Сельское хозяйство и право
(Егиазаров В. А.) ("Законодательство и экономика", 2008, N 7) Текст документаСЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПРАВО
В. А. ЕГИАЗАРОВ
Егиазаров В. А., доктор юридических наук, профессор.
Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ опубликованы материалы Международной научно-практической конференции на тему "Правовые проблемы развития сельского хозяйства" (М.: Юриспруденция, 2007), представляющие собой сборник докладов и выступлений свыше семидесяти участников конференции. Среди них - руководители и специалисты Аппарата Правительства РФ, Минсельхоза России, других федеральных и региональных органов власти, преподаватели столичных и региональных вузов, сотрудники научных учреждений, члены общественных организаций, зарубежные гости (Украина, Австрия и т. д.). В рецензируемом издании широко представлены различные научные позиции, выработанные во многих авторитетных организациях России и стран СНГ, в том числе в Институте государства и права РАН, Институте государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, Московской государственной юридической академии, Государственном университете по землеустройству. В связи с этим интересен профессиональный состав авторов: юристы, экономисты, землеустроители, экологи, социологи, биологи, философы. Материалы конференции имеют логичную и стройную структуру: правовое регулирование аграрных отношений; особенности земельных правоотношений в области сельского хозяйства; иное природопользование в области сельского хозяйства. Авторы затронули широкий круг проблем, связанных с правовым регулированием отношений в области сельского хозяйства: вопросы формирования государственной аграрной политики, система аграрного законодательства, конкретные направления совершенствования управленческих, договорных, финансовых и иных отношений в агропромышленном комплексе (далее - АПК), отдельные виды сельскохозяйственной деятельности, социальные трудности села. Директором Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее - ИЗиСП), доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом России Т. Я. Хабриевой выделены проблемы, характерные для правового регулирования АПК. К их числу относятся: поиск оптимальных решений, форм и объемов государственной поддержки сельскохозяйственного производства; повышение уровня кредитования сельскохозяйственных организаций, в том числе путем совершенствования законодательства о кредитных сельских кооперативах и об ипотеке сельскохозяйственных земель; поощрение эффективной деятельности фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, личных подсобных хозяйств, садоводческих и огороднических объединений. Всю остроту проблем АПК подчеркнул первый заместитель директора ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Ю. А. Тихомиров. Он обратил внимание на новые возможности (различные льготы для товаропроизводителей), которые открываются после принятия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" <1>. Однако успешно решать правовые проблемы развития сельского хозяйства можно только при самом активном участии юристов в экспертной и законопроектной работе, подготовке национальных докладов. Юристам необходимо участвовать в мониторинге осуществления приоритетного национального проекта "Развитие АПК". -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 27.
Заместитель директора Департамента отраслевого развития Правительства РФ Ю. Г. Егоров поставил вопрос о необходимости последовательной реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Были справедливо указаны существенные барьеры для развития аграрных и земельных отношений: сложности оформления прав на землю; запутанность и дороговизна землеустроительного процесса; трудности выделения земельного участка в счет земельной доли в праве общей собственности на сельскохозяйственные угодья. Названные проблемы рассмотрены и другими авторами (В. Х. Улюкаев, О. А. Зиновьева, В. В. Алакоз). Заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России С. А. Боголюбов выступил против "модной" фетишизации закона как универсального средства решения общественных проблем. Аграрное законодательство можно считать сложившимся, и надо удержаться от преждевременных попыток разработать Аграрный кодекс. Инициатива кодификации аграрного законодательства принадлежит к числу дискуссионных, заслуживающих тщательной научной проработки. Во Франции есть Сельскохозяйственный кодекс, однако у такой кодификации все равно будут свои пределы. Например, в той же Франции аграрные отношения регулируются отчасти в Лесном и иных кодексах. В материалах конференции отражены основные тенденции и перспективы развития аграрного законодательства и практики его применения. Авторы говорят о необходимости правовой защиты селян и сельского хозяйства, о стимулировании малых форм хозяйствования в рамках национальных проектов, о необходимости обеспечить "пищевую безопасность" при регулировании рынка продовольствия (А. И. Бобылев, В. В. Устюкова, М. С. Пашова). Специалисты ИЗиСП удачно раскрыли механизмы правового воздействия на отношения в области сельского хозяйства, пояснили соотношение аграрного и гражданского законодательства (Е. А. Галиновская, Е. Л. Минина). Горячая заинтересованность некоторых авторов (С. А. Боголюбов, Н. Н. Веденин) в правовом просвещении выражается в настоятельных предложениях о восстановлении обязательной учебной дисциплины в юридических вузах под названием "Аграрное право". По ряду важных вопросов авторам удалось сопоставить российские реалии и зарубежный опыт правового регулирования сельского хозяйства и смежных отраслей хозяйства (Р. Вессели, М. Х. Вахаев, Д. В. Бусуек, А. Н. Горбачев, Н. Н. Мельников, Е. А. Свининых). В материалах конференции приведена аргументированная критика актов аграрного законодательства, в том числе Федеральных законов "О развитии сельского хозяйства", "О сельскохозяйственной кооперации" (М. И. Палладина, В. Н. Яковлев). Нельзя не разделить обеспокоенность (Ю. Г. Жариков) по поводу некоторых изменений