Специально-криминологические меры предупреждения преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте
(Жаданов А. В.) ("Российский следователь", 2008, N 21) Текст документаСПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
А. В. ЖАДАНОВ
Жаданов А. В., Академия управления МВД России.
В статье автор приводит перечень мер, осуществление которых должно привести к снижению количества преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте.
В криминологии признается, что специально-криминологическое предупреждение преступлений называется таковым не только потому, что оно направлено на достижение указанных целей, но и потому, что требует специальных криминологических знаний, которые необходимы и при разработке комплексных планов и целевых программ, и при выработке и реализации мер предупреждения отдельных видов преступлений и т. д. <1>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник для вузов "Криминология" (под ред. В. Д. Малкова) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2006 (издание второе, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <1> См.: Криминология / Под ред. В. Д. Малкова. М., 2008. С. 123.
К данному определению можно добавить и то, что "специальность" таких мер обусловлена специальным статусом субъектов предупредительной деятельности. В нашем исследовании это УВДТ, иные правоохранительные и контролирующие органы, а также предприятия и учреждения (организации) железнодорожного транспорта (далее - ЖДТ), им способствующие. Так, с 2006 г. была продолжена реализация очередного (третьего) этапа реформирования федерального железнодорожного транспорта, в ходе которого произошло создание дочерних компаний ОАО "РЖД". Анализ хода структурно-экономических реформ федерального железнодорожного транспорта свидетельствует о возникновении угроз неправомерного отчуждения федерального имущества и объектов собственности, передаваемых в оперативное управление вновь создаваемым компаниям - дочерним акционерным обществам ОАО "РЖД" путем злоупотреблений их руководителей и лжебанкротства, а также в результате криминальной деятельности рейдерских группировок путем реализации неправомерных и фальсифицированных судебных решений по приобретению прав на имущество железнодорожного транспорта. С учетом проведения приватизации на железнодорожном транспорте, а также в случае ослабления контроля органами внутренних дел за оперативной обстановкой на объектах ЖДТ в сфере приватизации и арендных отношений возникает угроза криминализации отрасли и утраты государственного суверенитета над отдельными регионами и территориями. В этих условиях одной из важнейших задач для органов внутренних дел на транспорте при обеспечении оперативного сопровождения процессов реформирования железнодорожного транспорта следует выделить пресечение злоупотреблений при аренде имущества, связанных с неправомерным использованием федеральной собственности на объектах ЖДТ. Вместе с тем органы внутренних дел на транспорте не имеют достаточного опыта противодействия деятельности указанных группировок. Анализ уголовных дел позволил обобщить типичный механизм совершения подобного вида преступлений, основанный на таких действиях рейдерских преступных группировок, как незаконное приобретение прав собственности на имущество путем вынесения неправомерного судебного решения и фальсификации документов, с дальнейшей реализацией объектов собственности через цепочку коммерческих структур так называемому добросовестному приобретателю. Так, несвоевременные действия по прерыванию цепочки реализации незаконно отчужденного государственного имущества может привести к тому, что после ряда перепродаж конечный покупатель будет признан по закону добросовестным приобретателем и возвращение имущества собственнику, в том числе государству, будет крайне затруднено. Анализ корпоративного законодательства, а также опрос экспертов в данной области гражданско-правовых отношений позволил сформулировать меры противодействия указанной преступной деятельности. В целях своевременного реагирования и недопущения неправомерного отчуждения государственной собственности, а также собственности коммерческих структур на транспорте необходимо проводить сверки реестров государственного имущества в территориальных комитетах по управлению государственным имуществом, администрациях транспорта, в плановом порядке отслеживать изменение собственников на объекты имущественного комплекса. Эффективность предупреждения преступлений экономической направленности на ЖДТ зависит не только от работы соответствующих подразделений УВДТ, но и от тех профилактических мер, которые принимаются ими совместно с другими государственными органами. Обмен криминологической информацией с ГУИН в целях предупреждения рецидивной преступности. Так, органы УИС представляют УВДТ сведения о лицах: - освобождающихся из мест лишения свободы, отбывших наказание за преступления, совершенные на объектах ЖД транспорта; - находящихся в местах лишения свободы (бывших железнодорожниках, ранее проживавших в местах компактного проживания работников ЖД транспорта). Требуется повышение эффективности взаимодействия и координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов в предупреждении налоговых и экономических преступлений. Так, в целях организации эффективного взаимодействия в данном направлении между правоохранительными (ФСБ, ФСТ, прокуратуры, ФСКН) и контролирующими органами (ФНС) необходимо проведение следующих мероприятий: определение критериев криминогенных качеств юридических лиц, являющихся крупными налогоплательщиками в регионе; составление перечня юридических лиц, представляющих