Ядерное право Украины: современное состояние и перспективы развития

(Балюк Г. И.) ("Энергетическое право", 2008, N 2) Текст документа

ЯДЕРНОЕ ПРАВО УКРАИНЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Г. И. БАЛЮК

Балюк Г. И., профессор кафедры трудового, земельного и экологического права юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, доктор юридических наук.

За последние 10 - 15 лет в Украине и ее обществе произошли кардинальные изменения экономического, политического, идеологического, правового характера. Они отразились во многих процессах реорганизации структуры органов исполнительной власти, в появлении новых объектов правового регулирования, в принятии ряда новых законов и внесении изменений в действующие, которые получили неоднозначную оценку со стороны общественности, ученых, в том числе юристов. Указанные процессы не могли не затронуть систему правовых взглядов в целом и взглядов на систему права Украины в частности. Все это вызывает объективный интерес к истории становления системы права Украины, подталкивает к анализу, поиску закономерностей, тенденций, особенностей этой системы в современных условиях. Известно, что исследования в любой области науки - это зеркало ее состояния, ее достижений и проблем. Правовая наука Украины не является исключением. В частности, знание того, что являют собой сегодня научные правовые исследования в области регулирования общественных отношений, возникающих в области производства, использования ядерной энергии в Украине, каковы тенденции их развития, не только позволяет оценить нынешнее состояние, но и заглянуть в будущее. Чернобыльская катастрофа стала подтверждением того, что право в современном обществе не может отставать от научно-технического прогресса. Оно должно своевременно реагировать на те отношения, которые возникают между государством и обществом при использовании новейших достижений науки и техники, и способствовать устранению и/или ограничению вреда, который могут причинить человеку и окружающей среде недостаточно продуманные эксперименты. Прежде всего, речь идет о потенциально опасных производствах, технологиях, процессах и т. д., угрожающих самому существованию цивилизации. Такой, в частности, является деятельность в области производства, использования ядерной энергии, источников ионизирующего излучения. Эта деятельность связана с исключительным риском. В то же время обеспечение надлежащего уровня безопасности в области использования ядерной энергии, охрана жизни и здоровья граждан от воздействия ионизирующего излучения - комплексная задача, которая может быть решена на пересечении многих наук и практики. Важнейшее место среди них занимает право. Один из наиболее важных аспектов влияния права Украины на развитие общественных отношений в области использования ядерной энергии проявляется через создание правового режима, стимулирующего или ограничивающего развитие ее использования. Такой режим формируется путем разработки и принятия законодательных актов, нормы которых призваны эффективно урегулировать не только отношения, связанные с использованием ядерной энергии, но и предотвратить воздействие ионизирующего излучения на человека, радиоактивное загрязнение и изменение радиационного состояния окружающей природной среды как последствия такого использования. Создание в Украине системы правового регулирования отношений в области использования ядерной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и необходимость ее усовершенствования обусловлены также следующими обстоятельствами. Во-первых, наличием в государстве большого количества приборов, оборудования и технологических установок, где используются источники ионизирующего излучения, - в промышленности, медицине, науке и т. д. Во-вторых, радиоактивным загрязнением значительной части территории в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. В-третьих, поскольку Украина не намерена отказываться от развития ядерной энергетики, возрастает потребность в правовом регулировании этой деятельности. В-четвертых, принятыми Украиной международными обязательствами в этой области. В-пятых, несовершенством (а иногда и отсутствием) законодательства и других нормативных требований, действующих в Украине в области использования ядерной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, которые нередко не согласованы с нормами законодательства других отраслей права, не соответствуют требованиям международных норм и рекомендаций, касающихся защиты жизни и здоровья человека от воздействия ионизирующего излучения и охраны окружающей природной среды от радиоактивного загрязнения. