Возникновение организаций по обеспечению правопорядка и безопасности на железнодорожном транспорте в Российском государстве
(Тодуа Ю. А.) ("Общество и право", 2008, N 3) Текст документаВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Ю. А. ТОДУА
Тодуа Юлия Александровна, аспирант кафедры теории государства и права Ростовского государственного университета путей сообщений.
Железнодорожный транспорт - это объект повышенной опасности и, как следствие этого, требует особого внимания правоохранительных органов. Говоря о безопасности на железнодорожном транспорте, следует понимать не только "состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства" <1>. Большое значение имеет выполнение работниками своих функций по поддержанию исправности железной дороги. Ведь из-за преступно-халатного отношения к работе в такой отрасли, как транспорт, происходят случаи гибели людей и без незаконного вмешательства. -------------------------------- <1> ФЗ "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ.
В настоящее время проблемы безопасности продолжают интенсивно разрабатываться для различных направлений деятельности человека. Результаты работ в данных областях знаний сформировались в виде первых законодательных актов по вопросам безопасности на федеральном уровне. Эти законы "определяют правовые основы по вопросам безопасности по отдельным направлениям деятельности человека. К одному из таких направлений относится безопасность транспорта как составная часть национальной безопасности РФ" <1>. -------------------------------- <1> Белый О. В., Скороходов Д. А. // Вестник евроазиатского транспортного союза от 21 июня 2004 г. N 12 - 13. С. 1.
Главной целью транспортного комплекса (ТК) является перевозка пассажиров и грузов с минимально возможными материальными, энергетическими и временными затратами по заданному маршруту без допустимого изменения их состояния, состояния технических средств транспортной системы, обслуживающего персонала, окружающей среды и населения, находящегося в зоне влияния перевозочного процесса. В 1809 г. в России был создан орган центрального управления путями сообщения - "Дирекция водных и сухопутных коммуникаций". Вся территория страны делилась на 10 округов, в каждом из которых был директор водных и сухопутных коммуникаций. В округе создавалась специализированная транспортная полиция, задачей которой являлось обеспечение безопасности на речном и морском транспорте, сопровождение и предотвращение хищений грузов. Полицейские команды дирекции водных и сухопутных коммуникаций формировались директором округа, подчинялись ему и действовали независимо от местной администрации, городской и сельской полиции. Линии железных дорог строились на территории различных губерний и уездов, т. е. уже на стадии строительства дорог возникала необходимость обеспечения линейного, а не территориального принципа охраны правопорядка. В силу разной удаленности строящегося полотна дороги от населенных пунктов территориальные подразделения полиции не могли быть задействованы на строительстве дорог. Вот почему потребовалось привлечение экстерриториального подразделения, коим и являлись жандармские команды и эскадроны, обладавшие к тому же значительной мобильностью передвижения. А так как основной обязанностью их было обеспечение общественного порядка в районе строительства дорог и неподчиненность местным органам исполнительной власти, то и подчинялись жандармы должностным лицам Министерства путей сообщения <1>. -------------------------------- <1> Литвинов Н. Д. Противодействие антигосударственному террору на железных дорогах Российской империи: Сб. док. и материалов. М.: Голос, 1999. С. 4.
27 июля 1861 г. императором Александром II было "Высочайше" утверждено "Положение о жандармских полицейских управлениях С.-Петербурго-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорог", т. е. в структуре правоохранительных органов родился новый вид самостоятельного подразделения - жандармская железнодорожная полиция. Несмотря на то что железнодорожная полиция по-прежнему оставалась в ведении Министерства путей сообщений (далее - МПС) и подчинялась на местах инспектору каждой дороги как представителю МПС, названное Положение более четко регламентировало права и обязанности полиции. Они сводились "к наблюдению за точным исполнением рабочими и подрядчиками их взаимных обязательств, попечению о сохранении порядка на станциях и разбирательству разных жалоб, причем возбуждаемые дела о несогласиях с рабочими предписывалось, по возможности, оканчивать полюбовными соглашением чрез личное влияние офицеров" <1>. -------------------------------- <1> Тимофеев Л. А. Обязанности жандармской железнодорожной полиции по жандармско-полицейской части. Изд. 2-е. СПб., 1912. С. 2.
