Вопросы публичности и присоединения в договоре возмездного оказания информационных и консультационных услуг

(Ситдикова Л. Б.) ("Российский судья", 2008, N 9) Текст документа

ВОПРОСЫ ПУБЛИЧНОСТИ И ПРИСОЕДИНЕНИЯ В ДОГОВОРЕ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Л. Б., профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений, г. Москва, кандидат юридических наук.

Рассматривая вопрос правового регулирования договора возмездного оказания услуг, следует отметить, что гл. 39 ГК РФ не содержит прямого указания на публичный характер отдельных видов договоров, однако ст. 426 ГК РФ прямо называет публичными договоры об оказании услуг связи, туристических, медицинских и гостиничных услуг. Упоминание в ст. 783 ГК РФ о возможности применения общих положений о подряде и бытовом подряде также свидетельствует о том, что на некоторые виды договоров оказания услуг должен распространяться режим публичного договора. Вопросы правовой природы публичного договора в последнее время освещаются достаточно широко <1>. В то же время цивилистическая научная мысль сводится к тому, что договор является публичным, если ему присущи следующие признаки: -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья А. Хвощинского "Публичный договор: защита частного интереса?" включена в информационный банк согласно публикации - "Бизнес-адвокат", 2000, N 9. ------------------------------------------------------------------ <1> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М., 2001. С. 245 - 258; Калашникова Г. А. Публичный договор: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2002; Тотьев К. Публичный договор // Хозяйство и право. 1995. N 6. С. 3 - 7; Ларина Т. В. Особенности правового регулирования публичного договора // Юрист. 2004. N 4. С. 18 - 19; Хвощинский А. Публичный договор: защита частного интереса? // www. spbpravo. ru/comm...php? id; и др.

- предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по оказанию услуги, по сути составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. Ориентируя суды, Пленумы ВС РФ и ВАС РФ указали, что в случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию <2>; -------------------------------- <2> См.: Постановление Пленума ВС РФ N 6 и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.

- одним из существенных признаков публичных договоров служит его строгий ограниченный субъектный состав: коммерческая организация и потребитель; - коммерческая организация может быть признана субъектом публичного договора только в том случае, если она осуществляет оказание услуг профессионально, т. е. в качестве основного или одного из основных видов деятельности. В ГК РФ прямо выделены такие виды предпринимательской деятельности, однако законодателем информационные и консультационные услуги не названы среди таковых, и, как верно отмечают Н. К. Нарозников и В. В. Суденко, "установленный в п. 1 ст. 426 перечень не является закрытым, поскольку публичность договора определяется не видом, а именно характером деятельности" <3>. -------------------------------- <3> Нарозников Н. К., Суденко В. В. Радиотелефонная сотовая связь: правовое регулирование оказания услуг: Учебно-практическое пособие. М., 2004. С. 30.

Непосредственное воздействие в регулировании договора возмездного оказания информационных и консультационных услуг оказывает Закон "О защите прав потребителей" <4> (далее - Закон), который распространяет свое действие на отношения, возникающие между потребителями (физическими лицами) и исполнителями при выполнении работ и оказании услуг, а также определяет механизм реализации этих прав. В связи с этим вызывает некоторое недоумение сужение субъектного состава в отношении применения правил о публичных договорах. В качестве потребителя (заказчика информации, консультации) может выступать любое физическое, юридическое лицо, субъекты публичных образований, причем цель получения услуг в данном случае не влияет на квалификацию договора публичным. -------------------------------- <4> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. 25 ноября 2004 г.) // ВСНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140; 2006. N 48. Ст. 4943.