криминологический интерес правоохранительных органов, а также предприятий - посредников таких объектов, в том числе предприятий, учрежденных должностными лицами объекта либо их родственниками; криминологический анализ деятельности таких фирм по следующим направлениям: - проверка должностных лиц по учетам УВД, оперативным учетам УВДТ, ФСБ; - анализ материалов самостоятельно проведенных проверок предприятий; - установление преступных связей и типичных схем финансово-хозяйственной деятельности; - проверка предприятий-посредников на предмет незаконной регистрации (фиктивности) и аффилированности с руководителями предприятия-объекта; - сбор информации о противоправном характере финансово-хозяйственной деятельности предприятий-посредников, наличии в собственности их должностных лиц недвижимости, автотранспорта, коррупционных связях с органами власти и самоуправления; - анализ отказных материалов, возбужденных уголовных дел (в рамках компетенции), по которым проходили предприятия-посредники и их руководители, на предмет установления преступных связей и схем финансово-хозяйственной деятельности; - установление лиц, осужденных и отбывающих наказание в учреждениях УИС Минюста России, причастных к деятельности объекта и предприятий-посредников; - сбор и обобщение информации о фактах невозврата валюты объектами и предприятиями-посредниками в связи с рекламациями по качеству продукции и изменением цен на экспортируемый товар, о фактах экспорта продукции по ценам, значительно ниже мировых, о фактах задействования в экспортных операциях фиктивных предприятий (для ФТС). Следует отметить, что эффективность предупреждения незаконной предпринимательской деятельности может быть достигнута только при налаживании эффективного взаимодействия с территориальными ОВД, органами ФНС и ФТС России, так как большинство, в том числе лицензионных, приемных пунктов лома черных и цветных металлов, работающих в арендованных у администраций транспорта (преимущественно железных дорог) помещениях, представляют собой подставные фирмы-однодневки (зарегистрированные по поддельным или утраченным документам на фиктивных лиц), которые при начале проведения проверки, как правило, бесследно исчезают, и установление фактических владельцев и их местонахождения занимает значительное время. При этом к проведению подобных проверок целесообразно привлекать специалистов организаций, ответственных за обеспечение безопасного функционирования объектов сферы ТЭК (технадзор, пожинспекция и др.). Так, для профилактики преступлений, связанных с кражами цветных металлов на ЖДТ, предлагается проведение следующего комплекса организационных и технических мер: - комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и маневровой работы промышленных железнодорожных районов и магистральных станций; - создание специализированных групп военизированной охраны и транспортной милиции по предупреждению хищений цветных и черных металлов с объектов оперативного обслуживания; - экспертная оценка объемов и характера перевозимой продукции металлургического комплекса для установления источников хищений и мест сбыта продукции; - определение перечня станций для размещения подвижного состава, резерва и запаса МПС с учетом дислокации подразделений военизированной охраны для предупреждения краж изделий из цветного металла непосредственно с вагонов; - создание базы данных УВДТ о фирмах и индивидуальных предпринимателях, работающих с цветными металлами; - направленных на обеспечение сохранности имущества на криминогенных участках Южно-Уральской железной дорогой, например: крышки дроссельтрансформаторов дополнительно укреплять специальными скобами; заменить медные перемычки на биметаллические; в парках отстоя с вагонов снимать крышки букс, воздухораспределители и межвагонные соединения, которые впоследствии сдавать на склад; наиболее дорогостоящие узлы и детали технических средств железнодорожного транспорта обрабатывать специальными химическими, красящими веществами радоминовой группы. Профилактическое значение в предупреждении преступлений экономической направленности играют СМИ. УВДТ следует организовать взаимодействие с представителями центральных и региональных средств массовой информации, предоставить им необходимые проверенные сведения о проводимых мероприятиях, что будет способствовать широкому и объективному освещению хода и результатов профилактических мероприятий. Итак, анализ профилактической деятельности УВДТ позволил сформулировать алгоритм (систему) целевых оперативно-профилактических мероприятий, осуществляемых силами сотрудников БЭП, БППГ, ОРЧ и МОБ в отношении преступлений экономической направленности на объектах ЖДТ: 1) осуществление рабочих встреч с представителями прокуратуры, другими правоохранительными и контролирующими органами, органами исполнительной власти, руководством предприятий ЖД, в зависимости от их компетенции в сфере железнодорожного транспорта или иной сфере финансово-экономической деятельности, для согласования вопросов взаимодействия при проведении указанных мероприятий; 2) изучение имеющихся в производстве и прекращенных производством уголовных дел, а также отказных материалов по преступлениям экономической направленности на объектах ЖДТ; 3) организация проведения проверок объектов финансово-экономической деятельности (предприятия, офисы, склады, грузовые вагоны и т. п.); 4) мероприятия, направленные на устранение факторов, способствующих злоупотреблениям со стороны должностных лиц, сотрудников контролирующих органов, позволяющих тормозить проведение целевых оперативно-профилактических мероприятий.
Название документа