Перспективы развития правового регулирования энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии

(Кишко О. Б.)

("Энергетическое право", 2008, N 2)

Текст документа

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ

ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

О. Б. КИШКО

Кишко О. Б., аспирантка отдела земельного, аграрного и экологического права Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины.

Текущее состояние топливно-энергетического комплекса Украины характеризуется высоким уровнем изношенности основных фондов предприятий и низким техническим и технологическим уровнем оборудования, что приводит к неэффективному использованию топливно-энергетических ресурсов. Такая ситуация является причиной высокого уровня энергоемкости ВВП (энергоемкость ВВП Украины в 2,6 раза превышает средний уровень энергоемкости ВВП стран мира) [1].

При этом в Украине существует значительный незадействованный потенциал энергосбережения и расширения использования возобновляемых источников энергии. Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года предполагает сокращение энергоемкости до 2030 года более чем на 50%, что делает энергосбережение важным энергетическим потенциалом страны, а также увеличение доли возобновляемых и нетрадиционных источников энергии в энергетическом балансе страны с текущих 7,2% до 19% на уровне 2030 года.

Такие прогнозы дают основания выделить энергосбережение как один из определяющих факторов для энергетической стратегии Украины. От его уровня зависит эффективное функционирование национальной экономики [1].

В то же время освоение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии рассматривается в Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года как важный фактор повышения уровня энергетической безопасности и снижения антропогенного влияния энергетики на окружающую среду. Масштабное использование потенциала нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Украине имеет не только внутреннее, но и международное значение как существенный фактор противодействия глобальным изменениям климата планеты, улучшения общего состояния энергетической безопасности Европы.

Таким образом, вопросы энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии выходят сегодня на первый план в контексте обеспечения энергетической безопасности Украины.

Например, в одном из главных нормативно-правовых актов в этой сфере, а именно в Законе Украины "Об основах национальной безопасности Украины", к направлениям государственной политики по вопросам национальной безопасности Украины в экономической сфере отнесено обеспечение энергетической безопасности на основании стабильного функционирования и развития топливно-энергетического комплекса, в том числе последовательного и активного проведения политики энергосбережения и диверсификации источников энергообеспечения [2].

В разделе 3 Стратегии национальной безопасности Украины, которая была утверждена Указом Президента Украины от 21 февраля 2007 г. N 105/2007, провозглашаются стратегические приоритеты политики национальной безопасности. К таким приоритетам отнесено и обеспечение энергетической безопасности страны, в первую очередь путем значительного повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов [3].

Эксперты Международного энергетического агентства в Обзоре энергетической политики Украины 2006 г. подчеркивают, что повышение энергоэффективности становится для Украины главной возможностью укрепления энергетической безопасности, сокращения импорта энергоресурсов, повышения экономических показателей и уменьшения негативного влияния на окружающую среду [4, с. 17].

Сокращению зависимости страны от импорта нефти и газа также будет способствовать использование возобновляемых источников энергии. Использование возобновляемых источников энергии является одной из опций диверсификации поставок энергоносителей.

По данным Международного энергетического агентства, 100% мирового спроса на энергетические услуги распределяются следующим образом:

- 17% - электроэнергия;

- 44% - тепло низкой температуры;

- 10% - тепло высокой температуры для производства;

- 29% - топливо для транспорта [5, с. 8].

Возобновляемые источники энергии могут способствовать усилению надежности поставок всех вышеперечисленных форм энергии. Кроме того, использование возобновляемых источников энергии отвечает экологическим требованиям, а в случае замены ими ископаемого топлива способствует снижению выбросов парниковых газов и местных загрязнителей воздуха.

Дополнительно использование возобновляемых источников энергии предоставляет социальные и экономические выгоды: создаются новые рабочие места, что способствует местному и региональному экономическому развитию.

Однако, несмотря на задекларированные цели и приоритеты государственной политики и острую необходимость повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов для успешного развития экономики страны, значительных успехов в сфере энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии до сих пор достигнуто не было.

Такая ситуация частично объясняется и недостатками правового регулирования отношений, которые возникают в связи с использованием возобновляемых источников энергии и в сфере энергосбережения.

К главным недостаткам правового обеспечения деятельности в этих сферах следует отнести в первую очередь устаревшую редакцию Закона Украины "Об энергосбережении" [6] и декларативный характер Закона Украины "Об альтернативных источниках энергии". На законодательном уровне не были закреплены действенные механизмы достижения и реализации задекларированных целей и задач.

Ненадлежащее правовое регулирование отношений в этой сфере на законодательном уровне привело к принятию за последние годы большого количества подзаконных нормативно-правовых актов. Однако они реализуются неэффективно, и много программных положений не было реализовано на практике.

В Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года предусматриваются основные направления развития законодательства Украины в сфере энергосбережения. В частности, планируется принятие новой редакции Закона Украины "Об энергосбережении" - Закона Украины "Об энергоэффективности", который должен способствовать:

- совершенствованию порядка нормирования удельных расходов энергоносителей;

- созданию системы новых энергетических стандартов;

- усовершенствованию системы государственной экспертизы по энергосбережению;

- введению обязательной статистической отчетности по использованию энергоресурсов;

- созданию единого механизма государственного контроля в сфере энергосбережения и энергоэффективности, не допуская дублирования функций органов государственного управления в этих сферах.

