Гражданско-правовая ответственность в случае авиакатастрофы: понятие, сущность и источники
(Махиборода М. Н.) ("Транспортное право", 2008, N 4) Текст документаГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СЛУЧАЕ АВИАКАТАСТРОФЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ
М. Н. МАХИБОРОДА
Махиборода М. Н., адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России.
Преобразования, происходящие в политической, экономической, социальной, культурной и духовной сферах, заставляют ученых различных отраслей знаний работать над новыми проблемами, которые встают перед обществом, государством и миром в целом. Российское государство заинтересовано в удовлетворении разнообразных потребностей граждан, в том числе потребностей в услугах. В последнее время в стране наблюдается тенденция роста сектора услуг. Развитие транспортной инфраструктуры является главной задачей экономики России. При авиаперевозке гражданско-правовой договор как правовое средство обеспечивает удовлетворение потребностей граждан в услугах. Развитие воздушного транспорта опережает действующую правовую базу, на основе которой происходит законодательное регулирование правоотношений в данной сфере. Новые виды общественных отношений объективно обусловили необходимость приведения российского законодательства в соответствие с реалиями рыночных отношений. Это связано с совершенствованием законодательства в сфере использования воздушного транспорта гражданской авиации. Именно эта отрасль заставляет по-иному взглянуть на вопросы, касающиеся гражданско-правовой ответственности, рассмотреть проблему правового обеспечения удовлетворения потребностей граждан в услугах с позиции гражданского права как одной из ведущих отраслей права. Для обеспечения должного уровня безопасности полетов имеют значение состояние законодательной базы и правоприменительная практика. Сотни исков, поданных в судебные органы пострадавшими в результате авиакатастрофы, остались без удовлетворения, так как многие нормы, регулирующие отношения в данной сфере, не отражены в воздушном законодательстве РФ <1>. -------------------------------- <1> См., например: Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ) от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с изменениями от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 1, 4 декабря 2007 г., 14, 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 12. Ст. 1383.
Российская Федерация, провозглашая себя правовым государством, определяет одним из приоритетных направлений своего развития до 2020 г. обеспечение безопасности в сфере воздушных перевозок. Это связано с тем, что Конституция Российской Федерации определяет высшей ценностью право на жизнь, здоровье и достоинство человека, что предполагает их эффективную охрану и защиту и является обязанностью государства <2>. -------------------------------- <2> Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. N 237.
В настоящее время сложилась крайне неблагополучная ситуация с обеспечением безопасности в сфере воздушных перевозок. Эта проблема носит комплексный характер и напрямую связана с общим состоянием авиатранспорта, который, в свою очередь, находится в сложных условиях выживания. Предстоит много сделать на пути совершенствования государственного регулирования этой отрасли <3>. -------------------------------- <3> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 3 ноября 2006 г. N 3665-4 ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадкову о мерах по нормализации ситуации, сложившейся в российской гражданской авиации и авиационной промышленности // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 46. Ст. 4757.
По количеству жертв на тысячу человек авиационный транспорт занимает первое место. В условиях жесткой конкурентной борьбы с зарубежными авиакомпаниями объем воздушных перевозок в нашей стране увеличивается ежегодно на 8 - 10%, при этом значительная часть ведущих российских компаний работает в течение многих лет безаварийно. Вместе с тем за последние пять лет в гражданской авиации, осуществляющей коммерческие перевозки пассажиров и грузов, имели место происшествия, в том числе катастрофы. Также немало авиапроисшествий происходит при выполнении чартерных рейсов. Ситуация, сложившаяся в сфере безопасности полетов на воздушном транспорте, заставила ученых и специалистов различных отраслей знаний, таких как экономика, социология, медицина, юриспруденция и другие, заниматься исследованием причин авиакатастроф. Однако следует отметить, что проблема правового регулирования общественных отношений, связанных с воздушными перевозками, является недостаточно разработанной в области гражданского права. Проблема гражданско-правовой ответственности является наиболее сложным и дискуссионным вопросом в науке гражданского права. Немало идей по данной проблеме содержалось уже во времена римского права. Именно они легли в основу развития института гражданско-правовой ответственности не только России, но и других зарубежных стран. Условно можно выделить следующие этапы становления этого института: 1) со времен римского права до первого свода законов Русской Правды, где содержались нормы ответственности в целом; 2) от первого источника права Российского государства Русской Правды до вступления в силу дореволюционного Свода законов Российской империи, где главным условием гражданско-правовой ответственности считалось наличие вины в форме умысла или неосторожности; 3) со вступления в силу дореволюционного Свода законов Российской империи до принятия в 1922 г. Гражданского кодекса, в котором размер ответственности устанавливался путем сопоставления имущественного положения причинителя вреда и потерпевшего; 4) с начала действия Гражданского кодекса (1922 г.) до принятия в 1961 г. Основ советского гражданского законодательства, согласно которым размер ответственности устанавливался лишь путем учета имущественного положения причинителя вреда; 5) с момента принятия Основ советского гражданского законодательства (1961 г.) до 1991 г., когда вступили в силу Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые во многом изменили нормы, касающиеся ответственности; связано это было с переходом России от плановой экономики к рыночной; 6) от действия Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик до принятия действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <4>. -------------------------------- <4> Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; 1996. N 5. Ст. 410; 2001. N 49. Ст. 4552; 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5496.