Нахождение полиции в оперативном подчинении и финансовой зависимости от МПС, т. е. местных начальников и управляющих дорог, значительно снижало ее возможности по проведению в жизнь правоохранительной политики государства на объектах транспорта. В возникавших ситуациях, особенно во взаимоотношениях между пассажирами и сотрудниками железных дорог, полиция не столько отстаивала законные интересы граждан, столько защищала заинтересованность дорог. В январе 1867 г. по инициативе шефа жандармов генерал-адъютанта графа Шувалова император Александр II подписал Положение, в соответствии с которым все подразделения жандармской полиции, вне зависимости от ведомственной принадлежности, передавались в ведение Корпуса жандармов, в том числе и жандармская железнодорожная полиция. 16 марта 1867 г. другим "Высочайшим повелением" были определены структура и штаты жандармской железнодорожной полиции. С этого же времени началось активное нормативное регулирование деятельности жандармской железнодорожной полиции, что находило свое отражение в различных нормативных актах. Так, Свод военных постановлений 1869 г. в ст. 692 определил следующее назначение сотрудников жандармской железнодорожной полиции: "Жандармские полицейские управления железных дорог несут все обязанности и пользуются всеми правами наружной полиции, принимая участие в охранении внешнего порядка и в предупреждении и пресечении нарушений общественных, благочиния и безопасности на определенных районах по железных дорогам" <1>. Устав уголовного судопроизводства закрепил обязанности жандармской полиции по обнаружению и исследованию преступлений и проступков, совершающихся в районе действий чинов жандармских полицейских управлений железных дорог. -------------------------------- <1> Свод военных постановлений. Книга III. Ст. 692. СПб., 1890.
На железнодорожную полицию возлагали следующие функции: 1) исполнение обязанностей по делам судебного ведомства; 2) непосредственное участие и наблюдение за исполнением на железных дорогах публикой и служащими дороги правил и распоряжений, обеспечивающих внешний порядок и благочиние на железных дорогах или имеющих целью предупреждение и преследование совершающихся на оных преступных действий; 3) исполнение обязанностей, возложенных Общим уставом Российских железных дорог подлежащими постановлениями, издаваемыми в развитие его; 4) исполнение обязанностей по делам военного ведомства, казенного управления и департамента полиции; 5) осмотра паспортов в некоторых пограничных пунктах; 6) непосредственное и исключительное руководство обеспечением безопасности проезда императорских поездов; 7) производство дознаний по политическим делам и др. <1> -------------------------------- <1> Гетман Н. И. Задачи органов внутренних дел на транспорте в условиях реформирования транспортной системы России // Проблемы обеспечения безопасности на объектах транспорта и пути ее улучшения. Якутск, 1998. С. 6.
При изучении документов жандармской железнодорожной полиции можно заметить отсутствие противопоставления жандармов и железнодорожников. Это был единый, цельный организм, полностью ориентированный на обеспечение правопорядка и нормального функционирования железнодорожного транспорта <1>. Например, для повышения дисциплины среди железнодорожников жандармы предлагали создать на дорогах "особые дисциплинарные комиссии для рассмотрения неправильных действий по службе" железнодорожников. Комиссия должна была обладать правами наложения следующих дисциплинарных взысканий: объявление устных и письменных замечаний и выговоров, смещение на более низкие должности, увольнение или отстранение от службы. -------------------------------- <1> Гетман Н. И. Указ. соч. С. 7.
