Особенности создания, функционирования и налогообложения сетей магазинов пошаговой торговли

(Фабричнова Т. Г.)

("Налоги" (газета), 2008, N 47)

Текст документа

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

СЕТЕЙ МАГАЗИНОВ ПОШАГОВОЙ ТОРГОВЛИ

Т. Г. ФАБРИЧНОВА

Фабричнова Т. Г., аспирантка кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства СПбГИЭУ.

Строить небольшие магазины невыгодно и рискованно: практически на всех транспортных развязках располагаются крупные сетевые центры, которые привлекают большое количество покупателей. Сети магазинов пошаговой доступности являются мерой по сдерживанию роста цен на товары и услуги.

Сети магазинов пошаговой доступности приводят к развитию независимых продуктовых сетей. В создании магазинов у дома в основном участвуют крупные ритейлеры, которые получают приоритетные права на получение участков. Однако такой способ организации розничной торговли позволяет участвовать в ее развитии и малым предпринимателям.

Сети магазинов пошаговой торговли привлекают внимание потребителей за счет низкого уровня цен, близости, достаточно большого ассортимента, а также продажи сопутствующих услуг, в частности размещения в магазинах сети парикмахерских, прачечных, фотолабораторий и ремонтов обуви.

Долгое время функцию шаговых магазинов выполняли ларьки и палатки, лет десять назад они были нужны покупателям, однако сейчас эту функцию призваны выполнять пошаговые магазины - более цивилизованная форма торговли. Одним из способов поддержки развития пошаговых магазинов для организации цивилизованной торговли является предоставление скидки по аренде органами местного самоуправления.

Вопрос развития сетей магазинов пошаговой доступности тесно связан с вопросом размещения малых предприятий потребительского рынка и услуг социальной значимости с учетом пешеходной доступности, комфортности проживания, создания конкурентной среды и отвлечения покупателей от неорганизованной рыночной торговли.

Конкурентное преимущество пошаговых магазинов перед крупными торговыми центрами заключается не только в удаленности последних от мест проживания населения и труднодоступности, но и в том, что в них порой нет товаров первой необходимости, а цены на 15 - 20% выше. Организация сетей магазинов пошаговой торговли основывается на цели - помощь малоимущим слоям населения, а потому одно из непременных условий работы магазинов "шаговой доступности" - предоставление скидок.

На данный момент нет точного и законодательно закрепленного понятия "магазин пошаговой доступности", как и понятия "сети магазинов пошаговой доступности". Иногда их называют "магазинами за углом" или "магазинами шаговой доступности".

"Магазин за углом" (corner-shop) - это магазин, непосредственно расположенный вблизи жилого фонда. "Магазины шаговой доступности" - это магазины внутри микрорайона. Из приведенных определений понятно, что под ними понимают одно и то же.

Магазины пошаговой торговли, как правило, имеют от 300 до 1500 кв. м общей площади, расположенных на расстоянии 300 - 500 м друг от друга, а в тех магазинах, где торговые площади больше 1 тыс. м, размещаются не только продуктовые отделы, но и предприятия, оказывающие бытовые услуги, ателье, филиалы банков, закусочные и кафе.

"Магазины за углом" должны быть стационарными строениями площадью 50 - 100 кв. м с большим ассортиментом товаров. Как правило, отдают преимущество крупным торговым сетям, уже зарекомендовавшим себя. Они смогут открывать такие магазины или работать по принципу франчайзинга и обеспечат цивилизованные условия торговли в таких небольших торговых точках.

Такой способ организации торговли позволяет:

1. Потребителю сократить время и получить достаточно широкий ассортимент товаров.

2. Организовать цивилизованную торговлю.

Создание магазинов пошаговой торговли должно быть основано на следующих критериях:

1. Большой опыт работы фирм на рынке потребительских услуг.

2. Стабильность финансового положения.

3. Ассортимент товаров должен быть сформирован как из продовольственной, так и из непродовольственной группы.

4. Гарантии бесперебойных поставок товаров первой необходимости.

5. Качество товаров.

Представителями сетей пошаговой доступности из крупных сетевых предпринимательских структур наиболее яркими являются сети под названием "Пятерочка", "Дикси", "Дешево", "Магнит" и "Копейка".

Однако в развитии сети магазинов пошаговой доступности заинтересованы не только предприниматели, но и в большей степени органы власти. В создании и развитии сети магазинов пошаговой доступности органы власти видят решение следующих проблем:

1. Удешевление жизни людей и повышение ее качества.

2. За годы реформ множество социально значимых предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в результате были перепрофилированы или закрылись. В целях создания системы формирования экономически эффективного размещения предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности, восполнения ранее утраченных объектов продовольственной торговли, общественного питания, сферы услуг, осуществляющих обслуживание социально незащищенных категорий граждан.

Взамен решения этих проблем за счет частных инвесторов органы власти предлагают следующие преференции:

1. Льготы по арендной плате.

2. Создание и поддержание единой информационно-аналитической системы поддержки торговых предприятий.

3. Координация и регулирование оптового звена торговли в пользу конечного потребителя.

Создание и развитие сети магазинов пошаговой торговли является одной из косвенных мер, направленных на сдерживание роста цен на товары и услуги, которая преследует цель - сокращение числа посредников для работы с товаропроизводителями и малыми предприятиями.

Такая цель способствует решению ряда задач:

1. Координация развития оптового звена.

2. Воздействие на уровень розничных цен.

3. Создание конкурентной среды на потребительском рынке товаров и услуг.

В целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги в широком ассортименте, по доступным ценам необходимо помнить и учитывать:

- повышение уровня обеспеченности сети и максимальное приближение организаций потребительского рынка и услуг к местам проживания населения;

- обеспечение качества и безопасности реализуемых товаров и услуг потребительского назначения, пресечение оборота контрафактной продукции, защита прав потребителей;

- дальнейшее развитие системы поддержки малообеспеченных категорий населения;

- дальнейшая реализация мер по обеспечению доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных граждан в организациях потребительского рынка и услуг;

- опережающее развитие сети организаций бытового обслуживания;

- развитие доступного массового питания для всех категорий населения в общедоступной сети, в том числе диетического питания;

- оказание содействия товаропроизводителям в реализации выпускаемых ими товаров организациями розничной торговли, в том числе сетевыми магазинами и магазинами "шаговой доступности", интеграция в продовольственной сфере крупных розничных и оптовых компаний, агропромышленных холдингов;

- повышение уровня подготовки кадров в сфере потребительского рынка и услуг.

Необходимо отметить, что для этого необходимо создать новый механизм экономических взаимоотношений предпринимателей с товаропроизводителями. Для этого необходимо создать расчетно-клиринговую систему обслуживания межрегиональных сделок. Создаваемые на базе действующих оптовых предприятий распределительные центры должны иметь принципиальные договоренности с различными сетевыми структурами о совместной деятельности и сотрудничестве.

Название документа