Проанализировав понятие гражданско-правовой ответственности в работах ученых-цивилистов Б. С. Антимонова, С. В. Аристова, В. П. Грибанова, О. С. Иоффе, О. А. Красавчикова, Н. С. Малеина, Г. К. Матвеева, В. В. Меркулова, В. А. Ойгензихта, В. А. Рахмиловича, И. С. Самощенко, О. А. Символокова, В. А. Тархова, М. Х. Фарукшина, Е. А. Флейшиц, В. А. Хохлова, Г. Ф. Шершеневича и других, делаем вывод, что необходимо уточнить данное понятие в связи с тем, что оно должно быть более общим, а не зауженным в рамках одного какого-либо предмета исследования в области гражданского права. Таким образом, гражданско-правовая ответственность - это вид юридической ответственности, предусмотренный нормами гражданского законодательства или договором, который состоит в обязанности субъекта претерпевать неблагоприятные последствия имущественного характера, направленные на восстановление нарушенных имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав потерпевшего. Для того чтобы возложить на правонарушителя гражданско-правовую ответственность, необходимо присутствие следующих условий: наличие у потерпевшего лица вреда или убытков; противоправность (противоправное поведение); причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими вредоносными последствиями; вина правонарушителя, - которые необходимо четко определять, прежде чем лицо будет привлечено к ней. Одним из условий гражданско-правовой ответственности является вина, под которой понимается умысел или неосторожность при совершении субъектом гражданских правоотношений правонарушения, влекущего гражданско-правовую ответственность. Соответственно гражданское правонарушение будет считаться совершенным в форме умысла, если в результате совершенного действия (бездействия) явно прослеживалось наступление неблагоприятных последствий; а гражданское правонарушение в форме неосторожности - действие (бездействие), в результате которого прослеживалась возможность наступления неблагоприятных последствий либо их невозможно было предвидеть в силу каких-либо обстоятельств, хотя можно и нужно было предвидеть. Гражданско-правовая ответственность, наступающая независимо от вины, будет считаться исключением из общего правила. Если вред причинен источником повышенной опасности, то для наступления гражданско-правовой ответственности установление вины причинителя не требуется. Вред, причиненный взаимодействием нескольких источников повышенной опасности, возмещается их владельцами с учетом вины каждого (например, при столкновении воздушных судов). Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, является частным случаем внедоговорной ответственности. Владелец источника повышенной опасности, связанный с потерпевшим гражданско-правовым договором, обязан возместить вред, причиненный жизни или здоровью человека, в соответствии с нормами ГК РФ. Вопрос регулирования защиты жизни и здоровья граждан в цивилистической науке недостаточно разработан, равно как и отсутствие фундаментальных исследований проблематики обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни или здоровью. Это создает трудности в области применения права, в том числе и в вопросе, связанном с гражданско-правовой ответственностью в случае авиакатастрофы. В результате этого в судебной практике нет единства при разрешении споров, касающихся ответственности авиаперевозчика вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина. Поэтому наука гражданского права нуждается в решении задач, направленных на эффективное правовое регулирование отношений, возникающих при защите жизни и здоровья граждан, в том числе и в сфере авиаперевозок. Авиакатастрофы являются предметом исследования не только в рамках гражданского права, но и в области точных, естественных и других гуманитарных наук. Отметим, что на сегодняшний день понятие "авиакатастрофа" в российском законодательстве отсутствует. Чтобы вывести общее определение, проанализируем смежные категории, такие как: "авария", "катастрофа", "авиационное происшествие", "авиационный инцидент", которые используются в воздушном законодательстве Российской Федерации. Авария (от итал. avaria - повреждение, ущерб) - это "выход чего-либо из строя, нарушение нормального ритма работы" <5>. Данное понятие является общим и может использоваться не только в воздушном законодательстве. -------------------------------- <5> Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 8.
