Стандарты для оценщика
(Скрипичников Д. В.)
("ЭЖ-Юрист", 2008, N 34)
Текст документа
СТАНДАРТЫ ДЛЯ ОЦЕНЩИКА
Д. В. СКРИПИЧНИКОВ
Система государственного лицензирования в области оценочной деятельности не действует уже более 2 лет. Оценщики объединяются в профессиональные объединения и контролируют себя сами. В такой ситуации оценщики должны заслужить определенное доверие и положение на рынке. О том, насколько им это удается и какова дальнейшая госполитика в области оценочной деятельности, 25 августа в компании "Гарант" журналистам рассказывал заместитель директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития РФ Дмитрий Скрипичников. В брифинге принимали участие и корреспонденты "ЭЖ-Юрист". Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные вопросы и ответы на них.
Дмитрий Валерьевич, какими будут очередные шаги Департамента корпоративного управления на пути дальнейшего совершенствования законодательства в области оценочной деятельности?
- Сейчас таких шагов несколько, и все они находятся в проработке.
Прежде всего это законопроект, вносящий поправки в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" относительно процедур кадастровой оценки недвижимости. Предлагается ввести досудебное регулирование споров, а также массовую оценку недвижимости. Законопроект уже внесен в Госдуму.
Второй блок - законодательные изменения, связанные с ответственностью лиц, осуществляющих профессиональную деятельность. Уже разработаны соответствующие поправки, которые обеспечивают механизмы ответственности не только для оценщиков, но и других лиц, например арбитражных управляющих.
Третье направление - разработка системы налогообложения лиц, осуществляющих профессиональную деятельность. Сюда входит процедура налогообложения и система налогового контроля.
С чем была связана необходимость принятия последних изменений в Закон об оценочной деятельности, и планируются ли дальнейшие изменения в данном направлении?
- Последние наиболее существенные изменения ввели саморегулирование в сфере оценочной деятельности. Обусловлены они были прежде всего публичным характером деятельности оценщика, необходимостью обеспечения профессиональных стандартов работы, стандартов качества и ответственности. Таким реальным механизмом обеспечения профессиональной ответственности, стандартов является саморегулирование.
Последние изменения были менее существенными и касались продления сроков переходного периода перед окончательным введением саморегулирования. Это было необходимо для обеспечения спокойного перехода от лицензирования к саморегулированию. Переход состоялся, что мы с удовлетворением и констатируем.
Как должен поступить оценщик, если в соответствии с условиями договора на оценку им приняты на себя обязательства по сохранению конфиденциальности информации, однако саморегулируемая организация, в которой он состоит, требует от него представления отчета после проведения оценки?
- При составлении договоров на проведение оценки надо руководствоваться законодательством об оценочной деятельности и стандартами. В соответствии с ними СРО отвечает перед регулирующим органом за соблюдение требований законодательства и обеспечение контроля за действиями своих членов. Поэтому в случае, когда требования о конфиденциальности, содержащиеся в договоре на проведение оценки, противоречат стандартам оценочной деятельности, оценщик такие требования должен из договора исключить. Выполнять их он не обязан.
Может ли специалист-оценщик, работающий по трудовому договору, нести ответственность перед заказчиком оценки и (или) иными третьими лицами за ненадлежащее проведение данной оценки, если он вообще не является стороной по договору о проведении оценки?
- Именно в этом специфика оценочной деятельности и норм законодательства, которое устанавливает конкретных субъектов ответственности. Таким субъектом ответственности является оценщик, независимо от трудового договора. Ответственность обеспечивается страхованием, компенсационным фондом саморегулируемой организации.
Думаю, в ближайшее время мы увидим подтверждение этому и в судебной практике: решения, которые прояснят для всех - и оценщиков и заказчиков - систему привлечения к ответственности лиц, которые выполняли работу по оценке ненадлежащим образом.
В любом случае, если взыскание будет осуществляться из средств юрлица, которое заключало трудовой договор, то само юрлицо сможет реализовать все те меры ответственности, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности по отношению к оценщикам.
Как будет решаться проблема различия стандартов и систем контроля различных СРО при выполнении единой по своей сути и результату оценки, выполняемой группой специалистов-оценщиков - членов различных СРО?
- Ситуаций, когда стандарты разных СРО противоречат друг другу, не возникает. Они могут иметь свою специфику, но в целом оценщики должны соблюдать стандарты своих СРО. Ни систем, ни случаев, когда бы стандарты предусматривали различные требования, нет и быть не должно. Может быть, являются более детализированными и поэтому немного различными только требования, касающиеся подготовки отчета.