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что появлению и развитию нового направления научно-правовых исследований в Украине способствовала тенденция, характеризующаяся повышенным интересом со стороны ученых-юристов к исследованию проблем, связанных с правовыми аспектами обеспечения безопасности использования ядерной энергии, ядерной и радиационной (радиоэкологической) безопасности, защиты человека от отрицательного воздействия ионизирующего излучения, охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения и т. п. При этом следует учитывать, что специальных исследований, посвященных теоретическим обобщениям в области использования ядерной энергии, а именно вопросам становления ядерного права как комплексной отрасли, как науки, как учебной дисциплины, системы ядерного законодательства, государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, правовых аспектов обеспечения ядерной и радиационной безопасности, юридической ответственности за нарушение требований ядерного законодательства, возмещения ущерба, причиненного вследствие ядерного инцидента, в правовой литературе Украины до начала 90-х годов прошлого столетия не проводилось. Все обозначенные вопросы явились базой для нового направления научных правовых исследований в Украине. Следует отдать должное научным правовым исследованиям еще советских ученых (сегодня для Украины - зарубежных, в частности российских) - А. И. Иойрыша, А. М. Петросьянца, П. Н. Бургасова, А. П. Чопорняка, О. А. Супатаевой и других, в работах которых рассматривались отдельные как теоретические, так и практические вопросы использования ядерной энергии, которые и были приняты во внимание при разработке теоретико-правовых аспектов становления в системе права Украины такой отрасли, как ядерное право. В частности, в 1996 г. увидела свет монография "Ядерное право Украины: состояние и перспективы развития. Правовые аспекты радиоэкологии" <1>, в которой с учетом достижений общей теории права, отдельных отраслей права исследовались правовые аспекты радиоэкологии, связанные со становлением и развитием ядерного права Украины, рассматривались взаимосвязь и соотношение ядерного права с другими отраслями права, особенно с экологическим, был дан анализ ядерного законодательства Украины, его системы, перспектив развития. Следующим этапом в развитии ядерно-правовых исследований в Украине явилась публикация в 1997 г. монографии "Правовые аспекты обеспечения ядерной и радиационной (радиоэкологической) безопасности в Украине" <2>. В указанной монографии на основе достижений отдельных наук, в том числе правовой, были исследованы понятия "ядерная" и "радиационная" безопасность, а также основные направления их обеспечения в Украине. В частности, путем усовершенствования действующих и разработки новых законодательных актов, регулирующих отношения в области использования ядерной энергии и обеспечения ядерной и радиационной безопасности, а также системы государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, расширения полномочий регулирующих органов, установления гражданско-правовой ответственности оператора за ядерный ущерб, причиненный вследствие ядерного инцидента. -------------------------------- <1> Балюк Г. И. Ядерное право Украины: состояние и перспективы развития. Правовые аспекты радиоэкологии. Киев: Випол, 1996. 138 с. <2> Балюк Г. И. Правовые аспекты обеспечения ядерной и радиационной (радиоэкологической) безопасности в Украине. Киев: Випол, 1997. 196 с.

И, как известно, в мае 2000 г. на юридическом факультете Киевского национального университета имени Тараса Шевченко была защищена докторская диссертация на тему "Проблемы формирования и становления ядерного права в Украине". В указанной работе впервые проведено научное исследование и обоснование выделения в системе права Украины ядерного права как комплексной отрасли права, предмета, методов, принципов и задач этой отрасли, обоснована и исследована система ядерного законодательства Украины как одного из наиболее важных факторов становления новой отрасли права, определена система ядерного права как отрасли и обобщены ее основные правовые институты. В результате научных исследований был сделан вывод о том, что предмет ядерного права Украины, как главный системообразующий фактор отрасли права, составляют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления разносторонней деятельности, связанной с использованием ядерной энергии, источников ионизирующих излучений, обеспечением безопасности в процессе такого использования и т. п., - ядерные отношения. Деятельность в области производства и использования ядерной энергии, также являющаяся на сегодня одним из системообразующих факторов указанной отрасли права, - понятие объемное. К тому же эта деятельность и общественные отношения, возникающие при этом, имеют существенные отличия, которых не имеет ни один другой вид деятельности и ни одна другая группа общественных отношений. И все же в основе выделения предмета правового регулирования ядерного права Украины лежат отношения, возникающие из требования обеспечения безопасности в процессе использования ядерной энергии, приоритета защиты жизни и здоровья граждан и окружающей природной среды от воздействия ионизирующего излучения и радиоактивного загрязнения. В этом главная особенность ядерных отношений. С одной стороны, эта особенность указывает на связь ядерных отношений с действием норм ядерного права, а с другой - подчеркивает невозможность возникновения этих отношений по поводу любых других объектов. В то же время ядерные отношения формируются и развиваются не сами по себе, а в составе единого предмета правового регулирования целостной системы тех общественных отношений, которым