Влияние международных организаций гражданской авиации на формирование нормативной правовой базы обеспечения безопасности воздушного транспорта

(Соловьева Т. Л.)

("Транспортное право", 2008, N 4)

Текст документа

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

НА ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Т. Л. СОЛОВЬЕВА

Соловьева Т. Л., доцент МГТУ ГА, кандидат технических наук.

Гражданская авиация сегодня - это глобальная международная транспортная система. Она не имеет себе равных среди других видов транспорта, деятельность которых территориально ограничена из-за специфики коммуникационных сетей. По существу, современная авиация является одной из самых сложных систем взаимодействия человека и машины.

Для обеспечения растущего спроса на перевозки с целью увеличения пропускной способности наиболее загруженных аэропортов помимо их перестройки и модернизации применяются новые, передовые, методы управления, новые эксплуатационные правила и регламенты. Отсутствие четких международных стандартов в какой-либо области деятельности авиации приводит к расхождению применяемых практик различными странами.

Сегодня чрезвычайно велика роль международного воздушного права как регулятора всех отношений, возникающих при обеспечении безопасной деятельности воздушного транспорта и использовании воздушного пространства.

Точность процедур и систем в сфере использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возможна благодаря универсально признанным стандартам, которые известны как стандарты и рекомендуемая практика (SARPS). SARPS охватывают все аспекты функционирования и деятельности международной гражданской авиации: безопасность полетов, выдачу свидетельств авиационному персоналу, производство полетов, обслуживание воздушного движения, расследование авиационных происшествий, противодействие актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и т. д.

Сотрудничество при разработке SARPS, консенсус при их утверждении, выполнение их на практике и приверженность этому постоянному процессу делает SARPS эффективными сегодня и позволяет обеспечивать безопасное, эффективное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации.

Однако создать единый правовой механизм, обеспечивающий экономичность и безопасность полетов в странах мира, можно только на основе тесного взаимодействия на уровне государств и крупных авиационных компаний.

В настоящее время в международном сотрудничестве на воздушном транспорте участвуют правительства и авиационные администрации более 180 государств и более 300 международных регулярных авиакомпаний.

Сегодня действуют более 10 международных межправительственных авиационных организаций, которые играют ведущую роль в мировой системе коммуникаций на воздушном транспорте.

Все международные организации гражданской авиации можно разделить на две группы.

К первой группе относятся организации, в рамках которых представлены различные государства в лице их правительств, министерств, авиационных ведомств и т. п. Это так называемые межправительственные организации в области гражданской авиации.

Ко второй группе относятся международные неправительственные организации в области гражданской авиации. Это достаточно развитая форма международного сотрудничества. Субъектами правоотношений являются авиакомпании, аэропорты и другие авиационные объединения.

Безусловным лидером первой группы является Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - специализированное учреждение ООН.

В основополагающих актах ИКАО, в том числе Чикагской конвенции, разработаны и юридически закреплены правовые инструменты и процедуры их применения, с помощью которых эта международная организация проводит в жизнь свои решения.

Для содействия государствам в обеспечении максимально возможной степени единообразия правил, стандартов, процедур в области гражданской авиации на ИКАО возлагаются разработка, согласование, утверждение и доведение до государств международных стандартов, рекомендуемой практики и процедур для использования их в национальном законодательстве государств.

Внедрение стандартов и рекомендуемой практики в национальную практику государств - очень сложная и трудоемкая задача, так как это связано прежде всего с различными политическими, экономическими, географическими, этническими и т. п. особенностями каждого государства. Именно поэтому для упрощения задачи стандарты и рекомендуемая практика оформлены в виде приложений к Чикагской конвенции.

Воздушный терроризм, угоны воздушных судов вызвали необходимость четкого регламента с целью защиты международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, которым и явилось приложение 17 "Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вторжения". Последние поправки (N 11) к этому приложению большое внимание уделяют контролю качества осуществляемых мер авиационной безопасности и соответственно повышению уровня подготовки персонала. Согласно стандартам и рекомендуемой практике ИКАО контроль качества имеет следующие формы: аудит (полномасштабная проверка), инспекционная проверка, обзоры (определение потребностей), испытания (проверка бдительности) и учения.

При принятии адекватных решений по вводу в действие или упразднению того или иного правила деятельность ИКАО базируется главным образом на статистическом материале, предоставляемом различными странами. Так, ст. 67 Чикагской конвенции прямо обязывает государства предоставлять по определенной форме статистические данные о деятельности национальной гражданской авиации.

Стандарты, рекомендуемая практика, процедуры в своей совокупности образуют систему правил, внедрение которых в национальную практику государств обеспечивает унификацию действующих правил в международном масштабе.

Чтобы еще больше обеспечить решение этой задачи, Совет ИКАО в большинстве случаев формулирует тексты этих актов таким образом, чтобы они могли быть включены в национальные нормативные акты без существенных изменений.