По каким основаниям осуществляются выплаты из компенсационного фонда СРО?
- Выплаты из компенсационного фонда осуществляются в результате привлечения оценщика к ответственности на основании судебного акта, который вынесен в отношении оценщика в связи с нарушением им стандартов профессиональной деятельности. При этом для погашения этих требований имеет место нехватка имущества оценщика и средств, которые должна выплатить страховая компания (каждый оценщик должен иметь договор страхования профессиональной ответственности).
Какие требования к осуществлению оценочной деятельности, порядку вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков, а также перечню оснований для отказа в принятии в члены саморегулируемой организации закреплены законодательством РФ?
- Эти требования достаточно детально прописаны в Законе. Предусмотрен перечень документов, который представляется в саморегулируемую организацию: документ об образовании оценщика, справка об отсутствии судимости и т. д. Саморегулируемая организация не вправе предъявлять к оценщикам требования, которые расширяют перечень этих документов.
Как Вы оцениваете возможность применения мер ответственности саморегулируемыми организациями? Какими они должны быть? Целесообразно ли это?
- СРО обязаны контролировать деятельность своих членов. Ну а такой контроль невозможен без механизмов привлечения к ответственности. Поэтому в каждой СРО должен быть сформирован дисциплинарный комитет, на котором должны рассматриваться обращения лиц, которые считают, что их права или интересы нарушены действиями оценщиков. По результатам этих рассмотрений СРО могут выносить предписания для своих членов.
В стадии проработки находится вопрос делегирования СРО определенных полномочий по применению мер ответственности, предусмотренных КоАП РФ, не всех, но части из них, связанных со штрафными санкциями.
Также мы думаем о том, чтобы в дальнейшем распространить и на самих работников СРО те меры ответственности, которые предусмотрены КОАП РФ за несоблюдение законодательства.
Как обстоят дела с функционированием Национального совета по оценочной деятельности? Каковы сейчас основные приоритеты в его деятельности?
- С удовлетворением мы констатируем, что 4 августа ФМС внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ о создании Национального совета. 7 августа Управлением уже ФРС в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций также внесена соответствующая запись.
В состав Национального совета вошли все 7 саморегулируемых организаций. В настоящее время в Национальном совете ведется работа по утверждению органов управления, формированию структуры управления, определению рабочих приоритетов. Я думаю, что в ближайшее время мы уже увидим конкретные результаты деятельности Совета.
Как Вы оцениваете предложения по введению требования о наличии у оценщика высшего или второго высшего образования по специальности, содержащиеся в разрабатываемом Федеральном стандарте "Образование и квалификация оценщиков" (ФСО-4)? Будут ли какие-либо альтернативы для профессиональных оценщиков, имеющих большой стаж и затративших немалые средства на курсы повышения квалификации?
- Требования, содержащиеся в проекте, как и сам проект ФСО-4, пока еще только обсуждаются в контексте появления Национального совета по оценочной деятельности, к которому переходят функции по разработке стандартов.
Обсуждаемый проект Федерального стандарта не должен трактоваться оценщиками как что-то изначально заданное. Кроме того, вопрос о дополнительном повышении требований квалификации - это вопрос самого профессионального сообщества. Специального высшего образования в сфере оценки не предусмотрено, такого вида высшего образования просто нет. Могут быть повышены только какие-то требования, но это вопрос для самого профессионального сообщества, для СРО, которые должны определиться, хотят ли они повысить профессиональные требования к образованию лиц, которых они будут принимать в свои члены.
Ведется ли МЭРТ РФ какая-либо работа по разработке единых федеральных стандартов оценочной деятельности? Какие международные стандарты учитываются (применяются) при их разработке?
- Мы выпустили три стандарта, которые были зарегистрированы в прошлом году. Сейчас функция по разработке и стандартизации деятельности переходит к Нацсовету.
При разработке трех базовых стандартов мы учитывали опыт международных стандартов в сфере оценки в целом. Мы надеемся, что при разработке стандартов Национальным советом также будет учитываться международный опыт в этой области и международные стандарты оценки. Сейчас мы ждем первых шагов, которые сделает Национальный совет в этом направлении.
Обзор подготовили Наталья Шиняева, Павел Зубков,
газета "ЭЖ-Юрист"
Название документа