соответствует система права Украины и на которые последняя активно воздействует при помощи социальных управленческих систем. Соотношение предмета ядерного права Украины и единого предмета правового регулирования права в целом - это соотношение части и целого. Поэтому ядерные отношения имеют характерные черты и связаны со всеми отношениями, которые складываются в обществе, но особенно тесной является их взаимосвязь с экологическими, административными, гражданскими отношениями и т. п. Каждому направлению использования ядерной энергии соответствует своя группа общественных отношений: отношения, связанные с размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и снятием с эксплуатации ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами; транспортировкой источников ионизирующих излучений; физической защитой ядерных материалов и ядерных установок; предотвращением использования ядерных материалов, оборудования и технологий в военных целях; возмещением ядерного ущерба и т. п. Каждая группа имеет свои особенности, связанные с основаниями возникновения, субъектным составом, рядом других признаков. Однако какими бы существенными ни были эти различия, все эти отношения возникают в процессе использования ядерной энергии, обеспечения безопасности такого использования и едины в своей основе. Ядерное право как отрасль в системе права Украины появилось в связи с необходимостью специального правового регулирования отношений по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в процессе использования ядерной энергии и защиты граждан от воздействия ионизирующих излучений, охраны окружающей природной среды, которые оптимально не могли быть урегулированы другими отраслями права. Отношения, возникающие в процессе осуществления самых разнообразных видов деятельности в области использования ядерной энергии, ядерных объектов (установок), источников ионизирующих излучений и обеспечения ядерной и радиационной безопасности, будучи урегулированы правом, становятся правовыми и определяются как ядерные правоотношения. Ядерному праву Украины, как любой другой отрасли права, присущи не только свой предмет, а и метод правового регулирования, даже комплекс методов. Комплекс методов ядерного права как отрасли включает как специфические приемы, свойственные только этой отрасли, так и другие, более общие методы, которые, однако, представляют такое сочетание, которое не свойственно другим отраслям. Сочетание и взаимодействие в области использования ядерной энергии двух основных способов воздействия на поведение субъектов ядерных правоотношений - административно-правового и гражданско-правового - имеет свои особенности и может рассматриваться как специфический метод ядерного права. Сущность метода ядерного права проявляется через преобладание в нем запретов и обязывающих предписаний. А фактором, который выдвигает именно эти способы велений на первый план, является характер общественных отношений, регулируемых ядерным правом, то есть предмет правового регулирования. Анализ метода ядерного права Украины позволяет определить его как совокупность юридических способов воздействия на ядерные отношения с целью обеспечения безопасного использования ядерной энергии, ядерной и радиационной безопасности, защиты граждан от воздействия ионизирующего излучения, охраны окружающей природной среды от радиоактивного загрязнения на началах власти и подчинения, на основе норм, в которых преобладают запреты и предписания. Кроме единства метода правового регулирования существуют другие закономерности правового характера, которые действуют в рамках отрасли права и придают юридическое единство ее правовым институтам. Относительно ядерного права Украины среди них необходимо выделить критерии политического характера, социальные интересы, потребности, государственную волю, заинтересованность Украины в развитии и совершенствовании отношений, регулируемых нормами ядерного права в области использования ядерной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и т. п. Появление в системе права Украины такой отрасли, как ядерное право, позволяет сделать вывод о том, что эта система не является чем-то устоявшимся: это система, которая постоянно, динамично развивается, для которой характерно формирование новых отраслей, вызванных к жизни потребностями правового регулирования в той или иной области деятельности, тех или иных общественных отношений. Подчеркиваем, что именно так в системе права Украины появилась новая отрасль - ядерное право. Во-вторых, в системе права Украины наряду с традиционными отраслями права существуют комплексные отрасли, какой является ядерное право. Сегодня ядерное право Украины - юридически цельное неразрывное комплексное правовое образование, которому свойственны высокий уровень внутренней организации, единство элементов, его образующих, - норм, институтов, их объединений. Ядерное право Украины относительно других основных и комплексных отраслей является новой отраслью системы права Украины, которая включает неизвестные ранее правовые институты, как неизвестны были истории человечества общественные отношения, возникающие в процессе производства, использования ядерной