Интернет-магазин как субъект легализации доходов, полученных преступным путем

(Анохин В. Н.) ("Юрист", 2008, N 9) Текст документа

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН КАК СУБЪЕКТ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

В. Н. АНОХИН

Анохин В. Н., адъюнкт очной формы обучения АЭБ МВД России.

Современные достижения в сферах коммуникации и технологий удаленного доступа к торговым площадкам послужили основой для развития электронной коммерции. Так, по данным информационного агентства CNews <1>, общий объем рынка интернет-торговли в России составил порядка 8 млрд. долл. с ежегодным темпом прироста в 30%, из которых 750 млн. долл. приходится только на платежи физических лиц. Исходя из анализа приведенных данных, можно заметить, что сфера электронного бизнеса является одной из наиболее динамично развивающихся, с масштабом охвата, равным числу пользователей глобальной сети Интернет, общая численность которых составляет 50 - 60 млн. человек на конец 2006 г. <2> (одна треть населения страны). Учитывая, что рынок интернет-коммерции находится на начальном этапе развития и далек от насыщения, что обеспечивает его участникам высокую рентабельность, вероятность реализации незаконных либо корыстных интересов с целью максимизации прибыли велика. -------------------------------- <1> www. Cnews. ru <2> www. ifin. ru

Таким образом, основной целью данной статьи является раскрытие методики проверки деятельности одного из участников электронной коммерции на предмет легализации доходов, полученных преступным путем. Основными участниками рынка интернет-коммерции являются: - интернет-магазины, предлагающие товары, работы либо услуги на реализацию в сети Интернет на основе заключенного агентского договора с платежной интернет-системой; - платежные интернет-системы, обеспечивающие авторизацию транзакций, проходящих между интернет-магазином и покупателем; - банки - агенты платежных систем, обеспечивающие расчетное обслуживание счетов, открытых иными участниками в платежной системе; - эмиссионные центры - коммерческие организации, осуществляющие выпуск и реализацию электронных денег на основе акцепта публичной оферты с иными пользователями платежной системы; - покупатели продукции, товаров, работ и услуг в сети Интернет, зарегистрированные в одной из платежных систем. В рамках данной статьи объектом дальнейшего рассмотрения послужит торговая деятельность интернет-магазина в информационной среде Интернет. Согласно данным платежных систем, в сети Интернет ежемесячно регистрируется порядка сотен сайтов интернет-магазинов и значительное количество закрывается или исчезает. По данным классификатора Rambler's Top 100, в сфере розничной торговли зарегистрировано 8786 сайтов, в сфере строительства зарегистрировано 4628 сайтов и в сфере туризма - порядка 3147 сайтов <3>. -------------------------------- <3> www. rambler. ru