Дополнительно с целью создания условий для экономического стимулирования субъектов хозяйствования к повышению эффективности использования энергетических ресурсов предусматривается необходимость разработки проектов изменений в налоговое законодательство в части ограничения отнесения на валовые расходы потребленных субъектами хозяйствования энергоресурсов и установления сбора за перерасход энергоресурсов по сравнению с нормами удельных расходов энергоресурсов.

В сфере использования возобновляемых источников энергии Украине необходимо разработать широкомасштабную комплексную программу и гарантировать ее соответствующее внедрение.

Международный опыт показывает, что страны, которые достигли значительных успехов в этой сфере, как правило, имели целевую правительственную политику для их поддержки [4, с. 347].

При этом принято выделять три основных направления политики, которые влияют на развитие технологий и рынка возобновляемых источников энергии:

- политика исследований и инноваций - поддерживает развитие технологий использования возобновляемых источников энергии от базового и прикладного уровня до демонстрационной фазы путем бюджетного финансирования или путем привлечения частного финансирования;

- политика рыночного продвижения - упрощает продвижение технологий на рынке путем повышения осведомленности граждан, конкурентоспособности технологий, их технической эффективности и поощрения производителей и конечных потребителей в использовании таких технологий;

- рыночная энергетическая политика - обеспечивает конкурентную рыночную среду [4, с. 347 - 348].

Украине еще предстоит с привлечением экономических и технических экспертов проанализировать, какое из упомянутых направлений поддержки является наиболее целесообразным для нее, и на основании такого исследования создать на законодательном уровне благоприятные условия для инвестирования и внедрения в производство соответствующих технологий, а также обеспечить свободный доступ к электросетям - производителям энергии с возобновляемых источников энергии.

При совершенствовании законодательства Украины в сфере энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии следует также помнить о международных обязательствах Украины относительно адаптации ее национального законодательства к законодательству Европейского союза.

Необходимость адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского союза непосредственно в сфере рационального использования и сохранения энергии предусмотрена в Законе Украины "Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского союза" [8].

Адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского союза в этой сфере позволит Украине не только выполнить условия Копенгагенских критериев, но и позволит использовать опыт государств - членов Европейского союза касательно обеспечения энергетической безопасности. Перенятие такого опыта будет полезным, поскольку Украина, как и государства - члены Европейского союза, является страной, которая зависит от импорта традиционных энергоносителей.

При этом во многих странах существует практика объединения политики в сфере энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии в рамках общей энергетической стратегии, поскольку объединение мероприятий по стимулированию энергоэффективности с мероприятиями по использованию возобновляемых источников энергии обеспечивает более высокую экономическую, социальную и экологическую эффективность и таким образом достигается синергетический эффект [9].

Как мероприятия по повышению энергоэффективности, так и мероприятия по стимулированию использования возобновляемых источников энергии способствуют обеспечению надежности энергопоставок и соответственно уменьшению зависимости от импорта традиционных энергоносителей, а также уменьшению выбросов парниковых газов.

Кроме того, основные препятствия для повышения энергоэффективности и увеличения доли использования возобновляемых источников энергии являются схожими. Это субсидированные цены на традиционные энергоносители, неэффективное регулирование, отсутствие информации, институционные препятствия, сложный доступ к финансированию.

С целью преодоления этих препятствий рекомендуется предусмотреть в национальном законодательстве правовые нормы в двух рассматриваемых сферах относительно:

- комплексного использования энергетической сертификации;

- налоговых льгот для инвестиционной деятельности;

- специальных инструментов кредитования;

- финансирования третьими лицами;

- информирования и обучения [9].

Таким образом, комплексная реализация соответствующих мероприятий в сфере энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии в рамках единой энергетической стратегии может стать важной составляющей обеспечения энергетической безопасности, диверсификации источников энергопоставок и достижения других целей в энергетике.

Также мероприятия в сфере энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии являются важным элементом экологической политики, и особенно политики в сфере изменения климата. Развитие энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии также способствует исполнению обязательств по сокращению выбросов парниковых газов согласно Киотскому протоколу.

Литература

1. Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года, одобренная распоряжением Кабинета Министров Украины от 15 марта 2006 г. N 145-р // wttp://www. rada. gov. ua.

2. Закон Украины "Об основах национальной безопасности Украины" от 19 июня 2003 г. N 964-IV // Ведомости Верховного Совета Украины. 2003. N 39. Ст. 351.

3. Стратегия национальной безопасности Украины, утвержденная Указом Президента Украины от 12 февраля 2007 г. N 105/2007 // Официальный вестник Украины. 2007. N 11. Ст. 389.

4. Обзор энергетической политики Украины 2006 г. Международного энергетического агентства. Printed in France by JOUVE - 2006.

5. Samantha Olz, Ralph Sims, Nicolai Kirchner. Contribution of Renewables to Energy Security. OECD/IEA, April 2007.

6. Закон Украины от 1 июля 1994 г. N 74/94-ВР "Об энергосбережении" // Ведомости Верховного Совета Украины. 1994. N 30 (26.07.94). Ст. 283.

7. Закон Украины от 20 февраля 2003 г. N 555-IV "Об альтернативных источниках энергии" // Ведомости Верховного Совета Украины. 2003. N 24. Ст. 155.

8. Закон Украины от 18 марта 2004 г. N 1629-IV "Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского союза" // Ведомости Верховного Совета Украины. 2004. N 29. Ст. 367.

9. Интегрирование политики в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии // http://www. encharter. org/index. php? id=130&L=1.

Название документа