энергии, обеспечения управления в этой сфере, ядерной и радиационной безопасности и т. п., то есть ядерные отношения. Производство и использование ядерной энергии повлекло за собой возникновение в общественном производстве новых общественных отношений, их конкретных типичных проявлений и соответственно ядерно-правовых институтов. Конструирование законодателем институтов ядерного права Украины вызвано объективными закономерностями деятельности в области производства и использования ядерной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обращения с радиоактивными отходами и т. п., служит целям правового регулирования в этой области деятельности общества. Ядерное право Украины состоит из большого количества норм, взаимосвязанных, объединенных единством достижения целей, задач и функций государства. Группирование этих норм осуществляется в зависимости от особенностей ядерных отношений, то есть имеет объективные основания. Группирование является внешним (ядерное право входит в единую систему права Украины) и внутренним. Внутреннее группирование, или систематизация ядерно-правовых норм, связано с методологическим подходом к выявлению критериев, по которым эти нормы классифицируются. Следует подчеркнуть, что система ядерного права Украины производна от системы ядерного законодательства Украины, поскольку само ядерное право как отрасль обязано своим возникновением одному из таких важных факторов формирования отрасли права, как ядерное законодательство. Под системой ядерного права Украины понимается деление его норм по отдельным ядерно-правовым институтам в соответствии с особенностями ядерных отношений, регулируемых этими нормами. Сегодня систему ядерного права Украины прежде всего необходимо рассматривать как систему, состоящую из разных по характеру, функциям, которые они выполняют, и значимости в регулировании ядерных отношений, институтов. Наиболее важные из них отражают сущность ядерного права как особенной отрасли права, образуют общие институты, а те ядерно-правовые институты, которые призваны регулировать отдельные стороны или виды ядерных отношений, - специальные институты. Такая дифференциация ядерно-правовых норм, составляющих содержание ядерного права как отрасли, соответствует существующей традиции деления отрасли на общую и особенную части. Общую часть системы ядерного права Украины образуют общие институты, а особенную - специальные. Кроме того, в системе ядерного права Украины выделяется также специальная часть, которую образуют правовые институты, касающиеся международного сотрудничества Украины в области использования ядерной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и т. п. Отнесение ядерно-правовых норм к общей, особенной или специальной части системы ядерного права зависит от того, касаются они общих начал правового регулирования ядерных отношений или регулирования определенного вида ядерных отношений. Разграничение ядерно-правовых норм на общую, особенную и специальную части имеет как теоретическое, так и практическое значение. Во-первых, выделение общей части ядерного права Украины означает переход от отдельных выводов к формированию общих положений, которые в определенной мере отражают степень достижений юридической науки в исследовании проблем формирования и становления ядерного права. С появлением общей части ядерного права Украины усилились теоретические основы ядерного права. Во-вторых, деление ядерного права Украины на общую, особенную и специальную части позволяет упростить содержание специальных законодательных актов, регулирующих ядерные отношения, придать ядерно-правовым актам цельный характер. Общая часть системы ядерного права Украины состоит из норм, которым свойственны принципиальные черты и особенности, характерные для всех институтов ядерного права. Порядок размещения правовых институтов в общей части ядерного права не является произвольным, он зависит от значения и роли конкретного института в системе ядерного права. До последнего времени наиболее слабо разработанным институтом в ядерном праве Украины является институт ядерной и радиационной (радиоэкологической) безопасности, один из наиважнейших институтов в системе ядерного права Украины, который послужил фундаментом становления его как отрасли. Институт ядерной и радиационной (радиоэкологической) безопасности имеет четко выраженное междисциплинарное значение. Социальная функция, которую выполняет этот институт, создает основу для взаимодействия ядерного права с другими отраслями права, нормы которых так или иначе воздействуют на сферу отношений общества и природы. Это положение полностью распространяется прежде всего на взаимосвязь ядерного и экологического права. Ведь приоритет сохранения и создания экологически безопасной среды для жизни и здоровья человека в экологическом праве совпадает с одним из основных приоритетных принципов ядерного права. С учетом изложенного система общей части ядерного права Украины как отрасли может быть представлена таким образом: институт управления в области использования ядерной энергии; институт государственного регулирования безопасности использования ядерной энергии; институт права собственности