизной политики является наиболее трудной и противоречивой задачей. С одной стороны, государство должно определить ставку, применение которой позволит обеспечить достаточные поступления в государственный бюджет, с другой - оценить потенциальное влияние предполагаемого размера ставки на базу налогообложения - процессы производства и реализации подакцизной продукции. Политика формирования акцизных ставок состоит из нескольких элементов: - выбора вида применяемой ставки (адвалорная, твердая, комбинированная); - определения величины налоговой ставки; - определения периодичности изменения размера ставки. Более традиционным в сфере применения индивидуального акциза на алкогольную продукцию является использование твердых ставок на физическую единицу реализованной продукции. Это позволяет сделать налогообложение более равномерным и справедливым по отношению ко всем производителям, стимулирует производство более качественной продукции, улучшение товарного вида и т. д. Для государства использование твердых ставок - это возможность более точного прогноза размера государственных доходов. На начальных этапах формирования акцизной системы в Российской Федерации (1992 - 1996 гг.) применялись процентные ставки акциза, размер которых был очень высок, достигнув к 1996 г. 85% на водку и ликероводочные изделия. Рост ставки акциза сопровождался следующими негативными изменениями <4>: -------------------------------- <4> По данным Минфина России.

- снижением легального объема производства водки и ликероводочной продукции и, как следствие, падением размера акцизных поступлений в бюджет РФ; - увеличением количества предприятий, получивших лицензию на производство алкоголя, при одновременном сохранении низкого декларируемого уровня использования производственных мощностей; - увеличением объемов потребления спиртного (при росте ставок акциза на алкоголь и цен на него), ухудшением качественной структуры потребления, ростом смертности от алкогольных отравлений, как следствие, увеличением объемов теневого производства. Начиная с проекта бюджета на 1997 г. был осуществлен переход от адвалорных ставок к специфическим (твердым) ставкам. Данное изменение порядка взимания акцизов стало основным фактором роста поступлений от акцизов на водку и ликероводочные изделия (ЛВИ) по итогам 1997 г. по сравнению с 1996 г. с 5395 до 9431 млн. руб. (или в 1,75 раза) <5>. -------------------------------- <5> Информация ФНС России.

Последующие изменения ставок акцизов, налоговых поступлений от акцизов на водку и ЛВИ и уровня нелегального производства характеризуются следующими данными (см. табл. 1).

Таблица 1

Зависимость изменений налоговых поступлений и уровня нелегального производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25% от ставки акциза <6>

Год Ставка, Прирост Поступление Прирост Расчетный уровень руб./л ставки, в консолиди - поступлений, нелегального (в %) рованный (в %) производства <*>, бюджет, (в %) млн. руб.

