Готовы ли мы к Евро-3?

(Мошкович М., Терешко Ю., Дарымова Ю.)

("ЭЖ-Юрист", 2008, N 39)

Текст документа

ГОТОВЫ ЛИ МЫ К ЕВРО-3?

М. МОШКОВИЧ, Ю. ТЕРЕШКО, Ю. ДАРЫМОВА

Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".

Юлия Терешко, газета "ЭЖ-Юрист".

Юлия Дарымова, газета "ЭЖ-Юрист".

Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118, действовал буквально несколько недель. Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 N 712 его действие приостановлено. Быстрого перехода на производство топлива стандартов Евро-3 и выше не получилось.

Напомним, что Технический регламент, вступивший в силу в начале сентября этого года, предполагал поэтапный переход на производство топлива не ниже класса Евро-5 к 2013 году. Так, с 1 января 2009 года планировалось запретить производство топлива стандарта Евро-2. Топливо стандарта Евро-3 должно было выпускаться до 31 декабря 2009 года, а Евро-4 - до 31 декабря 2012 года. Несмотря на то что "низкокачественное" топливо полностью не выводилось из оборота (его остатки могли реализовываться еще в течение трех лет, при условии соблюдения ряда требований), своеобразный план Барбаросса все равно не удался.

Теперь Министерство энергетики РФ по согласованию с Минпромторгом, Минэкономразвития, Минтрансом и Минфином России должно разработать до 1 декабря 2008 г. проект поправок в Регламент, которые, судя по всему, будут предусматривать иные, более реальные сроки для перехода на новые топливные стандарты. Что такой переход состоится, сомневаться не приходится.

Отечественные нефтеперерабатывающие предприятия оказались просто не готовыми к такому быстрому переходу на Евро-3 и выше. Ведь по оценке Минфина, в России топливо стандарта Евро-2 составляет порядка 45 - 50% от общего объема производства. В итоге нефтеперерабатывающие предприятия потерпели бы огромные убытки. На бензине Евро-2 (АИ-92 и АИ-80) работает 50% легковых и 70% грузовых автомобилей страны. Таким образом, прежде чем изымать из оборота бензин АИ-92 и АИ-80, нужно сначала обновить сам автопром. Однако вряд ли российские автозаводы смогли бы осилить эту программу за три года.

По оценке многих специалистов, "топливная реформа", проводимая в экологических целях, экономически плохо откликнется на отечественном автопроме. Российским автомобилям еще труднее будет конкурировать с иномарками российской сборки, которые уже сегодня соответствуют стандарту Евро-4. Но то, что отечественные машины в результате поднимутся в цене, сомнений уже ни у кого не вызывает.

Производить топливо по старым стандартам будут только для нужд Министерства обороны России по его специальным заказам.

Владельцы нынешних отечественных автомобилей (которые не могут позволить себе бензин высокого качества, иначе их машины просто заглохнут) пребывают пока в легком недоумении.

Что им делать со своими "ласточками"? Отдавать их в руки мастерам на дорогостоящую модернизацию (если это возможно вообще) либо покупать новый автомобиль?

Пока можно только предположить, что с учетом ожидаемого роста цен на отечественные автомобили и на бензин, а также надвигающегося кризиса в потребительском кредитовании машина для простых граждан России станет не средством передвижения, а роскошью. Вот и придется им гулять по просторам России своим ходом, наслаждаясь экологически чистым воздухом...

Название документа