на ядерные установки и источники ионизирующего излучения; правовой статус субъектов (юридических и физических лиц), осуществляющих деятельность в области использования ядерной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности; правовой институт охраны прав граждан и их объединений в области использования ядерной энергии и обеспечения радиоэкологической безопасности; институт юридической ответственности за нарушение требований ядерного законодательства. Нетрудно заметить, что ядерно-правовые нормы сгруппированы по основным вопросам, внутри которых выделяются наиболее объемные их структурные подразделы. Такое группирование норм общей части ядерного права Украины позволяет показать внутренние закономерности в построении системы этой отрасли права. В особенную часть ядерного права Украины включаются нормы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений, связанных с использованием ядерной энергии, источников ионизирующего излучения, обращения с радиоактивными отходами и т. п. В совокупности они образуют соответствующие институты: институт обеспечения ядерной и радиационной (радиоэкологической) безопасности; правовое регулирование добычи и переработки урановых руд; особенности правового регулирования размещения, строительства, введения в эксплуатацию, эксплуатации и снятия с эксплуатации ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами; правовые аспекты обращения с радиоактивными отходами; правовые аспекты регулирования физической защиты ядерных материалов и ядерных установок; правовые аспекты предотвращения использования ядерных материалов, оборудования и технологий в военных целях; правовые аспекты регулирования безопасности судов, космических и летательных аппаратов с ядерными установками или источниками ионизирующего излучения. Ядерное законодательство Украины как внешняя форма ядерного права, имеющая связь с его содержанием, а через него опосредованно - с внутренней формой, и как важнейший системообразующий фактор отрасли права представляет собой самостоятельную сферу правового регулирования и рассматривается как относительно самостоятельное правовое явление. Главная задача и назначение ядерного законодательства Украины состоит в том, чтобы правовыми средствами способствовать наиболее безопасному использованию ядерной энергии, обеспечению ядерной и радиационной безопасности, защите граждан от воздействия ионизирующих излучений, охране окружающей природной среды от радиационного загрязнения. Эту роль оно выполняет путем регулирования ядерных отношений. Основным источником правового регулирования отношений в области использования ядерной энергии в Украине являются нормативные акты, составляющие определенную иерархическую систему, в которой их юридическая значимость зависит от места и компетенции органа, который принял соответствующий акт. Среди различных видов нормативных актов, регулирующих ядерные отношения в Украине, закон стоит на первом месте и занимает особое положение, поскольку он принимается в особенном порядке и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений, возникающих в области использования ядерной энергии и обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Принципиальные начала ядерного законодательства Украины как отрасли нашли свое отражение в Основном Законе - Конституции Украины (1996 г.), в соответствии с положениями которой обеспечение экологической безопасности, поддержание экологического равновесия, преодоление последствий чернобыльской катастрофы, сохранение генофонда украинского народа являются обязанностью государства (ст. 16, 50). Первыми шагами на пути создания ядерного законодательства Украины, несмотря на их локальный характер и невозможность обеспечить правовую защиту населения в случае иных ядерных инцидентов, стали Законы Украины от 27 февраля 1991 г. "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы" и от 28 февраля 1991 г. "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы". В дальнейшем в основу формирования ядерного законодательства Украины была положена Концепция государственного регулирования безопасности и управления ядерной отраслью в Украине, утвержденная Постановлением Верховного Совета Украины от 25 января 1994 г. Основополагающим и базовым в ядерном законодательстве Украины стал Закон от 8 февраля 1995 г. "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности", впервые закрепивший приоритет безопасности человека и окружающей природной среды, права и обязанности субъектов в области использования ядерной энергии, заложивший основы регулирования деятельности, связанной с использованием ядерной энергии и источников ионизирующих излучений, разграничивший функции и ответственность органов государственной власти и регулирования в области использования ядерной энергии, нормотворчества в сфере нормирования, лицензирования и надзора в указанной области, радиационной защиты персонала и населения, транспортировки и обращения с радиоактивными отходами, гражданской ответственности за ядерный ущерб и некоторых других положений, определивший правовые основы международных обязательств Украины в области использования ядерной энергии. Как базовый, этот