Особенности правового регулирования банковскими рисками в условиях рыночной экономики
(Курносенко А. А.) ("Банковское право", 2008, N 5) Текст документаОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
А. А. КУРНОСЕНКО
Курносенко А. А., Российский государственный торгово-экономический университет.
Правовая система характеризуется как нормами регулирования, направленными на достижение конкретных целей, так и заключает в себе общую философию и принципы, определяющие содержание и применение этих норм. Как правило, органы регулирования придерживаются в своей деятельности либо предписывающего, либо рыночно ориентированного принципа. Предписывающий подход в банковской деятельности, как правило, накладывает ограничения на деятельность банков и часто выражается в попытках охватить регулированием все известные банковские риски. Опасность данного подхода в этом случае состоит в том, что нормы регулирования быстро устаревают и оказываются не способными воздействовать на банковские риски, источником которых являются финансовые инновации. При рыночно ориентированном подходе органы регулирования исходят из того, что рынки по определению функционируют относительно эффективно и способны справляться с возникающими финансовыми, в том числе банковскими, рисками. При рыночно ориентированном подходе внимание органа регулирования направлено прежде всего на стимулирование совершенствования регулирования риском. При рыночно ориентированном подходе в основном разрабатываются нормы-принципы регулирования рисков, что позволяет и банкам, и органам регулирования быстро адаптироваться к новым финансовым инновациям, рождающимся в результате изменения рыночных условий. В банковской практике большинства развитых стран при регулировании банковских рисков сочетаются оба подхода со сдвигом в сторону рыночно ориентированного подхода, позволяющего осуществлять регулирование рисков без принятия излишне детализированных нормативных требований. Регулирование банковских рисков направлено прежде всего на поддержание доверия общества к банковскому сектору экономики государства, а следовательно, и к самому государству, к его органам власти, осуществляющим публичные функции. Основные виды финансовых рисков банков (далее - банковские риски) включают риск, связанный с достаточностью капитала, риск ликвидности, кредитный, процентный, валютный и ценовой (рыночный) риски, правовое регулирование которых и является темой данной публикации. Эффективное регулирование рисками, особенно в крупных банках и/или банках, действующих в условиях дерегулирования и конкурентных рынков, требует нормативной формализации данного процесса. В экономиках стран, особенно в тех, которые переживают переходный период, что характерно для России, нестабильность экономики и ограниченность рынка существенно увеличивают спектр и величину потенциальных банковских рисков. Такие условия еще более усложняют регулирование рисков и делают потребность в их эффективном регулировании еще более настоятельной. Ключевой компонент эффективного регулирования банковских рисков - нормативная правовая среда. Ее создание в рамках как проводимой правовой политики Центрального банка страны - на государственном уровне, так и правовой политики отдельно взятого банка - на микроуровне осуществляется через законодательство и нормативные документы Банка России. В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах <1> под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения банком потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т. д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т. д.). -------------------------------- <1> Вестник Банка России. 2004. N 7.
К типичным банковским рискам <2> относятся: кредитный риск; страновой риск (включая риск неперевода средств), рыночный риск (включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риски с учетом поправочных коэффициентов); фондовый риск; валютный риск (риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым банкам позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах); риск ликвидности; операционный риск; правовой риск (риск возникновения у банка убытков вследствие несоблюдения банком требований нормативных правовых актов и заключенных договоров); риск потери деловой репутации; стратегический риск (риск возникновения у банка убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития банка). -------------------------------- <2> См.: письмо ЦБ РФ от 23 июня 2004 г. N 70-Т "О типичных банковских рисках".
