О результатах государственного и частного партнерства в Рязанской области в сфере обращения с отходами и внедрение мероприятий по обращению с отходами в соответствии с разработанной схемой очистки на территории Рязанской области
(Шишов О. В.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 10) Текст документаО РЕЗУЛЬТАТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ И ВНЕДРЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В СООТВЕТСТВИИ С РАЗРАБОТАННОЙ СХЕМОЙ ОЧИСТКИ НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ <1>
О. В. ШИШОВ
Шишов О. В., Председатель Бюджетного комитета Рязанской городской Думы.
В Рязанской области с 2000 г. проводятся изменения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами: - есть работающая система сдерживания тарифов ЖКХ; - появились дополнительные источники финансирования сбора, вывоза и утилизации ТБО; - появились и внедряются новейшие технологии утилизации ТБО; - значительно обновился машинно-тракторный парк на полигоне ТБО. Государственно-частное партнерство в Рязанской области выгодно обеим сторонам (т. е. предприятие устойчиво развивается, муниципалитет реально решил проблему с утилизацией отходов без дополнительного бюджетного финансирования).
Оценка состояния системы обращения с отходами в 1999 году
В 1999 г. руководством города была поставлена задача по изменению всей системы обращения с отходами. Проблемы: - около 200 несанкционированных свалок существовало на территории города в 1999 г.; - постоянное горение существующей свалки ТБО; - захламленность мест сбора отходов; - по технологическим и географическим мощностям свалка могла проработать еще 2 - 3 года (согласно предписанию Санэпиднадзора о закрытии свалки). Критерии выполнения поставленных задач: - отсутствие несанкционированных свалок; - отсутствие жалоб жителей в дежурную часть города на горение свалки и захламленность контейнерных площадок; - получение соответствующего документа о том, что свалка перешла в разряд полигона промышленных отходов.
Затратная часть Прибыльная часть
Образование Сбор и первичное Перевозка Сортировка 5 - 8% Переработка отходов в > накопление > отходов на > на полезные > полезных жилом секторе отходов мусоровозе фракции фракций в продукцию
+ V Непереработанный мусор ("хвосты") V Кто будет Захоронение на 92 - 95% содержать полигоне Прибыль от и развивать < утилизации полигон? мусора
Эти отходы - проблема Другие организации города, ее придется решать за счет города и области. Складировать их где-то в другом месте нельзя: это Всю прибыльную экологическая катастрофа часть получает частный бизнес. А затратную - ...?
Рис. 1. Типовая схема работы (как было)
В настоящее время существует множество фирм, готовых заниматься вопросом сортировки отходов. Цель этих организаций: получение прибыли от обращения только с коммерческими отходами (ценным вторсырьем), а не решение экологических проблем региона. Это приводит к неполной и некачественной утилизации отходов: остатки от переработки мусора ложатся тяжелым бременем на город и область. Более того, никто из них не собирается заниматься уже имеющимися свалками мусора, так как это экономически невыгодно. Как правило, предложения заняться отходами в регионе поступают не от региональных фирм, занятых самовыживанием, а от межобластных структур, которые действуют по следующему принципу. Выдвигается идея холдинга, где финансовые потоки контролируют иногородние фирмы, а реальной работой занимается местная структура, по статусу, уровню комплектации и качественному составу работников ничем не отличающаяся от бывших МУПов. Фактически это приводит к тому, что обращение с ТБО становиться бизнесом только на уровне финансового управления, а все остальные действия (так называемая работа) происходят по старинке. Да, предприятие получает возможность получения кредитов или лизинга, но умные руководители регионов понимают, что расплачиваться за проценты по кредиту и за сам кредит придется через тарифообразование или местному бюджету, или населению. Возникает законный вопрос: менеджерские проценты плюс акции предприятия остаются у "дяди", а в регионе остаются недостроенные заводы, повышенные тарифы и нерешенные проблемы. В Рязанском регионе было принято решение пойти по другому пути.
