Проблемы унификации российского законодательства о торговле в условиях экономической интеграции

(Андреева Л. В.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2013, N 4) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТОРГОВЛЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ <1>

Л. В. АНДРЕЕВА

Андреева Л. В., профессор кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор юридических наук, профессор.

Важнейшим фактором мирового развития в настоящее время выступает процесс глобализации, затрагивающий все аспекты экономической и социальной жизни. Экономическая интеграция неизбежно приводит и к правовой интеграции, усилению роли международных и наднациональных структур, оказывающих регулирующее воздействие на экономику государств - участников региональных и международных объединений. Процесс экономической интеграции в различных областях экономики проходит с различной степенью интенсивности, но наиболее быстрыми темпами он протекает в области торговли. Создание Таможенного союза и Единого экономического пространства, присоединение Российской Федерации к ВТО ставят перед юридической наукой сложные вопросы о новых источниках (формах) регулирования экономики, включая торговлю, о построении иерархии источников, включающих не только национальные и международные акты, но и наднациональные, появившиеся в результате интеграционного процесса и нуждающиеся в глубоком исследовании. В связи с этим возникает ряд проблем, связанных с определением границ национального торгового права, с решением вопросов об имплементации международных и наднациональных норм в национальное торговое право либо его постепенное сужение границ и создание нового наднационального торгового права. Следует отметить, что российское торговое законодательство имеет значительные отличия от гражданского законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71). Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <2> нормативное правовое регулирование торговых отношений осуществляется помимо федерального законодательства законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Тем самым в отличие от гражданского законодательства в состав торгового законодательства включаются и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом необходимо подчеркнуть, что, поскольку согласно ч. "ж" ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, основ ценовой политики относится исключительно к ведению России, нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральному законодательству. В соответствии со ст. 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также иным органам и организациям, выполняющим их функции, запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2 (далее - Закон о торговле).

В систему национального торгового законодательства России входит Закон о торговле, который должен выступать в качестве основного законодательного акта, регулирующего отношения в сфере торговли, однако он не стал системообразующим нормативным правовым актом о торговле, поскольку его действие не распространяется на отношения между субъектами торговой деятельности и гражданами-потребителями и на отношения по обороту товаров производственного назначения. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закон о торговле регулирует две группы правоотношений - между органами государственной власти и местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговли и между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Таким образом, Закон о торговле регулирует не только частноправовые отношения по осуществлению торговой деятельности, но и публичную организацию торговли, что дало основание Торгово-промышленной палате Российской Федерации отметить, что поскольку государственное регулирование какой-либо сферы деятельности осуществляется в рамках публичных правоотношений (установление прав и обязанностей государства и предпринимателей), то такие нормы не могут содержаться в гражданском законодательстве, которое регулирует частные правоотношения, так как в соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников <3>. -------------------------------- <3> Концепция правовой политики Торгово-промышленной палаты Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Указанной статьей Конституции РФ установлен приоритет действия международных договоров, заключенных Российской Федерацией, перед российским законодательством. Экономическая интеграция государств проходит различные этапы и включает Таможенный союз, Единое экономическое пространство, зону свободной торговли, Валютный союз и др. На каждом этапе интеграции происходит все более тесное сближение правовых систем участников. Правовой формой начальных этапов экономической интеграции выступают международные договоры. Так, еще 10 октября 2000 г. был заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества и 6 октября 2007 г. - Договор о создании единой таможенной территории. Заключенные многочисленные соглашения о согласованной макроэкономической политике, о согласованных принципах валютной политики, о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, о единых принципах и правилах конкуренции, о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, о государственных (муниципальных) закупках, о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики и другие, способствуют сближению и гармонизации правовых систем стран-участниц и переходу на более высокий уровень экономической интеграции и правового регулирования. Вместе с тем эффективность действия заключенных договоров и соглашений снижается вследствие необходимости их ратификации или иных форм официального признания со стороны государств. Механизм национального правотворчества изменяется, поскольку оно должно осуществляться путем согласования соответствующих норм с межгосударственными соглашениями. Углублению экономической интеграции государств Таможенного союза способствовало заключение Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. <4>, и с 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и, таким образом, образована единая таможенная территория государств - участников Таможенного союза. -------------------------------- <4> Ратифицирован Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 55-ФЗ.