Риск возникновения у банка убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед банком имеет место по: полученным кредитам, в том числе межбанковским кредитам (депозитам, займам), прочим размещенным средствам, включая требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг, акций и векселей, предоставленных по договору займа; учтенным банком векселям; банковским гарантиям, по которым уплаченные банком денежные средства не возмещены принципалом; сделкам финансирования под уступку денежного требования (факторинг); приобретенным банком по сделке (уступка требования) правам (требованиям); приобретенным банком на вторичном рынке закладным; сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа (поставки финансовых активов); оплаченным банком аккредитивам (в том числе непокрытым аккредитивам); возврату денежных средств (активов) по сделке по приобретению финансовых активов с обязательством их обратного отчуждения; требованиям банка (лизингодателя) по операциям финансовой аренды (лизинга). Концентрация кредитного риска проявляется и в предоставлении крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков, а также в результате принадлежности должников банка либо к отдельным отраслям экономики, либо к географическим регионам или при наличии ряда иных обязательств, которые делают их уязвимыми к одним и тем же экономическим факторам. Кредитный риск возрастает при кредитовании связанных с банком лиц (связанном кредитовании), т. е. предоставлении кредитов отдельным физическим или юридическим лицам, обладающим реальными возможностями воздействовать на характер принимаемых банком решений о выдаче кредитов и об условиях кредитования. Кредитный риск возникает по самым разным причинам. В то же время есть одна общая предпосылка, определяющая высокий уровень этого риска в России, какой бы конкретной причиной ни было вызвано его появление. Она связана с порядком погашения ссуд, установленным Положением Банка России от 31 августа 1998 г. N 54-П "Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" <3>. В соответствии с данным Положением погашение (возврат) размещенных банком денежных средств и уплата процентов по ним производятся путем списания денежных средств в порядке очередности, установленной законодательством, а именно ст. 855 ГК РФ, в последнюю очередь. -------------------------------- <3> Вестник Банка России. 2001. N 73.
Правовое регулирование кредитным риском характеризуется определенной спецификой, отличающей его от регулирования других рисков банковской деятельности. Наиболее важной его особенностью является ограничение самостоятельности банков в формировании параметров кредитного портфеля и соответственно ограничение возможностей выбора ими комбинаций оптимального соотношения доходности и риска кредитных вложений. Самостоятельность банков в этом вопросе ограничивается необходимостью выполнения установленных Банком России нормативов по кредитованию. Банк России посредством правового регулирования деятельности банков так или иначе воздействует на все сопряженные с нею риски. Однако если другие риски (за исключением риска ликвидности) регулируются им при помощи косвенных методов, то кредитный риск в силу его значительного влияния на финансовую устойчивость банков регулируется Банком России, его Инструкцией от 16 января 2006 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" <4> напрямую, в виде установления обязательных для банков нормативов и контроля за их исполнением: -------------------------------- <4> Вестник Банка России. 2004. N 11.
- максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; - максимального размера крупных кредитных рисков; - максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам); - совокупной величины риска по инсайдерам банка. Для минимизации убытков вследствие кредитных рисков, возникающих в результате деятельности банков, последние обязаны формировать (регулировать) резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности <5> на основании следующих принципов: -------------------------------- <5> Вестник Банка России. 2004. N 28.
- соответствие фактических действий по классификации ссуд и формированию резерва требованиям настоящего Положения и внутренних документов кредитной организации; - комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд и формированию резервов; - своевременность классификации (реклассификации) ссуды и (или) формирования (регулирования) резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности. Резерв формируется банком при обесценении ссуды (ссуд), т. е. при потере ссудой стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед банком в соответствии с условиями договора либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения). Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, т. е. по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска, соответствующих требованиям (пять классифицированных категорий), установленным настоящим Положением, и обособленных в целях формирования резерва в связи с кредитным риском, обусловленным деятельностью конкретного заемщика либо группы заемщиков в связи предоставлением им ссуд, которые включены в портфель однородных ссуд. Задолженность по предоставленным (размещенным) денежным средствам, безнадежная и (или) признанная нереальной для взыскания, в установленном Банком России порядке списывается с баланса банка-кредитора за счет созданного резерва на возможные потери по ссудам, а при его недостатке относится на убытки отчетного года. Качество кредитных портфелей коммерческих банков проверяется при анализе каждой выданной ссуды исходя из нормативных требований, регламентированных Положением Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П, Банком России (его территориальными учреждениями) для внесения (в случае необходимости) изменений в группы кредитного риска и суммы фактически созданного резерва на покрытие возможных потерь. Все коммерческие банки сталкиваются с процентными рисками. Банковское дело по своей природе предполагает игру на процентных ставках. Это неизбежно ведет к тому, что банки ежедневно сталкиваются с процентным риском. Основным источником доходов почти всех банков является процентный доход, представляющий собой разницу между суммой процентов, полученных банком от предоставления ссуд, вложений в ценные бумаги, с остатков на ностро-счетах, и суммой процентов, уплаченных банком по привлеченным ресурсам. Процентный риск по своей природе является спекулятивным финансовым риском, так как изменения процентных ставок могут привести как к прибыли, так и к убытку. Процентный риск - риск возникновения финансовых потерь (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам кредитной организации. Высокий уровень процентного риска может представлять серьезную угрозу для прибыльности и капитальной базы банка. Банки могли бы избежать процентного риска, если бы они привлекали и размещали ресурсы на одинаковые сроки. Однако несовпадение в сроках неизбежно присутствует в деятельности любого банка, поскольку одной из функций коммерческих банков в системе рыночного хозяйства является трансформация краткосрочных ресурсов в долгосрочные вложения в экономику. Банки не могут уклониться от процентного риска, поскольку он связан не столько с проведением конкретных банковских операций, сколько со всей совокупностью действий банка по привлечению и размещению денежных средств на возвратной основе. Поэтому избежать процентного риска путем правового (нормативного) регулирования, как это делается в отношении кредитного риска, на практике затруднительно. Для нейтрализации риска процентных ставок применяются иные методы, к которым прежде всего относятся хеджирование, основанное на использовании производных финансовых инструментов (деривативов). Регулирование процентным риском - сложный и трудоемкий процесс, но поддающийся формализации, в том числе и правовой, и требующий постоянных усилий со стороны структурных подразделений и руководителей банка. Базельский комитет по вопросам банковского надзора так формулирует основную цель регулирования процентного риска: поддерживать размер процентного риска в пределах параметров, установленных самим банком, в течение периода возможных изменений процентных ставок <6>. -------------------------------- <6> См.: письмо ЦБ РФ от 2 октября 2007 г. N 15-1-3-6/3995 "О международных подходах (стандартах) организации управления процентным риском" // Документ опубликован не был.
В соответствии с базельскими нормами-принципами Банк России, признавая важность регулирования процентного риска как составной части рыночного риска, разработал Положение от 14 ноября 2007 г. N 313-П о порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска <7>, регулирующее величину потенциальных потерь от соответствующего вида рыночного риска, представляющую собой скорректированную величину фондового, процентного или валютного рисков, рассчитанных в соответствии с данным Положением. Индикатором "зоны существенного риска" является значительная совокупная величина потенциальных потерь от рыночных рисков банка либо слабая диверсификация рыночных рисков (высокая чувствительность к одному виду риска). Величина потенциальных потерь от реализации рыночного риска определяется как сумма потенциальных потерь от реализации валютного, фондового и процентного рисков. Величина потенциальных потерь от реализации процентного риска рассчитывается исходя из предположения об обесценении вложений в котируемые корпоративные долговые обязательства торгового портфеля банка. Величина потенциальных потерь от реализации валютного риска рассчитывается исходя из предположения о девальвации национальной валюты в случае кризисной ситуации и соответственно о потерях кредитных организаций, имеющих короткие открытые валютные позиции (когда валютные пассивы кредитной организации превышают ее валютные активы). Установление размеров (лимитов) открытых валютных позиций и особенности осуществления надзора за их соблюдением регламентируется Инструкцией Банка России от 15 июля 2005 г. N 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями" <8>. Величина потенциальных потерь от реализации фондового риска рассчитывается исходя из предположения об обесценении в кризисной ситуации вложений в котируемые акции торгового портфеля банка. -------------------------------- <7> Вестник Банка России. 2007. N 68. <8> Вестник Банка России. 2005. N 44.
Регулирование операционным риском осуществляется коммерческими банками в соответствии с принципами, регламентированными в письме Банка России от 24 мая 2005 г. N 76-Т "Об организации управления операционным риском в кредитных организациях" <9>. Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного риска являются: -------------------------------- <9> Вестник Банка России. 2005. N 28.