Закон стал основой для развития ядерного законодательства Украины и формирования его системы. Следующими шагами по формированию ядерного законодательства Украины стало принятие Законов: "Об обращении с радиоактивными отходами" от 30 июня 1995 г., направленного на обеспечение защиты граждан и окружающей природной среды от вредного воздействия радиоактивных отходов не только на нынешнем этапе, но и в будущем; "О присоединении Украины к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб" от 12 июля 1996 г., который обязывает к созданию в Украине правового механизма возмещения ядерного ущерба и приведению национального ядерного законодательства по этим вопросам в соответствие с Венской конвенцией 1963 г. Естественно, что все это послужило положительным импульсом для дальнейшей законотворческой работы. Так, Законом Украины от 3 декабря 1997 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с присоединением Украины к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб" были внесены изменения и дополнения к Законам Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" и "О страховании", направленные на соответствующее коррегирование базового Закона и гармонизацию его принципиальных положений с нормами международного ядерного права. 19 ноября 1997 г. Верховный Совет Украины принял Закон "О добыче и переработке урановых руд", который регулирует отношения, возникающие при добыче, переработке урановых руд как сырья для получения ядерного материала, устанавливает особенности деятельности урановых объектов, защиту персонала, населения, охрану окружающей природной среды от воздействия ионизирующего излучения, а также особенности социальной защиты персонала урановых объектов и населения в связи с таким воздействием. Подтверждая приверженность принципам культуры ядерной безопасности и обеспечения ее практического соблюдения, Верховный Совет Украины 17 декабря 1997 г. принял Закон "О ратификации Конвенции о ядерной безопасности". С целью обеспечения защиты граждан от отрицательного воздействия облучения вследствие осуществления практической деятельности, связанной с использованием ядерных установок и источников ионизирующих излучений, 14 января 1998 г. принят Закон Украины "О защите человека от воздействия ионизирующих излучений". 11 января 2000 г. был принят Закон Украины "О разрешительной деятельности в области использования ядерной энергии", основными задачами которого являются: установление правового режима разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии, правовое регулирование отношений в процессе осуществления разрешительной деятельности в указанной области и т. п. Основные положения деятельности физических и юридических лиц, связанных с физической защитой в области использования ядерной энергии, закрепил Закон Украины от 19 октября 2000 г. "О физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующих излучений". Среди его основных задач, в частности: создание государством условий, которые бы исключали (делали невозможными) акты ядерного терроризма, кражу ядерного материала, радиоактивных отходов и других источников ионизирующих излучений (ИИИ), укрепляли бы режим нераспространения ядерного оружия, обеспечивали бы предоставление необходимой информации и технической помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия с целью возврата исчезнувших ядерных материалов и других ИИИ, и т. п. Очередным шагом в усовершенствовании национального института гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб с учетом международного опыта стало принятие 13 декабря 2001 г. Закона Украины "О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовое обеспечение". Правовые организационные начала финансового обеспечения деятельности по прекращению эксплуатации и снятию с эксплуатации ядерных установок нашли свое отражение в Законе Украины "Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности" от 24 июня 2004 г. Порядок принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение, закреплен в Законе Украины от 8 сентября 2005 г. Вышеизложенное свидетельствует о том, что сегодня имеются все основания вести речь не только о наличии ядерного законодательства Украины, как самостоятельной отрасли национального законодательства, которая продолжает переживать период активного формирования и усовершенствования, но и о системе ядерного законодательства. Система нормативной базы в области использования ядерной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Украине на нынешнем этапе состоит из документов трех уровней. Документы первого уровня - это законы и другие подзаконные акты в области использования ядерной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Документы второго уровня - это нормативные документы (нормы, правила и стандарты в области ЯРБ), реализующие конкретные положения законов и призванные обеспечить выполнение требований, которые регламентированы законодательными актами и выполняют регулирующую роль как в основной отрасли, которая вырабатывает ядерную энергию и использует источники ионизирующих излучений, так и в смежных с нею отраслях, где ионизирующее облучение используется для решения различных