В соответствии с определением, сформулированным законодателем, дефиниция понятия "потребитель" создает разночтение в квалификации публичного договора. Опыт применения Закона в судебной практике позволяет говорить о некоторых спорных моментах, носящих противоречивый характер и не способных в полной мере обеспечить реализацию прав потребителей. Так, законодатель, указав, что потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, выводит из сферы действия юридические лица, которые также выступают как потребители, приобретая товары (работы и услуги), не преследуя целей извлечения прибыли. По данному вопросу ученые неоднократно высказывали различные точки зрения. Так, М. И. Брагинский отмечает, что "применение ст. 426 ГК РФ в принципе возможно независимо от того, противостоит ли коммерческой организации в качестве потребителя гражданин или также и юридическое лицо" <5>. Развивая свою позицию, в продолжение сказанному автор указывает на то, что в публичном договоре вмешательство государства является многоцелевым. На первый план при таком вмешательстве прежде всего выступает цель - защита слабой стороны физического лица. Аналогичной точки зрения придерживается и А. Хвощинский <6>. Исследуя институт публичного договора в российском праве, вышеприведенный автор считает, что "представляется совершенно необоснованным решение вопроса об отнесении договора к числу публичных на основании того, является ли обратившееся к публичному коммерсанту лицо физическим или юридическим", при этом делая вывод, что "при определении критериев применения специальных правил (в данном случае Закон о защите прав потребителей. - Л. С.), отступающих от принципа свободы договора и предоставляющих особые гарантии прав слабой стороны, основное внимание должно быть уделено не правовой природе такой стороны как субъекта права (физическое лицо, юридическое лицо, организационно-правовая форма и т. п.), а оценке условий и целей его участия в торговом обороте в целом и в данной конкретной сделке, в частности, оценке того, является ли он случайным или профессиональным участником торговых отношений, в которые он вступает". Здесь автор акцентирует внимание на цели деятельности участников в торговом обороте при заключении сделки. -------------------------------- <5> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 254. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья А. Хвощинского "Публичный договор: защита частного интереса?" включена в информационный банк согласно публикации - "Бизнес-адвокат", 2000, N 9. ------------------------------------------------------------------ <6> См.: Хвощинский А. Публичный договор: защита частного интереса? // www. spbpravo. ru/comm..php? id.

Имеется и другая точка зрения, в соответствии с которой С. В. Алексеев <7>, исходя из субъектного состава и целей приобретения периодических печатных изданий по подписке, выделяет две группы договоров: -------------------------------- <7> См.: Алексеев С. В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности. М., 2003. С. 106 - 107.

- договоры о подписке на информационные издания, приобретаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для информационного обеспечения хозяйственной и иной деятельности и (или) для коммерческого использования (перераспределение информационных материалов); - договоры о подписке на периодические печатные издания, заключаемые с гражданами-подписчиками, приобретающими периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Автор, выделяя два вида договора, по нашему мнению, исходил из ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой договоры о подписке на периодические печатные издания, заключаемые с гражданами-подписчиками, квалифицируются как публичные договоры. Учитывая, что целью распространения режима публичного договора на отдельные его виды является защита слабой стороны в организационно-правовом отношении, то, по нашему мнению, следовало бы расширить субъектный состав. Е. А. Мищенко <8> также полагает, что "гражданин как лицо, наиболее уязвимое в правовых отношениях, возникающих при заключении договора об оказании информационных услуг, безусловно нуждается в дополнительных гарантиях своих прав". Вместе с тем следует признать, что юридическое лицо (некоммерческая организация), заказывающее информационно-консультационные услуги для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, которое хотя и является профессионалом в своей сфере деятельности, но не обладает всей полнотой знаний в сфере информационно-консультационных услуг, также выступает в качестве потребителя. -------------------------------- <8> См.: Мищенко Е. А. Публичный договор бытового подряда // Юрист. 2003. N 7. С. 27.

По мнению Э. Корнилова, "законодатель, давая такое определение, ущемляет их потребительские права, вернее - права отдельных физических лиц, вкупе образующих одно юридическое" <9>. Эту мысль подтверждает и отраженный в ГОСТ 7.73-96 подход, который под понятием "потребитель информации" понимает лицо или коллектив, получающие и использующие информацию в практической деятельности <10>. Расширительное толкование понятия "потребитель" приводится в ГАТС <11>, под которым понимается любое физическое или юридическое лицо, получающее или использующее услугу, а поставщик услуги - любое лицо, поставляющее услугу. -------------------------------- <9> Корнилов Э. Юридическое лицо как потребитель // Закон. 1999. N 3. С. 120. В качестве примера автор приводит ситуацию, когда коллектив ЖЭКа, приобретший для нужд своих сотрудников холодильник, оказавшийся неисправным, не может воспользоваться возможностями по защите своих ущемленных прав, предоставленными законом. <10> См.: п. 3.1.6 ГОСТ 7.73-96. См.: Постановление Госстандарта России от 13 февраля 1997 г. N 53 "Поиск и распространение информации. Термины и определения. ГОСТ 7.73-96". М., 1997. <11> См.: Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС / GATS). Заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г. (Россия не участвует) // International Investments: A Compendium. Vol. I. New York and Geneva: United National, 1996. P. 285 - 323.

