Компенсация жертвам авиакатастроф
(Щурова А.)
("ЭЖ-Юрист", 2008, N 41)
Текст документа
КОМПЕНСАЦИЯ ЖЕРТВАМ АВИАКАТАСТРОФ
А. ЩУРОВА
Алина Щурова, партнер юридической фирмы "Георгиев и партнеры".
Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), в 2007 году в авиапроисшествиях в совокупности погибло 692 человека. Невзирая на то что по статистике воздушные перевозки продолжают оставаться одним из самых безопасных видов транспорта, очевидно, что они все же сопряжены с определенным риском гибели людей. Соответственно, встает вопрос о том, достаточно ли защищены интересы лиц, пострадавших при международных авиаперевозках, по российскому законодательству.
На настоящий момент в России ответственность авиаперевозчика за гибель пассажиров при международных перевозках регулируется нормами подписанной 12 октября 1929 года Варшавской конвенции и изменившего ее Гаагского протокола 1955 года. Однако Варшавская конвенция не определяет состав убытков, которые могут быть предъявлены к компенсации перевозчику, а также круг лиц, имеющих право на возмещение, оставляя все эти вопросы на откуп национальному законодательству.
Гражданский кодекс РФ
Гражданским кодексом установлено, что в случае смерти пассажира авиакомпания обязана компенсировать расходы на погребение (ст. 1084 ГК РФ), а также вред в связи с потерей кормильца (потерей получаемого содержания) в порядке, определенном ст. ст. 1088 и 1089 ГК РФ. Также к перевозчику может быть предъявлен иск о возмещении морального вреда.
Круг лиц, которые могут подать требование о компенсации расходов на погребение и возмещении морального вреда, законодательством не ограничен. Что же касается имущественного вреда, причиненного смертью кормильца, то согласно ст. 1088 ГК РФ правом требовать его возмещения обладают следующие категории граждан:
- нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
- ребенок умершего, родившийся после его смерти;
- один из родителей, супруг либо другой член семьи (независимо от его трудоспособности), не работающий и занятый уходом за находившимися на иждивении умершего детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе;
- лица, состоявшие на иждивении умершего и утратившие трудоспособность в течение пяти лет после его смерти.
Как можно видеть, установленный круг лиц включает далеко не всех, чья имущественная сфера может быть серьезно затронута в результате гибели пассажира. Так, например, в случае, если супруга погибшего работала, но в силу незначительности своего дохода не имела реальной возможности обеспечить себя самостоятельно без финансовой поддержки мужа, причиненный супруге погибшего имущественный вред будет налицо. Однако, так как по формальным признакам трудоспособная и фактически работающая супруга погибшего не попадает в вышеуказанный список лиц, она оказывается не вправе заявлять какие-либо требования о компенсации к воздушному перевозчику.
При этом примечательно, что во многих зарубежных странах право на получение возмещения не связано с несовершеннолетием или нетрудоспособностью заявителя. В США суды присуждают возмещение, если фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что истцы получали значительную финансовую поддержку от погибшего пассажира. В Канаде и Австралии право претендовать на компенсацию имеют близкие родственники погибшего, такие как, например, супруг, родители, бабушки, дедушки, дети, единокровные и неединокровные братья и сестры при наличии доказательств, что погибший оказывал им материальную поддержку.
На наш взгляд, принцип справедливости требует, чтобы право на возмещение имущественного вреда в случае смерти пассажира имели все лица, которым такой вред был причинен (при условии, конечно, что они могут это доказать). В этой связи следует обратить особое внимание на дополнение, внесенное в Воздушный кодекс РФ Федеральным законом от 04.12.2007 N 331-ФЗ.
Воздушный кодекс РФ
Согласно новому п. 1.1 ст. 117 Воздушного кодекса РФ при отсутствии иждивенцев, имеющих право на возмещение вреда в порядке ст. 1088 ГК РФ, перевозчик обязан выплатить компенсацию в размере двух миллионов рублей родителям, супругу, детям погибшего, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, - лицам, у которых он находился на иждивении. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан. Сроки выплаты компенсации не установлены, однако дух закона предполагает, что она должна осуществляться в виде авансовых платежей, то есть до установления объема фактически причиненных убытков.
Невзирая на то что указанное изменение, по всей видимости, имело своей целью защитить интересы родственников погибших и приблизить российскую практику возмещения вреда к зарубежной, нельзя не отметить допущенные в нем серьезные недочеты.