В Постановлении Правительства РФ "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации" <6> под "авиационным происшествием" понимается событие, связанное с использованием воздушного судна, приведшее к наступлению одного из следующих последствий, обусловленных нарушением нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешних условий: -------------------------------- <6> Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1329 "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 50. Ст. 6218.
- хотя бы один человек из находившихся на борту погиб или его здоровью был причинен ущерб, вызвавший впоследствии смерть в течение 30 суток с момента происшествия; - воздушное судно получило повреждение силовых элементов планера или совершило посадку на местность, эвакуация с которой является технически невозможной или нецелесообразной; - хотя бы один человек из находившихся на борту пропал без вести и официальный поиск его прекращен. В названном Постановлении приводится подробный перечень факторов (причин) авиационных происшествий, которые подразделяются на нарушения (упущения) личного состава при организации, производстве, управлении или обеспечении полетов и отказы авиационной техники, не связанные с действиями личного состава, участвующего в производстве полетов, и другие причины. Временные рамки авиационного происшествия в Постановлении отсчитываются с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно. В зависимости от последствий для экипажа, пассажиров и воздушного судна авиационные происшествия подразделяются на катастрофы, авиационные происшествия без человеческих жертв, поломки, повреждения. Предпосылка авиационного происшествия называется инцидентом. Перечень авиационных событий, которые относятся к авиационным инцидентам и подлежат расследованию, приводится в названном Постановлении и подразделяется на серьезные авиационные инциденты и авиационные инциденты. Постановление "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации" понятие "катастрофа" определяет как авиационное происшествие с человеческими жертвами <7>. -------------------------------- <7> См. также: Яковлев Д. Ю. Комплексная идентификация останков человека при расследовании авиационных катастроф: Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2002. С. 15 - 27.
Термин "катастрофа" в военной авиации понимается как летное происшествие, повлекшее за собой гибель летного экипажа (члена экипажа) или пассажиров (пассажира) при разрушении или повреждении самолета. Отметим, что судебная практика в делах, касающихся происшествий на воздушном транспорте, часто использует понятие "авиакатастрофа", при этом не расшифровывая его. Исходя из вышеизложенного, следует законодательно закрепить следующее определение: "Авиакатастрофа - юридический факт, произошедший с воздушным судном во время полета, повлекший причинение вреда жизни или здоровью членов летного экипажа, пассажиров либо признание их безвестно отсутствующими при разрушении, повреждении, утрате судна, а равно угрожающий жизни и здоровью людей". Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, груза или почты. Пределы ответственности воздушного перевозчика в Российской Федерации установлены Воздушным кодексом РФ (ВК РФ). Отметим, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ВК РФ, то применяются правила международного договора <8>. -------------------------------- <8> См., например: Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.) (с изменениями и дополнениями от 28 сентября 1955 г.) // Сборник законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1934. Отд. II. N 20. Ст. 176.
Имущественную ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный имуществу третьих лиц, несет владелец воздушного судна в соответствии с ВК РФ, при этом он имеет право обратного требования (регресса) к виновному. Ответственность перевозчика в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна предусматривается ст. 117 ВК РФ. Пункт 2 этой статьи определяет воздушную перевозку пассажира как "период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром". В ст. 5 ВК РФ говорится, что воздушное законодательство регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории России, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории государства, отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации. Кроме того, согласно п. 2 ст. 1 ВК РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией государства, в том числе над внутренними водами и территориальным морем. Из этого следует, что текст п. 2 ст. 117 ВК РФ противоречит нормам ст. 5 и п. 2 ст. 1, и его следовало бы сформулировать иначе, взяв за основу п. 1 ст. 17 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок <9>: "...воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента непосредственной посадки пассажира на воздушное судно и до момента непосредственной высадки пассажира под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика". Ответственность во время периода, который начинается с момента въезда пассажира на территорию аэропорта, а также прохождения им предполетного досмотра до непосредственной посадки на воздушное судно и с момента непосредственной высадки пассажира с воздушного судна до момента, когда он покинул территорию аэропорта, должны нести его работники. -------------------------------- <9> Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.) // Московский журнал международного права. 2001. N 1.