Таким образом, буквальное толкование понятия "потребитель" применительно к информационным и консультационным услугам позволяет отнести к ним и определенную категорию юридических лиц и публичных образований, получающих определенные виды услуг и не использующих их в коммерческих целях. Следует обратить внимание и на такую особенность заключения договоров возмездного оказания информационных и консультационных услуг, как присоединение. Необходимость правового закрепления таких видов договоров связана с широким использованием предпринимателями типовых и стандартизированных договоров между субъектами гражданского оборота, увеличением продолжительности действия договоров, усложнением их содержания. В настоящее время наблюдается общая тенденция предложения уже отработанных универсальных стандартизированных пакетов услуг путем договора присоединения, не вникая в специфику деятельности услугополучателя. Условия договора, определенные в соответствующем формуляре или содержащиеся в стандартной форме, могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к этим условиям, что исключает возможность для сторон формулировать условия, отличные от выраженных в стандартной форме или формуляре по их соглашению, а для присоединившейся стороны - также и саму возможность заявлять при заключении договора о разногласиях по его отдельным условиям. Естественно, здесь налицо некоторое ограничение принципа свободы договора и проявляется реальная возможность ущемления прав экономически слабой стороны - в данном случае услугополучателя. В подтверждение сказанному воспроизведем позицию авторов по данному вопросу, что "стандартные формуляры далеко не всегда соответствуют общим требованиям договорного права, а само классическое договорное право не имеет эффективных средств защиты слабой стороны договора" <12>. Это признает и С. Земляченко, отмечая, что возможность требовать расторжения или изменения договора присоединения не может защитить в должной степени нарушенных прав присоединившейся стороны, поэтому "при разработке стандартной формы договора желательно классифицировать предлагаемые заказчиком (потребителем) услуги по их наименованию и объему, их цене в зависимости от объема реализации" <13>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Практическое пособие Б. Д. Завидова, О. Б. Гусева "Особенности возмездных договоров" включено в информационный банк согласно публикации - "Право и экономика", 2000, NN 7, 8, 9, 10. ------------------------------------------------------------------ <12> Завидов Б. Д., Гусев О. Б. Особенности возмездных договоров: Практич. пособие. М., 2000. С. 6. <13> Земляченко С. Договор на оказание платных образовательных услуг и (или) сопутствующих услуг в сфере образования // Официальные документы в образовании. 1999. N 4. С. 81 - 82.

Примером договора присоединения является договор между бюро кредитных историй и пользователем информационной справочной базой, оформляемый в рамках договора оказания информационных услуг <14>. Так, например, бюро кредитных историй на своем сайте предлагает регламент, который является неотъемлемой частью договора оказания информационных услуг. При этом условия оказания услуг содержатся в договоре и в регламенте бюро и не подлежат изменению по согласованию с пользователем информационной базы. Последний вправе присоединиться к договору в целом, выбрав необходимый набор услуг из числа предоставляемых бюро, а также избрать приемлемый для себя тарифный план, определяющий цену и порядок оплаты услуг, из числа предложенных бюро. Для пользователей же кредитных историй регламент устанавливает отдельные положения, которые рассматриваются в качестве составляющей публичного предложения (оферты) бюро, адресованного пользователям кредитных историй, заключить на условиях, изложенных в регламенте, соглашение о предоставлении информационных услуг. -------------------------------- <14> См.: www. geninform. ru.

Как видно из вышеизложенного, данный договор носит характер присоединения, т. е. набор стандартных условий определяет бюро кредитных историй. Признавая, что в отношении информационных и консультационных услуг не наработана практика его применения, по нашему мнению, при разработке стандартная форма договора должна отвечать следующим требованиям: каждая услуга нуждается в особом формуляре, отражающем именно ее специфику; формуляры и стандартные формы должны быть свободны от условий, устанавливающих односторонние преимущества для стороны, разработавшей условия договора, причем перечень этих условий договора должен быть закрытым; условия договора в формуляре, стандартной форме должны быть прописаны императивно, т. е. становятся существенными; в формуляре или иной стандартной форме условия договора излагаются безотносительно личности получателя услуги, что предполагает одинаковость их отношений для каждого обратившегося, что в значительной степени сближает договор присоединения с публичным договором в части равных условий предоставления услуг. Из вышеизложенного следует, что из документарного бланка (формуляр, стандартная форма, типовые бланки) должны явствовать реалии, в которых оказывается услуга, прежде всего - предмет договора (объем оказываемой информационной, консультационной услуги), цена и содержание. Проработанность всех условий договора в соответствующем документарном бланке позволит исключить обстоятельства, которые хотя и не связаны с незаконностью договора или отдельных его условий, но могут служить основанием для расторжения или изменения договора на возмездное оказание информационных и консультационных услуг.

Название документа