Анализируя динамику роста числа интернет-магазинов, необходимо рассмотреть процесс регистрации и закрытия такого торгового предприятия. Как уже отмечалось, для того чтобы магазин начал осуществлять свою торговую деятельность в Интернете, необходимо зарегистрироваться в одной из платежных систем. Последующая схема продажи товаров и проведения платежей зависит от типа платежной системы. Для регистрации в платежной системе необходимо, чтобы торговое предприятие имело российское юридическое лицо либо было оформлено на индивидуального предпринимателя, открывшего расчетный счет в любом российском коммерческом банке. Следующим этапом регистрации является организация сайта интернет-магазина с указанием перечня товаров и услуг, предлагаемых покупателю, и контактных сведений. После открытия сайта торговое предприятие подает заявление (предоставление которого возможно как в электронном виде, так и в письменной форме) в платежную интернет-систему с указанием всех необходимых реквизитов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выбор платежной системы в целях дальнейшего расчетного обслуживания деятельности магазина, как правило, осуществляется по следующим критериям: - комиссия за проведение платежей; - набор дополнительных услуг, предлагаемых интернет-платежной системой (например различные способы вывода денег из системы, использование услуг интернет-обменных центров и т. п.); - способы подключения магазина к платежной системе и требования, предъявляемые к магазину; - возможности проведения анонимных платежей со стороны покупателя продукции; - предоставление магазину со стороны платежной системы, оперирующей на территории России, подключения к международным платежным системам в целях перевода электронной наличности за пределы страны. По завершении рассмотрения платежной системой заявления торгового предприятия о регистрации происходит заключение агентского договора между платежной системой и интернет-магазином, которое и является основанием для начала деятельности. Согласно условиям такого договора возможны несколько видов подключение магазина к платежной системе, зависящие от объема операций, такие, как: 1. Неавтоматизированный способ подключения, подразумевающий открытие счета (электронного кошелька) интернет-магазину и присвоение ему идентификационного номера, с обязательством разместить номер электронного кошелька и номер идентификатора на своем сайте. При оплате товара или услуги покупатель (зарегистрированный в этой же платежной системе) открывает специальную программу, являющуюся связующим звеном с центром авторизацией платежей, и переводит деньги со своего электронного кошелька на кошелек магазина. Интернет-магазин по получении электронных денег может их конвертировать в рубли и перенаправить на расчетный счет в своем банке также посредством платежной системы. 2. Автоматизированный способ подключения аналогичен первому, но основной отличительной чертой является то, что платежная система берет на себя исполнение операций по выставлению электронных счетов за товары покупателям, переводу электронной наличности на счета магазина и извещению продавца и покупателя о проведенной сделке. Реализуемая в дальнейшем схема расчетов интернет-магазинов с покупателями по завершении подключения зависит от того, оперирует ли платежная система, к которой подключен магазин, электронными деньгами, как показано выше (например, Yandex. Money, PayCash, WebMoney), или банковскими картами физических лиц и напрямую с банковскими счетами юридических лиц (например, Assist и CyberPlat). В последнем случае система подключения будет идентична, но вместо электронных денег платеж будет осуществлен в рублях. Документооборот интернет-магазина организован в электронном виде посредством предоставления платежной системой, обслуживающей данный магазин, на первое число месяца, следующего за отчетным, специального электронного отчета о проведенных транзакциях и счета-фактуры за оказание агентских услуг. Однако стоит отметить, что доставку товара или оказание услуги осуществляет сам магазин и соответственно предоставляет документы на товар или услугу, при этом платежная система не является стороной по договору купли-продажи товара или услуги, а лишь выполняет поручения в части приема платежей. Принимая во внимание неопределенность правового статуса интернет-платежей, что исключает данный вид организаций из перечня организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, которые, согласно ФЗ N 115-ФЗ <4>, обязаны представлять информацию в ФСФМ России об операциях, подлежащих обязательному контролю, и иных подозрительных операциях на предмет легализации доходов, полученных преступным путем, сумма которых превышает 600 тыс. рублей. Следовательно, платежные системы не обязаны представлять информацию о сделках, проводимых интернет-магазинами, ни с точки зрения законодательного регулирования, ни с точки зрения собственной репутации. Это связано с тем, что основная прибыль платежных систем основывается на комиссии от проведения транзакций, таким образом, чем больше зарегистрированных магазинов и покупателей, тем выше потенциальная прибыль платежной системы, при условии возрастающего спроса со стороны пользователей к тем платежным системам, которые предусматривают анонимность проведения платежей со стороны покупателя. Однако договор купли-продажи товаров является двухсторонним, и если одна сторона остается анонимной, то требования ко второй стороне (интернет-магазину) должны быть соответствующими. Банки - агенты, обслуживающие счета платежной системы, осуществляют лишь обслуживание счетов, открытых самой системой, а следовательно, вышеупомянутые требования ФЗ N 115-ФЗ в части представления информации по операциям интернет-магазина неприменимы. -------------------------------- <4> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп.).