- случайные или преднамеренные действия физических и (или) юридических лиц, направленные против интересов банка; - несовершенство организационной структуры банка в части распределения полномочий подразделений и служащих, порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок, их документирования и отражения в учете, несоблюдение служащими установленных порядков и процедур, неэффективность внутреннего контроля; - сбои в функционировании систем и оборудования; - неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля банка и др. Операционные убытки могут быть в виде: снижения стоимости активов; досрочного списания (выбытия) материальных активов; денежных выплат на основании постановлений (решений) судов, решений органов, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации; денежных выплат клиентам и контрагентам, а также служащим банка в целях компенсации им во внесудебном порядке убытков, понесенных ими по вине банка; затрат на восстановление хозяйственной деятельности и устранение последствий ошибок, аварий, стихийных бедствий и других аналогичных обстоятельств; прочих убытков. Основные принципы регулирования операционным риском отражаются в документах коммерческих банков, носящих внутренний нормативный характер и определяющих: - организационную структуру коммерческих банков, разделение и делегирование полномочий, функциональные обязанности, порядок взаимодействия подразделений, служащих и обмена информацией; - порядок, правила, процедуры совершения банковских операций и других сделок, учетную политику, организацию внутренних процессов; - правила, порядки и процедуры функционирования систем (технических, информационных и других); - порядок разработки и представления отчетности и иной информации; - порядок стимулирования служащих и другие вопросы. При кредитовании иностранных контрагентов у коммерческих банков могут возникать страновый риск и риск неперевода средств. В соответствии с указанием ЦБ РФ от 22 июня 2005 г. N 1584-У "О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон" <10> Банк России устанавливает порядок формирования и размер резерва на возможные потери под операции банков с резидентами офшорных зон под: -------------------------------- <10> Вестник Банка России. 2005. N 38.
- ссуды, предоставленные резидентам офшорных зон, а также ссудную и приравненную к ней задолженность; - финансовые инструменты, контрагентами по которым выступают резиденты офшорных зон. Регулирование риска ликвидности банков лежит в основе доверия ко всей банковской системе. Проблема ликвидности выходит за рамки одного коммерческого банка, так как нехватка ликвидности в одном банке может иметь негативные последствия для всей банковской системы в целом. Не будет преувеличением отметить, что риск ликвидности является основным банковским риском, в котором находят свое проявление все прочие риски, так или иначе сопряженные с банковской деятельностью. Действительно, не возвращенный вовремя кредит, неблагоприятное изменение рыночных процентных ставок, валютных курсов или курсов ценных бумаг - все это приводит к уменьшению имеющихся в распоряжении банка денежных средств, обеспечивающих выполнение его обязательств перед клиентами и партнерами. Важно понимание, что даже однократный отказ банка от своевременного выполнения своих обязательств, вызванный легкоустранимыми причинами временного характера (например, технической задержкой платежей в платежной системе), может необратимым образом сказаться на финансовой устойчивости банка и привести его в конечном счете к банкротству. Подобный отказ, получивший огласку, становится сигналом для клиентов и вкладчиков банка о неблагополучии его финансового положения и вызывает лавинообразный отток размещенных в банке денежных средств. Вероятность такого развития ситуации указывает на взаимосвязь угрозы потери ликвидности с еще одним важным риском, которому подвергаются все кредитные организации, - риском потери деловой репутации. Уверенность банков друг в друге, уверенность основных поставщиков финансовых ресурсов банков - это аксиома существования нормальных рыночных условий в банковском секторе экономики. Поэтому вполне естественно, что банки формируют свои пассивы таким образом, чтобы иметь различные сроки погашения соответствующих активов в балансе. В то же время банки должны погашать свои обязательства (например, депозиты) в установленные сроки. Банк, таким образом, может испытывать ликвидные несоответствия, что ставит вопрос о ликвидной политике и о регулировании, прежде всего правовом, риска ликвидности на первое место в его деловой стратегии. Таким образом, регулирование риска ликвидности может рассматриваться как ключевое звено всей системы правового регулирования деятельности банков, включая прежде всего регулирование сопряженных с их деятельностью рисков. При этом необходимо отметить, что в данной области правового регулирования банковской деятельности пока не достигнута такая международная координация в разработке норм-принципов, как, например, в области требований к адекватности капитала. Банковское законодательство обычно содержит ряд конкретных требований - нормативов к ликвидности, которые коммерческий банк должен выполнять. По существу, они представляют собой предельные значения риска ликвидности. Правовое регулирование ликвидности банков детерминируется выполнением Банком России своих функций, направленных на обеспечение финансовой устойчивости банков. В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <11> нормативы ликвидности кредитной организации определяются как: -------------------------------- <11> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
- отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов; - отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов. Согласно гл. 3 Инструкции Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" <12> банки обязаны выполнять следующие нормативы ликвидности: -------------------------------- <12> Вестник Банка России. 2004. N 11.