Для железнодорожной полиции был характерен комплексный профессиональный подход к изучению оперативной обстановки с выходом на протезирование принимаемых решений. Для примера возьмем 1896 г., в котором на всех железных дорогах было зарегистрировано полицией 13830 случаев краж, из них по группам было: 1) краж в пассажирских поездах - 3324; 2) на станциях - 4196; 3) товаров и грузов - 2712; 4) железнодорожного имущества - 4625 <1>. -------------------------------- <1> Деятельность силового механизма Советской России по обеспечению безопасности функционирования железнодорожного транспорта в экстремальный период становления Советского государства 1917 - 1923 гг.: Сб. док. и матер. Воронеж: Воронеж. ин-т МВД России, 2000. 278 с. С. 182 - 186.
Видно, что наибольшее количество краж приходится на железнодорожное имущество, "охраняемое агентами дороги". Благодаря проведенному дознанию было установлено, что 34% краж совершено железнодорожниками. Несмотря на это, от услуг железнодорожников полиция не отказывалась полностью. Касаясь вопроса законодательной основы работы правоохранительных органов, обратимся к Общему уставу Российских дорог 1906 г. Раздел третий главы третьей регулирует работу полицейского надзора на железных дорогах: Статья 183. Охранение внешнего порядка, благочиния и общественной безопасности в районе действия Жандармских полицейских управлений железных дорог возлагается на чинов сих Управлений, которые исполняют в сем отношении все обязанности общей полиции, пользуясь при том всеми правами, ей присвоенными. Статья 184. Район действий Жандармских полицейских управлений железных дорог простирается на все пространство земли, отчужденное под железные дороги, и на все находящиеся на сей полосе постройки и сооружения. Случаи, в которых, по местным условиям или ввиду особых обстоятельств, действие чинов сих Управлений распространяется за пределы означенного района, определяются министром внутренних дел по соглашению с министром юстиции. Статья 185. Все служащие на железных дорогах обязаны: 1) оказывать чинам Жандармских полицейских управлении содействие по исполнению лежащих на сих чинах обязанностей; 2) немедленно сообщать означенным чинам о всех замеченных происшествиях, заключающих в себе признаки преступления или проступка, и 3) доставлять, по требованиям железнодорожной полиции, сведения, необходимые для исполнены возложенных на нее обязанностей. Статья 186. В случае отсутствия чинов Жандармских полицейских управлений на месте совершения преступления, служащие на железных дорогах, до прибытия жандармской полиции, охраняют следы преступлений всеми зависящими от сих лиц способами. Помимо Устава Российских железных дорог также деятельность по обеспечению правопорядка регламентировалась следующими нормативно-правовыми актами: Положением о мерах к охранению государственного и общественного спокойствия (приложение 1 к ст. 1 (прим. 2) Устава предупреждения и пресечения преступлений по Своду 1906 г.), Именным Высочайшим Указом "О правилах чрезвычайной охраны на железных дорогах", изданным 14 декабря 1905 г. Для того чтобы убедиться в законности и правомерности применения законодательных актов на деле, рассмотрим уголовное дело N XXXII "О крестьянском мальчике Василии Серкове, судимость за вкладование камней в рельсы железной дороги" <1>. Данное преступление было совершено в 1849 г. во время устройства Петербурго-Московской дороги. Обвиняемый был несовершеннолетним, непреднамеренно совершил данный поступок, не мог предвидеть последствий схода состава, за что был все равно наказан "чрез полицейских служителей розгами 70 ударами и сослан в каторжную работу в крепость на восемь лет" <2>. -------------------------------- <1> Русские уголовные процессы. Издание А. Любавского. СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", по Мойке N 5., 1866. С. 439. <2> Там же. С. 446.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что происходящие в стране политико-экономические процессы, повлекшие за собой изменение структуры и динамики преступности на железнодорожном транспорте, заставляют более внимательно отнестись к историческому опыту противодействий правонарушениям на транспорте в Российской империи.
Название документа