Проблема разграничения ответственности лиц, причастных к воздушной перевозке, заслуживает более детального рассмотрения в рамках отдельного исследования. На сегодняшний день ее разработка затрудняется тем, что некоторые законодательные акты или положения еще не приняты или не вступили в силу, например п. 1.2 ст. 117 ВК РФ. Гражданско-правовую ответственность необходимо предусмотреть и в проекте Федерального закона "Аэропорты России", а также в иных законодательных актах, касающихся перевозок на воздушном транспорте <10>. -------------------------------- <10> См. также: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. "О важнейших общенациональных задачах" // Российская газета. 2007. N 90.
Федеральным законом "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" <11> сделаны поправки. Так, перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда жизни пассажира воздушного судна, причиненного при перевозке, "гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан - родителям, супругу, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан" (п. 1.1 ст. 117 ВК РФ). Данную ответственность предусматривает и Гражданский кодекс РФ, который устанавливает порядок возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст. 1088 ГК РФ), возмещения расходов на погребение (ст. 1094 ГК РФ). -------------------------------- <11> Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 331-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 50. Ст. 6244.
В настоящее время ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с гл. 59 ГК РФ. С 1 января 2010 г. она будет определяться иначе: в соответствии с изменениями и дополнениями, которые определены Федеральным законом, ст. 117 ВК РФ будет дополнена п. 1.2, согласно которому "перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством РФ". Одним из способов защиты своих прав и благ является компенсация морального вреда, которая состоит в возложении на нарушителя обязанности по выплате потерпевшему денежного возмещения за физические или нравственные страдания, которые тот испытывает в связи с ущемлением его прав. В настоящее время ст. 151 ГК РФ определяет моральный вред как причинение гражданину физических или нравственных страданий. Однако если моральный вред причинен гражданину посягательством на принадлежащее ему нематериальное благо, то он возмещается при наличии предусмотренных законом условий. А если моральный вред причинен посягательством на какое-либо материальное благо, которое находит свое выражение в имущественном праве, то он подлежит возмещению лишь тогда, когда существует специальный закон, предусматривающий такое возмещение. Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, к которому также относится и воздушное судно. В случае авиакатастрофы гибель людей происходит в момент осуществления воздушной перевозки, поэтому компенсация морального вреда будет взыскиваться с владельца воздушного судна, причем независимо от его вины. Отметим, что на практике судьи иногда отказывают гражданам в исках, обращенных к авиакомпаниям, мотивируя это тем, что согласно ст. 151 ГК РФ суд обязанность денежной компенсации морального вреда может возложить на нарушителя, например на пилота, если его вина доказана. А с юридического лица, которому принадлежит воздушное судно, можно требовать компенсацию морального вреда только в том случае, когда это предусмотрено трудовым договором, заключенным между пилотом (работником) и работодателем. Чтобы в судебной практике не возникало коллизий, ст. 117 ВК РФ необходимо дополнить следующей нормой и отразить ее в п. 1.4: "Первоначально компенсационные выплаты в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, осуществляются Российской Федерацией в установленном порядке. Государство имеет право обратного требования (регресса) к перевозчику в размере выплаченного возмещения". Данная поправка на практике поможет избежать многих трудностей, которые связаны с поиском ответчика, с исследованием его имущественного положения на предмет его платежеспособности и т. п. Причинение вреда жизни и здоровью гражданина, потеря близких людей влекут причинение морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Моральный вред, причиненный личным неимущественным правам и нематериальным благам, компенсируется в соответствии с гражданским законодательством. Размер компенсации морального вреда в случае авиакатастрофы определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При его определении необходимо опираться на принципы разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 ГК РФ). Компенсация морального вреда является одним из видов гражданско-правовой ответственности в случае авиакатастрофы, предусмотрена ст. 117 ВК РФ и входит в общую сумму в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира, которая составляет два миллиона рублей. Чтобы правильно распределить выплату возмещения, необходимо отразить специфику данного института, указав в п. 1.1 этой же статьи на то, что "компенсация морального вреда распределяется пропорционально между гражданами, имеющими право на ее получение, в зависимости от степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств". При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства произошедшей авиакатастрофы, а также число погибших, пострадавших, количество родственников погибших, которыми были поданы иски с заявленными требованиями указанной компенсации. Суд