Наличие данного пробела, по нашему мнению, может послужить инструментом для легализации доходов, полученных преступным путем. Так, юридические лица либо индивидуальные предприниматели могут быть зарегистрированы на поддельные, потерянные, украденные паспорта либо на лиц, не имеющих отношения к деятельности организации. Впоследствии на данные юридические лица либо на индивидуальных предпринимателей регистрируются интернет-магазины в платежных системах. Такие системы, как правило, не проверяют предыдущую деятельность организации и дату ее создания, проверка ограничивается лишь изучением сайта будущего магазина и подписанием агентского договора с уполномоченным лицом организации либо представителем индивидуального предпринимателя. Последующая деятельность организации сводится к продаже несуществующего товара или услуг покупателю, зарегистрированному в той же платежной системе на анонимное лицо, и обналичиванию сумм, перечисленных за товары и услуги через все возможные способы вывода электронной наличности, предлагаемые платежной системой. После проведения ряда таких операций магазин закрывается. В целях предупреждения приведенных выше схем легализации доходов, полученных преступным путем, и выявления уже существующих мы предлагаем разработанную нами методику оценки и проверки интернет-магазина на предмет легализации "грязного" или "серого" капитала. Данная методика может послужить в качестве рекомендаций к проведению проверок правоохранительными органами. Итак, для проверки деятельности интернет-магазинов, обслуживающихся в интернет-платежных системах, необходимо: 1. Проверить процесс регистрации интернет-магазина в платежной системе. 2. Проверить, был ли проведен контроль функционирования такого магазина платежной системой. 3. Выявить подозрительные транзакции интернет-магазина на предмет легализации доходов, полученных преступным путем. На первом этапе следует проверить следующие документы от магазина: нотариально заверенные копии учредительных документов и устав, свидетельство о регистрации и постановке на учет в налоговых органах, а также лицензии/разрешения магазина на заявленные виды деятельности; ксерокопии паспортов руководства магазина (директора, гл. бухгалтера, учредителей (в случае наличия в составе учредителей физ. лиц)). Необходимо проверить, нет ли родственных или должностных связей у руководства и учредителей банка, обслуживающего магазин, и руководства самого магазина; бухгалтерские балансы с отметкой инспекции МНС (проанализировать, не сдавала ли ТП нулевые балансы, а также проверить правильность и полноту проведения и отражения операций, осуществляемых ТП); заявление магазина, подаваемое при регистрации в платежную систему, заверенное ЭЦП руководства и содержащее следующие сведения: 1) торговую марку магазина; 2) название юридического лица, выполняющего функции магазина; 3) паспортные данные руководства магазина; 4) при наличии "физического" магазина, являющегося основой для электронного бизнеса, фактический адрес магазина; 5) URL магазина; 6) E-mail и контактные телефонные номера для обслуживания клиентов магазина, а также менеджеров, в т. ч. по вопросам технического функционирования и безопасности магазина; 7) IP-адрес сервера, на котором расположен сайт ТП; 8) данные о компании - владельце хостинга и его учредителях; 9) краткую историю бизнеса (в частности, необходимо, чтобы было указано, работал ли ранее магазин через другие платежные системы, и если да, то почему он меняет обслуживающий банк); 10) подробный перечень предоставляемых товаров, работ и услуг с указанием для каждой услуги или товара разброс цен; 11) если данный магазин является биллинговой компанией (т. е. через него обслуживаются несколько магазинов), то требуется указать данные по предыдущему пункту для каждого обслуживаемого биллинговой компанией магазина; 12) если данный магазин уже функционировал, в заявлении необходимо, чтобы были указаны средний размер транзакции, количество транзакций, осуществляемых в единицу времени, время функционирования магазина; 13) если данный магазин ранее не функционировал, то указать предполагаемые значения оборотов и количества транзакций в единицу времени; 14) наличие в магазине собственной системы безопасности, системы защиты транзакций. На втором этапе правоохранительным органам необходимо проверить следующие данные об интернет-магазине: - проверить содержание агентского договора магазина и платежной системы; - проверить соответствие URL и IP-адреса хоста; - установить юридическое лицо, на которое зарегистрировано доменное имя и IP-адрес сервера для сайта магазина (по БД РосНИИРоса); - проверить наличие физического офиса в случае торговли физическими товарами; - если магазин использует услугу хостинга для организации своего WEB-сайта, провести проверку информации о компании - владельце хостинга; - провести сравнение списков продаваемых товаров, работ и услуг из заявления магазина и по электронной витрине; - проверить информацию о магазине по базам данных международных платежных систем; - проверить процедуры заказа и выставления счета за заказанные товары, работы и услуги, а также схемы оплаты данных счетов; - провести пробную транзакцию для оценки времени доставки товара и проверки содержимого электронного чека. На третьем, заключительном, этапе правоохранительным органам необходимо сформировать перечень подозрительных транзакций интернет-магазина на предмет легализации доходов, полученных преступным путем, в целях дальнейшего их подробного анализа, каковыми могут являться: - большое количество транзакций по одному электронному счету, открытому в платежной системе в один день; - большой размер транзакции по отношению к ценовому ассортименту магазина; - большое количество транзакций малого размера, при оплате одного товара с разных электронных счетов; - отвергнутые эмитентами транзакции; - транзакции, в результате которых происходит возврат товара интернет-магазину. Представленная общая методика оценки и проверки интернет-магазина может быть расширена в части проверки предлагаемых магазином товаров и услуг, которые в каждом отдельном случае имеют свою специфику, что в пределах научной статьи раскрыть невозможно. Оценивая существующий пробел в законодательстве и методологической базе в данной сфере в связи с малой изученностью и новизной, предложенная нами пошаговая методика проверки интернет-магазина может послужить существенным инструментом в процессе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, со стороны правоохранительных органов.

Название документа