2000 - 2003 годы - первый этап проводимых реформ
Проведена инвентаризация состояния системы. Основной подход, реализованный на данном этапе: деньги от захоронения и от реализации вторсырья должны находиться в управляющей компании, занимающейся утилизацией отходов. Достигнутые результаты: - количество несанкционированных свалок уменьшилось на 10 - 15%; - жалобы жителей на горение свалки единичные (как правило, при проверках оказываются ложными); - все проверки экологических служб, служб СЭС показывают отсутствие нарушений в эксплуатации, подготовлены все документы для перевода свалки в режим полигона; - пользователей вывели из тени: количество заключенных договоров на утилизацию ТБО возросло с 700 до 1700 (налажен учет и контроль); - количество учтенных вывезенных и захороненных отходов выросло с 680 до 950 тыс. куб. м в год; - за четыре года деятельности удалось понизить высоту террикона в сохраняемых границах с 35 до 25 м при выросшем объеме утилизированных отходов; - решен вопрос о создании хозяйственно-бытового комплекса, подъездных дорог, электроснабжения, освещения, экологического мониторинга; - доведено количество единиц постоянно работающей техники с 1 до 12; - ведется работа по предотвращению попадания фильтрата в ручей Бобровка.
Затратная часть Прибыльная часть
Образование Сбор и первичное Перевозка Сортировка на Переработка отходов в > накопление > отходов на > полезные > полезных фракций жилом секторе отходов мусоровозе фракции в продукцию
+ V V
Захоронение на Прибыль от полигоне - утилизации > < мусора
"Управляющая компания"
Рис. 2. Текущая схема работы
Когда соединили вместе плату за захоронение и реализацию вторсырья, то были проведены все вышеуказанные работы. Хотелось бы отметить, что скромное финансирование проведенных работ осуществлялось преимущественно из внебюджетных источников. Если бы было финансирование в большем объеме, то и результаты могли бы быть гораздо лучше.
2004 - 2008 годы - второй этап реформ
Цель второго этапа реформы - создание системы обращения с отходами в г. Рязани и трех крупных населенных пунктах Рязанской области. На втором этапе реформ продолжена модернизация системы обращения: начали с начала всей цепочки, с мест образования и движения отходов. Внедрение механизма контроля образования и движения отходов непосредственно в месте их образования, а не через контроль за местами несанкционированных свалок. Задачи: - присвоение Рязанской области статуса экспериментального региона; - разработка областной программы "Создание единой системы по обращению с отходами на территории г. Рязани и Рязанской области" в рамках масштабного эксперимента; - обоснование законодательных инициатив и приведение областного законодательства по экологии в соответствие с федеральным, разработка конкретных механизмов выполнения всех требований законодательства (ужесточение наказаний, создание эффективных экономических механизмов контроля за выполнением); - внедрение более совершенной технологии переработки отходов; - создание проектов реконструкции имеющихся свалок в области; - заключение договоров, обоснование инвестиций, разработка проектов. Результаты: - сейчас КПКГ "Региональные инвестиции" совместно с ООО "Экопром" разработана и реализуется более совершенная технология переработки отходов <2>; -------------------------------- <2> Представлена на схеме в Приложении 1.
- разрабатываются проекты реконструкции имеющихся свалок в области. При наличии данных проектов будут экономически обоснованные затраты на захоронение отходов (что позволит реально обосновывать тариф на захоронение отходов).
Затратная часть Прибыльная часть
Образование Сбор и первичное Глубокое 50% Переработка отходов в > накопление отходов. > прессование > полезных фракций жилом секторе Сортировка, первичное в продукцию прессование
+ V
Захоронение на Прибыль от 50% полигоне - утилизации > < мусора
КПКГ "Региональные инвестиции"
Рис. 3. Предлагаемая схема работы
Решение поставленных задач требует проведения гораздо более дорогостоящих мероприятий, чем на первом этапе. В этом случае только собственными средствами уже не обойдешься. Требуется дополнительное привлечение инвестиций, которые позволят быстро и качественно выполнить поставленные задачи.