1999 60,0 20 21440 71,5 40,0

2000 84,0 40 26663 24,4 45,2

2001 88,2 5 35747 34,1 37,5

2002 98,8 12 42794 19,7 33,5

2003 114,0 15 48024 12,2 35,0

2004 135,0 18 43847 -8,7 35,0

2005 146,0 8 51607 17,7 38,0

2006 159,0 9 54352 5,3 -

По мнению автора, обоснованная акцизная политика в стране отсутствует, а ежегодный рост ставок акцизов объясняется необходимостью их индексации в связи с ростом цен. Вместе с тем на 2000 г. прогнозируемый рост цен составлял 19%, тогда как ставка акцизов была увеличена на 40%. В 2003 и 2004 гг. рост ставок также превышал ожидаемый уровень инфляции (15% против 12% и 18% против 10% соответственно). Анализ зависимости изменения объема нелегального производства водки и ликероводочных изделий от изменения налоговой ставки в 1999 - 2006 гг. показывает, что, как только повышение акциза на следующий год начинает отставать от роста уровня инфляции (12 - 14%), сразу сокращается нелегальное производство и наоборот. Наибольшего уровня нелегальное производство достигло в 2000 г., совпав, таким образом, с самым значительным увеличением налоговой ставки. После индексации налоговой ставки всего на 5% в следующем году (наименьшая индексация в 1999 - 2006 гг.) уровень нелегального производство уменьшился на 7,7%. Это самое существенное его сокращение в рассматриваемом периоде. Подобная закономерность характерна и для экономически развитых стран. Так, на конференции Европейской конфедерации производителей спиртных напитков (European Confederation of Spirits Producers - CEPS, создана в 1993 г. из представителей Европейского Союза и включает 36 национальных ассоциаций из 20 стран - членов ЕС, представляющих лидирующие компании алкогольного рынка) в марте 2003 г. в Брюсселе отмечалось, что увеличение ставок акциза на 1% приводит к увеличению нелегального оборота на 0,25 - 0,5% и на 1,7 - 1,9% увеличивает ввоз алкогольной продукции из-за рубежа. Максимальное увеличение ставки акциза привело к значительному уменьшению роста налоговых поступлений от акцизов на водку и ЛВИ. Напротив, последующая минимальная индексация ставки увеличила рост налоговых поступлений с 22,3% до 36,3%. Данная ситуация представляет собой наглядный пример проявления известной закономерности: при превышении оптимального уровня ставки налога поступления по этому налогу в бюджетную систему снижаются за счет уменьшения налоговой базы, которая, в свою очередь, сокращается в связи с невыгодностью производства в целом или невыгодностью легального производства, в частности, при слишком высоких ставках налога. Сложившаяся система постоянного увеличения акцизных ставок и, как следствие, рост цен, с одной стороны, носят дестимулирующий характер в отношении легального производства, а с другой - создают благоприятные экономические условия для незаконного, криминального производства и появления на рынке более дешевой, но опасной для жизни и здоровья поддельной продукции, стоимость которой, по экспертной оценке, в два раза ниже цены даже самой дешевой легальной водки. Таким образом, законопослушные производители водки не могут конкурировать по цене с производителями нелегальной продукции. Кроме того, неоправданный рост цен на водку приводит к ряду негативных социальных последствий. На протяжении 2001 - 2007 гг. Правительство продолжало политику повышения акцизных ставок: за период действия главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации ставки акциза последовательно увеличивались на 5, 12, 15, 18, 8 и 9%, увеличившись за 6 лет в среднем на 89% по сравнению с 2001 г. Таким образом, как свидетельствует практика формирования ставок акциза на алкогольную продукцию, в 1997 - 2007 гг., так же как и в 1992 - 1997 гг., Правительством на первое место выдвигаются фискальные интересы казны, что часто приводит к негативным экономическим и социальным последствиям, кроме того, оказывает отрицательное воздействие на поступление акциза в бюджет. Не менее важной проблемой формирования оптимальной ставки акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию является порядок дифференциации ставок налога в зависимости от конкретного вида (по степени процентного содержания алкоголя в конечной продукции). До 1 января 2007 г. акцизная ставка была дифференцирована по четырем категориям алкогольной продукции с различными размерами ставок. С одной стороны, дифференциация ставок акциза в зависимости от крепости алкоголя и их рост с увеличением содержания спирта в напитке соответствует задачам ограничения производства и потребления крепкого алкоголя. В то же время установление ставки акциза за 1 л безводного (100%) спирта, содержащегося в подакцизном алкоголе, автоматически обеспечивает рост акцизного платежа с единицы продукции в случае производства и реализации более крепкого алкоголя. Таким образом, представляется нецелесообразным использование большого количества дифференцированных акцизных ставок, применение которых способствует злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков, стимулируя манипуляцию формулами алкогольных изделий для сокращения объема налоговых обязательств. В целях упрощения налогового администрирования и уравнивания налоговой нагрузки по отдельным видам алкогольной продукции с 1 января 2007 г. установлена единая ставка акциза 162 руб. (в расчете на 1 л безводного этилового спирта) <7>. Единая ставка акциза также установлена на спиртосодержащую продукцию (кроме парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке). -------------------------------- <7> Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ.

Необходимо заметить, что вступление в действие с 1 января 2007 г. п. 1 ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации <8>, предусматривающего почти двукратное увеличение налоговых ставок по акцизам на слабоалкогольные напитки (с 83 до 162 руб.), привело к негативным последствиям для отрасли и потребителей. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ.

В отдельные группы алкогольной продукции, облагаемые по более низкой ставке акциза, отнесены: - вина натуральные и приравненные к ним натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта; - вина шампанские, игристые, газированные, шипучие. Для парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке с 1 января 2007 г. установлена ставка акциза 0%. Таким образом, начисленная сумма акциза всегда будет равна 0. Освобождение от уплаты акциза по парфюмерно-косметической продукции предусмотрено при соблюдении следующих условий: - продукция должна содержать не более 90% этилового спирта (включительно) при наличии пульверизатора; - продукция должна пройти государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти; - продукция должна быть разлита в емкости не более 100 мл. В соответствии с положениями ст. 200 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить начисленную величину акциза на сумму налоговых вычетов. Согласно п. 2 указанной статьи вычетам подлежат суммы акцизы, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении денатурированного спирта, использованного в качестве сырья. Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, проиллюстрируем на следующем примере. Пример 1. Организация произвела 500 л спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке (в пересчете на безводный этиловый спирт). Ставка акциза составляет 0 руб. Для производства указанной продукции было закуплено, оплачено и списано в производство 250 л денатурированного этилового спирта (в пересчете на безводный этиловый спирт). Ставка акциза на спирт в 2007 г. составляет 23 руб. 50 коп. Сумма акциза по приобретенному денатурированному спирту составляет: 250 л x 23,50 руб. = 5875 руб. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, составит: 500 л x 0 руб. - 5875 руб. = -5875 руб. Таким образом, сумма акциза, уплаченная при приобретении денатурированного спирта, подлежит возмещению из бюджета. На основании п. 16, включенного в ст. 201 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2007, в качестве одного из документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, должно предъявляться свидетельство на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции или товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке. Следовательно, право на вычет акциза по денатурированному спирту есть только у организаций, имеющих такое свидетельство. В частности, изменился и перечень документов, подтверждающих право на налоговый вычет суммы акциза, уплаченной по спирту, израсходованному на производство виноматериалов, из которых изготавливается алкогольная продукция. Кроме того, если до 1 января 2007 г. <9> к вычету принимались только суммы акциза, уплаченные по приобретенным подакцизным товарам, стоимость которых фактически списана на затраты по производству реализованных подакцизных товаров, то с 1 января 2007 г. вычетам подлежит сумма акциза, уплаченная при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья и списанных в производство, причем независимо от того, реализована продукция, произведенная из этого сырья, или нет. -------------------------------- <9> Согласно п. 3 ст. 201 Налогового кодекса Российской Федерации.

Название документа