Сегодня авторитет ИКАО в области обеспечения высокого уровня безопасности полетов и авиационной безопасности настолько высок, что все государства, даже не члены, стремятся выполнять технико-юридические предписания ИКАО досконально либо путем прямого применения, либо путем введения их в национальное законодательство.

Если деятельность ИКАО как специализированной организации ООН носит всемирный характер, то деятельность других межправительственных организаций распространяется, как правило, на отдельные регионы.

Эти международные авиационные организации можно разделить на две подгруппы по направлениям их деятельности:

- межправительственные международные организации, занимающиеся вопросами региональной международной аэронавигации, направленной на обеспечение, планирование и организацию международного воздушного движения в конкретном регионе - Евроконтроль, АСЕКНА, КОКНСНА и др., которые могут заключать соглашения с международными организациями и государствами, персонал обладает определенным иммунитетом и привилегиями и т. д.;

- межправительственные международные организации, ориентированные на решение экономико-правовых проблем регионального воздушного транспорта, - Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК), учрежденная в 1954 г., Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК), Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК) и т. д.

Деятельность этих организаций носит исключительно региональный характер, что позволяет сокращать расходы, в том числе и административные, и осуществлять руководство службами и персоналом достаточно эффективно.

Международной межправительственной организацией является Межгосударственный авиационный комитет (МАК), учрежденный в 1991 г. на основании Межправительственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (соглашения) между 12 новыми независимыми государствами и в соответствии с установленными правилами и процедурами включенный в реестр ИКАО.

Сегодня в ведении МАК находятся следующие ключевые моменты, направленные на обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности: сертификация гражданских воздушных судов; сертификация категорированных аэродромов и расследование авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами.

При сертификации авиационной техники и ее производств МАК, решая комплексную задачу обеспечения летной годности гражданской авиационной техники, создал нормативную базу сертификации, состоящую из Авиационных правил (АП), гармонизированных с аналогичными правилами США (FAR) и Объединенной Европы (JAR/CS).

Среди неправительственных авиационных организаций, которые существуют в настоящее время (их около 200), безусловным лидером является Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), которая разрабатывает рекомендации по построению и правилам применения тарифов, устанавливает единые стандарты обслуживания пассажиров, перевозки грузов, багажа, ведет работы по стандартизации и унификации перевозочной документации и пр.

Несмотря на то что деятельность ИАТА носит независимый характер, последнее время наметилась тенденция сближения ИАТА и ИКАО. ИАТА использует ИКАО для решения многих важных экономических проблем международного воздушного транспорта и защиты интересов авиакомпаний.

Стало уже почти правилом, что по большинству вопросов ИАТА подготавливает решения и передает их на дальнейшее рассмотрение в соответствующий комитет ИКАО. Подобная процедура касается не только традиционных для ИАТА экономических вопросов, но и вопросов безопасности полетов и авиационной безопасности.

В Европе действуют несколько организаций, занимающихся вопросами безопасности полетов. В первую очередь следует отметить Европейскую конференцию гражданской авиации, членами которой стали 42 государства. Ее ассоциированный член - Объединенное авиационное ведомство европейских стран (JAA). Сейчас осуществляется переход от системы JAA к Европейскому агентству безопасности полетов (EASA), созданному три года назад. К числу задач EASA относятся разработка и принятие Совместных авиационных требований европейских стран и тесное сотрудничество с Федеральным авиационным управлением США в области стандартизации и гармонизации правил безопасности полетов.

Другая важнейшая организация - это Евроконтроль, которая решает основную задачу по созданию "бесшовной" общеевропейской системы организации воздушного движения.

Членами Евроконтроля являются 20 государств, в числе которых Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Португалия, Франция, Швеция, Швейцария и др.

К сожалению, Россия не входит ни в одну из перечисленных структур.

В соответствии с основным принципом о поддержании единого уровня безопасности на воздушном транспорте в Европе создание EASA следует рассматривать как логичный шаг в деле развития результатов, достигнутых системой JAA, и перехода к более гармоничной и эффективной системе на базе принципов, содержащихся в договорах Европейского сообщества. Важное отличие от бывшей системы JAA состоит в том, что страны - члены ЕС больше не имеют права отступать от общих правил, устанавливать дополнительные требования или заключать договоры с другими странами.

От стран Европейского союза EASA унаследовала функцию сертификации авиационных организаций и изделий.

Чтобы не прерывалось действие европейских сертификатов и разрешений, поддерживаются необходимые связи с заинтересованными странами - не членами ЕС, в частности, подписаны двусторонние соглашения между Европейским сообществом и Соединенными Штатами Америки.

Интересным для нас является применение США практики формирования требований к выполнению полетов, надзора за безопасностью полетов, особенно в части инспекторского контроля за иностранными перевозчиками, программа соблюдения принуждения, процедура выдачи разрешения на полет в США и т. п. Требует серьезного изучения Добровольная программа (FOQA) по сбору и анализу информации в процессе выполнения полетов, которая широко применяется для внутренней оценки перевозчиками США и позволяет получить достаточно достоверную информацию по вопросам безопасности полетов.

Название документа