научно-исследовательских, производственных, социальных и общественных задач. Документы третьего уровня - это стандарты и ведомственные документы, направленные на достижение соответствия требованиям нормативных документов второго уровня и призванные только конкретизировать показатели, установленные в них, а также возможные способы и пути устранения их несоответствия. Следует отметить, что развитие ядерного законодательства Украины на современном этапе достигло такого уровня, когда настоятельно чувствуется потребность перехода от разработки отдельных основополагающих актов к своеобразной стыковке уже принятых и таких, что только разрабатываются или должны быть разработаны. На современном этапе отмечаются два основных подхода к усовершенствованию системы правового регулирования отношений в области использования ядерной энергии. Первый - это систематизация ядерного законодательства, состоящая в том, чтобы сохранить существующие на сегодня основы регулирования в области использования ядерной энергии и на этой базе создать различные отраслевые, комплексные, межотраслевые и другие акты ядерного законодательства. Другой - это кодификация ядерного законодательства, целью которой должно стать создание Кодекса законов Украины об использовании ядерной энергии и обеспечении радиационной безопасности (Ядерного кодекса Украины), который охватывал бы регулирование всех видов деятельности в области использования ядерной энергии и стал бы основой для систематизации всего ядерного законодательства. В то же время создание такого кодекса, на наш взгляд, не освобождает от необходимости иметь четко отработанную систему национального ядерного законодательства. Разработка системы кодифицированных актов ядерного законодательства Украины, охватывающей все стороны использования ядерной энергии, требует прежде всего комплексного планирования подготовки законопроектов в этой сфере. В связи с этим представителями юридической науки Украины было предложено разработать и утвердить единый государственный план разработки законопроектов в области использования ядерной энергии, которого, к сожалению, нет и без которого, на наш взгляд, неминуемы пробелы, повторения в нормативных актах, серьезная задержка в их подготовке и принятии. Утверждение такого плана могло бы к тому же способствовать привлечению заинтересованных министерств, ведомств, специалистов, научных работников к участию в законотворческой работе. Важным условием усовершенствования системы ядерного законодательства Украины является также обеспечение взаимосвязи и взаимосогласованности между актами различных уровней - законами, указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины и отраслевыми стандартами и ведомственными документами, для достижения чего предлагается стремиться к сокращению разрыва во времени между подготовкой проектов законов, которые принимает Верховный Совет Украины, и подготовкой проектов постановлений, принимаемых Правительством. Для сокращения разрыва между принятием кодифицированного закона (или постановления Кабинета Министров Украины) и акта, который принимается в его развитие, необходима одновременная подготовка соответствующих проектов. Такие проекты предлагается готовить на единой основе, а изменения, возникающие в процессе обсуждения, значительно легче учесть в проекте, который готовится, нежели готовить его заново. При таком подходе Верховный Совет и Кабинет Министров Украины, на наш взгляд, должны руководствоваться правилом: рассматривать законопроект в области использования ядерной энергии исключительно при наличии подготовленных проектов актов, вытекающих из принятия конкретного закона, постановления. Подводя итоги изложенному в данной статье, хотелось бы также отметить, что практическая значимость проведенной учеными-юристами Украины работы в исследовании правовых проблем регулирования отношений в сфере использования ядерной энергии состояла в подготовке выводов и рекомендаций, которые носят разноотраслевой характер и уже в определенной степени использованы для усовершенствования не только ядерного, но и гражданского, административного, уголовного и других отраслей законодательства Украины. Кроме того, развитие ядерно-правовых исследований положило начало внедрению с 1998 года в учебный план подготовки юристов на юридическом факультете Киевского национального университета имени Тараса Шевченко двух спецкурсов, а именно: "Ядерное право Украины" и "Гражданско-правовая ответственность за ядерный ущерб", по тематике преподавания которых ежегодно выполняется ряд дипломных и магистерских работ. Указанные научные разработки активизировали также и диссертационные исследования, что подтверждает актуальность и востребованность таких исследований в указанной области правовых знаний. Однако, к сожалению, украинская юридическая наука переживает сегодня, как и любая другая, не лучшие времена. Несмотря на это, как мы пытались показать в этой статье, она имеет свои достижения и новые перспективы, которые связаны, в частности, на нынешнем этапе развития с адаптацией ядерного законодательства Украины с международным законодательством и законодательством Европейского союза.

Название документа