также должен иметь в виду, что речь идет не об определении стоимости жизни человека, которая является бесценной, а лишь о денежной компенсации морального вреда, причиненного истцу. Смерть близких людей невосполнима никакими материальными компенсациями, и выплата их в денежном эквиваленте не вернет жизнь человека. Хотя стоит отметить, что большую часть суммы возмещения родственникам погибших в случае авиакатастрофы составляет компенсация за моральный вред. Таким образом, институт компенсации морального вреда как правовой институт имеет важное значение для защиты прежде всего таких прав и благ граждан, которые носят личный неимущественный характер. Под личными неимущественными благами следует понимать лишенные имущественного содержания блага. К общим признакам этих прав и благ можно отнести то, что они не имеют имущественного содержания, принадлежат человеку от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Существуют и иные случаи, часто возникающие на воздушном транспорте, которые приводят к гражданско-правовой ответственности при катастрофе. К ним можно отнести следующие: утрата, недостача или повреждение (порча) перевозчиком багажа или груза; совершение акта терроризма на воздушном судне, который впоследствии может привести к катастрофе; причинение имущественного вреда третьим лицам в случае авиакатастрофы; катастрофа, произошедшая за рубежом или с участием иностранных граждан на территории Российской Федерации, и др. Рассмотрим наиболее спорные моменты, которые могут встречаться на практике. ВК РФ предусматривает, что ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза несет перевозчик после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять (п. 1 ст. 118 ВК РФ). Перевозчик также несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира (п. 2 ст. 118 ВК РФ). При причинении вреда имуществу пассажира в случае авиакатастрофы также наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 118 ВК РФ перевозчик может быть освобожден от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если докажет, что это произошло не во время воздушной перевозки. Из текста п. 3 ст. 118 ВК РФ можно предположить, что если перевозчик докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза не возникли в результате совершенных им умышленных действий (бездействия), то данное обстоятельство может освободить его от ответственности. Это не может являться основанием освобождения от ответственности за несохранность перевозимого груза, так как в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от перевозчика требуется принятие всех необходимых мер для обеспечения его сохранности. Слабыми сторонами современного российского законодательства являются качество и юридическая техника принимаемых нормативных актов. Транспортные уставы и кодексы часто вступают в противоречие с ГК РФ, они перегружены отсылочными нормами к правилам перевозок и иным подзаконным нормативным актам <12>. -------------------------------- <12> Молчанов В. В. Нормативно-правовое регулирование воздушных перевозок // Законодательство. 2006. N 4. С. 14.
В связи с этим, основываясь на п. 1 ст. 796 ГК РФ, текст п. 3 ст. 118 ВК РФ следовало бы сформулировать иначе: "Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо это произошло не во время воздушной перевозки". Необходимо отметить особенности договоров хранения и охраны, которые позволяют определить правовую природу отношений между пассажиром воздушного судна и перевозчиком. Имеется в виду, что на перевозчика возлагается ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей. В этом случае договор перевозки пассажиров включает элементы именно охраны вещей, а не их хранения. Это обстоятельство учитывается при определении оснований и размера ответственности перевозчика <13>. -------------------------------- <13> Троицкая О. Н., Симаненко А. М. Комментарий к Воздушному кодексу РФ. М., 2007. С. 170.
В случае авиакатастрофы в соответствии со ст. 119 ВК РФ перевозчик за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, несет ответственность в следующих размерах: 1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза; 2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза; 3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии - из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. Отметим, что в данной статье есть несоответствие нормы специального закона (ВК РФ) императивной норме общего закона (ГК РФ), согласно которой перевозчик обязан в случае повреждения (порчи) груза при невозможности восстановления груза возместить его стоимость, а также возвратить отправителю (получателю) провозную плату не только за недоставленный груз (полностью или в части), но и за поврежденный (испорченный) груз (п. 3 ст. 796 ГК РФ). Таким образом, необходимо дополнить ст. 119 ВК РФ п. 1.2: "Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза". Основной целью совершенствования воздушного законодательства является устранение как несоответствий внутренних норм между собой, так и противоречия последних международным нормам. Это позволит на практике избежать трудностей, которые связаны с определением гражданско-правовой ответственности в случае авиакатастрофы. Объективная потребность развития института гражданско-правовой ответственности связана с необходимостью обеспечения безопасности перевозок на воздушном транспорте гражданской авиации в Российской Федерации.
Название документа