- норматив мгновенной ликвидности (норматив Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяется как отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования (минимально допустимое значение норматива мгновенной ликвидности устанавливается в размере 15%); - норматив текущей ликвидности банка (норматив Н3) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяется как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней (минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности банка устанавливается в размере 50%); - норматив долгосрочной ликвидности банка (норматив Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяется как отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней (максимально допустимое значение норматива долгосрочной ликвидности банка устанавливается в размере 120%). На протяжении всего периода перехода от административно-командной экономики к рыночным отношениям перед банковской системой Российской Федерации стоит проблема правового регулирования различными видами рисков, с которыми сталкиваются коммерческие банки при осуществлении своей деятельности. Основой правового регулирования банковских рисков являются базельские нормы-принципы <13>. Использование базельских норм-принципов как фундамента теоретических основ правового регулирования рисками банковской системы России позволяет оптимизировать элементы правового регулирования банковских рисков и создать методологическую основу регулирования рисками в условиях диверсификации и усложнения финансовых инструментов в условиях рыночной экономики. Для полновесной реализации идей базельского процесса требуется правовое обеспечение именно интегративного риск-менеджмента в масштабах интересов всех участников банковских операций. Следовательно, речь должна идти о смене парадигмы регулирования банковской системой в духе превентивности и проактивности. При этом наиболее продуктивная организация риск-менеджмента требует интегративного и гармоничного правового регулирования совокупности всех аспектов, уровней и типов рисков. -------------------------------- <13> См.: International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: Revised Framework // http//www. cbr. ru/today/pk/basel. pdf.
Финансовая устойчивость банковского сектора экономики в целом и устойчивость конкретных банков зависят от структурных и макроэкономических факторов, образующих среду банковской деятельности, а также от внутренней устойчивости банковской системы, основным элементом которой является устойчивость каждого фактического банковского холдинга, понимаемого как совокупность банка, его филиалов и клиентуры. Внутренние и внешние факторы риска могут и взаимно усиливать друг друга, дестабилизируя банковскую систему, и наоборот, взаимно компенсировать опасные влияния, стабилизируя обстановку. Базельский процесс <14>, его нормы-принципы подталкивают российское банковское сообщество к усилению акцента именно правового регулирования банковскими рисками как фактора, явно усиливающего финансовую устойчивость коммерческих банков - главных составных элементов не только банковской, но и финансовой системы государства. Такова главная тенденция развития банковского надзора в развитых государствах, включающая развитие риск-ориентированных подходов, включающих оценку деятельности коммерческих банков и применение мер надзорного реагирования, исходя прежде всего из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на финансовую устойчивость коммерческих банков. -------------------------------- <14> В 1990-е годы усилилась неустойчивость финансовых рынков, появилось множество финансовых инноваций. Усилилась нестабильность экономики, приведшая к обширным финансовым кризисам, например в Азии в 1997 г. и в Восточной Европе в 1998 г., в том числе и в России. Риски, с которыми вынуждены иметь дело банки, занимающиеся международными операциями, стали более сложными. Все это в наибольшей степени повышало общий уровень рискованности банковских операций, особенно при проведении международных транзакций. Поэтому Базельский комитет по банковскому надзору и стремится выработать общие нормы-принципы регулирования банковской деятельности, особенно в регулировании финансовой устойчивости международно-активных банков. Базельский комитет по банковскому надзору представляет собой Комитет национальных органов банковского надзора. Создан в 1975 г. В состав Комитета входят уполномоченные руководители органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Швейцарии, Швеции. Секретариат Комитета находится в г. Базель (Швейцария) в Банке международных расчетов. Практическая работа ведется рабочей группой, в которую входят представители Секретариата Комитета и органов банковского надзора ряда развитых и развивающихся стран, в том числе и Банка России.
Это принципиально новая отправная точка в развитии банковского надзора, предполагающая переход от административного регулирования деятельности банков к риск-ориентированному регулированию и его правовому обеспечению.
Название документа