Во-первых, п. 1.1 ст. 117 Воздушного кодекса РФ, вступивший в силу с 6 июня 2008 года, составлен таким образом, что родители, супруг или дети погибшего, не состоявшие на его иждивении, согласно ст. 1088 ГК РФ получают право на возмещение лишь при полном отсутствии иждивенцев. Соответственно, если на содержании у погибшего находилось двое детей - один несовершеннолетний и один совершеннолетний, последний не сможет рассчитывать на компенсацию по Воздушному кодексу РФ ввиду того, что первый ребенок будет иметь право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца по ст. 1088 ГК РФ. Таким образом, цель законодателей окажется недостигнутой.
Во-вторых, в названном пункте не установлены сроки и порядок выплаты компенсации в случае международных авиаперевозок, что позволит авиакомпаниям затягивать осуществление выплат. В этом случае практическая значимость законодательной новеллы может быть сведена на нет.
В связи с изменениями в Воздушном кодексе РФ необходимо также отметить следующее. Согласно постулатам отечественной цивилистики одним из необходимых условий гражданско-правовой ответственности является причинение вреда лицу, требующему возмещения. Сам факт наличия у погибшего родителей, супруга или детей вовсе не означает, что смерть пассажира причинила вред всем этим людям. Вред может быть причинен лишь некоторым из них как в равной, так и в совершенно различной степени (или не причинен вообще никому). Также совершенно непонятно, какой имущественный ущерб может быть нанесен лицам, у которых погибший находился на иждивении. Следовательно, авиакомпания рискует оказаться в ситуации, когда после осуществления авансовой выплаты выяснится, что получившему выплату лицу никакой вред в принципе причинен не был. В таком случае ей придется приложить значительные усилия для того, чтобы истребовать произведенный платеж обратно.
Соответственно, внесенные в Воздушный кодекс РФ изменения не позволяют полностью решить проблему справедливой компенсации и создают лишние сложности. На наш взгляд, Воздушный кодекс РФ следовало бы дополнить специальной нормой о выплате возмещения пострадавшим, которая регулировала бы все возможные случаи компенсации и исключала какие-либо отсылки к ст. 1088 ГК РФ.
Так, правом на безусловное получение авансового платежа должны обладать лишь те лица, в отношении которых с большой долей вероятности можно сделать предположение об утрате ими в связи со смертью погибшего содержания. К таким лицам могут относиться несовершеннолетние или нетрудоспособные дети погибшего, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в высшем учебном заведении и не имеющие самостоятельного дохода; родители погибшего, являющиеся нетрудоспособными или достигшие пенсионного возраста; супруг погибшего. При этом важно, чтобы на момент смерти погибший имел самостоятельный источник дохода, а не находился на иждивении других лиц.
Одновременно и иные граждане, получавшие содержание от погибшего на момент его смерти, должны иметь право заявить требование о компенсации. Разумеется, при условии, что они не смогут претендовать на авансовый платеж и до получения выплаты обязаны будут подтвердить размер причиненных им убытков.
Предел ответственности
Рассматривая вопрос о возмещении, нельзя не отметить, что в случае, когда речь идет о международных авиаперевозках, значимость упомянутой выше законодательной новеллы снижается еще ввиду того, что особенностью Варшавской конвенции является установление предела ответственности авиаперевозчика. В силу ст. 22 Конвенции ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью одного пассажира, ограничен суммой в 250000 франков Пуанкаре, что на настоящий момент приблизительно эквивалентно 20000 долларам США. Предел ответственности не распространяется на случаи, когда пассажира допустили на борт самолета без выдачи ему проездного билета или когда имеются доказательства, что вред был нанесен в результате умысла или грубой неосторожности авиаперевозчика.
Учитывая, что в пересчете на российскую валюту предел ответственности по Варшавской конвенции приблизительно равняется лишь 500000 рублей, авансовые выплаты авиакомпаний не будут превышать этой суммы. Очевидно, что установленный предел крайне низок, в результате чего в абсолютном большинстве случаев пострадавшие лишаются возможности получить адекватную компенсацию.
Решением проблемы недостаточной компенсации при международной авиаперевозке могло бы стать присоединение России к вступившей в силу 4 ноября 2003 года Монреальской конвенции, установившей принцип неограниченной ответственности перевозчика. В настоящий момент участниками Монреальской конвенции являются все крупнейшие мировые авиадержавы (включая Австралию, Канаду, Китай, страны Европейского союза, США, Японию и др.), что ставит российских граждан, заявляющих требование на основании Варшавской конвенции, в значительно более уязвимое положение по сравнению с иностранцами, требующими компенсации по Монреальской конвенции. На настоящий момент вопрос присоединения России к Монреальской конвенции является особенно актуальным, так как, покуда будут действовать правила Варшавской конвенции, никакие изменения в Воздушном кодексе РФ не позволят обеспечить действительную защиту имущественных интересов пострадавших.
Название документа