2009 - 2012 годы - третий этап
На третьем этапе реформ положительный опыт Рязани и трех крупных городов распространяется на не охваченную на втором этапе часть области. Задачи: - реализация областной программы "Создание единой системы по обращению с отходами на территории г. Рязани и Рязанской области"; - реализация проектов реконструкции имеющихся свалок в области. Результаты: - улучшается экологическая обстановка в жилых районах, так как у контейнерной площадки появляется "хозяин", который постоянно работает с поступающими отходами и следит за прилегающей территорией; - уменьшается количество мусора, подлежащего вывозу на полигон (в 1,5 - 2 раза), за счет извлечения вторичных ресурсов; - увеличивается срок службы полигонов; - снижаются издержки на транспортировку; - создаются новые рабочие места; - увеличиваются налоговые поступления в бюджет; - создаются сети приемных пунктов вторсырья. Принципиальный момент: нужно понимать, что управление отходами, несмотря на статьи Федерального закона N 131-ФЗ <3>, должно вестись на трех уровнях: -------------------------------- <3> См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
- муниципальный - есть; - региональный - есть, но не все понимают как; - федеральный - на сегодняшний день мало кто понимает. Любая система управления держится на пяти функциях: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль. Анализ сегодняшней ситуации по трем уровням и пяти функциям недвусмысленно показывает, что фактическое управление производится худо-бедно на муниципальном уровне с точки зрения распорядительства и организации. Контроль переложен на федеральные структуры (Ростехнадзор), а муниципальный контроль не предусмотрен законодательством. Но так как без денежных потоков ни одна система работать не будет, в том числе и система обращения с отходами, в Рязанской области была применена следующая методика: 1) все тарифы (за захоронение, утилизацию) остаются на муниципальном уровне, это позволит избежать конфликтов между руководителями соответствующих предприятий и инвесторами; 2) любые проводимые изменения должны будут в конечном итоге привести к сдерживанию роста тарифов; 3) региональные власти занимаются планированием и координацией работ. В Рязани это означает создание управляющей компании ОАО "Рязань-Экология" со стопроцентным капиталом Правительства Рязанской области, а основное назначение созданной структуры - стать экономически выгодным партнером для муниципальных предприятий, занимающихся утилизацией и сортировкой отходов, а именно: привлечение кредитов, составление договоров на выкуп продукции сортировки по твердым закупочным ценам на год и т. д. Решение многих задач по очистке Рязанской области от отходов производства и потребления освещено в разработанных Генеральных схемах очистки территории города Рязани и Рязанской области. В них изложены вопросы существующих систем обращения с отходами, выявлены недостатки, поставлены задачи и намечены пути их решения. Обобщая вышеизложенное, необходимо сказать, что проблема ТБО является многоаспектной, а решение сложных задач не проводят в одно действие. Выстроить стройную систему, включающую все вопросы обращения с отходами от сбора до переработки, требует определенных затрат для решения задач - экологических, экономических, технологических, законодательных, социальных, научных, информационных и, наконец, этических.
Приложение 1
Новая технология переработки мусора
Модуль
V КП V КП
0 0 /\ Модуль КП V Модуль
ПСП
\/ V
0 0 0 0
\/ V
Отходы Центральная станция Вторсырье Полигон / > Перерабатывающее ТБО \ предприятие
0 0 0 0
Технические средства комплектуются по модульному принципу. Один модуль состоит из приемно-сортировочного пункта (ПСП) и нескольких специально оборудованных контейнерных площадок. ПСП устанавливается на месте одной из контейнерных площадок. При этом существующая структура контейнерных площадок не нарушается. Все модули структурно объединены в общую систему, организационно замыкающуюся на центральную станцию. На приемно-сортировочный пункт поступают ТБО от жилого сектора и находящихся на обслуживаемой территории коммерческих предприятий. Поступившие ТБО немедленно сортируются персоналом пунктов, они также закупают вторсырье у населения. Рассортированные по фракциям ТБО прессуются работниками пункта в небольшие тюки (до 40 кг). Отдельно прессуются и бесполезные остатки ("хвосты") подлежащие вывозу для захоронения. Рассортированные и спрессованные ТБО, а также "хвосты" перевозятся на центральную станцию для прессования в большеобъемные тюки и после накопления необходимого объема вывозятся на переработку и захоронение. Все внутрисистемные перевозки осуществляются малотоннажными автомобилями, оборудованными системой мультилифт. Перевозка продукции и "хвостов" осуществляется большегрузными автопоездами. Предлагаемая технология на порядок дешевле западных, не требует сложного оборудования, хорошо вписывается в особенности менталитета жителей, что позволяет свободно тиражировать предлагаемый опыт на всю область. В результате за счет более совершенной технологии КПКГ "Региональные инвестиции" берет на себя решение еще ряда проблем переработки отходов, не увеличивая тарифы, а целенаправленно используя потенциал уже имеющейся ситуации.
Название документа