в земельном законодательстве: из Земельного кодекса РФ изъяты некоторые нормы, призванные обеспечить приоритет земель сельскохозяйственного назначения (в том числе особо ценных). Это может повлечь снижение ценности сельскохозяйственных земель в пользу компаний-застройщиков, которые и без того получают сверхприбыли. С Ю. Г. Жариковым в целом солидарна заместитель директора по научной работе Юридического института Московского государственного университета путей сообщения, кандидат юридических наук, доцент О. В. Карамышева. Нельзя не процитировать ее фразу-метафору: "Потеря земель сельскохозяйственного назначения "под топором" жилищного строительства подобна гибели государства в случае утраты им продовольственной безопасности". Сложилось представление, будто государственная поддержка сельскохозяйственного производства пока довольно ограничена. Однако из критики действующего законодательства (в том числе Закона "О развитии сельского хозяйства") нельзя делать ложный вывод о том, что поддержка сельского хозяйства и АПК вообще не нужна, избыточна, вредна для "свободы рынка", который-де "сам все устроит". В настоящее время принято ссылаться на зарубежный опыт регулирования АПК. Целесообразно назвать государство со схожими природно-климатическими условиями - Канаду. Уже около полувека аграрная политика Канады основывается на Законе 1959 г. "О стабилизации сельскохозяйственного производства". Затем были приняты Законы "О сельском хозяйстве и аграрном развитии" 1966 г., "О защите законности фермерских хозяйств" 1991 г. Для регулирования АПК Канады долгое время были присущи монополия производителей на оптовую торговлю многими сельскохозяйственными продуктами (мясо, картофель, фрукты, овощи), а также монопольное государственное регулирование торговли такими сельскохозяйственными продуктами, как зерно, молоко, продукция птицеводства. В связи со вступлением России в ВТО некоторые авторы (Н. Г. Доронина, Н. И. Хлуденева) пытались смоделировать регулирование АПК с целью максимального использования позитивного потенциала этой глобальной организации. Однако, не вступая в противоречие требованиям ВТО, нужно защищать и поощрять российского сельхозпроизводителя. Нельзя не поддержать авторов в их убеждении, что нужно защитить российский рынок сельскохозяйственной продукции. Ведь Россия - страна "рискового земледелия". В связи с этим авторы не забыли и вопрос о мелиорации (Л. А. Тимофеев, В. А. Евсегнеев). Отношение к ней всегда было очень неровным, а нередко - неоправданным. Буквально, в переводе с латинского, мелиорация - это "улучшение" земель. Она проводится путем проведения гидротехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. По причине грубых ошибок прошлых лет мелиорация не раз приводила к ухудшению состояния угодий. Однако для того чтобы ввести в оборот новые посевные площади или улучшить состояние "испорченных" участков, нужна опять-таки продуманная и осторожная мелиорация <2>. -------------------------------- <2> Боголюбов С. А., Жариков Ю. Г. и др. Комментарий к Федеральному закону "О мелиорации земель". М.: ИзиСП, 1999; Сиваков Д. О. Водное право: Учебно-практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2007.
Актуальность исследования природоресурсного законодательства применительно к аграрной деятельности обусловлена нерешенностью проблем именно в отношении регулирования использования различных природных объектов сельскохозяйственного назначения. Материалы конференции позволяют осмыслить применение новых Лесного и Водного кодексов РФ, Закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Рассмотрены также вопросы разработки проекта Федерального закона "Об охоте". По мнению ряда авторов, требуется пересмотреть многие методы управления охотничьим делом (А. А. Улитин, Н. В. Кичигин, В. Н. Краева) и рыбным хозяйством (Е. В. Петрунина, Е. А. Свининых, Е. С. Кац, Д. О. Сиваков). Сделано интересное предложение: условия договоров пользования рыбопромысловыми участками должны быть благоприятными для лиц, осваивающих "проблемные" рыбопромысловые участки, в которых нарушены нерестилища, загрязнены донные отложения и т. д. К сожалению, из-за интенсивного гидростроительства и безответственного захламления водных объектов таких проблемных участков еще очень много. Выработанные в ходе плодотворной дискуссии идеи авторов не теряют свою актуальность в связи с недавними изменениями законодательства. С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3>. В итоге возникает новая редакция Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", призванная развить договорные начала в области рыбного хозяйства, что совпадает с настроениями авторов. -------------------------------- <3> Российская газета. 2007. N 282.
Многие доклады, включенные в материалы конференции, носят дискуссионный характер; по отдельным вопросам были выражены противоположные мнения. Надо полагать, что вся палитра взглядов и суждений о проблемах сельского хозяйства и его законодательного обеспечения послужит питательной средой для творческой мысли ученых и практиков для дальнейших разработок и обсуждений. Определенными недостатками материалов конференции являются разностильность представленных докладов и выступлений. Иногда авторы делают недостаточно продуманные выводы и предложения, не смотрят на проблемы АПК комплексно, односторонне оценивают советский этап развития сельского хозяйства и аграрного права (В. Н. Яковлев). В завершение нужно отметить: организаторы конференции проделали большую научную, организационно-техническую и редакционную работу. Одной из их заслуг является широкое привлечение молодых авторов - аспирантов и соискателей различных вузов и НИИ. Статьи молодых авторов привлекают к себе внимание оригинальными подходами и добротным анализом (М. Р. Панфилова, Е. Л. Сидорова). В целом материалы Международной научно-практической конференции "Правовые проблемы развития сельского хозяйства" полезны для осознания широкой общественностью "черных дыр" и "острых углов" в аграрных правоотношениях.
Название документа