Соглашением между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 18 ноября 2010 г. "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации" создана основа законодательной базы в сфере технического регулирования в Таможенном союзе, что предусматривает в том числе разработку единых технических регламентов Таможенного союза. Соглашение предусматривает передачу на наднациональный уровень полномочий по установлению обязательных требований в отношении продукции, обращение которой происходит на территории Таможенного союза. Технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на территории Таможенного союза. Новым этапом экономической и правовой интеграции стран СНГ можно назвать принятие Договора о зоне свободной торговли, подписанного в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. и ратифицированного Федеральным законом от 1 апреля 2012 г. N 21-ФЗ <5>. Данный Договор, как указано в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г., призван качественно модернизировать нормативно-правовую базу торгово-экономического сотрудничества государств - участников СНГ <6>. Положения Договора гармонизированы с соответствующими нормами ГАТТ 1994 г. В Договоре предусмотрены меры по либерализации применения таможенных пошлин, отмена количественных ограничений во взаимной торговле, предоставление сторонами друг другу национального режима и др. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2012. N 40. Ст. 5340. <6> Документ официально опубликован не был.

Федеральным законом от 1 декабря 2011 г. N 374-ФЗ ратифицирован Договор Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о Евразийской экономической комиссии, в соответствии с которым создана Евразийская экономическая комиссия в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства. Главной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений в сфере интеграции в данных рамках. Комиссия пользуется правами юридического лица и может быть наделена Высшим евразийским экономическим советом правом подписывать международные договоры по вопросам ее компетенции. В аспекте рассматриваемой темы следует обратить внимание, что Комиссия обладает определенными наднациональными полномочиями. Она в пределах предоставленных ей полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон, которые подлежат непосредственному применению сторонами, и рекомендации. Комиссия осуществляет свою деятельность в различных сферах - таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; технического регулирования; санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; установления торговых режимов в отношении третьих стран; конкурентной политики; естественных монополий; государственных и (или) муниципальных закупок; валютной политики; финансовых рынков и др. <7>. Из данного перечня сфер деятельности Евразийской экономической комиссии, в которых она вправе принимать обязательные для исполнения сторон решения, следует, что довольно значительный объем своих полномочий в различных сферах государства передают на наднациональный уровень. В связи с этим возникает проблема определения места решений Комиссии среди иных источников, регулирующих торговые отношения. -------------------------------- <7> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7052.

При построении системы источников торгового права следует отметить, что Российская Федерация присоединилась к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и стала членом ВТО <8>. Соглашения о ВТО и иные многосторонние торговые соглашения являются неотъемлемыми частями Соглашения о создании ВТО и обязательными для всех членов. Тем самым правила ВТО оказывают существенное воздействие на внешнеторговую и внутригосударственную торговую деятельность государств-участников. Важным направлением государственной правотворческой деятельности при этом является не только приведение в соответствие с правилами ВТО норм национального торгового законодательства, но и решение проблемы соответствия действия правил Таможенного союза и Единого экономического пространства правилам ВТО. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года" // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4177.

Можно сказать, что решение данной проблемы содержится в Договоре о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы <9>, в соответствии с которым с момента присоединения Российской Федерации к ВТО условия соглашений ВТО становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом Российская Федерация как первое присоединившееся к ВТО государство обязана информировать другие государства и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза. При последующем присоединении к ВТО другого государства - участника Таможенного союза обязательства, принятые в качестве условия присоединения к ВТО, также становятся частью правовой системы Таможенного союза. Действия по принятию обязательств должны быть согласованы с остальными членами Таможенного союза. -------------------------------- <9> Подписан в Минске 19 мая 2011 г.; ратифицирован Федеральным законом от 19 октября 2011 г. N 282-ФЗ "О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" // СПС "КонсультантПлюс".

Договор предусматривает принятие сторонами мер по приведению правовой системы Таможенного союза в соответствие с Соглашением о присоединении к ВТО. До этого момента положения Соглашения будут иметь приоритет над международными договорами Таможенного союза и решениями его органов (п. 1 ст. 2). При этом права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения, не могут быть отменены ни по решению органов Таможенного союза (включая Суд ЕврАзЭС), ни международным договором, заключенным сторонами. Если правовые нормы Таможенного союза более либеральны по сравнению с Соглашением и не противоречат ему, то стороны могут применять такие нормы.

Название документа